Открытый урок по теме Дательный падеж имён существительных

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Дательный падеж имен существительных.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа;
  • Образовательные: формирование умения определять дательный падеж имён существительных по вопросу и предлогу, организация практической деятельности, в ходе которой ребята могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже.

  • Развивающие: развитие умения осуществлять постановку учебной задачи, планировать и контролировать свои действия, строить речевое высказывание, делать выводы.

  • Воспитательные: воспитание учебно-познавательного интереса к новому материалу, способности к самооценке и самоконтролю, уважительного отношения к одноклассникам, воспитание отношения к здоровью человека как к ценности.

Оборудование: таблица «Падежи», индивидуальные карточки, записи на доске, презентация, учебник Рамзаевой Т. Г. «Русский язык. 4 класс», карточки обратной связи, «светофорики»

ХОД УРОКА.

  1. Мотивирование к учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите на наших гостей. Поздоровайтесь с ними.

Итак, друзья, внимание-

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнём скорей урок! - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем и сделаем ещё один шаг к познанию секретов русского языка..

  1. Актуализация знаний (воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения нового)

  • Запись числа.

Слайд 2. 16 октября. Классная работа.

-Откройте тетради и запишите число. Сегодня шестнадцатое октября. Классная работа.

-Объясните орфограммы в слове «шестнадцатое» (безударная гласная в корне е, непроизносимая согласная т, шестнадцатое- шесть)

Слайд 3 Орфографическая минутка.

  • Орфографическая минутка.

- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим работать с падежами, я предлагаю начать с орфографической минутки.


ша…ка, ст…рик, яго…ки, зел…нь, пиро…ки

-Прочитайте слова.

-Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

-Напишите слова, вставив пропущенные буквы.

Фронтальная проверка

-Итак, какие буквы вы вставили на месте пропусков? Объясните свой выбор

- Что объединяет эти слова? ( имена существительные)

-Разделите слова на группы. (безударная гласная в корне слова и парная согласная, одушевлённые и неодушевлённые, двусложные и трёхсложные)

-А теперь из букв, которые вы вставили, составьте слово.

-Какое получилось слово? ( падеж)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  • Распределительный диктант.

-А какие падежи мы изучили? ( именительный падеж и родительный)

-Вспомните вопросы Именительного падежа. ( кто? что?)

-Родительного ( кого? чего?)

-Вспомните вспомогательное слово Именительного падежа.( есть)

-А родительного? ( нет)

-Назовите особенности именительного падежа ( главный член предложения, не имеет предлогов, слово в Им. п. стоит в начальной форме)

-Следующее задание поможет узнать насколько хорошо вы научились различать родительный и именительный падежи имён существительных. «Распределительный диктант». Попробуйте сформулировать задание.

( распределить словосочетания на 2 столбика Им. п и Р. п.)

-Задание будем делать по вариантам:

1 вариант выписывает словосочетания в Им п.

2 вариант выписывает словосочетания в Р. п.

Словосочетания запишите в столбик друг под другом.

( записываю на доске: 1 в. Им.п, 2 в. - Р. п)

-К доске пойдёт работать …, как представитель 1 варианта

и …, как представитель 2 варианта

Купила мама, купила для мамы, был у сестры, была сестра, бежала лиса, бежал от лисы, подарил другу

Проверка с доски:

-Какие словосочетания выписали ребята 1 варианта?

-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.

-А 2-го варианта?

-Кто согласен, поднимите зелёный сигнал.

оценивание

  1. Постановка проблемного вопроса.

-А почему вы никто не выписали словосочетание «подарил другу»?

( стоит в Д.п.)

- О каком падеже говорит Лежебокин в стихотворении Георгия Граубина?

«…Такой падеж
Я с детства не терплю.
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю…» ( о Дательном падеже)

-Я уверена, что у нас таких ребят нет. И каждый из вас готов готов прийти на помощь своим друзьям .

  1. Постановка учебной задачи ( работа по таблице )

-Правильно, речь идёт о дательном падеже.
- Сформулируйте тему нашего урока. (Дательный падеж.)

-Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему? Имеет вспомогательное слово дать)

Открытый урок по теме Дательный падеж имён существительных - Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже, каким членом предложения является, какие окончания имеют существительные в дательном падеже) - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? ( находить имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных) - Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь и мы раскроем секреты Дательного падежа.

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  1. Открытие нового знания

Слайд 4 с предложением Прочитайте предложение, спишите его, вставив подходящие предлоги. Туристы шли …лесу …реке. -Прочитайте предложение, которое у вас получилось. Проверка со слайда -Определите падежи имён существительных. Фронтальная проверка и проверка со слайда - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.)( таблица) -Запомните эти два предлога дательного падежа. По ним легко определить этот падеж. -Подчеркните основу этого предложения. -Назови основу этого предложения. Проверка со слайда -Каким же членом предложения является имя существительное в дательном падеже ( второстепенным)? ( таблица)

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


-Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже мы узнаем чуть позже, когда познакомимся с 3-мя склонениями имён существительных.

  1. Первичное закрепление ( работа по учебнику)

- Откройте учебник по закладке. Выполним упражнение 130 на странице 71 - Прочитайте задание. - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) -Итак, покажите с помощью сигнальных карточек, в каком падеже стоит каждое из словосочетаний -…, читай 1-е словосочетание. По сигналу показываем выбранный вами падеж.

Читают по очереди словосочетания и показывают на опорных карточках

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  1. Физкультминутка «Как живёшь?»

-Как живёшь? Вот так!

-Как идёшь?

-Как бежишь?

-Как ночью спишь?

-Как берёшь?

-Как даёшь?

-Как шалишь?

-Как грозишь?

-Как сидишь?


  1. Применение нового знания.

  • Составь словосочетания

-Продолжим работать с дательным падежом имён существительных.
Слайд 5 с заданием: составь словосочетания

-А теперь снова за работу!

-Из данных слов составить словосочетания, можно использовать предлоги.

-Пишите словосочетания каждое с новой строки. дарить сестра бежать трава ходить земля подошёл дом -Какие словосочетания у вас получились?

Проверка со слайда. Слайд 6 В каком падеже употреблены имена существительные? ( в дательном) -Какое словосочетание лишнее? (дарить сестре) -Почему? ( без предлога) -Какой вывод можно сделать? ( имена существительные в дательном падеже могут употребляться с предлогами и без предлогов) -При определении падежа стоит ориентироваться и на вопросы, и на предлоги.

  • Зрительная гимнастика.

-Наши глаза были в напряжении при выполнении заданий, дадим им отдохнуть, выполнив зрительную минутку. Глаза - это главные помощники человека и необходимо заботиться о сохранении зрения.

Слайд 7. Зрительная гимнастика.

ВЫКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  • Игра « Телеграммы»

( У некоторых уч-ся на партах « телеграммы» на карточках розового цвета)
-Встаньте те, у кого на столах лежат карточки розового цвета. Это телеграммы.

-Прочитайте строки из известных вам произведений, а мы все вместе найдём существительное в Д.п.)

-уж сколько раз твердили миру
-Вороне где-то бог послал кусочек сыру..
- плутовка к дереву на цыпочках подходит..
-к муравью ползёт она..

- случилось Соловью на шум их прилететь
- Строки из каких произведений прочитали? ( « Стрекоза и муравей»,

« Ворона и лисица» «Квартет»)
-Кто автор этих произведений? ( И. Крылов)


  1. Включение новых знаний в систему (работа на карточках)

  • Игра « Кто первый?»
    Купить для мамы, подарить другу, принести из магазина, ехал по дороге, ходят люди, подъехал к площади, пришел с работы, рад зиме.
    -Возьмите со стола большие белые карточки .

Игра «Кто первый»

-Сформулируйте задание в соответствии с темой урока( выписать словосочетания с именем существительным в дательном падеже)
- Итак, кто же сегодня первый выпишет словосочетания в Д.п.?

-Стоп, положили ручки . У нас есть победители.

Первый …. ( И. Ф)

Второй ( И. Ф.)

Третий ( И. Ф.)
Проверка_

-Итак, какие же словосочетания с существительным в дательном падеже выписал…?

-Докажи с помощью вопроса

-Покажите зелёным сигналом, кто успел выписать до конца.

-Почему не выписали купить для мамы, принести из магазина, пришёл с работы?

А ходят люди?

ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР


  1. Итог урока. Рефлексия

-Давайте вернёмся к теме урока. -Что мы теперь знаем об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по, является второстепенным членом предложения. Имеет вспомогательное слово «дам») Работа с таблицей. - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

-А теперь в качестве закрепления проведём тест по теме «Дательный падеж имён существительных»

-Работаем в паре.

Слайды 8, 9 Тест «Дательный падеж имён существительных»

  • Тест «Дательный падеж имён существительных» . Работа в паре.

№1. Выбери вопросы дательного падежа.

р) кто? что? з) кому? чему? н) кого? чего?

№ 2. Выберите вспомогательное слово дательного падежа.

н) дам л) есть в) нет

№ 3. Найдите предлоги дательного падежа.

о) от, под е) о, об а) к, по

№ 4. Каким членом предложения является слово в дательном падеже?

т) второстепенным д) главным

№ 5. Найдите имя существительное в дательном падеже.

ю) без подруги и) друг о) к берегу

№ 6. Сколько всего падежей в русском языке?

к) 6 р) 7 б) 8

( дети отмечают в карточке)

-Составьте из полученных букв слово. ( знаток)

Слайд 10 слово «Знаток»

-А кого можно назвать знатоком? ( Тот, кто обладает большими знаниями в чём - либо, тонким пониманием чего - либо. Ожегов)

  • Самооценка.

-Возьмите светофоры.

- Оцените собственные результаты по изученной теме. Если всё получилось и вы не испытываете уже трудностей при определении дательного падежа имён существительных, поднимите зелёный сигнал . Если многое удалось, но вы ещё испытываете трудности- жёлтый кружок. А если нужно ещё много работать по теме, то красный кружок.

- Все практически оценили себя зелёным сигналом. Значит, вас можно назвать «Знатоками дательного падежа имён существительных»

  • Домашнее задание.

Слайд 11 Домашнее задание

Домашнее задание будет по выбору:

1) Упражнение № 127 на с.70

Спишите 2 предложения из этого упражнения, определите падежи имён существительных

2) Найти 3 пословицы, где были бы имена существительные в дательном падеже.

Урок окончен!


Дополнительные задания:

  • Пословицы и поговорки.

Ум да разум надоумят сразу.
Нет ума, считай калека.
Сила уму уступает.
В этих пословицах и поговорках есть слово, которое употреблено во всех изученных нами падежах падежах. Так ли это?

  • Игра «Кто получил подарки? Устно.

А вот какое определение дательному падежу дал Т.Рик

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал

- Я прочитаю предложение, а вы определите, кто из зверей получил подарок. Запомните: это слово должно стоять в дательном падеже.

Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботинкам,

кошке гармошку, мартышкам по книжке.


9

© 2010-2022