Учебная программа по предмету Культура поведения для учащихся 1-4 классов коррекционной школы

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и с учетом необходимости удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с умеренной умственной отсталостью. 2. Основные особенности предмета - формировать поведенческие правила, этические и эстетические нормы. Культура поведения является одним из факторов влиющих на развитие личноти ребенка с умеренной умственной отсталостью. 3. Цель предмета «Культура поведения» в 1-4 классах: 1) формировать у учащихся правила поведения в общественных местах, культуру поступков в разных ситуациях, положительные взаимоотношения различных видах деятельности, нравственные чувства и положительное отношение к труду. 4. Это предполагает решение следующих задач: 1) привитие учащимся необходимых гигиенических навыков; 2) обучение культуре поступков различных ситуациях; 3) формирование положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; 4) воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувст; 5) формирование положительного отношения к труду. 5. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся с умеренной степенью нарушений интеллекта. Учитывает она, также, тот уровень сведений, которые учащиеся получают по другим предметам и при выполнении режимных моментов. 6. Программа предусматривает и то, что дети с умеренной степенью нарушения интеллекта, живя в Казахстане, должны чувствовать себя гражданами своей страны, знать праздники, культуру казахского народа и традиции. 7. Соблюдая принцип системности и последовательности, в программе предусмотрены разграничения. Указано, какие сведения следует сообщать детям для общего развития, какие знания и умения следует формировать и какие навыки надо закреплять путем тренировочных упражнений, практических работ. Поэтому каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными навыками самообслуживания, умениями организовать свой быт. В соответствии с типовым учебным планом объем учебной нагрузки по предмету «Культура поведения» составляет: 1 класс - 1 час в неделю, всего - 33 часа; 2 класс - 1 час в неделю, всего - 34часа; 3 класс - 1 час в неделю, всего - 34 часа; 4 класс - 1 час в неделю, всего - 34 часа; 8. Программа по данному курсу состоит из разделов: 1) Культура внешнего вида. 2) Культура поведения в общественных местах. 3) Культура межличностных отношений. 4) Культура речевого этикета. 5) Культура деятельности. 9. Межпредметная связь осуществляется через применение умений и навыков, полученных на других предметах: письмо, чтение и развитие речи, счет, предметно-практическая деятельность, рисование. Изучение материала сопровождается игровыми видами деятельности,выполнением практических упражнений и действий, через создание проблемных ситуаций.

Базовое содержание учебного предмета для 1 класса


Культура внешнего вида. Уход за собой: мыть руки с мылом, вытирать их салфеткой, пользоваться сушкой. использование носового платка, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот платком, отварачиваться, если кто - то находится рядом, самостоятельно одеваться, переодеваться, расчёсываться. Культура поведения в общественных местах. Вытирать ноги перед входом в помещение. Приучать мальчиков снимать головные уборы перед входом в помещение. Учить организованности и аккуратности, не заставлять себя ждать, не опаздывать на уроки, приходить в школу чистыми, аккуратными, приводить в порядок одежду перед зеркалом. Культура межличностных отношений. Знакомиться с детьми и начинать общаться, воспитывать чувство любви к близким: маме, папе, сёстрам, братьям, привязанность к семье. Здороваться не толькосо своим учителем, но и со всеми, с кем встречается первым в этот день. Мальчиков - первыми приветствовать девочек. Отвечать на приветствие других приветливо и дружелюбно. Обращаться к старшим по возрасту на «вы». Культура речевого этикета: Пользоваться словами вежливого обращения: «Извините», «Разрешите войти», «Можно выйти», внимательно слушать учителя, не перебивать, отвечать на вопросы; Культура деятельности: Учить правилам культуры общения со сверстниками: спокойно играть, правильно вести себя на уроке, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками,помогать друзьям, проявлять сочуствие к другим детям, родителям, близким, педагогам.

Базовое содержание учебного предмета для 2 класса


Культура внешнего вида. Уход за гигиеническими предметами: промывание с мылом зубной щётки; чистка расчёски и мытьё её. Пользоваться носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот платком, отварачиваться, если кто - то находится рядом. Культура поведения в общественных местах. Вытирать ноги перед входом в помещение. Приучать мальчиков снимать головные уборы перед входом в помещение. Учить организованности и аккуратности, не заставлять себя ждать, не опаздывать на уроки, приходить в школу чистыми, аккуратными, приводить в порядок одежду перед зеркалом. Культура межличностных отношений. Воспитывать чувство любви к близким: маме, папе, сёстрам, братьям, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия, выполняемые в семье мамой, папой,бабушкой. Здороваться не толькосо своим учителем, но и со всеми, с кем встречается первым в этот день. Мальчикам - первыми приветствовать девочек. Отвечать на приветствие других приветливо и дружелюбно. Обращаться к старшим по возрасту на «вы». Культура речевого этикета. Пользоваться словами вежливого обращения: «Извините», «Разрешите войти», «Можно выйти», внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Культура деятельности. Замечать красивые поступки окружающих, выполнять правила культуры общения со сверстниками: спокойно играть, правильно вести себя на уроке, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками,помогать друзьям, проявлять сочуствие к другим детям, родителям, близким, педагогам.

Базовое содержание учебного предмета для 3 класса.


Культура внешнего вида. Переодеваться в домашнюю одежду после школы без предупреждения, бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за её чистотой. Выходить из дома аккуратным и опрятным с вычищенной обуви; красиво носить свою одежду; стирать свой носовой платок. Культура поведения в общественных местах. Не сорить в общественных местах, на улице (грызть семечки, бросать бумажки, конфетные фантики, обёртки от мороженого, огрызки фруктов), не рисовать и не писать на стенках домов и заборах. Ходить по улице, обратить внимание на то, что не прилично на улице громко разговаривать, кричать, смеяться, привлекать к себе внимание прохожих; ходить по правой стороне тротуара, не занимать весь тротуар, если идёт группа ребят; встретив знакомых или товарища, отойти в сторону для разговора. Культура межличностных отношений. Углубить у детей чувство привязанности к самым близким людям: маме, папе, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Уважение к повседневному труду взрослых, заботам родителей о них, доброжелательное отношение детей друг к другу, побуждать к добрым поступкам. Культура речевого этикета: Пользоваться вежливыми словами: «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»; обращаться к собеседнику приветливо, глядя прямо в глаза. Культура деятельности: Правильно рассчитывать своё время, не задерживаться после прогулок, не сидеть долго у телевизора, никогда никуда не опаздывать,строго выполнять режим дня. Участвовать в общественном труде, помогать учителю, воспитателю, родителям, воспитывать заботливость, ответственность; уметь договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу.

Базовое содержание учебного предмета для 4 класса.


Культура внешнего вида. Правильное последовательное одевание, переодевание. Использование шампуня при мытье волос. Одеваться на праздники и в гости, одеваться в соответствии с погодой. Коротко стричь ногти на руках и ногах. Культура поведения в общественных местах. Правила поведения в транспорте; оплачивать проезд в автобусе; входить в транспорт и выходить из него. Вежливое общение с другими пассажирами, уступать место старшим и пассажирам с детьми; не разговаривать громко, не бегать по салону, не лезть на сидение с ногами, не портить сиденья. Культура межличностных отношений. Смысл понятия «вежливость»; проявлять доброту и предупредительность к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. Проявлять более глубокий интерес к своим товарищам, их человеческим качествам, увлечениям. Культура речевого этикета. Пользоваться словами вежливого обращения «Благодарю», «Будьте добры»; выслушивать товарища, не перебивая. Культура деятельности. Упражнение детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. Разнообразить мир духовных интересов детей, выявлять и формировать индивидуальные увлечения. Сообщить сведения о коллекционировании, первых шагах в спорте известных спортсменов,художественном чтении, танцах, выращивании комнатных растениях, различных видах художественных ремёсел. Ставить перед собой небольшие задачи и доводить их до конца.
Требования к уровню подготовленности учащихся 1 класса: - умение руководствоваться на практике усвоенными спосабами действий, навыками культуры поведения; - проявление интереса к действиям, характеризующим культуру поведения, потребность в них. Учащиеся должны знать: - названия средств гигиены; - правила поведения в общественных местах; - имена родных людей, друзей, одноклассников; - слова вежливого обращения; - правила культуры общения со сверстниками. Учащиеся должны уметь: - знакомиться, приветствовать друг друга при встрече, здороваться со взрослыми и сверстниками; - выполнять элементарные гигиенические правила: умываться, чистить зубы, причесываться , делать утреннюю зарядку, пользоваться носовым платком; - самостоятельно одеваться, шнуровать ботинки, застёгивать и расстёгивать различные виды застёжек; различать и правильно надевать правый и левый ботинок, перчатки, быть опрятными; - убирать за собой и аккуратно содержать свои личные вещи, гигиенические принадлежности, игрушки, тетради, книги; - благодарить взрослых, старших ребят и сверстников за оказанные им услуги, помощь: - правильно принимать еду, не сорить на столе, не пачкать одежду.
Требования к уровню подготовленности учащихся 2 класса:
Учащиеся должны знать: - названия средств гигиены; - правила поведения в общественных местах; - нормы общения с родными людьми, друзьями, одноклассниками; - слова вежливого обращения; - правила культуры общения со сверстниками. Учащиеся должны уметь: - пользоваться основными гигиеническими принадлежностями и ухаживать за ними (расчёска, зубная щётка), пользоваться носовым платком; - использовать в речи слова вежливого обращения: «Извините», «Разрешите войти», «Можно выйти»; - аккуратно одеваться, следить за своим внешним видом,одеждой и обувью; - правильно вести себя в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой; - помогать сверстикам, родителям, педагогам. Требования к уровню подготовленности учащихся 3 класса:
Учащиеся должны знать: - предназначение различных видов одежды, правила ухода за ней; - правила поведения в общественных местах; - нормы общения с родными людьми, друзьями, одноклассниками; - слова вежливого обращения; - правила культуры общения со сверстниками. Учащиеся должны уметь: - ухаживать за своей одеждой и обувью, без предупреждения переодеваться в домашнюю одежду. - прилично вести себя на улице, правильно ходить по тротуару; - не сорить в общественных местах. - ценить работу о них родителей, взрослых; - уважительно относиться к труду людей (взрослых и сверстников); - использовать в повседневной речи вежливые слова: : «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»; - помогать родителям, педагогам, сверстникам в повседневных делах

Требования к уровню подготовленности учащихся 4 класса:
Учащиеся должны знать: - правила одевания и переодевания; - правила ухода за своим внешним видом; - правила поведения в общественных местах, в общественном транспорте; - слова вежливого обращения; - о существующих увлечениях и хобби людей; Учащиеся должны уметь: - правильно и аккуратно одеваться в школу, в гости, на праздник; - одеваться в соответствии с погодой; - самостоятельно стирать носки, нижнее белье; - анализировать свои поступки и поступки других; -уважать интересы и увлечения своих товарищей, быть добрым, предупредительным; - развивать собственные интересы, рассказывать о своих увлечениях; - использовать в повседневной речи слова: «Благодарю», «Будьте добры». - доводить начатое дело до конца.




Пояснительная записка


1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и с учетом необходимости удовлетворять особые образовательные потребности учащихся с легкой умственной отсталостью.

2. Основные особенности предмета - формировать поведенческие правила, этические и эстетические нормы. Культура поведения является одним из факторов влиющих на развитие личноти ребенка с легкой умственной отсталостью. 3. Цель предмета культура поведения в 1-4 классах: 1)формировать у учащихся правила поведения в общественных местах, культуру поступков в разных ситуациях, положительные взаимоотношения различных видах деятельности, нравственных чувств и положительное отношение к труду. 4. Это предполагает решение следующих задач: 1) привитие учащимся необходимых гигиенических навыков; 2) обучение культуре поступков различных ситуациях; 3) формирование положительных взаимоотношений в разных видах деятельности; 4)воспитание определенных элементов нравственного сознания и нравственных чувст; 5) формирование положительного отношения к труду. 5. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизиологических особенностей развития учащихся с легкой степенью нарушений интеллекта. Учитывает она, также, тот уровень сведений, которые учащиеся получают по другим предметам и при выполнении режимных моментов. 6. Программа предусматривает и то, что дети с легкой степенью нарушения интеллекта, живя в Казахстане должны чувствовать себя гражданами своей страны, знать праздники, культуру казахского народа и традиции. 7. Соблюдая принцип системности и последовательности, в программе предусмотрены разграничения. Указано, какие сведения следует сообщать детям для общего развития, какие знания и умения следует формировать и какие навыки надо закреплять путем тренировочных упражнений, практических работ. Поэтому каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными навыками самообслуживания, умениями организовать свой быт. В соответствии с типовым учебным планом объем учебной нагрузки по предмету «Культура поведения» составляет: 1 класс - 1 час в неделю, всего - 33 часа; 2 класс - 1 час в неделю, всего - 34 часа; 3 класс - 1 час в неделю, всего - 34 часа; 4 класс - 1 час в неделю, всего - 34часа; 8. Программа по данному курсу состоит из разделов: 1) Культура внешнего вида. 2) Культура поведения в общественных местах. 3) Культура межличностных отношений. 4) Культура речевого этикета. 5) Культура деятельности. 9. Межпредметная связь осуществляется через применение умений и навыков, полученных на других предметах: письмо, чтение и развитие речи, счет, предметно-практическая деятельность, рисование.


Базовое содержание учебного предмета для 1 класса


Культура внешнего вида. Уход за гигиеническими предметами: промывание с мылом зубной щётки; чистка расчёски и мытьё её. Пользоваться носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот платком, отварачиваться, если кто - то находится рядом. Культура поведения в общественных местах. Вытирать ноги перед входом в помещение. Приучать мальчиков снимать головные уборы перед входом в помещение. Учить организованности и аккуратности, не заставлять себя ждать, не опаздывать на уроки, приходить в школу чистыми, аккуратными, приводить в порядок одежду перед зеркалом. Культура межличностных отношений. Воспитывать чувство любви к близким: маме, папе, сёстрам, братьям, привязанность к семье, способность замечать некоторые трудовые действия, выполняемые в семье мамой, папой,бабушкой. Здороваться не толькосо своим учителем, но и со всеми, с кем встречается первым в этот день. Мальчикам - первыми приветствовать девочек. Отвечать на приветствие других приветливо и дружелюбно. Обращаться к старшим по возрасту на «вы». Культура речевого этикета. Пользоваться словами вежливого обращения: «Извините», «Разрешите войти», «Можно выйти», внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы. Культура деятельности. Замечать красивые поступки окружающих, выполнять правила культуры общения со сверстниками: спокойно играть, правильно вести себя на уроке, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками,помогать друзьям, проявлять сочуствие к другим детям, родителям, близким, педагогам.


Базовое содержание учебного предмета для 2 класса.


Культура внешнего вида. Переодеваться в домашнюю одежду после школы без предупреждения, бережно относиться к своей одежде и обуви, самому следить за её чистотой. Выходить из дома аккуратным и опрятным с вычищенной обуви; красиво носить свою одежду; стирать свой носовой платок. Культура поведения в общественных местах. Не сорить в общественных местах, на улице (грызть семечки, бросать бумажки, конфетные фантики, обёртки от мороженого, огрызки фруктов), не рисовать и не писать на стенках домов и заборах. Ходить по улице, обратить внимание на то, что не прилично на улице громко разговаривать, кричать, смеяться, привлекать к себе внимание прохожих; ходить по правой стороне тротуара, не занимать весь тротуар, если идёт группа ребят; встретив знакомых или товарища, отойти в сторону для разговора. Культура межличностных отношений. Углубить у детей чувство привязанности к самым близким людям: маме, папе, братьям, сёстрам, бабушкам, дедушкам. Уважение к повседневному труду взрослых, заботам родителей о них, доброжелательное отношение детей друг к другу, побуждать к добрым поступкам. Культура речевого этикета: Пользоваться вежливыми словами: «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»; обращаться к собеседнику приветливо, глядя прямо в глаза. Культура деятельности: Правильно рассчитывать своё время, не задерживаться после прогулок, не сидеть долго у телевизора, никогда никуда не опаздывать,строго выполнять режим дня. Участвовать в общественном труде, помогать учителю, воспитателю, родителям, воспитывать заботливость, ответственность; уметь договариваться, действовать согласованно, помогать друг другу.

Базовое содержание учебного предмета для 3 класса.


Культура внешнего вида. Правильное последовательное одевание, переодевание. Использование шампуня при мытье волос. Одеваться на праздники и в гости, одеваться в соответствии с погодой. Коротко стричь ногти на руках и ногах. Культура поведения в общественных местах. Правила поведения в транспорте; оплачивать проезд в автобусе; входить в транспорт и выходить из него. Вежливое общение с другими пассажирами, уступать место старшим и пассажирам с детьми; не разговаривать громко, не бегать по салону, не лезть на сидение с ногами, не портить сиденья. Культура межличностных отношений. Смысл понятия «вежливость»; проявлять доброту и предупредительность к окружающим без напоминания, по собственному побуждению. Проявлять более глубокий интерес к своим товарищам, их человеческим качествам, увлечениям. Культура речевого этикета. Пользоваться словами вежливого обращения «Благодарю», «Будьте добры»; выслушивать товарища, не перебивая. Культура деятельности. Упражнение детей в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости. Разнообразить мир духовных интересов детей, выявлять и формировать индивидуальные увлечения. Сообщить сведения о коллекционировании, первых шагах в спорте известных спортсменов,художественном чтении, танцах, выращивании комнатных растениях, различных видах художественных ремёсел. Ставить перед собой небольшие задачи и доводить их до конца.

Базовое содержание учебного предмета для 4 класса.


Культура внешнего вида. Правильно принимать пищу, сидя за столом прямо, не класть локти на стол, пользоваться столовыми приборами: ложкой, вилкой; есть с закрытым ртом, не торопясь, аккуратнопережёвывая пищу: хлеб отламывать по кусочку, косточки от фруктов из компота чайной ложкой осторожно складывать на блюдце, закончив приём пищи, класть ложку, вилку, в тарелку, а не на стол, пользоваться салфеткой во время еды. Провести экскурсию в дом быта - парикмахерская,химчистка, ателье по пошиву одежды,мастерская по ремонту обуви. Культура межличностных отношений. Дорожить доверием взрослых и товарищей. Учить правилам хорошего тона: подать стул или уступить место вошедшему взрослому, поднять и вежливо подать обранённый кем - то предмет, мальчикам - пропускать вперёд девочек в транспорт, помещение, помочь малышу завязать шарф, застегнуть замок. Культура поведения в общественных местах. Правильно вести себя в гостях; правильно вести себя в кинотеатре, театре. Культура речевого этикета. Пользоваться словами вежливого обращения «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извитите», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти». Не перебивать взрослых и не вмешиваться в их разговор. Практикумы - тренинги по закреплению использования вежливых слов путём поручений и заданий. Культура деятельности. Соблюдать чистоту и порядок на своём рабочем месте в классе, мастерской, игровой зоне, дома. Выполнять любое задание, любую работу только хорошо. Беречь книги, учебники, не загибать страниц, не брать книги грязными руками. Не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.
Требования к уровню подготовленности учащихся 1 класса:
Учащиеся должны знать: - названия средств гигиены; - правила поведения в общественных местах; - нормы общения с родными людьми, друзьями, одноклассниками; - слова вежливого обращения; - правила культуры общения со сверстниками. Учащиеся должны уметь: - пользоваться основными гигиеническими принадлежностями и ухаживать за ними (расчёска, зубная щётка), пользоваться носовым платком; - использовать в речи слова вежливого обращения: «Извините», «Разрешите войти», «Можно выйти»; - аккуратно одеваться, следить за своим внешним видом,одеждой и обувью; - правильно вести себя в различных видах деятельности: учебной, трудовой, игровой; - помогать сверстикам, родителям, педагогам.
Требования к уровню подготовленности учащихся 2 класса:
Учащиеся должны знать: - предназначение различных видов одежды, правила ухода за ней; - правила поведения в общественных местах; - нормы общения с родными людьми, друзьями, одноклассниками; - слова вежливого обращения; - правила культуры общения со сверстниками. Учащиеся должны уметь: - ухаживать за своей одеждой и обувью, без предупреждения переодеваться в домашнюю одежду. - прилично вести себя на улице, правильно ходить по тротуару; - не сорить в общественных местах. - ценить работу о них родителей, взрослых; - уважительно относиться к труду людей (взрослых и сверстников); - использовать в повседневной речи вежливые слова: : «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи»; - помогать родителям, педагогам, сверстникам в повседневных делах.
Требования к уровню подготовленности учащихся 3 класса:
Учащиеся должны знать: - правила одевания и переодевания; - правила ухода за своим внешним видом; - правила поведения в общественных местах, в общественном транспорте; - слова вежливого обращения; - о существующих увлечениях и хобби людей; Учащиеся должны уметь: - правильно и аккуратно одеваться в школу, в гости, на праздник; - одеваться в соответствии с погодой; - самостоятельно стирать носки, нижнее белье; - анализировать свои поступки и поступки других; - уважать интересы и увлечения своих товарищей, быть добрым, предупредительным; - развивать собственные интересы, рассказывать о своих увлечениях; - использовать в повседневной речи слова: «Благодарю», «Будьте добры». - доводить начатое дело до конца.
Требования к уровню подготовленности учащихся 4 класса:
Учащиеся должны знать: - правила поведения за столом; - правила пользования столовыми приборами; - предназначение и функции дома быта; - нормы межличностных отношений; - правила поведения в общественных местах, гостях; - слова вежливого обращения; - правила ведения разговора; - правила соблюдения порядка на рабочем месте, в классе, в игровой зоне, дома; - правила обращения с книгой, учебником; Учащиеся должны уметь: - пользовать столовыми приборами во время еды, пользоваться салфетками во время еды, правильно вести себя за столом; - соблюдать правила хорошего тона; - правильно вести себя в гостях, в театре, кинотеатре; - использовать вежливые слова в повседневной речи; - соблюдать чистоту и порядок вокруг себя - беречь книги и учебники, школьные принадлежности.









© 2010-2022