Рабочая программа по литературному чтению 1 класс. Система Занкова

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан»

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам. директора по УР Директор лицея-интерната

______________ Белова Н.М. ___________________ Валитов А.Х.

«____» ________ 2014 г. Приказ № _____ от «____» ______ 2014 г.

Рабочая программа

по литературному чтению

УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»

в 1 а классе

на 2014-2015 учебный год

Учитель: Бакунина Л.М.

Квалификационная категория: первая

«Рассмотрено» «Рассмотрено»

на заседании ШМО на заседании педсовета

Протокол № ___ от «___» _______ 2014 г. Протокол №____ от «____» _______2014 г.

Руководитель МО: ____________ Константинова Н.А.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. №273- ФЗ

  2. Закон Республики Татарстан от 22.03. 2013 №68-ЗРТ «Об образовании»

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 6 октября 2009 года № 373. приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);

  4. Приказа Минобрнауки России от 22 сентября 2011 г. № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373" (зарегистрирован в Минюсте России 12 декабря 2011 г., регистрационный номер 22540);

  5. Приказа Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  6. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»" (далее СанПиН 2.4.2.2821-10)

  7. Письма Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"

  8. Письма МО и Н РТ от 23.06.2012г. № 7699/12 «Об учебных планах для 1-11 классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»

  9. Приказа МО и Н РТ от 09.07.2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»

  10. Приказа МО и Н РТ от 10/07/2012 №4165/12«Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы среднего (полного) общего образования»

  11. Учебного плана МБОУ «Лицей-интернат (школа для одаренных детей) г. Буинска Республики Татарстан» на 2014-2015 учебный год.

  12. Примерной программы начального общего образования по литературному чтению.

  13. Авторской программы В.Ю. Свиридовой

Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» Н.В. Нечаевой к учебному предмету «Литературное чтение» В.Ю.Свиридовой. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний,в слогах, словах и предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется
грамматико-орфографическая пропедевтика. Цель - обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной
учебной деятельности. Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации.
Задачи обучения грамоте:
  • Овладение умениями воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели;
  • Овладение графическим действием как основой общеучебных умений в период освоения грамоты;
  • Формирование первоначальных представлений об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст);
  • Развитие фонематического слуха, культуры звукопроизношения, обогащение словарного запаса детей;
  • Воспитание интереса к чтению и книге, обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, развитие нравственных чувств.
Основная цель курса «Литературное чтение» - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Задачами курса литературного чтения, ориентированными на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
  • Расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле.
  • Развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре.
  • Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования.
  • Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем предметам.
  • Развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), анализе и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывание на свободную тему).
Курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечива­ет дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. Характерной чертой программы является «нерасчленен­ность» и «переплетенность» чтения произведения и работы с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художест­венной и справочной детской книгой, развивается интерес к самостоятельному чтению и книге. В программе не выде­ляются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются ком­плексно все задачи литературного образования младших школьников. В 1 классе, пока у детей отсутствует навык чтения, произ­ведение воспринимается только на слух. Поэтому авторы предусматривают уроки литературного слушания (один раз в неделю). Овладение чтением на первом году обучения предполагает формирова­ние целостных (синтетических) приемов чтения слов (чте­ние целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости чте­ния на втором году обучения и постепенное введение чтения молча. Знакомство с жанрами и темами произведений, основными призна­ками сказки, стихотворения, рассказа позволяет развивать литературоведческие понятия младших школьников. Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения. Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. Методы и приемы, используемые на уроках «Литератур­ного чтения», имеют широкий спектр: комментирование, ин­терпретация, анализ содержания и формы, выразительное чтение и драматизация произведения. Широко привлекают­ся практические действия учащихся (подчеркивание, поме­ты, перегруппировка текста), изобразительная деятельность (рисование, аппликация, раскрашивание), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), а также письмо (дописывание, списывание, сочинения) и различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах). Все творческие работы проводятся в классе под руковод­ством учителя, так как носят обучающий характер.

Виды учебной деятельности:

  • аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи);

  • работа с разными видами текстов;

  • самостоятельная продуктивная творческая деятельность: постановка «живых картин», чтение по ролям, инсценирование, драматизация, создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа;

  • создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).


Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • работа в парах

В соответствии с Образовательной программой МБОУ «Лицей-интернат (школа для одарённых детей) г. Буинска РТ, рабочая программа по литературному чтению расчитана на 66 часов при 2 часах в неделю. Примерная программа по русскому языку расчитана на 132 часа, поэтому в авторскую программу внесены изменения за счет уплотнения программного материала. Темы, попадающие на праздничные дни планируется изучать за счет уплотнения тем. Домашние задания не задаются

Содержание программы по обучению грамоте Развитие речи. Ознакомление в конкретной речевой ситуации с понятиями: речь устная и письменная; разные функции речи; общение, сообщение, воздействие. Ознакомление с историей возникновения речи. Устная речь (слушание, говорение). Осознание цели и ситуации устного общения. Речевые ситуации: сообщение, беседа, обращение, убеждение, призыв, вопрос, просьба, спор и пр. Выбор языковых и внеязыковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативных задач. Инсценировки. Адекватное восприятие звучащей речи. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Особенности общения в школе, на уроке. Правила поведения при вручении и получении подарка. Устное поздравление с днем рождения, с Новым годом. Обсуждение, о чём можно просить и о чём нельзя. Инсценировки. Орфоэпические нормы речи. Чистота произношения. Письменная речь (чтение, письмо). Ориентировка в Азбуке и тетради по письму: обложка, форзац, страницы, иллюстрации, задания, условные знаки. Книги учебные и неучебные: художественные, научные, научно-популярные. Стихи и проза. Тема произведения, название, автор, персонажи, герои. Сказки, Их возникновение, способы сохранения и чтения. Русские народные сказки и сказки других народов мира. Авторские сказки. Понимание текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Представление о разнообразии жанров: сказка, песня, стихотворение, загадка, считалка и пр. Доказательства выбора отгадки, заучивание наизусть стихотворных текстов. Составление небольших рассказов повествовательного типа с опорой на рисунки, по материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Фонетика . Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сравнение значения слов при наращивании или сокращении фонем, изменении их порядка, замене одной фонемы, при перемещении ударения. Различие гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких парных и непарных, звонких и глухих парных и непарных, шипящих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Графика. Различение звука и буквы. Буквы, не обозначающие звуков (ь,ъ). Ознакомление с позиционным способом обозначения звуков буквами. Нахождение случаев расхождения звукового и буквенного состава слов; ошибкоопасные места при записи слов. Буквы гласных как показатели твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости согласного. Непарные твердые согласные (ж,ш,ц). Непарные мягкие согласные (ч, щ). Звонкие и глухие непарные согласные. Ознакомление с клавиатурным письмом. Использование небуквенных графических средств: пробел между словами, знак переноса. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование аналитико-синтетического звукобуквенного способа чтения с учетом мен звуков. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознание чтения слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение слов с переносом. Чтение вслух, жужжащее чтение. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших прозаических и стихотворных текстов. Знакомство с орфоэпическим чтением. Упражнение психофизиологических функций, необходимых для чтения: усвоение правильного дыхания, составление целого из заданных элементов, составление печатных и письменных букв по элементу, выделение печатных и письменных букв из буквенного ребуса, восстановление слов из букв и слогов, вычеркивание из текста заданной буквы, «чтение» пиктограмм, схем слов и предложений, узнавание голосов детей, актеров, работа со схемами, планами и пр. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Ориентировка на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым аккуратным письмом. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания слов, предложений, текстов, записанных письменным и печатным шрифтом. Освоение позиционного способа письма. Письмо под диктовку слов, предложений, написание которых не расходится с произношением. Орфографическое чтение как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Ознакомление с клавиатурным письмом. Упражнение психофизических функций, необходимых для списывания и письма под диктовку. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Различение предмета, явления и слов, их называющих. Соотношение названия нарисованного предмета со схемой слова. Наблюдение единства в слове звучания и значения. Практическое ознакомление с этимологией. Представление о многозначных словах. Классификация и объединение в группу слов по лексическому значению. Различие предложения и слова. Соотношение нарисованного предложения с его схемой. Наблюдение смысловой и интонационной законченности предложений при сравнении со словом. Сравнение предложений, различающихся по цели высказывания. Ознакомление с оформлением предложения: большая буква в начале предложения, знаки (. ! ?) в конце. Объединение слов в предложения, выделение предложения из текста. Сравнение смысла предложений при изменении форм отдельных слов, служебных слов, интонации, порядка слов. Составление схем предложений. Составление предложений с опорой на схему, их многовариантность. Орфография. Определение сильной и слабой позиции гласных и парных согласных в слове. Знакомство с правилами правописания и их применение: - раздельное написание слов; - написание гласных и, у, а после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением); - прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах людей и кличках животных; - знаки препинания (. ! ?) в конце предложения.




Учебно-тематический план:

№ п/п

Содержание программного материала Кол-во часов

Обучение грамоте

Добукварный период

8

Букварный период


1
Непарные звонкие согласные

8 2 Парные звонкие согласные

5 3 Парные глухие согласные

8 4 Двузвучные (йотированные) гласные буквы

6 5 Ь- показатель мягкости

1 6 Непарные глухие согласные

3 7 Разделительный ь и ъ

1

Послебукварный период

4

Литературное чтение 1 Книги - твои друзья

3 2 Путешествие в мир Литературы.

3 3 Долина рассказов: тайна за тайной.

3 4 Сады поэзии: из чего растут стихи.

5 5 Сказочные дорожки: твой путеводитель.

4 6 Открытие в литературе и фантазия в науке.

4
Всего:

66






Содержание программы по литературному чтению



Виды речевой и читательской деятельности Аудирование (слушание). Восприятие громкого чтения: адекватное понимание содержания звучащего текста, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения; определение последовательности развития сюжетного действия (основных сюжетных линий), особенностей поведения героев и описания их автором; определение жанра художественных произведений. Чтение вслух. Чтение про себя. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения; постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художественного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации Говорение (культура речевого общения). Письмо (культура письменной речи) Диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать их по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению Освоение норм речевого этикета. Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание).Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Особенности письменной речи: оформление, соответствие содержания заголовку. Мини-сочинения на заданную тему. Работа с разными видами текста. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению. Виды текста: художественные, учебные, научные. Практическое сравнение различных видов текста. Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Знакомство с общими особенностями учебного и научно-популярного текста. Определение главной мысли текста. Библиографическая культура. Книга как источник знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Первое знакомство с книгой. Название произведения. Автор в литературном произведении (поэт, писатель). Определение примерного содержания книги по заглавию, автору и иллюстрациям. Общее представление о стихотворной и прозаической речи. Начальные навыки ориентирования в книге по заглавию, оглавлению, иллюстрациям. Литература вокруг нас. Широкий мир книг и чтения. Книга учебная, художественная, справочная. Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроке. Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его отношения с содержанием. Знакомство с общими отличиями литературного текста и фольклорного. Фольклор разных народов. Анализ поступков персонажей. Характеристика героя произведения. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героев и события. Понимание эмоционального и нравственного содержания прочитанного. Сравнение разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Воспроизведение текста (по вопросам учителя) или эпизода. Рассказ по иллюстрации, пересказ. Определение главной мысли текста, озаглавливание, деление текста на части.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Чтение и литература. Что такое литература. Бытовой этикет (вывеска, этикетка, записка) и литература. Литература художественная и научная. Что делает писатель, а что ученый (сравнение на основе наблюдения за текстами в книге для чтения, в учебниках по математике и естествознанию, в словарях и энциклопедиях). Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении в литературе. Название произведения, автор, персонажи, герои. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Литература и устное народное творчество (фольклор). Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора в народном произведении. Устная передача, вариативность текста, работа собирателей фольклора, литературная обработка. Обзорное знакомство с малыми фольклорными жанрами: колыбельная, потешка, прибаутка, побасенка, небылица, считалка, загадка, пословица, скороговорка, частушка. Практическое назначение малых фольклорных жанров , определяющее особенности их формы. Практическое освоение жанра загадки. Знакомство с жанром кумулятивной сказки (сказки - цепочки). Жанр художественного произведения. Общее представление о жанрах: сказка, рассказ, стихотворение. Практическое различие. Рассказ . Герой или система героев (главные и второстепенные персонажи). Сравнительный анализ героев. Сравнение позиции автора и его героя. Нахождение средств выражения авторской оценки изображаемого. Смысл заглавия Стихотворение. Особенности поэтического взгляда на мир. Практическое ознакомление с ритмом и рифмой. Нахождение рифмующихся слов. Проговаривание ритма. Сочинение рифмовок. Подбор рифм, сочинение стихов по заданным рифмам. Сказка. Постоянная композиция сказки. Традиционные герои русских народных сказок. Постоянные эпитеты для характеристики героев, событий, природы. Виду сказок (о животных, волшебные, бытовые). Что делает сказку без волшебства сказкой. Волшебные предметы. Особенности чтения и рассказывания сказок. Сочинение сказок в соответствии с начальными представлениями о законах жанра. Средства художественной выразительности (способы авторского отношения к изображаемому). Название произведения. Система героев. Второстепенные персонажи. Характеристика героев. Портрет. Речь. Понятие о монологе и диалоге в литературе. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка событий. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текста. Первичные представления о сравнении как основополагающем приеме. Практическое освоение понятий: эпитет, олицетворение, антитеза, повтор, звукопись. Подбор синонимов, антонимов к словам из текста. Наблюдение в устной речи образные выражений из текста. Умение самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. Сочинение загадок. Сюжет. Наблюдение за развитием сюжета: завязка, кульминация, развязка. Эмоциональное восприятие событий. Домысливание текста. Придумывание интересной завязки, развязки. Герой и его характер. Характеристика персонажей, оценка их поступков. Подбор слов-определений для характеристики героев. Построение выразительных средств при передаче своего отношения к персонажам. Рассказывание от первого и третьего лица о литературном герое. Эмоциональный тон произведения. Понимание общего характера произведения, его тональности. Сочинение противоположных по эмоциональному настрою частей текста. Соответствие эмоционального отклика читателя замыслу писателя (поэта). Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть, при рассказе о нем: использование голоса и несловесных средств. Определение общего характера произведения, его тональности. Определение шуточного, торжественного характера произведения, задумчивый тон произведения.

Творческая деятельность учащихся

(на основе литературных произведений) Чтение по ролям. Инсценирование произведения со свободным использованием текста. Игра в театр. Устное словесное рисование с опорой на картину, по иллюстрации к произведению или на основе личностного опыта. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их .

Круг чтения первого года обучения Малые жанры фольклора. Потешки, побасенки, считалки, скороговорки, частушки, поговорки, пословицы, загадки. Русские народные сказки. «Репка», «Терем мышки», «Курочка Ряба», «Заюшкина избушка», «Три медведя», «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Лисичка-сестричка и волк», «Кот и лиса», «Гуси-лебеди», «Лиса и козел», «Лиса и журавль», «Зимовье зверей» Зарубежные народные и авторские сказки. «Красная Шапочка», «Три поросенка», братья Гримм «Бременские музыканты», Ш. Перро «Золушка, или Хрустальная туфелька», Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Русские писатели и поэты. А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Ф. Туманский, А. К. Толстой, С. Есенин, К. Бальмонт, И. Бунин. Л. Толстой «Азбука», «Косточка», «Лгун», «Отец и сыновья», «Мальчик играл…», «Два товарища», «Орёл», «Пожарные собаки», К. Ушинский «Утренние лучи», «Лиса Патрекеевна», М. Горький «Воробьишко» Современная русская и зарубежная литература. К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Д. Хармс, С. Михалков, Б. Заходер, В Берестов, И. Токмакова, Е. Благинина, Э. Мошковская, Ю. Мориц, Р. Сеф, Е. Серова, И. Пивоварова, М. Бородицкая, В. Орлов, В. Лунин, С. Махотин, М. Яснов, А. Усачёв, Н. Орлова, С. Пшеничных, Тим Собакин, Н. Ламм, П. Барто, Л. Фадеева, Н. Друк, Г. Виеру, З. Зелк, Дж. Чиарди, Ян Бжехва. М. Цветаева, В. Инбер, М. Исаковский, Н. Рыленков, Н. Рубцов, Л. Друскин, К. Некрасова, П. Неруда, японские трёхстишья. Е. Чарушин «Волчишко», «Томка испугался», Н. Сладков «Свиристели», «Деревья». «Пивица», «В конце таинственного следа…», «Медвежья горка», М. Пришвин «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», Г. Снегирёв «Про пингвинов», В. Панова «Серёжа», Ф. Кривин «Муравей», «Ночь», «Любовь», Н. Носов «Затейники», В. Драгунский «Друг детства», «Тайное всегда становится явным», «Он живой и светится…», Ю. Коваль «Воробьиное озеро», «Алый», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», Г. Остер «Задачи», «Это я ползу», «Середина сосиски». «Хорошо спрятанная котлета», «Одни неприятности», «Эхо», «Где лучше бояться», Е. Чеповейкий «Непоседа, Мякиш и Нетак», И. Пивоварова «Секретики», «Сочинение». Дж. Родари «Приключение Чиполлино». «Откуда беруться день и ночь?», А. Милн «Винни Пух и все-все-все», Д. Биссет «Под ковром», «Шшшшш!», «Блэки и Реджи»

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 1 класса


Планируемые результаты освоения обучающимися программы по литературному чтению


Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы: - положительное отношение к уроку литературного чтения; - эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных жанров и форм; - способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок, рассказов и других литературных произведений; - первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отражённых в литературных текстах; - восприятие семейных традиций, в т.ч. в семейном чтении; - чувство любви к природе родного края; - основы для развития творческого воображения.

Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к чтению; мотивации обращения к книге; - основы для эмоционального переживания художественного текста; - способности выражать свои эмоции в выразительном чтении; - понимания смысля нравственного урока произведения; способности испытывать высшие нравственные чувства - гордость, стыд, вина; - умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под руководством учителя; - стремления к взаимопониманию детей и взрослых; - ориентации на здоровый образ жизни; - стремление к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: -осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; - принимать и понимать алгоритм выполнения заданий; - принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей.

Обучающийся получит возможность научиться: - понимать цель и смысл выполняемых заданий; - понимать важность планирования своей деятельности: - выполнять учебные действия на основе алгоритма действий; - участвовать в оценке результатов деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания; - понимать фактическое содержание текста; - выделять события, видеть их последовательность в произведении; - выделять в тексте основные части; - выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); - работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков; - пользоваться словарными пояснениями учебника.

Обучающийся получит возможность научиться: - выделять и формулировать познавательную цель; - структуировать знания; - группировать тексты по заданному основанию; - различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки; - работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится: - использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления; - воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей; - понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников; - принимать участие в обсуждении прочитанного содержания.

Обучающийся получит возможность научиться: - задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения; - проявлять интерес к общению на уроке; - уважать мнение собеседников; - преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии; - следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности; - входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.

Предметные результаты

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится: - читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном темпе); - читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору; - понимать содержание прочитанного; - пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; - эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении; - находить и придумывать рифмы; - определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); - отличать монолог от диалога; - уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац); - отвечать на вопросы по содержанию текста; - оценивать литературного героя произведения по его поступкам.

Обучающийся получит возможность научиться: - выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание; - определять главную мысль литературного произведения; - соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; - строить высказывания по образцу; - формулировать несложные выводы; - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные части; - находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; - осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста; - понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова, «картинный» план.

Круг детского чтения

Обучающийся научится: - определять автора и название книги; - называть авторов и заглавия произведений, прочитанных в классе; - понимать и использовать понятия «обложка книги», «содержание», «абзац»; - ориентироваться в книге (автор, название, иллюстрации); - ориентироваться в главах учебника, находить разделы «Твой день», «Проверь себя»,; ориентироваться в заданиях учебника по значкам («Вопросы и задания», «Творческое задание», «Прочитай в хрестоматии», «Инсценируй», «Поиск информации. Исследование»); - понимать назначение библиотеки.

Обучающийся получит возможность научится: - ориентироваться в мире детской литературы на примере народной и авторской сказки, стихотворения; - определять заинтересовавший круг текстов и произведений; - делать сообщение о понравившейся книге; - ориентироваться в профессиях, связанных с книгами; - использовать информацию о происхождении книги в устных и письменных сообщениях; - рассказывать о прочитанной книге и своей домашней библиотеке.

Литературоведческая пропедевтика

Обучающийся научится: - отличать стихотворный текст от прозаического; - отличать художественный текст от научного; сопоставлять небольшие по объёму тексты: художественный и научный; - представлять многообразие жанров фольклора (колыбельная, потешка, закличка, прибаутка, небылица, побасенка, загадка, считалка, поговорка, пословица, скороговорка); - представлять отличительные особенности сказки, рассказа, стихотворения.

Обучающийся получит возможность научиться: - различать понятия «художественная литература», «научная литература»; - отличать фольклорный текст от литературного; - различать произведения малых фольклорных жанров; - находить элементы сюжета (завязка, кульминация, развязка); домысливать элементы сюжета; - находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слова, звукопись, рифма); - видеть рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись.

Творческая деятельность учащихся

Обучающийся научится: - откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок; - подбирать иллюстрации к литературному произведению; - создавать рисунки-иллюстрации к произведениям; - выражать эмоции и настроение в процессе чтения.

Обучающийся получит возможность научиться: - воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; - выделять доминанту характера животных - героев народных сказок и передавать её в чтении; - выражать чувства, передавать настроение стихотворения; - инсценировать несложные произведения

Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука: Учебник по обучению грамоте. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
2. Нечаева Н. В. Методические рекомендации к курсу «Обучение грамоте». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 3.Свиридова В. Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011 Система оценки достижений учащихся: безотметочное обучение

Календарно-тематическое планирование

п/п


Наименование раздела

и тем


Кол-во часов


Тип урока

Характеристика основной

деятельности ученика



Планируемые результаты

Дата

При-

меча-

ние





Предметные


Метапредметные и личностные

Чтение (обучение грамоте)

Добукварный период (8 часов)

1

История обучения. Знакомство
с учебником. Речь устная и письменная.

1 Комби-нирован ный Знать, чему учили детей в древности, чему учат современных детей. Уметь различать устную и письменную речь. Иметь представления о своей родине, её столице, родном крае. Ориентироваться в «Азбуке». Называть и показывать элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Называть условные знаки, объяснять значение каждого знака, рассказывать об их роли при работе с «Азбукой».

Иметь представление о законе жизни: передаче старшим поко­лением младшему знаний и опы­та; изменении со временем того, чему учат младших. Понимать важность нового со­циального статуса - ученика / ученицы)

Ориентироваться в Азбуке: об­ложка, форзацы, страницы, ил­люстрации, задания, условные обозначения.

Различать учебные и не учебные книги, работать с рисунком, ори­ентироваться на странице. Понимать значение слов: очень-очень давно, давно, недавно, сей­час.

Познакомиться с нормами пове­дения в школе

Л-развитие учебных мотивов

П-умение сравнивать

К-общение со сверстниками, умение слушать собеседника. Задавать вопросы

Р-контролировать своё поведение 1.09

2 Речь устная и письменная. Мир, Россия, семья. Твоя Родина

1

Комби-нирован

ный

Осознавать соотношение (иерар­хию ) понятий: мир, Россия, сто­лица Москва, родина, семья. Осознавать свой статус в семье.

Л- развитие готовности к сотрудничеству

П-развитие знаково- символических действий

К- общение с одноклассниками, аргументировать своё мнение

Р-умение контролировать свою деятельность

4.09

3 Звук и его письменный знак. Разведение понятий «Слово», «предмет» Звуки гласные и согласные 1

Комби-нирован ный Иметь понятие о звуке и букве, их различии. Уметь различать гласные и согласные звуки. Знать признаки гласных звуков и согласных звуков. Наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выделять отличия. Контролировать свои действия и действия партнёра при решении познавательной задачи. Оценивать свою работу на уроке.

Уметь воспроизводить задан­ный учителем образец интона­ционного выделения звука в сло­ве.

Определять в слове заданный звук.

Знать особенности произнесе­ния гласных и согласных звуков, определять звуки гласных и со­гласных.

Моделировать звуковой состав слова, работать с готовыми схе­мами.

Различать предложение, слово, звук, знак звука; схему предло­жения и схему слова. Иметь представление о много­значности схемы слова. Различать предмет и слово, его называющее.

Осваивать правила работы в па­ре.

Проявлять доброжелательность друг к другу 8.09

4 Знаки звуков - буквы. Звук [а], буква А, а. Звук [у], буква У, у Путешествие в мир знаков. Предложение и слово 1

Комби-нирован ный Выделять звуки в процессе слого-звукового анализа с опорой на предметный рисунок и схему-модель слова. Наблюдать над особенностями произношения гласных звуков. Наблюдать, анализировать, устанавливать, как в устной речи одно слово, одно предложение отделяется от другого Знать признаки предложения. Договариваться между собой, кто будет говорить первым, слушать другого, оценивать друг друга.

Соотносить звук [а] с обозначаю­щей его буквой А, звук [у] -с обозначающей его буквой У. Различать звуки и буквы: первые произносим и слышим, вторые видим и пишем.

Иметь представление об алфа­вите.

Осваивать звуковой и звукобуквенный анализ слова. Осознавать смыслоразличительную роль звука в слове (лапа- лупа). Характеризовать данные звуки как гласные; выделять их в раз­ных частях слова; подбирать слова с данными звуками.

Л-развитие готовности к сотрудничеству

П-знаково- символические

К-определение функций участников 11.09

5 Фестиваль сказочных героев Театр. Звук [о], буква О, о. Звук [э], буква Э э

1

Комби-нирован ный

Иметь представление о народных и авторских сказках, о сказках русских и других народов, ста­ринных и современных. Осознавать зависимость особен­ностей сказки и манеры ее рас­сказывания.

Накапливать опыт участия в инсценировках, в групповой и парной работе. Выявлять незнакомые сказки, с которыми следует ознакомить­ся.

Осознанно воспринимать чте­ние учителем сказок, стихов, других произведений

Р- адекватно понимать оценку сверстников

Л-развитие познавательного интереса

П-формирование сравнения, анализа

15.09

6 Чтение пиктограмм. Одно слово - несколько значений. Знакомство с союзом и предлогами Такой - другой. Слова, противополож-ные по значению (антонимы)

1

Комби-нирован ный
Различать в слове гласные звуки. Слушать звучащую речь и выделять в потоке речи отдельные слова. Приобретать опыт в распознавании условных обозначений звуков речи. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Находить в предложении союзы и предлоги. Уметь подбирать к слова антонимы - слова с противоположным значением

Уметь читать пиктограммы, мо­делировать схемы предложений, «читать» их, сравнивать схему предложения и схему слова. Читать в пиктограмме буквы-слова.

Иметь представление об оформ­лении предложения в устной и письменной речи. Самостоятельно составлять схему предложения с опорой на рисунок.

Выявлять закономерности чере­дования элементов в данном ря­ду, продолжать его. Познакомиться со словами, противоположными по смыслу. Получить первоначальное представление об использовании большой буквы

К-коррекция своего поведении

Р-постановка учебной задачи

Л-умение находить ответ на поставленный вопрос

самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

18.09

7 Звуки [ы], [и], буквы ы, И, и. Твердые и мягкие согласные звуки 1

Комби-нирован ный Уметь различать мягкие и твёрдые согласные звуки. Анализировать звукобуквенный состав звучащего слова. Составлять предложения со словом и. Включать слово и в предложение. Работать в группе: отвечать по очереди, внимательно слушать ответы каждого члена группы, контролировать и оценивать правильность ответов. Уметь называть предметы по их числу

Соотносить звук [ы] с обознача­ющей его буквой Ы, звук [и] с обозначающей его буквой И. Уметь характеризовать данные звуки как звуки гласные; слы­шать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове, соот­носить данный звук и обозначаю­щую его букву.

Уметь «читать» схемы слов, срав­нивать слово и предложенные схемы, моделировать схемы.

К-распределение функций участников, контроль и оценка действий партнёра

Р-определяет последователь-ность действий, анализирует их ход и способ

Л- радоваться успехам одноклассников 22.09

8 Один предмет - несколько предметов (единственное и множественное число названий предметов) Большая буква в именах собственных. 1

Комби-нирован ный

Познакомиться с понятием «число единственное и множест­венное» через противопоставле­ние «один предмет - несколько предметов».

Различать звуки в слове, звуки гласные-согласные, согласные твердые-мягкие. Различать букву И и слово и. Моделировать схемы названий сказок с опорой на рисунки. Читать схемы предложения, осо­знавать их многозначность. Оформлять предложение в устной и письменной речи (составлять схемы).

Расширить представление о сказ­ках, ее героях и авторах. Осваивать умение пересказы­вать их (по эпизодам). Практически пользоваться изу­ченными буквами при чтении. Осознавать смыслоразличительную роль звуков речи. Осваивать принципы 25.09

Букварный период

Непарные звонкие согласные (8 часов)


9 Твердые и мягкие звуки [л`], [л], [м], [м`]. Определение места звука в словах Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные 1

Комби-нирован ный Различать в слове согласные звуки по их признакам. Правильно произносить согласные звуки и называть буквы, их обозначающие. Характеризовать особенности звучания согласных звуков. Определять роль словесного ударения в слове. Определять место ударения.

К-умение вступать в диалог, принимать разные мнения по одному вопросу

Р- умение контролировать свою деятельность

Л-развитие готовности к сотрудничеству в паре

29.09

10 Предмет, его признаки и действия. Распространение предложений Экскурсия в магазин. Правила поведения в магазине

1

Комби-нирован ный Называть предметы окружающего мира, подбирать к ним признаки. Уметь распространять предложения, добавляя признаки предметов.

2.10

11 Звуки [н], [н`], [р], [р`], буквы Н н, Р р. Понятие рода и числа Твердые и мягкие согласные звуки [н], [р]. Главные члены предложения. Омонимы

1

Комби-нирован ный Наблюдать за употребление в речи имён существительных: могут быть женского, мужского и среднего рода. Изменять слова по числам. Сравнивать и практически различать предложения и группы слов, не составляющие предложения. Наблюдать и устанавливать, что слова предложении связаны по смыслу и форме Определять, о ком или о чём говорится в предложении и что о нём говорится. Ставить вопросы к главным членам предложения. Наблюдать за ролью грамматической основы в предложении.

П-развивать умение выделять главное, существенное

Л-развитие толерантности во взаимоотношениях

К- способность сохранять доброжелательные отношение друг к другу в ситуации конфликта

Р. - умение адекватно оценивать свою деятельность


6.10

12 «В костюмерной» Предложения, разные по целям и интонации. Роль жестов в различных ситуациях 1

Комби-нирован ный Знать оформление предложений: первое слово с большой буквы, в конце ставится один из знаков: . ! ?



П-развитие творчества

К- умение вступать в диалог

Р- способность принимать и сохранять цели и следовать им в учебной деятельности 9.10

13 Диалог. Правила работы над диалогом. Фестиваль сказочных героев 1

Комби-нирован ный Различать текст и предложение. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Различать диалог и монолог. Наблюдать план речи. Планировать своё высказывание с помощью учителя


13.10

14-15


Звук [й`], буква Й й. Чтение слов. Звуковой и звукобуквенный анализ Многозначность слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем

2

Комби-нирован

ный

Уметь различать мягкие согласные звуки. Выделять звук [й`] в процессе слого-звукового анализа слов. Распознавать новый звук с ловах вне слияния, определять место звука в слове. Моделировать слого-звуквовой состав слов, сопоставлять с его схемой-моделью. Уметь находить многозначные слова и правильно употреблять их в речи. Выделять в словах согласные звуки. Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Распознавать транскрипцию твёрдых и мягких согласных.

П-учить пользоваться схемой- моделью

Р-умение адекватно воспринимать критику со стороны одноклассников

Л-развитие учебной мотивации

16.10

20.10

16 Понятие «слог». Деление слов на слоги 1

Комби-нирован

ный Уметь делить слова на слоги. Знать правила переноса слов.

Р-умение преодолевать импульсивность поведения 23.10

Парные звонкие согласные (5 часов)

17 Звуки [б], [б`], [в], [в`] и буквы Б, б, В, в. Работа с текстом

1

Комби-нирован ный Составлять предложения на заданную тему по рисунку. Наблюдать за признаками текста, его оформлением. Наблюдать за структурой повествования. Уметь заменять имена существительные соответствующими местоимениями

Соотносить понятия: «звуки [б], [б']» - «буква Б»; «звуки [в], [в']» - «буква В».

Уметь выделять эти звуки в речи, моделировать схемы слов, «чи­тать» их, сравнивать слово и пред­ложенные схемы, находить эти буквы в словах, читать слова с но­выми буквами.

Осознавать смыслоразличительную роль звука в слове на практи­ческом уровне.

Приобретать навыки правильного чтения и письма. Устанавливать на интуитив­ном уровне связи слов в предложе­нии путем подбора местоимения (местоимений) - согласование слов в роде и числе.

П-умение выделять главное, существенное 27.10

18 Звуки [г], [г`], [д], [д`] и буквы Г, г и Д, д. Различие слова и слога

1

Комби-нирован ный Уметь различать в словах звонкие и глухие согласные звуки. Уметь соотносить схему слова с названием предмета Соотносить понятия: «звуки [г], [г']» - «буква г»; «звуки [д], [д']» - «буква Д». Уметь интонировать эти звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ, подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове. Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Расширить представление о понятиях: слово и слог, алфавитный порядок букв (и их названия), единственное и множественное число, -«эмоционально окрашенные слова» (слова с уменьшительно-ласкательным значением )

П-умение использовать схемы, различать слова и слоги, различать звонкие и глухие согласные звуки


30.10

19 Чтение длинных слов. Имена собственные. Продолжение рассказа по его началу Чтение текста с пиктограммами. Роль звуков в словах Многозначные слова

1

Комби-нирован ный Уметь читать слова с изученными буквами, исполнять роль некоторых героев. Восстанавливать небольшой текст, уметь подбирать продолжение

Расширить представление о мно­гозначности слова, о словах, ко­торые произносятся одинаково, а пишутся по-разному. Расширить представление о силь­ной и слабой позиции согласного звука на основе звукового и звукобуквенного анализа слов. Уметь классифицировать слова, объединять их в тематические группы.

Расширить представление о со­отнесении названия предмета и слова-указателя на него (Волог­да - она, моя; Армавир - он, мой ), о сферах употребления большой буквы (названия городов, все гео­графические названия ).

Р-умение различать допустимые и недопустимые формы поведения

Л-развитие сотрудничества с учителем и одноклассниками

10.11


20 Звуки [ж], [з], [з`], буквы Ж, ж и З, з. Звонкие и глухие согласные Образование слов. Расхождение написания с произношением

1

Комби-нирован ный Устанавливать особенности произношения звонких и глухих согласных в конце слова. Определять на слух парный по глухости - звонкости согласный звук на конце слова. Накапливать опыт в правописании слов с парными согласными на конце

Соотносить понятия: «звук [ж]» -«буква Ж»; «звуки [з], [з']» -«буква 3».

Уметь характеризовать данные I звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука I в слове, соотносить данный звук и обозначающую его букву. Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Осознавать парность/непарность по твердости-мягкости звуков букв Ж, 3.

П - умение различать звонкие и глухие согласные в конце слов

Р-умение определять последовательности промежуточных целей

Л-развитие способности радоваться успехам одноклассников

К- умение договариваться, находить общее решение

П-умение осознанного написания гласной 13.11

21


Переносный смысл слов. Зависимость смысла предложений от порядка слов Звук [ж] - всегда твердый согласный звук

1

Комби-нирован

ный Знать и уметь применять написание гласной и после согласной ж

Расширить представление о пря­мом и переносном значении слов. Иметь представление о влиянии на смысл предложения порядка слов. Сравнивать: звук [ж] - буква Ж. Уметь характеризовать дан­ный звук, устанавливать его различие по отношению к пар­ным по твердости-мягкости согласным звукам. Ознакомиться с правописанием жи.

17.11


22-23 Звуки [к], [к`], [п], [п'] и буквы К, к и П, п. Корень слова Удивительное -ка. Звуковой анализ слов 2

Комби-нирован ный Иметь представление о корне слова, родственных словах. Называть признаки родственных слов. Выделять корень. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Уметь соотносить схему слова с названием предмета. к' - «буква К»; «звуки [п], [n'] - «буква П». Уметь характеризовать данные звуки как согласные, парные по твердости-мягкости, парные глухие; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове, соотносить данный звук и обозначающую его букву. Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы; устанавливать смыслоразличительную роль звука в слове на практическом уровне.


20.11 24.11

24 Смыслоразличи-тельная роль звуков. Словообразова ние

1

Комби-нирован

ный

Понимать прочитанное предложение, текст. Правильно употреблять в речи предлоги места.

Демонстрировать знание сказок, соответствующих предлагаемым рисункам.

Использовать адекватные коммуникативные средства при инсценировании ситуаций в транспорте.

К-умение аргументировать своё мнение

Р- развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

П- умение соотносить звуки и буквы, практически пользоваться изученными буквами

27.11


25 Звуки [с ], [с`], [т ], [т' ] и буквы С, с и Т, т. Значение слов 1

Комби-нирован ный

Соотносить: «звуки [с], [c']» -«буква С», «звуки [т], [т']» «Буква Т».

Уметь характеризовать данные звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слов с использованием схем слов и без них. Устанавливать смысловую связь слов в словосочетании, предложении и тексте.

Познакомиться с орфограммой «буква парного согласного».

Л-умение радоваться успехам одноклассников

Р-умение адекватно понимать оценку одноклассников

П-умение различать слова по лексическому значению

К-умение слушать ответы одноклассников 1.12

26 Признаки предметов. Согласование слов по смыслу. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? Звуки (с), (с'), (т), (т') и буквы С, с и Т, т. Согласные звуки 1

Комби-нирован ный Различать признак и слово, называющее признак предмета. Приобретать опыт в различении слов - признаков предметов по лексическому значению. Подбирать имена прилагательные . Составлять предложения с именами прилагательными

Уметь практически пользовать­ся при чтении изученными бук­вами.

Уметь выполнять звуковой, зву­кобуквенный анализ слов (в рам­ках изученного, кроме шипящих звуков).

Расширить представление о по­нятиях:

- слова-признаки,

- слова-действия,

- слова-предметы,

- слова-указатели. Расширить границы активного и пассивного словаря 4.12
Знать: -звонкие и глухие согласные звуки; -написание гласной у после согласной щ, и - после согласной ш. Характеризовать выделенные звуки, сравнивать их по твёрдости - мягкости. Читать слоги-слияния, устанавливать на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше - всегда е. Различать признак предмета и действие предмета. Подбирать к предмету признак и действие

Р-умение ориентироваться в учебнике

К-умение слушать ответы одноклассников

27 Театр «Подбери похожее слово». Звуки [ф ], [ф' ], [ш ]. Буквы Ф, ф, Ш, ш. Парные звонкие и глухие согласные 1

Комби-нирован ный

Соотносить звуки [ф], [ф'] и бук­ву Ф, звук [ш] и букву Ш. Уметь характеризовать данные звуки; слышать их в слове; под­бирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове.

Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Понимать смыслоразличительную роль звука (на практическом уровне).

Уметь различать: «парные звон­кие и глухие согласные», «пар­ные мягкие и твердые соглас­ные», - расширить представ­ление о непарных твердых со­гласных] и букву Ш. Уметь характеризовать данные звуки; слышать их в слове; под­бирать слова с данными звуками; находить букву данного звука в слове.

Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Понимать смыслоразличительную роль звука (на практическом уровне).

Уметь различать: «парные звон­кие и глухие согласные», «пар­ные мягкие и твердые соглас­ные», - расширить представ­ление о непарных твердых со­гласных 8.12

28

Парные звонкие и глухие согласные.

Признак предмета, действие предмета

Звуки [ж ], [ш ] - всегда твердые. Правописание сочетаний жи, ши

1

Комби-нирован

ный

Уметь различать: «парные звон­кие и глухие согласные», «пар­ные мягкие и твердые соглас­ные»,

- расширить представ­ление о непарных твердых со­гласных.

Расширить представление о лек­сическом значении слов: много­значность слов, тематические группы, слов.

Уметь выразительно читать.

П-умение подбирать к предмету признак и действие

Р- моделирование различных ситуаций поведения

Л-способность радоваться успехам одноклассников

11.12


29 Значение фонемы. Значение логического ударения 1

Комби-нирован ный Уметь пользоваться средствами выразительности

Познакомиться с пословицами, их значением в речи. Уметь рас­крывать смысл пословицы, ис­пользовать ее в собственной речи. Расширять представление об однокоренных словах, о формах единственного и множественно­го числа, о предложении и его оформлении.

Р- моделирование различных ситуаций поведения

П-наблюдение за различными средствами выразительности

К- умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач 15.12



30
Чтение текстов с изученными буквами Двузначные гласные буквы е, ё, ю, я. Буквы е, ё, ю, я - показатели мягкости согласного звука
1

Комби-нирован ный

Иметь представление об обозначении двух звуков букв е, ё, ю, я в начале слова, после гласных, и обозначение одного звука и мягкости после согласных

Уметь на новом материале применять ранее полученные фонетические знания.

Иметь первичное представление о двойной роли йотированных букв, о вариантах их произношения и чтения. Понимать утверждение «одна буква - два звука». Уметь характеризовать звуки (звук) изучаемых букв, соотносить звуки (звук) и обозначающую их (его) букву. Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Осознавать места изучаемых букв в ленте букв.

Обладать первичным умением обозначать звуки йотированными буквами, читать эти буквы в словах 18.12

31 Знакомство с фразеологизма-ми. Твердые и мягкие согласные звуки 1

Комби-нирован ный Иметь представление между целью, адресатом, местом общения и формой общения. Уметь различать на слух звуки речи

Уметь практически пользоваться при чтении изученными буквами.

Уметь характеризовать данные звуки, выполнять звуковой и звукобуквенный анализ слова. Осознавать утверждения: «одна буква - два звука», «эта же буква - один звук». Уметь устанавливать соответствие между количеством звуков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ). Познакомиться с устойчивыми выражениями (фразеологизмами ), их значением в речи. Приобрести опыт толкования смысла фразеологизмов, использования фразеологизмов в своей речи

Л- развитие готовности к сотрудничеству 22.12

32 Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев Из истории языка. Многозначность слов

1

Комби-нирован

ный

Знать алфавитный порядок букв.

Уметь читать и понимать предло­женные тексты, отвечать на воп­росы к ним. Узнавать сказки и их героев по предложенным репли­кам.

Уметь: разгадывать ребусы и за­писывать отгаданные слова; составлять предложение из за­данных слов; составлять выска­зывание на заданную тему

П-умение на слух различать звуки речи

Р-моделирование различных ситуаций поведения

25.12



33 Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с [й `у ], [й ` а ] 1

Комби-нирован ный Различать в слове гласные и согласные звуки. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова. Соотносить количество звуков и букв в словах с буквами ю, я

Познакомиться с некоторыми фактами из истории языка. Осознать пробел как знак препи­нания.

Уметь устанавливать соответ­ствие между количеством зву­ков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ ).

К-умение договариваться, находить общее решение

Л-радоваться успехам одноклассников

П-умение проводить аналогии 29.12

34 История про щуку и воблу. Корень слова. Многозначность слова «язык»

1

Комби-нирован

ный

Различать смысл многозначных слов.

Расширить опыт в понимании устойчивых выражений (фразео­логизмов), уместности и неуме­стности их употребления. Познакомиться с орфоэпически­ми нормами. Иметь навыки выразительного орфоэпического чтения. Выполнять звуковой и звукобуквенный анализ (кроме шипящих звуков).

12.01

35 Как мы общаемся. Этика общения. Письмо

1

Комби-нирован ный Знать правила устного и письменного общения. Уметь составлять письма. Наблюдать, что показывает мягкий знак. Формулировать вывод по результатам наблюдений.

Осознавать особенности общения со знакомыми и незнакомыми, с родными и друзьями, ровесни­ками и взрослыми, с маленькими детьми.

Демонстрировать соответст­вие словаря речевого этикета си­туации и собеседнику. Использовать в общении свой жизненный опыт, а также ситуа­ции из прочитанных рассказов, знакомых мультфильмов и диа­фильмов.

Р-умение различать допустимые от недопустимых форм общения

К-уметь вступать в диалог

Л- развитие готовности к сотрудничеству

Р-развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию

П-усвоение графических форм букв


15.01

36 Ь - показатель мягкости предшествующего звука

1

Комби-нирован ный

Расширить представление о по­нятии «показатели мягкости согласных»: осознание в этой ро­ли Ь.

Осознать смыслоразличительную роль Ь.

Уметь устанавливать соответ­ствие между количеством зву­ков и количеством букв в слове при их расхождении (проводить звукобуквенный анализ). Использовать орфоэпическое чтение при чтении коротких слов.


19.01

37 Знакомство с фольклором, страшилки Звуки [х ], [х ` ], [ц ]. Буквы Х, х и Ц, ц.

1

Комби-нирован

ный

Знать особенности загадок, считалок, небылиц, путаниц

Иметь представ­ление о многообра­зии малых жанров литературных про­изведений.

Уметь:

-голосом показы­вать различия в цели высказывания;

-находить в ряду слов родственные слова

Правильно произносить слова с сочетаниями це, ци, цы

Познакомиться с произведения­ми К.И. Чуковского. Познакомиться с жанрами «пута­ница», «страшилка», освоить особенности их произнесения, адекватно использовать средства устной речи.

Выразительно читать текст при орфоэпическом чтении ко­ротких слов.

Понимать вопросы к прочитанно­му, адекватно отвечать на них

22.01

38 Упражнение в чтение слов с буквами Х, х и Ц, ц. Словообразо-вание Словообразо-вание. Значение фонемы в образовании слов

1

Комби-нирован

ный

Соотносить звуки [х], [х'], [ц] с буквами, которые их обознача­ют, - X, Ц.

Осуществлять звуковой и звуко­буквенный анализ слов; уметь моделировать схемы слов, «чи­тать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Осознавать различия: гласные-согласные, парные-непарные твердые-мягкие согласные; пар­ные-непарные глухие-звонкие согласные.

Уметь давать характеристику звука буквы X как согласного не­парного глухого, парного по твер­дости-мягкости; звука буквы Ц как непарного глухого, всегда твердого согласного. Наблюдать особенности право писания сочетаний це, цы, ци.

П-контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р-умение организовывать свою деятельность

К-формировать собственное мнение

26.01


39 Звуки (ч), (щ) - всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч и Ш, щ Понятия: время, сутки, дни недели

1

Комби-нирован

ный

Уметь характеризовать звуки; слышать их в слове; подбирать слова с данными звуками; нахо­дить букву данного звука в слове, соотносить данный звук и обозна­чающую его букву. Уметь моделировать схемы слов, «читать» их, сравнивать слово и предложенные схемы. Расширить опыт работы с орфог­раммой «правописание сочета­ний ча, ща, чу, щу».

П-умение проводить аналогии

Р-умение контролировать свою деятельность

К-умение согласовывать действия



29.01


40 Разделительные ь и ъ знаки 1

Комби-нирован ный Наблюдать, что разделяют ь и ъ знаки. Осуществлять контроль своих действий при записи слов, в которых требуется вставить ь и ъ, вносить необходимую коррекцию в ходе записи или после неё.

Осознавать разделительную функ­цию Ь и Ъ.

Подготовиться к знакомству с орфограммой «правописание Ь и Ъ».

Производить звуковой и звуко­буквенный анализ слов с ЬиЪ. Демонстрировать умение решать предложенные кроссворды и ре­бусы.


2.02

41 Что читали в своих букварях ваши прабабушки и прадедушки. Алфавит

1

Комби-нирован ный

Уметь:

- различать глас­ные и согласные звуки, согласные мягкие и твёрдые, глухие и Звонкие;

-правильно назы­вать буквы алфавита.
Знать русский ал­фавит

Уметь практически пользоваться всеми изученными буквами. Расширить представление об ус­тойчивых выражениях (фразео­логизмах), об их использовании в речи.

Уметь раскрывать смысл фра­зеологизма, использовать его в собственной речи. Познакомиться с устаревшими словами.

Иметь представление о содер­жании букварей в старину. Познакомиться с устаревшими понятиями.

Практически ознакомиться с осо­бенностями устной и письменной речи

Л-развитие познавательных интересов

П-умение правильно называть буквы алфавита

К-умение слушать одноклассников

Р-адекватно понимать оценку учителя и одноклассников 5.02

42-43 Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки

2

Комби-нирован ный

Знать, какие сред­ства использует автор при создании стихотворения. Знать особенности фольклорных жанров

Осознавать понятия «текст», «те­ма текста», «главная мысль». Уметь строить рассуждение, сравнивать тексты по содержа­нию и по способам его передачи. Познакомиться с жанрами счи­талки, небылицы. Практически познакомиться с особенностями современной уст­ной и письменной речи. Уметь различать и находить сходство произведений 16.02 19.02

44 Удивительный русский язык. «Прощание с азбукой»

1 Урок-праздник

Знать русский ал­фавит

Демонстрировать полученные умения в период обучения гра­моте.

Осознавать красоту и рациональ­ность русского языка. Перейти к учебникам по русско­му языку и литературному чте­нию 23.02
«Литературное чтение» В.Ю.Свиридова(22 ч) Книги - твои друзья ( 3 часа)

45 Что такое книга. Кто в книгах живёт 1 Урок-экскурсия в библиоте-ку

Делить тексты на прозаические и стихотворные. Знать основные отличия стихотворного и прозаического текстов.

Иметь представление о тематическом многообразии литературы разных времён.

К-умение формулировать собственное мнение

Л-развитие готовности к сотрудничеству, умение чувствовать, понимать, фантазировать

П-умение проводить аналогии

Р-умение организовать своё рабочее место


26.02

46 Особенности поэтического текста. Работа с понятиями «рифма», «поэзия», «проза». Связь книги с разными сторонами человеческой жизни 1 Урок-игра Уметь использовать в речи понятия «рифма», «поэзия», «проза»

Знать особенности поэтического текста.

Р-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников

К-умение понимать и принимать разные точки зрения по одному вопросу 2.03

47 Знакомство с жанром загадки. Особенности работы писателя и поэта. Проверь себя

1

Комбинированный

Использовать особенности загадки. Уметь находить различия в работе писателя и поэта

Знать произведения устного народного творчества.

П-умение устанавливать причинно-следственные связи

5.03

Путешествие в мир Литературы 3 часа

48 Чтение и литература. Разница бытового чтения и художественной литературы. Работа с понятиями «автор», «герой», «персонаж». Малые жанры фольклора: загадка, скороговорка, считалка, пословица, поговорка 1 Урок-путешествие находить рифмы. Описывать характер героя по его поступкам, отношению автора.

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц),

К-умение сравнить себя с лирическим героем

Р-моделирование различных ситуаций поведения

Л-развитие готовности к сотрудничеству

П-умение проводить аналогии 9.03

49 Литературный герой и его имя, характер Различие научного и художественно-го текстов. Художественное и научное описание 1 Урок-виктори-на

К-умение сравнивать себяс лирическим героем

П-умение отличать художественный текст от научного

Р-умение организовать своё рабочее место 12.03
Иметь представление об отличии художественного текста от научного.

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц),

50 Различение научного и художественного текстов. Проверь себя
Урок-игра

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц),

Р-адекватно принимать оценку учителя и одноклассников


16.03


Долина рассказов: тайна за тайной 3 часа

51 Формирование первичных представлений о рассказе как о литературном жанре. Персонажи рассказа, главный герой и его характер. Автор и его герой Понятие о сюжете рассказа: завязка, кульминация, развязка. Название рассказа. Литературный герой, его имя и характер 1 Комбини рованный Уметь определять персонажей (дейст­вующих лиц) и ге­роев (главных дей­ствующих лиц). Выделять в рассказе сюжет: завязка, кульминация, развязка. Уметь давать характеристику герою.

Иметь представ­ление об отличии поэтического тек­ста от прозаическо­го.

П-умение определять героев и персонажей

Л-развитие готовности к сотрудничеству

К-умение вступать диалог

К- умение сравнивать себя с литературными героями
19.03

52 Различие научного и художественного текста. Художественное и научное описание. Средства выражения авторского отношения к описываемому. 1 Комбини рованный

Знать особенности рассказа как литературного жанра.

К-умение договариваться, находить общее решение

Р-умение контролировать свою деятельность

П-умение строить логические рассуждения 2.04

53 Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя 1 Комбини рованный

Знать особенности рассказа как литературного жанра.

К-умение разные мнения

Л-умение отвечать за свои поступки 6.04

Сады поэзии: из чего растут стихи 5 часов

54 Поэт во всём видит тайну, угадывает душу. Выявление характера героя рассказа. 1 Комбини рованный находить рифмы. Знать наизусть и выразительно рассказывать 4-5 стихотворений разных авторов. Иметь представление об отличии поэтического текста от прозаического

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев

Р-развитие волевой саморегуляции как способности к волевому усилию
9.04






П-умение наблюдать за характером героев

55 Определение эмоционального настроя стихотворения и выявление характера героя Поэтические сюрпризы. Олицетворение как художественный приём. 1 Комбини рованный

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев


П-умение находить олицетворение

К-умение договариваться, находить общее решение

Л-формирование адекватной самооценки

Р-развитие волевой саморегуляции 13.04

56 Оживляем всё на свете. Приём олицетворения в сказке и загадке. 1 Комбини рованный

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев 16.04

57 Что нельзя увидеть глазами, а только сердцем. Приём олицетворения в авторской поэзии. 1 Комбини рованный

Уметь определять персонажей (действующих лиц) и героев 20.04

58 Загадка в рассказе. Представляем героя. Проверь себя 1 Комбини рованный

Уметь определять загадку в рассказе.



23.04

Сказочные дорожки: твой путеводитель 4 часа

59

Такие незнакомые знакомые сказки. Русские народные сказки, их сюжеты и герои.

Традиционные герои сказок о животных.

1


Комбини рованный Уметь задавать и отвечать на вопросы по тексту произведения. Применять при чтении сказок выразительные средства, передающие свое отношение к персонажу, авторское отношение, характер героев. Уметь находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, сравнение). Читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами. Обнаруживать особые приемы выразительности в процессе анализа текстов. Наблюдать и делать выводы о характере героев сказок. Давать оценку поступков героев.

Иметь представление об отличительных особенностях сказки, рассказа, стихотворения.

П-умение отличать сказку, рассказ, стихотворение

К-умение вступать в диалог, договариваться, приходить к решению

Л-умение отвечать за свои поступки

27.04

60

Особенности народных текстов в сравнении с авторскими.

Звукопись в авторском стихотворении. Сказочная область на карте Литературы

1 Комбини рованный

Иметь представление об отличии фольклорного текста от литературного.

К-умение слушать собеседника, задавать вопросы

Л-развитие готовности к сотрудничеству и дружбе 30.04

61

Сказки народные и авторские. «Сказочные» приёмы в авторской литературе. Поэтические приёмы в стихотворении

1 Комбини рованный

Иметь представление об отличии фольклорного текста от литературного.

Р-умение адекватно понимать оценку учителя и одноклассников 4.05

62 Общее в сказках разный народов. Народная и авторская сказка: сходство и различия Проверь себя

1 Комбини рованный

Иметь представление об отличии фольклорного текста от литературного.

П-умение выделять нужную информацию 7.05

Открытие в литературе и фантазия в науке

4 часа

63 Характер героя в фольклоре и авторской литературе. Отношение автора к своему герою. Автор - герой - читатель

Использовать в устной речи образные выражения из текстов. Понимать различия сказочного и научного текста.

Уметь самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.

К-умение аргументировать своё мнение, принимать другие точки зрения

Р-умение контролировать свою деятельность

П-умение строить логические рассуждения 11.05

64 Мир глазами учёного и писателя, исследователя и поэта. Различие художественного (сказочного) и научного текста. Научно-популярная литература

Уметь самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений. 14.05

65 Неправда и фантазия, творческий вымысел. Ложь как нравственная проблема. Фантазия в авторском произведении. Портрет писателя. Николай Носов

Уметь самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.

К-формирование умения формулировать собственное мнение, позицию 18.05

66 Изобразитель-ные возможности поэтического произведения. Что читать летом

Уметь самостоятельно подбирать точные сравнения для характеристики предметов и явлений.


21.05





© 2010-2022