Открытый урок по теме: М. Пришвин «Ребята и утята»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Астраханского района

Акмолинской области

Открытый урок по теме:

М. Пришвин «Ребята и утята»

учитель начальных классов

Гоманюк И.Г.



ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Слайд №1-3
Цель: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина Задачи урока:

  • Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: коллективные, индивидуальные.
Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», солнце с ладошками Ход урока.
  1. Организационный момент. Слайд №4 .
Открытый урок по теме: М. Пришвин «Ребята и утята» Солнце встало, потянулось, Нам в окошко улыбнулось! Улыбнемся мы в ответ, И тогда улыбка наша облетит весь белый свет, Станет мир наш добрый краше, Жителям Земли привет! (Машут руками). Подарите каждому По кусочку солнышка Путь добром наполняться Души их до донышка.
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Слайд №5 Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой).
  • Осмысливать задание;
  • Выслушивать мысли каждого;
  • Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
  • Не перебивать друг друга;
  • Соблюдать правила поднятой руки;

  1. Проверка д/з.
- Как называется наш раздел, который мы закончили изучать? Работа над тестами по пройденному материалу. 1. Вспомните, в каком рассказе есть строчки: «Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега. Мышонок крепко вцепился в сухую кору и не шевелился. Ребята махали ему руками с берега»: А) «Малыш и Карлсон»; Б) «Мышонок Пик»; В) «Ёжикина скрипка»? 2. Кто автор произведения « Мышонок Пик»: А) А.Линдгрен; Б) М.Пришвин; В) В.Бианки? 3.Найдите строчку из стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» А) «Деревья жалобно шумели, когда настали холода…»; Б) «Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно…»; В) «Зима ещё хлопочет и на Весна ворчит. Та ей в глаза хохочет…». 4. В стихотворении Ф Тютчева « Зима не даром злится…» говорится борьбе: А) зимы с весной; Б) весны с летом; В) весны с осенью. 5. Подберите окончание пословицы «апрель с водой, а…» А) май с травой; Б) весна с землёй; В) дождь с жарой. Проверка Слайд №6-8
  1. Постановка задач урока.
Учитель: Слайд № 9 Сегодня на уроке переходим к новому разделу. Расшифруйте название нашего раздела. АШАН АТЕНАЛП - ЯЛМЕЗ. Мы живём на нашей планете и порой не замечаем, неповторимый мир в нём, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь. В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Ученики: Слайд №10

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

Учитель:

- Учиться умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина. -- Познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

4. Рассказ о М. Пришвине. Слайд №11 - М.М.Пришвин много путешествовал и накопил немало впечатлений. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое и говорил: «Охранять природу - значит охранять Родину» Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. - Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: слайд №12 «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….» -На долю кого выпала бы эта благодарность? -М. Пришвин. Слайд №13 5.Изучение нового. 1. Психологический настрой на восприятие нового произведения. - Прочитайте заглавие рассказа. - «Ребята и утята» - Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения? - Кто видел маленьких утят? -Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд № 14 - Вы сейчас услышали голоса очень интересных птиц - уточек-чирков. Что это за птицы, нам расскажет Максут Айсултан.

Чирок - свистунок.

Чирок - свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт - вертикально. ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

2. Словарная работа.

- Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка - чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова (незнакомые). Попробуем объяснить их значение.

  • Холм - небольшая отлогая горка. Округлая возвышенность с пологими склонами. Слайд №15
  • Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Слайд №16
  • Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. Слайд №17
  • Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов. Слайд №18
  • Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд №19
  • Кузница - помещение, где работают кузнецы. Слайд № 20
3. Чтение текста с остановками. Слайд №21 1 остановка. Вот тут их увидела ребята…. - Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

- Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу. - Что значит для утят свобода?

- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? - Докажите строчками из произведения. - Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты - Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров. - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Прочитай, как шла мать-уточка с утятами. - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток?

- Докажите строчками из произведения. - Кто страшнее? - Почему? - Как дальше будут развиваться события? Слайд № 22 2 остановка. - Что вы будете делать с утятами? - спросил я строго у ребята…
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы. - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

- Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать?

- Докажите строчками из произведения. - Ее немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях. - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать. - А какая она мама?

- Заботливая. - Вам ее жалко?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята? Слайд №23 3 остановка…и побежали с утятами на холм.
Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Докажите строчками из произведения. - Назовите слова, которые показывают строгость автора. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? - Что можно сказать о ребятах?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили? Слайд № 24 4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? - Докажите строчками из произведения. - Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала вперед? - Хотела быстрее увести детей от врагов. - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? - Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Знак уважения. - Перед кем этот знак уважения? - Почему? - Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца. - Что можно сказать о ребятах? (Безответственные, несерьёзные) - Как их назвал рассказчик? (Глупыши) - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что пожелали люди уточке? - Нужно ли было пожелание людей уточке? - Почему? - Докажите строчками из произведения.


ФИЗМИНУТКА
Слайд № 25 . Подбор пословиц к произведению. Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.
Умел ошибиться, умей и….( исправиться.) Добрый пример лучше ста…( слов.) Сначала думай - потом… делай. Сей добро, посылай….., оделяй….( добро, добром) Дитя плачет, а у матери сердце…. (болит.)
К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?
5.Закрепление. Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Слайд №26 . Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1. Произведения «Ребята и утята» - это сказка -

2. Главными героями были дети и семья уточки +

3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед -

4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами +

5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково -

6. Ребята смогли объяснить свой поступок -

7. Уточка бросила своих утят -

8. Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды +
Слайд №27 . ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

  1. Определение главной мысли рассказа.
- Как автор назвал свой рассказ? - Почему? - Автор ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании. - Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом? - Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь. - Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Слайд № 28 - Докажите, что М. Пришвин - человек: добрый; строгий; неравнодушный.
6. Итог урока Слайд № 29 . В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека».
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание) Дети наклеивают ладошки на солнышко.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Слайд № 30 Мои молодцы друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину. Слайд № 31

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Д/з пересказ.

9


© 2010-2022