Рабочая программа по музыке 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Музыкальное искусство»

1 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Пояснительная записка

Название, автор и год издания предметной учебной программы,

на основе которой разработана рабочая программа Рабочая программа по курсу « Музыкальное искусство»» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по музыке и авторской программы Усачевой В.О «Музыкальное искуство»:1 класс-М: Вентана-Граф, 2011. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Программа соответствует государственным образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России по образовательной области «Музыкальное искусство ». Данная программа создана в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009г. №373. Программа по музыке является составной частью основной образовательной программы УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Программа «Музыкальное искусство» адресована ученикам 1 класса, рассчитана на 1 год обучения. Количество часов в 1 классе- 33 часа (1 раз в неделю), 1 четверть- 8 часов, 2 четверть- 8 часов, 3 четверть-9 часов, 4 четверть- 8 часов. Для реализации программы используются УМК: В.О Усачёва, Л.В. Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс,- М.: Вентана-Граф, 2009; О.В.Кузьмина, В.О.Усачёва, Л.В. Школяр «Музыкальное искусство: блокнот для учащихся 1 класса образовательных учреждений, _М.: Вентана_Граф, 2009; Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2-ч частях Целью обучения на данном этапе является: воспитание у учащихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений. Задачи курса: Раскрыть природу музыкального искусства как результата творческой деятельности человека; Формировать у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке; Воспитывать устойчивый интерес к деятельности музыканта - человека сочиняющего, исполняющего, слушающего. Развивать музыкальное восприятие как творческий процесс - основы приобщения к искусству. Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус. Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;

  • инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
  • пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Место учебного предмета в учебном плане


Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа - во II-IV классах).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета


Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства. Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни. Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира. Общая характеристика учебного предмета Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры. Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов. Результаты изучения учебного предмета В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»: - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей; - умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; - ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.; - формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; - освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности; - продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности; - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; - овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности; - приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; - формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности; - умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.). Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; - формирование общего представления о музыкальной картине мира; - знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений; - формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; - формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; - умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей; - умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

Планируемые результаты В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится: - воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности; - ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции; - соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности; - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов; - оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе - залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско - эстетической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства;
  • моделирование художественного процесса.
Главным критерием выступает артистизм детей, проявляющийся в готовности увлечению и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения, проявлять способность к размышлению об истоках музыки и о роли и значении Человека в этом процессе, о способностях и о способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Содержание курса Общее содержание обучения музыке представлено в программе следующими разделами: Истоки возникновения музыки- 8 часов Содержание и формы бытования музыки- 18 часов Язык музыки- 7 часов Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Содержание и формы бытования музыки. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Язык музыки. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Первоклассники должны решать учебные и практические задачи: Выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире; Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт и др.); Различать характер музыки, ее динамические регистровые, тембровые, интонационные особенности; Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пения, сочинении и импровизации, художественном движении) К концу 1 класса дети должны знать/понимать: Слова и мелодию гимна России; Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»; Названия изученных жанров и форм музыки; Названия изученных произведений и их авторов; Наиболее популярные в России музыкальные инструменты. К концу 1 класса обучающиеся должны уметь: Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена авторов; Определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш); Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности ( мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах); Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении; Участвовать в коллективном пении; Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося) Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Список литературы для обучающихся: В.О.Усачева, Л.В.Школяр, учебник «Музыка»: 1 класс, - М.:Вентана-Граф, 2009; О.В.Кузьмина, В.О.Усачева, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот для учащихся 1 класса Образовательных учреждений, -М.: Вентана_Граф, 2009
Список методической литературы для учителя: В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А.Школяр, «Музыкальное искусство, 1 класс. Методическое пособие»,- М.:Вентана-Граф, 2009; Фонохрестоматия к учебному пособию «Музыкальное искусство», 1 класс, в 2-х частях
Материально- техническое обеспечение к учебному курсу «Музыкальное искусство»
Печатные средства обучения: Набор демонстрационных картинок «Музыкальные инструменты» Демонстрационная папка: КОМПОЗИТОРЫ. Магнитофон Ноутбук с проектором Презентации по темам курса Шумовые музыкальные инструменты Результаты освоения программы, содержания, УТП, по музыке

Разделы курса Содержание учебного предмета Кол-во часов Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные действия (познавательные) УУД Истоки возникновения музыки




























Содержание и формы бытования музыки













Язык музыки

-Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя.













-Жанры музыки. -Песня, танец, марш как основа музыки.



-Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.















-Отражение в музыке мира человеческих чувств, красоты природы, добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, дня и ночи, прекрасного и безобразного.


-Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах.

- Общее и различное при соотнесении произведений камерных (малых) и синтетических форм (песня-опера; танец-балет; марш-самфония; концерт ит.д.).
- Музыкально-выразительные средства: мелодия, ритм, фактура (лад, регистр, тембр, музыкальный инструментарий).

- Знаковая система музыки (звук-нота). 6































18


















8
-Имеет представление о природе звука (звуки природы, человеческого голоса, муз. инструментов). -Распознает звучание некоторых музыкальных инструментов. -Знает о способностях и возможностях человеческого голоса воспроизводить звуки окружающего мира и музыкой выражать внутреннее состояние человека. - Имеет представление об истоках происхождения музыки.

-Распознает жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и не живого в окружающем мире.
- Имеет представление о деятельности композитора, музыканта, слушателя. -Принимает участие в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении, импровизации, художественном движении, разыгрывании песен, игре на детских музыкальных инструментах, музыкальных играх) -Способен увлеченно воспринимать музыкальные произведения, эмоционально откликаться на прослушанное.



-Знакомится с образцами вокальной, инструментальной, сольной, хоровой, оркестровой музыки, как отечественных композиторов, так и композиторов западных стран. -Делится своими впечатлениями о прослушанной музыке (по вопросам учителя) -Проявляет устойчивый интерес к музыке.
- Ориентируется в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония, концерт) - Распознает музыку народную и композиторскую
-Проявляет способность к размышлению о прослушанном (с помощью учителя).


-Различать характер музыки (веселая-грустная) - Различать динамические, регистровые, тембровые, ритмические, интонационные особенности музыки.

-Иметь представление о нотной записи как способе фиксации музыкальной речи. Знать элементы нотной грамоты (семь нот звукоряда и их расположение на нотном стане).
Личностные: ( нравственно-этическое оценивание) -отличает хорошие поступки от плохих -объясняет свое отношение к происходящему событию с помощью наводящих вопросов -умеет контролировать свое поведение -объясняет свои поступки по наводящим вопросам -принял новую социальную роль «школьник» -понимает, как относятся к нему взрослые и сверстники -демонстрирует свое отношение к взрослым и сверстникам -самостоятельно выбирает сверстников ( самоопределение) -сохраняет мотив учения -с помощью учителя формулирует свою учебную задачу -формулирует познавательную цель -рассказывает историю и традиции своей семьи -осознает свою национальную принадлежность -принимает правила здорового и безопасного образа жизни под руководством учителя -выполняет элементарные правила здорового и безопасного образа жизни -осознает принадлежность к своей Родине, краю, селу ( смыслообразование) -понимает, что такое добро и зло -может отличить добро и зло -принимает сторону сверстников, делающих добро -может объяснить, зачем пришел в школу -аргументирует свое отношение к поступкам и событиям -объясняет собственный выбор Познавательные: -формулирует познавательную цель с помощью учителя; - осуществляет поиск информации с помощью учителя; -знает места, где можно найти нужную информацию; -находит И. из источников, указанных учителем;- подбирает И. в соответствии с заданием; - выделяет необходимую информацию с помощью учителя; - под руководством учителя работает с терминологией - использует знакомые термины: -понимает и принимает их -строит устное высказывание с помощью учителя -может связывать по смыслу два предложения -при поддержке учителя проводит рефлексию эмоционального состояния -может односложно оценить работу одноклассника (хорошо, плохо) -умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя -отвечает на вопросы по содержанию - мотивирован на чтение текста - высказывает свое отношение к прочитанному по наводящим вопросам учителя - пересказывает прочитанное без определенной последовательности -может пересказать небольшой по объему текст - соглашается с поставленной учителем проблемой -умеет составлять план деятельности под руководством учителя -понимает и выполняет установленные правила игры -использует знаково-символические действия Познавательные: -наблюдает объекты (явления), предложенные учителем -сравнивает объекты не менее чем по 2 признакам -выделяет 2 и более признака -выявляет общие признаки объекта(явления) под руководством учителя -приводит примеры из жизни -формулирует понятие с помощью учителя -приводит примеры из жизни на заданную учителем тему -анализирует объект (явление) с помощью учителя -определяет характерные признаки объекта (явления) -соотносит свои выводы с правилом в учебнике - принимает высказывания других Регулятивные: - выполняет цель, поставленную учителем - принимает и удерживает учебную задачу под руководством учителя; - действует по инструкции под руководством учителя по выполнению учебных задач; - осуществляет заданное действие по образцу - принимает план действий, составленный учителем - планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации совместно с учителем - принимает способ действия, предложенный учителем - понимает, что такое результат действия -выполняет инструкцию педагога, следует установленным правилам-может соотнести свой результат к предложенному - соотносит готовый продукт с образцом с помощью учителя - участвует в коллективном выборе критериев оценивания выполненной операции; - принимает и удерживает действия, предложенные учителем - делает исправления под руководством учителя - исправляет ошибки с помощью учителя - дополняет, корректирует ответы товарищей - участвует в коллективном выборе критериев оценивания выполненной операции; -оценивает выполненную операцию согласно выбранным критериям - адекватно воспринимает оценку учителей - задают вопросы по поводу оценивания -организует учебное место, учебную деятельность под руководством учителя - следит за осанкой на рабочем месте Коммуникативные: -учится работать в паре -пробует планировать работу вдвоём -умеет работать в малой группе, умеет договариваться с соседом по работе -распределяет роли в малой группе под руководством учителя -осуществляет рефлексию действий участников группы и своих действий под руководством учителя -умеет слышать различные точки зрения. -умеет выбирать нужную точку зрения соответствующей внутренней позиции -умеет принимать информацию, -может перерабатывать информацию. -под руководством учителя участвует в беседе и в обсуждении -проявляет доброжелательное отношение к другим в ситуации конфликта

Всего часов 33 за год, по факту 32.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п Дата Тема урока Кол-во час Основные понятия. Прогнозируемый результат
1 2.09 Раздел «Истоки возникновения музыки» Рождения музыки, причины и истоки возникновения музыки. (урок-концерт)

1 Содержание музыки, образ музыки. Характеристики музыкального звука: высота, сила, длительность, тембр. Осознание ребенком роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека Иметь представление о том, что такое: содержание музыки, образ музыки. . 2 9.09 Что значит «слышать музыку»? Образ музыканта, исполнителя, слушателя.

1 Музыка, творчество, композитор, исполнитель, слушатель. Знать истоки музыкального искусства. Иметь представление об этапах рождения творческой идеи. 3 16.09 Образ музыканта в рамках проблемы рождения музыки. Колыбельная песня. Колыбельность - начало познания музыки и жизни 1 Речь, звук, жест, пение, шаг, музыкальные размышления, музыкальные импровизации. Введение музыкальных интонаций из речевой праосновы Знать жизненные обстоятельства рождения музыки и способы её выражения
4 23.09 Знакомство с жанром - песня Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык - интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек 1 Мелодия, тема произведения, музыкальный жанр - песня. Музыкант, творец, без которого музыка вообще существовать не может. Способность к размышлению об истоках происхождения музыки Знать отличительные особенности песни и танца. Знать истоки возникновения песни 5 30.09 Знакомство с жанром - танец. Родная речь, родной музыкальный язык - интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, хороводов. 1 Мелодия, тема произведения, музыкальный жанр - танец, марш. Роль человека, значение его способности музыкой воспроизводить явления окружающего мира, внутреннего мира человека. Знать истоки возникновения танца. 6 7.10 В мире сказочных мелодий русских композиторов. Родина музыки, маршевый порядок. 1 Марш, музыкальный ритм. Уметь выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы. . 1 14.10 Раздел «Содержание и формы бытования музыки»Играем в сказку. Образно - игровое восприятие музыки. Импровизация сказки «Репка». 1 Музыкально - ритмическая игра. Слушать поэтические строки Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и сочинительство народного творчества в процессе исполнения. Уметь импровизировать. 2 21.10 Импровизация (идём в поход) при прослушивании музыкальных произведений: Д.Б. Кабалевского «Кавалерийская», Е.Тиличеевой «Деревца». Повторение. 1 . Речь, звук, жест, пение, шаг, музыкальные размышления, музыкальные импровизации. Уметь различать характер музыки Вовлекаться в творческий процесс через импровизацию и сочинительство. 3 11.11 Музыкальные краски осени в произведениях: А. Филиппенко «Урожай собирай», П.Чайковского «Осень». Повторение. 1 Мелодия, тема произведения, настроение и звучание. Уметь импровизировать, вслушиваться в музыку, выражать музыкально - жизненные впечатления.

4 18.11 Звучащий образ Родины, в раскрытии темы: Содержание музыки. 1 Содержание музыки, интенсивность музыкального движения, эмоциональный строй музыкальных произведений. Уметь находить интонации для характеристики образного смысла слов и выражений. Характеризовать: содержание музыки, интенсивность музыкального движения, эмоциональный строй музыкальных произведений 5 25.11 Можно ли слушая музыку видеть её. Былина, былинность как художественное явление. 1 Темп, динамика, регистр, диапазон Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. Иметь представления о понятиях: темп, динамика, регистр, диапазон. 6 2.12 «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». Исследование проблемы как увидеть музыку. 1 Средства выразительности, образы. Уметь озвучивать ситуации в рамках творческих заданий. Становление марша. Выразительно воспроизводить музыкальные образы голосом.. 7 9.12 Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях. Игра - импровизация на музыкальных инструментах. 1 Конкретизация понятия: ритм. Уметь определять характер героев, их настроения. Понимать, что ритм является основным выразительным средством. 8 16.12 Исследование проблемы:»как увидеть музыку». Сочетание нотной графики и рисованных образов в балете С.С. Прокофьева «Золушка». 1 Звучание, контраст. Пластическое интонирование Воспроизводить рукой движение мелодии, сообразно её графическому изображению. Соотносить изобразительные и выразительные начала в музыке. 9

23.12 Поход в музыкальный зоопарк. «Карнавал животных» К.Сен-Сенса. Пластическое интонирование. 1 Столкновение двух жизненных начал. Музыкальное содержание. Знать, что такое «музыкальное содержание». Каким образом, выразительные средства становятся выражением характера животных.

10 13.01 И Шелест к Шороху спешит (бумажная симфония). Решение проблемы существует ли в музыке чистая изобразительность. 1 Новогодние поздравления: «авсени» и «таусени». Уяснить, что за соотношением 2 контрастных образов идет приём столкновения 2 начал, кроется конфликт добра и зла. Уметь исполнять новогодние поздравления. 11 20.01 Что может музыка? Формы бытования музыки (песня, танец, марш). 1 Песня, танец, марш. Многообразие отражения мира в многообразии жанров. Чувствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей жизни. 12 27.01 Формы бытования музыки в произведениях о зиме - концерт Э.Грига, и А.Вивальди «Зима». 1 Масштаб формы, изобразительные возможности музыки. Знать народные обычаи. Понимать что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать холод и тепло. 13 3.02 Музыка и движения. Музыкальный театр и его жизнь. Поездка на представление театра музыкальной комедии «Золушка». 1 Символика кружения, графические способности музыки. Понимать, как движение звуков передают движение в музыке. Отображать музыкальные движения пластическим движением рук. 15 10.02 Где живут ноты. Музыкальный театр и его изобразительные возможности. Прослушивание фрагмента из 4 симфонии П.И.Чайковского. 1 Ноты, нотный стан, звукоряд, язык движений. Знать: ноты, темп (быстро - медленно), динамику (громко-тихо). Понимать, способность музыки изображать движение. Понимать, что языком танца можно рассказать людям о победе добра над злом, красоты над безобразием. 16 24.02 Музыка передает характер сказочных героев. Прослушивание фрагмента из оперы «Щелкунчик». Обыгрывание мини - оперы «Во городе царевна». 1 Опера, соло, народные инструменты: гармонь, баян, балалайка. Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка. Обыгрывать действия и петь партию соло по образцу. 17 3.03 Движение в музыке от холода к теплу, на материале оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка». 1 Оперный персонаж. «Схватывать» единство текста и музыки, чтобы понять оперного персонажа в совокупности черт характера и мыслей. Улавливать что - то главное , что отличает персонажа от других героев. 18 17.03 Русские обряды - Масленица. Первая песня Леля из оперы Н.А.Римского - Корсакова «Снегурочка» - образцы выражения чувств, сердечности и задушевности. 1 Точки соприкосновения народного театра с профессиональным. Улавливать связь и разницу народного театра и профессионального. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка. 1 31.03

Раздел «Язык музыки» Природа просыпается (весна в музыке). Разучивание русской народной песни «Блины». 1 Вокальная и хоровая деятельность. Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни Уметь петь по фразам. 2 7.04 Музыка и стихи о маме. Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека. Разучивание песни Е.Соколова «Сегодня мамин день». 1 Настроение, интонация, характер произведений. Уметь слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст, при исполнении, понимать дирижерский жест.

3 14.04 Проблема становления языка музыки (на музыкальном материале фрагментов «Баба - яга» и «Два еврея» М.П.Мусорского). 1 Предназначение языка музыки. Стремление участвовать в музыкально-драматических спектаклях. Участие в импровизации. Из нот и цифр составлять мысли о нарастающем чувстве, в цифрах выражать нарастание грусти. 4 21.04 В детском музыкальном театре (опера). Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк» С.С.Прокофьева.. Обыгрывание мини - оперы. 1 Симфоническая сказка «Петя и волк», выразительные средства. Знать, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер. Знать, что такое опера (балет), хор, солисты. Импровизировать музыкальный материал. Развитие в музыке на основе лейтобразов, лейттем, лейтмотивов. 5 28.04 Легко ли стать музыкальным исполнителем? Прослушивание и обсуждение «Детской симфонии» И.Гайдна. I Музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер, симфония. Знать, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижер. Осознавать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать оценивать. 6 5.05 Язык музыки. Взаимодействие театра в оркестре с театром в балете на примере пьесы М.Г.Мусорского «Балет невылупившихся птенцов». 1 Опера (балет), хор, солисты. Главная черта балета - танцевальность. Знать, что такое опера (балет), хор, солисты. Знать главную черту балета - танцевальность. Понимать какими музыкальными средствами достигается задача: представить характер и действо персонажей. 7 12.05 На концерте. Разучивание русской народной игровой песни «Заплетися плетень, заплетися». 1 Концерт, исполнитель. Правила поведения на концерте. Концерт, исполнитель. Знать правила поведения на концерте. Уметь слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст.

Музыкальная прогулка по выставке. Музицирование и театрализация народных игр, песен, потешек. 1 Музыкальность, мелодия, народные игры, песни, потешки. Знать, что такое музыкальность, мелодия. Определять комплекс выразительных средств через взаимодействие тем. Музицировать на знакомые темы. 8 19.05 Легко ли стать музыкантом? Прослушивание произведения И.С.Баха «Прелюдия и фуга Домажор». 1 Главный критерий - артистизм. Композитор, исполнитель, слушатель. Главный критерий - артистизм. Знать, что нужно сделать чтобы стать хорошим музыкантом.

Что значит услышать музыку? Зачем она нужна? .Может ли музыка быть однообразной?. 1 Возможности музыки, изобразительные и выразительные средства музыки. Определять комплекс выразительных средств через взаимодействие тем. Знать какими выразительными средствами достигается наибольший эффект. Понимать, что многообразие музыкальных произведений обусловлено обилием тем и неповторимостью мироощущений композиторов.

15


© 2010-2022