Урок обучения грамоте - буква ш

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока обучения грамоте.

(Программа «Школа 2100») Тема урока: Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш. Цель: знакомство с согласным звуком [ш] и буквой ш, с особенностью этого звука. Задачи: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой, овладевать начертаниями письменных букв; развивать умение слышать и слушать; обогащать словарный запас обучающихся; воспитывать культуру поведения при работе в группах; воспитывать аккуратность, умение радоваться успехам друзей. Формирование УУД: Познавательные УУД: формируем умение: - извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, - представлять информацию в виде схемы, - выявлять сущность, особенности объектов, - на основе анализа объектов делать выводы. Регулятивные УУД: формируем умение: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -прогнозировать предстоящую работу (составлять план), -осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: формируем умение: - слушать и понимать речь других, - строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, - участвовать в диалоге на уроке, работать в паре. Личностные УУД: формируем умение: - высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, - оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией, -формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Оборудование: компьютер, фонограмма «Песня Шапокляк», рисунок Шапокляк, предметные картинки, модели звуков, раздаточный материал (в конверте), рисунок «На что похожа буква», образец штриховки, образец написания буквы и слогов, плакат со слогами, шарики из цветной бумаги трёх цветов у каждого ученика. 1. Орг. момент. (Слайд 2) Слышишь звонкий голосок? Нам пора начать урок! Мы - умные! Мы - дружные! Мы - внимательные! Мы - старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! 2. Речевая разминка. 1)Упражнения для глаз, губ, языка, на дыхание. Проговаривание скороговорок 2)(Слайд 3) Скороговорка Ест кискa суп из миски.
Сытa кискa, пустa мискa. 3) (Слайд 4) Музыкальная чистоговорка 3. Актуализация опорных знаний. Формулирование темы. Урок обучения грамоте - буква ш


1. - К нам в гости пришли наши друзья смешарики- звуковички. (слайд 5) - Назовите эти буквы. - Почему звуковички держатся за руки? - Что их объединяет?

  • ( эти буквы обозначают глухие согласные звуки, поэтому у них на головах цилиндры (слайд 6)
  • эти буквы обозначают два звука: твёрдый и мягкий, башмачки у звуковичков синего и зелёного цвета (дети обувают звуковичков в синие и зелёные башмачки)
- С собой звуковички привели новичка. Что заметили? (он без имени) 2. Отгадайте загадки.

1. (Слайд 7) Что за фрукт? На вкус хорош
И на лампочку похож,
Бок зеленый солнцем греет,
Он желтеет и краснеет?
(Груша)

2. (Слайд 8)

Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза...
И что это? (машина)

- Какой звук общий есть в этих словах? ([ш]) - Как вы думаете, с чем мы сегодня на уроке познакомимся? (с новым звуком) -Каковы задачи нашего урока? Чему мы должны научиться?

  • дУрок обучения грамоте - буква шУрок обучения грамоте - буква шУрок обучения грамоте - буква шети ставят задачи, учитель прикрепляет на доске кружочки.


1) узнать про новый звук и новую букву; 2) научиться писать новую букву; 3) научиться читать слоги и слова с новой буквой. (слайд 9) 4. «Открытие» нового знания. 1) Знакомство с новым звуком. -Нам нужно узнать, какой это звук. Для этого составим схемы слов - отгадок (слайд 10) Согласный или гласный? (он согласный, при произношении встречает преграду) -Раз он согласный, что мы можем про него ещё узнать? (мягкий или твёрдый, звонкий или глухой) -Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему? (доказательство) -Надеваем коричневую шляпку на звуковичка (учитель прикрепляет на доске). Выводы. Звук [ш] всегда твёрдый. 2) (Слайд 11) Найдите слова , в которых есть звук [ш]. Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву «ш» 3) (Слайд 12) Стихотворение про букву и звук [ш]. - Какие слова вы услышали с этим звуком? 4) - Для звука [ш] нужно «платье», значок, с помощью которого мы будем записывать этот звук. Посмотрите, как эта буква печатается. 5) Чтение слогов и слов с буквой ш (Слайд 16) 6) Работаем по чтению родственных слов (Слайд 17) шут шутка шутил шутник
- Что можете сказать про эти слова? (однокоренные) - Выделите корень. - Кто такой шут? (тот, кто шутит, кривляется, веселит народ, клоун, шуты жили при дворце для развлечения гостей) - А шутник? (человек, который любит шутить) - Подберите к слову шутник слово близкое по значению (синоним). крошка окрошка - Что такое крошка? (мелкая часть чего-то) - А когда ещё так говорят? (Кого ещё так называют?) (маленького ребёнка) - Кто знает, что такое окрошка? (холодный суп с мелко порубленным мясом, овощами и зеленью) - Кто любит окрошку? (это блюдо хорошо утоляет не только голод, но и жажду в жаркий летний день)
7) Знакомство с письменной строчной буквой ш. -Почему в Букваре в левом углу написано две буквы? (одна - печатная, другая - письменная) -Наша следующая задача - научиться писать строчную букву ш. -Открываем пропись (с.26)
  • Пальчиковая гимнастика. (под музыку)
-Рассмотрите табло. Из каких элементов состоит буква ш строчная? Есть ли новые элементы? (слайд 18) -Я напишу эту букву под счёт: раз - и - два - и - три - и (показ на доске) - Обвод буквы, которая вырезана из наждачной бумаги. -Что можно сказать о расстоянии между элементами-наклонами? (одинаковое)
  • Дети пишут под счёт на табло сначала элементы буквы, потом сами буквы.
  • самостоятельная работа (последняя строка): написать наклонные палочки синей ручкой, букву ш зелёной.
Физкульминутка. Игра «Кто самый внимательный?» С этой игрой мы отдохнём, и будем определять место звука [ш] в словах: если этот звук в начале слова - приседаете, если в конце слова - поднимаем вверх руки, если в середине - кружимся, если будет ловушка - хлопаем в ладоши. Шуба, карандаш, машина, шкаф, шарф, кошка, мышь, шашка, крыса, крыша,, шар, арбуз, лягушка. 8) Написание слогов (с.27) -Прочитайте и обведите зелёным цветом в слогах только букву ш. Возьмите синюю ручку и соедините их со следующей буквой и обведите их. Что получилось? -Вы научились писать новую букву? -Оцените, как у вас это получилось? -Убираем второй кружок. 9) Чтение по Букварю. (с.80) Работа над текстом. 1). Работа над текстом до чтения. Данные слова являются ключевыми для рассказа, который будем сегодня читать. - Прочитайте слова ещё раз (хором). - Как вы думаете, о чём будет рассказ? (ответы детей) Откройте «Азбуку» на стр. 820 Прочитайте название рассказа. Рассмотрите иллюстрацию. - Кто на ней изображен? - Можем мы сказать, как зовут клоуна? (Да, Паша. Это узнали из названия.) - Как он выглядит? - О ком мы прочитаем в рассказе? - Каким по настроению будет этот рассказ? (Весёлым, шутливым, ведь рассказ о клоуне.) - Предположите, что мы прочитаем в рассказе о Паше-клоуне? (Дети высказывают свои предположения) Свои предположения мы проверим, прочитав рассказ. Чтение текста про себя. 2). Работа над текстом во время чтения. Чтение текста по частям (по предложениям). 1 пр. - Кто же Паша? (клоун) - Кто такой клоун? (артист цирка, который веселит народ, поднимает настроение, не дает грустить) 2 пр. - Какой Паша, раз он шутник? (веселый, задорный, озорной, остроумный) 3 пр. - Какую шапку носит Паша? (ушанку: это теплая шапка с ушами) 4,5 пр. - Можно ли сварить суп-окрошку из ромашек? (нет, так Паша шутит) - Оправдались ли наши предположения, о чем будет рассказ? Прочитаем рассказ ещё раз по цепочке. 3). Беседа после чтения. - Что мы узнали о Паше из рассказа? Рассмотрите иллюстрацию ещё раз. - Найдите место в рассказе, к которому относится эта иллюстрация. Прочитайте. - Для чего Паше шишки? (он ими жонглирует) - Почему на картинке нет шишек? (они в кармашках) - По кармашкам у Паши рассыпаны шишки. Как это рассыпаны? (разложены) - Почему Паша так необычно одет? (он же клоун, должен веселить народ, поэтому и одет смешно и грим смешной. В цирке принято раскрашивать лицо, накладывать краску, грим, гримироваться, чтобы передать характер) Паша веселый, остроумный шутник. - А какими должны быть шутки? (добрыми, чтобы приносили радость, не злыми, никого не обижали) - Для чего люди шутят? (чтобы всем было весело, смешно, радостно, легко) Прочитайте пословицу: Добрая шутка дружбы не разрушит. - Как вы понимаете пословицу? - А какая шутка может разрушить дружбу?
VII. Рефлексия. Паша весь урок был с нами, только прятался. (Рисунок клоуна Паши на доске, прикрыт. Рисунок вывешивается.). Хочется ему узнать, как вы справились с учебными задачами, которые ставили перед уроком. - С чем вы познакомились на уроке? - Чему учились? (читать) - А ещё чему? (дружить) - Справились с задачами урока? - Какое у вас настроение? (как у клоуна Паши)

Ваше хорошее настроение будет для вас оценкой за работу на уроке. Спасибо вам

© 2010-2022