- Преподавателю
- Начальные классы
- Открытый урок по теме: М. Пришвин «Ребята и утята»
Открытый урок по теме: М. Пришвин «Ребята и утята»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гоманюк И.Г. |
Дата | 08.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ГУ «Кызылжарская средняя школа»
Астраханского района
Акмолинской области
Открытый урок по теме:
М. Пришвин «Ребята и утята»
учитель начальных классов
Гоманюк И.Г.
ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Слайд №1-3
Цель: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина Задачи урока:
- Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
- Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: коллективные, индивидуальные.
Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», солнце с ладошками Ход урока.
- Организационный момент. Слайд №4 .
- Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Слайд №5 Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой).
- Осмысливать задание;
- Выслушивать мысли каждого;
- Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
- Не перебивать друг друга;
- Соблюдать правила поднятой руки;
- Проверка д/з.
- Постановка задач урока.
Ученики: Слайд №10
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.
Учитель:
- Учиться умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина. -- Познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
4. Рассказ о М. Пришвине. Слайд №11 - М.М.Пришвин много путешествовал и накопил немало впечатлений. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое и говорил: «Охранять природу - значит охранять Родину» Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. - Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: слайд №12 «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….» -На долю кого выпала бы эта благодарность? -М. Пришвин. Слайд №13 5.Изучение нового. 1. Психологический настрой на восприятие нового произведения. - Прочитайте заглавие рассказа. - «Ребята и утята» - Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения? - Кто видел маленьких утят? -Где? - Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек - чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд № 14 - Вы сейчас услышали голоса очень интересных птиц - уточек-чирков. Что это за птицы, нам расскажет Максут Айсултан.
Чирок - свистунок.
Чирок - свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт - вертикально. ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.
2. Словарная работа.
- Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка - чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова (незнакомые). Попробуем объяснить их значение.
- Холм - небольшая отлогая горка. Округлая возвышенность с пологими склонами. Слайд №15
- Чирок-свистунок - птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. Слайд №16
- Верста - старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. Слайд №17
- Паровое поле - поле, отдыхающее от посевов. Слайд №18
- Вода спала - с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд №19
- Кузница - помещение, где работают кузнецы. Слайд № 20
- Докажите строчками из произведения. - Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
- На свободу. - Что значит для утят свобода?
- Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят? - Докажите строчками из произведения. - Сколько надо было идти до озера?
- 3 версты - Сколько это километров?
- Чуть больше 3 километров. - Это много или мало для человек? - А для маленькой уточки? - Прочитай, как шла мать-уточка с утятами. - Почему уточка-мать шла позади утят? - Какие враги были у уток?
- Докажите строчками из произведения. - Кто страшнее? - Почему? - Как дальше будут развиваться события? Слайд № 22 2 остановка. - Что вы будете делать с утятами? - спросил я строго у ребята…
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
- Докажите строчками из произведения. - Зачем ребята это делали?
- Просто так, для забавы. - Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?
- Докажите строчками из произведения. - Могла ли утка кричать?
- Докажите строчками из произведения. - Ее немота, беззащитность, отчаяние - все в этих движениях. - А какое чувство пережили утята? - Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? - А какое слово вы кричите, когда боитесь?
- Мама - А ваша мама переживает за вас? - Как она ведет себя при этом? - Как в рассказе чаще всего называют уточку?
- Мать. - А какая она мама?
- Заботливая. - Вам ее жалко?
- Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
- Утята пойманы, что собираются делать ребята? Слайд №23 3 остановка…и побежали с утятами на холм.
Кто помешал мальчишкам? - Смогли ли они объяснить свой поступок? - Какое приказание дал им взрослый? - Докажите строчками из произведения. - Назовите слова, которые показывают строгость автора. - Что делали бы вы, оказавшись рядом? - Что можно сказать о ребятах?
- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили? Слайд № 24 4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
- Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили? - Докажите строчками из произведения. - Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала вперед? - Хотела быстрее увести детей от врагов. - Как Пришвин попрощался с утятами? - Что он сделал при этом? - Докажите строчками из произведения. - Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? - Знак уважения. - Перед кем этот знак уважения? - Почему? - Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца. - Что можно сказать о ребятах? (Безответственные, несерьёзные) - Как их назвал рассказчик? (Глупыши) - Как можно назвать их по-другому? - Можно ли сказать, что ребята были жестокими? - Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно. - Что пожелали люди уточке? - Нужно ли было пожелание людей уточке? - Почему? - Докажите строчками из произведения.
ФИЗМИНУТКА
Слайд № 25 . Подбор пословиц к произведению. Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.
Умел ошибиться, умей и….( исправиться.) Добрый пример лучше ста…( слов.) Сначала думай - потом… делай. Сей добро, посылай….., оделяй….( добро, добром) Дитя плачет, а у матери сердце…. (болит.)
К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?
5.Закрепление. Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Слайд №26 . Работа по карточкам тестам
п/н
Вопрос
Ответ +/-
1. Произведения «Ребята и утята» - это сказка -
2. Главными героями были дети и семья уточки +
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед -
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами +
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково -
6. Ребята смогли объяснить свой поступок -
7. Уточка бросила своих утят -
8. Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды +
Слайд №27 . ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ
- Определение главной мысли рассказа.
6. Итог урока Слайд № 29 . В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека».
- Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание) Дети наклеивают ладошки на солнышко.
- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Слайд № 30 Мои молодцы друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверям - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять родину. Слайд № 31
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья
И при всем честном народе
Добавляем мы потом:
Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!
Д/з пересказ.
9