Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный эколог

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Утверждаю

Директор МБОУ «Правдинская СОШ №1»

_________________________ Еронина Л.В.

31.08.2015










Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮНЫЙ ЭКОЛОГ

ДЛЯ 3 «Б» КЛАССА


Составитель программы: Сураева М.В.









2015 - 2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в на­чальной школе как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литерату­ры, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совер­шенствования всей системы воспитательной работы с младши­ми школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополнительно­го образования с экологической направленностью для младших школьников.

  1. Цель и задачи курса «Юный эколог»
Цель: формирование и развитие экологически сообразно­го поведения у младших школьников. Программа ставит перед собой следующие задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3. Формирование экологически ценностных ориентации в деятельности детей. 4. Воспитание ответственного отношения к здоровью, при­роде, жизни. 5. Развитие способности формирования научных, эстетиче­ских, нравственных и правовых суждений по экологическим во­просам. 6. Развитие: альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без­ образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы. 7. Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь­нику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8. Развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
  1. Особенности программы.
Программа «Юный эколог», имеет эколого-биологическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией. Теоретические основы программы - исследования возраст­ной психологии, экологической педагогики и психологии (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин), идеи экологической этики (В. Е. Борейко) и концепция личностно ориентированного образования (В. В. Сериков). Представленная целостная программа разработана для уча­щихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в рамках единой логики: 1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа): 2-й год обучен и я - «Экология моего дома» (34 часа) 3-й год обучения - «Неживое в природе. Жизнь расте­ний и грибов» (34часа) 4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа). Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академиче­скому часу. Новизна программы. Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, ут­вержденным Министерством образования в 1998 г., соответст­вует требованиям к содержанию образовательных программ до­полнительного образования детей, построена с учетом преемст­венности экологического образования дошкольников (програм­ма Н. Н. Кондратьевой «Мы») и младших школьников, опирает­ся на теоретический, практический и личностный опыт уча­щихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках. Основные принципы содержания программы:
  • принцип единства сознания и деятельности;
  • принцип наглядности;
  • принцип личностной ориентации;
  • принцип системности и целостности;
  • принцип экологического гуманизма;
  • принцип краеведческий;
  • принцип практической направленности.
Курс включает и раскрывает основные содержатель­ные линии:
  • Земля - единая экосистема.
  • Человек - существо, биосоциальное часть экологической системы.
  • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.
Спецификой курса является подход к выбору педагогиче­ских средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он высту­пает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную твор­ческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, си­туации свободного выбора поступка по отношению к природе. Практическая, деятельностная направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая. Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельно­сти предполагает систематическую работу с «Календарем приро­ды» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение инди­видуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога». Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экознаков, театрализованные представления, экологиче­ские акции, знакомство с определителями, гербаризация, со­ставление памяток. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, класс­ных комнат и «Зеленой комнаты», являющейся местом проведе­ния занятий с детьми, участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий. Результативность. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце каждого года обучения проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебно­го года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и резуль­татов реализации программы выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
  1. Место факультативного курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе - 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут в 1 классе, по 45 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4-х классов.
  1. Ожидаемый результат.
Показатели в личностной сфере ребенка: - интерес к познанию мира природы; - потребность к осуществлению экологически сообразных поступков; -осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального; - преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Учащиеся должны знать:

-наиболее типичных представителей животного мира России;

-какую пользу приносят представители животного мира;

-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных; - планета Земля - наш большой дом; - Солнце - источник жизни на Земле; - неживое и живое в природе; -основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); - влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры); - самоценность любого организма; - значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); - значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; - многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; - основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.); -организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и не­которые меры борьбы с ними; - человек существо природное и социальное; разносторон­ние связи человека с окружающей природной средой; -условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни чело­века и природы; - различия съедобных и несъедобных грибов; - позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; -способы сохранения окружающей природы;

  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:

- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;

-ухаживать за домашними животными и птицами;

  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними жи­вотными (посильное участие);
  • составлять экологические модели, трофические цепи;
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • заботиться о здоровом образе жизни;
  • заботиться об оздоровлении окружающей природной сре­ды, об улучшении качества жизни;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окру­жающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенно­му плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3-й год обучения

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа № занятия


Тема занятия

Количество часов теория практика

Введение (2час)

2

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля

1

2.

Мир вокруг.

1


1. Человек и природа (5 часов)

2

3

3

Экология и мы.

1


4

Осенние работы в поле

1


5

Практическое занятие «Пришкольный участок»


1

6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи


1

7

Осень в лесу


1

2. Неживое в природе ( 12часов)

6

6

8 - 9

Неживая природа

1

1

10

Солнце - источник тепла и света

1


11

Вода, её признаки и свойства

1


12

Берегите воду!


1

13

Почва - святыня наша.

1


14

Состав и свойства почвы


1

15 - 16

Погода. Климат.

1

1

17

Предсказание погоды по народным приметам

1


18

Почему нельзя..?


1

19

Диалоги с неживой природой


1


3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)


4


5

20

Практикум «Хлебные крошки»


1

21

Кто улетает, а кто остаётся

1


22

Экологические связи неживой и живой природы

1


23

Вода и жизнь


1

24

Растения рядом


1

25

Комнатные растения

1


26

Размножение комнатных растений


1

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса

1


28

Практическое занятие «Растения луга и леса»


1


4. Царство грибов (3часа)

3


29

Съедобные грибы

1


30

Несъедобные грибы

1


31

Микроскопические грибы

1



5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

1

2

32

Сельскохозяйственные машины и орудия

1


33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке


1

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке


1

18

16

Итого:

34 часа

Содержание курса 3-й год обучения


НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа «ВВЕДЕНИЕ» (2 час) Тема 1. Вводное занятие. Мы жители планеты Земля (1 час) Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле. Тема 2. Мир вокруг. (1 час) Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными. Раздел 1 . « ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (5 часов) Тема 3. Экология и мы. (1 час) Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Тема 4. Осенние работы в поле. (1 час) Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница - озимая, яровая. Тема 5. Практическое занятие «Пришкольный участок». (1 час) Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности. Тема 6. Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи (1 час) Человек - верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта. Тема 7. Осень в лесу (экскурсия) (1 час) Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе - желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария. Раздел 2 . « НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ» (12 часов) Тема 8 - 9. Неживая природа ( 2часа) Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня» Тема 10. Солнце - источник тепла и света (1 час) Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье Тема 11. Вода, её признаки и свойства (1 час) Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды Тема 12. Берегите воду! (1 час) Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!» Тема 13. Почва - святыня наша. (1 час) Почва - необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы». Тема 14. Практическое занятие «Почва - состав и свойства почвы». (1 час) Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране Тема 14 - 15. Погода. Климат. (2 часа) Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы» Тема 17. Предсказание погоды по народным приметам (1 час) Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические)несовпадения их с реальностью. Тема 18. Почему нельзя..? (1 час) Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль - враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения» Тема 19. Практическое занятие «Диалоги с неживой природой» (1час) Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!» Раздел 3. «ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ.. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ НЕЖИВОЙ И ЖИВОЙ ПРИРОДОЙ» (9 часов) Тема 20. Практикум «Хлебные крошки» (1 час) Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки. Тема 21. Кто улетает, а кто остаётся (1 час) Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное ря­дом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края Тема 22. Экологические связи неживой и живой природы (1 час) Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели Тема 23. Вода и жизнь (1 час) Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров. Тема 24. Растения рядом (1час) Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев. Тема 25. Комнатные растения (1час) Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив) Тема 26. Размножение комнатных растений (1 час) Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка Тема 27. Дикорастущие растения луга, водоёма , ласа (1 час) Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране. Тема 28. Практическое занятие «Растения луга и леса» (1 час) Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями. Раздел 4. «ЦАРСТВО ГРИБОВ» (3часа) Тема 29. Съедобные грибы (1 час) Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки Тема 30. Несъедобные грибы. (1 час) Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным) Тема 31. Микроскопические организмы (1 час) Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру. Раздел 5. «СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТРУД ВЕСНОЙ» (3 часа) Тема 32. Сельскохозяйственные машины и орудия (1 час) Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде. Тема 33. Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке (1 час) Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволов Дежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей Тема 34. Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке (1час) Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ И ГРИБОВ» - 34 часа


№ п/п


Тема занятия

Деятельность

учащихся

Планируемая

дата

Фактическая

дата

Введение (2час)

1

Вводное занятие. Мы жители планеты Земля Знакомство детей с целями и задачами кружка и с правилами поведения при проведении наблюдений и практикумов. Создание ситуации понимания единства всех существ на земле.

3.09

2.

Мир вокруг. Представление об основных понятиях начального природоведения (живая неживая природа), сравнить предметы природы и предметы, созданные человеком, различия между растениями и животными.

10.09

1. Человек и природа ( 5 часов)

3

Экология и мы. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы.

17.09

4

Осенние работы в поле Представление о видах сельскохозяйственного труда, о некоторых сельскохозяйственных культурах и их значении. Знания и умения земледельцев. Пшеница - озимая, яровая.

24.09

5

Практическое занятие «Пришкольный участок» Дать представление о пришкольном учебно-опытном участке; дикорастущие и культурные растения. Работа на участке, инструктаж по технике безопасности.

1.10

6

Место человека в мире природы. Принятие в юные экологи Человек - верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Защита проекта.

8.10

7

Осень в лесу Расширить представление детей об осени как времени года и о признаках осени : расположение солнца над горизонтом, продолжительность светового дня, характерные осадки, температура воздуха; живое в природе - желтеют листья, закладываются зимующие почки, созревают плоды, птицы и звери начинают готовиться к зиме. Сбор материала для гербария.

15.10

2. Неживое в природе (12часов)

8 - 9

Неживая природа Формирование представлений о неживой природе, ее многообразии. Экскурсия на пришкольный участок «Предметы и явления неживой природы вокруг меня»

22.10

19.10

10

Солнце - источник тепла и света Солнце - источник тепла и света для живых существ. Влияние солнца на жизнь на Земле. Солнце и здоровье

12.11

11

Вода, её признаки и свойства Вода, ее признаки и свойства. Практическая работа по выявлению признаков «Цвет, запах, форма воды».Опыты по выявлению свойств воды: вода - растворитель, текучесть, прозрачность, переходные состояния, круговорот воды

19.11

12

Берегите воду! Сообщения учащихся об охране и значении воды. Загрязнение Волги. Источники загрязнения. Работа над проектом « Сбережем капельку!»

26.11

13

Почва - святыня наша. Почва - необходимая среда для растений Опыты по составу почвы (вода, воз­дух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

3.12

14

Состав и свойства почвы Практическая работа по об­работке почвы комнатных растений. Значение почвы и меры по ее охране

10.12

15 - 16

Погода. Климат. Дать общее понятие погоды и клима­та. Дискуссия на тему «Хорошо ли, что климат теплеет?». Кто определяет прогноз погоды и для чего это необходимо? Способы прогнозирования изменений в при­роде Практическая работа «Наблюдение за погодой». Анализ наблюдения за погодой в «Календарях природы»

17.12

24.12

17

Предсказание погоды по народным приметам Умение прогнозировать природные изменения по народным приметам, выявлять причины (экологические) несовпадения их с реальностью.

14.01

18

Почему нельзя..? Актуализация представлений у учащихся о загрязнении помещения, где не используют сменную обувь, осознание нанесения вреда здоровью взвешенной в воздухе пылью. Пыль - враг человека и комнатных растений. Создание ситуации выбора (ходить в сменной обуви или нет). Правила уборки помещения. Акция «Умоем растения»

21.01

19

Диалоги с неживой природой Ролевая игра «Пойми меня». Созда­ние ситуаций эмпатии с предметами окружающей неживой природы. Ак­туализация представлений о мусоре как загрязнителе природы города. Акция «Мы, про­тив мусора!»

28.01

3. Живое в природе. Экологические связи между неживой и живой природой (9 часов)

20

Практикум «Хлебные крошки» Формирование потребности и практических умений заботиться о птицах. Кто чем питается? Конструирование модели кормушки.

4.02

21

Кто улетает, а кто остаётся Актуализировать представления де­тей о птицах как о группе животных (см.: Дыбина, О. В. Неизведанное ря­дом. - Москва, 2001. - С. 23) и о перелет­ных птицах области. Формировать представления детей о приспособле­ниях птиц в связи с наступлением осени, о перелетах птиц. Анализ фенологических наблюдений за пти­цами. Работа по определению птиц края

11.02

22

Экологические связи неживой и живой природы Расширить представление учащихся об экологических связях неживой и живой природы. Соревнование на создание самой интересной и длинной цепи питания. Защита своей модели

18.02

23

Вода и жизнь Формировать представление о загрязнении воды и её очистке, воспитание ценностного и рачительного отношения к воде. Опыты по очистке воды. Изготовление простых фильтров.

25.02

24

Растения рядом Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра « Угадай растения по описанию. Экскурсия, практикум «Выявление повреждение повреждений деревьев.

3.03

25

Комнатные растения Комнатные растения разных эколо­гических групп. Практическая работа по размещению комнатных растений в детском саду, дома, классе с учетом тепла и света, по правильному ком­плексному уходу за комнатными растениями (протирание листьев от пыли, взрыхление почвы, полив)

10.03

26

Размножение комнатных растений Различные способы размножения комнатных растений (побеги, черен­ки, листья, деления корневища). Пересадка комнатных растений, формовка крон и обрезка

17.03

27

Дикорастущие растения луга, водоема и леса Сформировать представление о разнообразии дикорастущих растений, об их экологических особенностях, охране.

24.03

28

Практическое занятие «Растения луга и леса» Познакомить с легендами о растениях, их удивительными свойствами. Работа с гербариями.

7.04

4. Царство грибов (3часа)

29

Съедобные грибы Сформировать представление о гри­бах как части живой природы; пока­зать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных ве­ществ. Дать представление о строении шля­почных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки

14.04

30

Несъедобные грибы Обобщить представления о сходстве и различии съедобных и несъедобных грибов. Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в при­роде (мухомор опасен для человека, а для оленя он является лечебным)

21.04

31

Микроскопические грибы Дать представление о некоторых видах микроскопических грибов (дрожжевые, кефирные, плесневые). Рассмотреть свойства и значения их в жизни человека. Болезнетворные бактерии, вызывающие туберкулез, холеру.

28.04

5. Сельскохозяйственный труд весной (3часа)

32

Сельскохозяйственные машины и орудия Закрепить представления о сезонности труда, представление о видах и значении труда людей весной в поле, в огороде.

5.05

33

Сельскохозяйственные работы на пришкольном участке Разбивка грядок для посадки куль­турных растений. Изготовление лу­нок для посадки деревьев и кустарников на пришкольном участке. По­белка стволов Дежурство и на­блюдение юных экологов за всходами. Акция с привлечением родителей

12.05

34

Сельскохозяйственные опыты на пришкольном участке Посадка декоративных растений. Опыты: 1. «Влияние сроков посева на время цветения декоративных растений». 2. «Влияние удобрений на рост и раз­витие высаженных растений». Изго­товление колышков и этикеток.

19.05

Итого:

34 часа












  1. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Земля - наш дом» необходимы следующие принадлежности:
  • набор рабочих инструментов для практических занятий;

  • микроскоп, лупа;

  • компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
  • набор ЦОР по окружающему миру.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель биологии, либо любой другой специалист в области естествознания, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
  1. Рабочая программа курса внеурочной деятельности Юный экологРабочая программа курса внеурочной деятельности Юный экологРабочая программа курса внеурочной деятельности Юный экологРабочая программа курса внеурочной деятельности Юный экологЛитература
  1. Большой атлас природы России: иллюстрированная эн­циклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  2. Брем А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра -Terra, 1992.
  3. Букин А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. - М, 1991.
  4. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / Л. И. Грехова. - М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. - М, Сфера, 2001.
  6. Ердаков, Л. Н. Экологическая сказка для первоклассни­ков / Л. Н. Ердако// Начальная школа. - 1992. - № 11-12.
  7. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание /И. Д. Зверев // Экологическое образование: концепции и техно­логии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. - Волго­град, 1996.
  8. Ишутинов Л. М. Грибы - это грибы / Л. М. Ишутинова // Начальная школа. - 2000. -- № 6.
  9. Калецкип А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.-М., 1976.
  10. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // На­чальная школа. - 2001. - № 1.
  11. Лучич М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. - М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных младшими школьни­ками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в шко­ле и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13. Носаль М. А. Лекарственные растения. Способы их при­менения в народе / М. А. Носаль И. М. Носаль. - Ленинград., 1991.
  14. Пакулова Н. И. Методика преподавания природоведения в начальной школе / Н. И. Пакулова и др. - Москва., 1993.
  15. Плешаков А. А. Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир во­круг нас. - Москва : Просвещение, 2001.
  16. Плешаков А. А. Зеленый дом. От земли до неба А. А. Плешаков. Москва .: Просвещение, 1998.
  17. Плешаков А. А. Зеленый дом: программно-методические материалы / А. А. Плешаков. - Москва ., 2000.
  18. Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами пове­дения в природе / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1998. -№ 8.
  19. Плешаков А. А. Экологические проблемы и начальная школа / А. А. Плешаков // Начальная школа. - 1991. - № 5.
  20. Чернявский А.В., Ковальчук Д. А. Универсальный энциклопедический справочник ./ Харьков, Белгород - 2010 .
  21. Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. / Москва 2008.
  22. Вагнер Б.Б./Сто Великих чудес природы./ Энциклопедии для любознательных. Москва 2010.
  23. Сэм Тэплин. / Динозавры и доисторические животные. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  24. Бен Денн. / Моря и океаны. / Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2009.
  25. Лори Уиддон , Энкомпасс Грэфикс, Колин Эрроусмит, Э ндрю Дэвис, Мэн Иллюстрейшнс ./ Иллюстрированный атлас Мира. / Индия 2008.
  26. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва 2007.
  27. Пол Даузвелл. /В мире животных./Энциклопедии для любознательных. / Харьков , Белгород 2008.
  28. Роберт Коуп. / Мир насекомых. / Москва «Махаон» 2009



© 2010-2022