- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку. Презентация. 1 класс
Конспект урока по русскому языку. Презентация. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Войлокова О.И. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
11
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Ламское
Становлянского района Липецкой области
Тема: « Сочетания жи-ши»
Учитель начальных классов
Войлокова Ольга Ильинична
Предмет Русский язык
Класс 1
Тема урока: «Сочетания жи-ши»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: создание условий для успешного усвоения правил правописания и умения применять их на практике.
Задачи:
обучающие:
-
формировать знания о правописании сочетаний жи-ши;
-
совершенствовать каллиграфические и орфографические навыки письма;
-
умение давать самооценку собственной учебной деятельности;
развивающие:
-
способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;
-
развивать коммуникативные навыки, информационную компетентность;
воспитательные:
-
формировать готовность к сотрудничеству, эмоционально-нравственную отзывчивость;
-
способствовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: интерактивная доска с проектором; ноутбук; презентация учителя (слайды открываются по щелчку); раздаточный материал, проект «Лесной ландыш», изображение Карандаша, модели разноцветных шариков.
Ход урока.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
I.Организационный
момент.
Мотивация.
Эмоциональный настрой детей на работу.
9.00-9.01
Слайд №1
Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.
Слайд №2 с музыкальным сопровождением /автоматически/
-Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мне очень приятно видеть в ваших глазах искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы слушать и слышать, делать новые открытия в Стране Знаний.
Мне хочется вам пожелать, чтобы лучи нашего солнышка согрели ваше сердечко и в нём навсегда поселились радость, добро, любовь к людям, которые нас окружают. Пусть это радостное и творческое настроение не покидает вас в течение урока.
Приветствуют учителя, садятся, настраиваются на работу.
Регулятивные: формирование навыков самоорганизации, самодисциплины.
Личностные: формирование активности и заинтересованности в учебном процессе,
доброжелательного отношения друг к другу.
Коммуникативные:
настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
II.Актуализация знаний 1.Повторение сведений о буквах и звуках.
9.01-9.03
Слайд №3
-Что такое звуки?
-Как звуки мы обозначаем на письме?
-Сколько всего букв в алфавите?
-Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? В чём их особенность?
Дети отвечают на вопросы учителя, уточняют сведения
о буквах и звуках.
Познавательные УУД
Общеучебные УД:
построение речевого высказывания в устной форме.
2. Чистописание
9.03-9.05
-А сейчас минутка чистописания.
Откройте тетрадь с.6
Вспомните, как пишутся буквы и
Работа в тетради.
Анализируют элементы букв, дописывают недостающие. Называют буквы.
Познавательные УУД.
Логические:
анализ элементов букв.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
подпишите в них недостающие элементы. Назовите полученные буквы.
Учитель организует индивидуальную работу с обучающимися.
Отработка навыков каллиграфического письма
Регулятивные:
Саморегуляция.
3. Создание проблемной ситуации.
/ Выделение общих и отличительных черт в характеристике букв ж, ш, ч, щ./
9.05-9.06
Слайд №4
- Назовите буквы.
-Что объединяет эти буквы?
-По какому признаку можно разделить эти буквы на 2 группы?
- Составьте группы букв.
Учитель организует работу с обучающимися, используя раздаточный материал.
Проверка
Слайд №4, щелчок 1
Слайд №4. щелчок 1
Работа с карточками.
Дети дают характеристику буквам, анализируют и выделяют их общие и отличительные черты.
Составляют две группы букв
/ по твёрдости ж-ш и мягкости щ-ч/.
Познавательные УУД
Логические УД:
анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам
Общеучебные УД:
построение речевого высказывания в устной форме.
III. Постановка учебной задачи
9.06-9.07
- Какие сочетания с этими буквами вызывают у нас затруднения при письме?
-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?
Слайд №5-7
-Тема нашего урока « Сочетания жи-ши» и мы будем учиться правильно писать слова с этими сочетаниями.
Формулируют учебную задачу.
Регулятивные УУД :
целеполагание,
планирование действий.
IV.Построение проекта выхода из затруднения
1. Наблюдение над особенностями правописания слов
9.07-9.09
-Послушайте и отгадайте загадки.
1. Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын…(жираф)
Слайд №8,щелчок
Слайд №8,щелчок
2. Кот живёт на крыше,
Отгадывают загадки.
Познавательные УУД.
Логические УД:
анализ,
установление причинно-следственных связей,
подведение под
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
с сочетаниями жи-ши.
А в чулане …(мыши).
Слайд №8,щелчок
Слайд №8,щелчок
-Прочитайте слова-отгадки и назовите слоги с шипящими согласными звуками.
-Какой гласный звук слышится в этих сочетаниях?
-А какая пишется буква?
-Какое правило нужно помнить, чтобы написать правильно сочетания жи-ши?
Анализируют звуки в сочетаниях жи-ши. Выводят
правило правописания сочетаний.
понятие, выведение следствий.
Общеучебные УД:
построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
выявление проблемы, выбор способов её решения.
2. Чтение правила с.116
9.09-9.11
Слайд №9
-Давайте прочтём на экране правило, которое для нас приготовила Мудрая Сова.
-Это же правило есть в учебнике в рамочке на с.116. Поставили все пальчики и ещё раз читаем правило.
Дети читают правило.
Познавательные УУД
Общеучебные УД:
поиск и выделение необходимой информации
V.Первичное закрепление.
1. Правописание сочетаний жи-ши.
Работа над каллиграфией письма.
Повторение правила.
9.11-9.14
- Сейчас мы потренируемся в написании сочетаний жи-ши.
-С помощью какого соединения соединяем буквы ж и и? ш и и?
-Записываем, стараемся, чтобы элементы букв не заходили за линии рабочей строки, сочетания пишем на одинаковом расстоянии друг от друга.
-Прочитайте слово на следующей строке/ландыши/. Объясните его правописание. Запишите слово.
-Составьте предложение со словом ландыши.
Анализируют соединение букв сочетаниях.
Упражняются в написании сочетаний жи-ши.
Повторяют правило правописания сочетаний.
Составляют предложение /устно/.
Познавательные УУД
Логические УД:
анализ соединения, высоты букв.
Общеучебные УД:
построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные:
выполнять действия в сотрудничестве с учителем
Личностные:
стремление красиво и грамотно писать.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
2.Беседа о растениях.
Мини-проект «Лесной ландыш».
/Осуществление
межпредметных связей русского языка, литературного чтения, окружающего мира/
9.14-9.16
Слайд №10
-Ландыш-это растение, которое находится на грани исчезновения и занесено в Красную книгу.
Петрищева Софья подготовила и представляет проект « Лесной ландыш».
-Спасибо, Софья, молодец!
- А вам, ребята, понравился проект?
-Как нужно относиться к природе?
Петрищева С. представляет проект « Лесной ландыш»
/ книжка-самоделка/. Показывает книжку и читает стихотворение.
Ландыш.
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты - лесное чудо!
С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.
/В. Золотарева./
Дети оценивают работу одноклассницы.
-Нужно беречь и охранять природу.
Личностные: стимуляция детского творчества, формирование бережного отношения к природе, положительных эмоций.
Познавательные УУД
Общеучебные УД:
информационный поиск в создании проекта,
владение навыком смыслового выразительного чтения художественного текста
Регулятивные: формирование умения оценивать работу одноклассника.
Личностные:
нравственно-этическая ориентация.
3. Физкультминутка
/Релаксация/
9.16- 9.17
Слайд №11 с музыкальным сопровождением /автоматически/
-А сейчас немного отдохнём. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глазки и представьте:
Дети расслабляются, принимают удобную позу для отдыха, закрывают глазки, слушают учителя.
Регулятивные: организационные умения - выполнение инструкции учителя.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки
радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вам тепло и светло. Солнечные радужные блики освещают всё вокруг. Вы
зажмурились. И незаметно для себя открыли глаза. .."
Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.
Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью, развитие внимания, памяти, воображения,
фантазии.
4.Просмотр фрагмента из мультфильма «Лунтик».
9.17-9.18
-А кто из вас смотрел мультфильм про Лунтика?
Слайд №12 /автоматически/
-И мы переносимся с вами на цветочную поляну в гости к Лунтику и его друзьям.
Просмотр фрагмента из мультфильма «Лунтик».
Личностные: эмоциональное восприятие увиденного и услышанного, интерес и активность.
5.Игра « Собери слово».
Работа в парах.
Составление слов из слогов.
9.18-9.22
Слайд №13
- Пчёлке бабушке Капе нужна наша помощь, чтобы собрать нектар с цветов. Дружба-главный помощник в деле. Поэтому следующее у нас - работа в паре.
Составив слова, мы соберём весь нектар. Посмотрите и скажите, какой слог стоит у нас в центре?
1 ряд собирает слова со слогом жи, 2 ряд -со слогом ши.
Дети согласовывают свои действия с партнёром. Составляют слова из слогов.
Познавательные УУД
Логические УД:
анализ, построение логической цепи рассуждений.
Общеучебные УД:
построение речевого высказывания в устной форме.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
- Сейчас вы должны договориться, кто из вас будет составлять слова, которые начинаются на слог жи /ши/, а кто будет составлять слова, которые заканчиваются слогом жи /ши/.
-Попробуйте составить эти слова.
-Поделитесь друг с другом своими ответами.
Проверка
-А теперь давайте проверим.
Итак, назовите слова, которые начинаются со слога жи/ живот, житель/
Слайд №13, щелчок
- Назовите слова, которые заканчиваются слогом жи. / моржи, стрижи/
Слайд №13, щелчок
-Назовите слова, которые начинаются со слога ши/ шило, шипы/
Слайд №13, щелчок
- Назовите слова, которые заканчиваются слогом ши. / крыши, уши/
Слайд №13, щелчок
- Запишите каждый свои составленные слова.
-Молодцы! Бабушка Капа благодарит вас за помощь.
Проверяют результаты.
Запись слов.
Коммуникативные:
умение планировать учебное сотрудничество с партнёром,
обмениваться мнениями, слушать.
Регулятивные:
осуществляют контроль деятельности
6.Предупредитель-
ный диктант.
9.22-9.27
Слайд №14
-Прочитайте предложение, объясните его правописание.
У бабушки Капы душистый мёд.
Читают предложение,
объясняют правописание слов, записывают под диктовку.
Познавательные УУД
Логические УД:
анализ правописания слов, доказательство.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
После затемнения экрана учитель диктует предложение.
При проверке диктанта убирается затемнение экрана.
Самопроверка.
Общеучебные:
умение писать текст под диктовку,
применяя изученные правила правописания.
Регулятивные:
осуществляют контроль деятельности.
7.
Физкультминутка
9.27-9.29
Экран затемнен.
Учитель говорит слова и показывает движения.
Пальчики.
1. Чтоб красиво всем писать,
Надо пальцы нам размять.
Кулачки все крепко сжали
И немножко подержали.
Подержали и разжали.
Мне ладошки показали.
2. Пальчики в замок сцепили
вправо, влево покрутили.
3.Каждый пальчик на руке
Помассировать везде.
4. Мяч в ладошки быстро взяли
И в ладошках повращали.
5. Руки в стороны взметнули,
А теперь легко согнули.
6.Головою вправо, влево,
Чтобы шея не болела.
7. Улыбнулись, потянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Выполняют движения стоя.
1.Сжимают и разжимают кулачки.
2.Пальцы сцепили замок, крутят влево, вправо.
3. Массируют каждый палец.
4.Куговые движения ладошками.
5.Руки в стороны, затем согнули.
6.Повороты головой.
7.Улыбаются друг другу.
Потянулись и сели.
Регулятивные:
осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
VI.Включение в систему знаний и повторение.
1.Упражнение в изменении слов по числам, правописании сочетаний.
9.29-9.34
Работа в учебнике/с.118.№6/
- Прочитайте первое слово. Сколько предметов оно обозначает?
-Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.
-Составляем следующую пару слов.
-1 вариант записывает первый столбик,
2-2 столбик.
Подчеркните сочетание жи-ши.
Дети упражняются в изменении слов по числам, правописании сочетаний.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради.
Познавательные.
Общеучебные УД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о буквосочетании жи-ши.
Логические УД:
осуществляют поиск необходимой информации
2. Словарная работа.
Интеллектуаль-
ный марафон.
Отгадывание ребуса. /машина/.
Запись слова.
Вариативная часть.
9.34-9.38
Слайд №15
-Отгадайте ребус.
Слайд №15, щелчок
Слайд №15, щелчок
Слайд №15, щелчок
- К какой группе вы бы отнесли слово
« машина»: мебель, транспорт, овощи.
-Машина- словарное слово. Поставьте ударение. Назовите безударную гласную. Запишите слово.
- Составьте предложение со словом машина.
Слайд №16
Вариативная часть.
-У этого слова есть родственные слова.
Отгадывают ребус.
Анализируют слово.
Запись словарного слова
Составление предложения со словарным словом/устно/.
Объясняют значения слов.
Познавательные УУД
Логические УД:
анализ, построение логической цепи рассуждений, осуществ-ляют поиск необходимой информации. Общеучебные УД:
извлечение необходимой информации из рассказа учителя, из собственного опыта; обогащение словарного запаса слов,
построение речевого
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
Знакомство со значением и правописанием родственных слов.
Читаем слова. Что они обозначают?
Машинист - человек, который управляет поездом.
Машинистка - человек, который печатает на пишущей машинке.
Обратите внимание: в этих словах также после «м» стоит буква «а», после «ш»-и.
высказывания в устной форме.
3.
Дифференцированная работа по сложности задания.
/карточки/
9.38-9.42
Слайд №17
-Я предлагаю выбрать вам самим себе задание.
Зелёная карточка - вставить в слова пропущенные буквы.
Розовая карточка - работа с деформированным текстом. Ваша задача пронумеровать предложения, чтобы получился связный рассказ; вставить пропущенные буквы.
Учитель организует индивидуальную дифференцированную работу с обучающимися, используя раздаточный материал.
Проверка
Слайд №18
Дети сами определяют для себя уровень сложности заданий. Выбирают карточки, выполняют задания.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием
Регулятивные: определяют план выполнения задания, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Коммуникативные: участвуют в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга.
4.Обобщение.
9.42-9.43
- Какие новые знания вы открыли для себя на уроке?
-Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать сочетания жи-ши?
Слайд №19
-Приведите примеры с сочетаниями жи-ши.
-Какое новое словарное слово вы узнали?
Повторяют правило правописания сочетаний, словарное слово.
Познавательные УУД
Общеучебные УД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о буквосочетании жи-ши.
Этапы урока
Регламент
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
VI. Рефлексия.
9.43-9.45
Слайд №20 Звучит песня «Друзья» /автоматически/.
-А сейчас вместе с Карандашом давайте нарисуем картину знаний. Тем, кому было на уроке интересно и все понятно - берут розовый шарик, те, кто старался, но что- то не получилось - берут зеленый шарик, те, кому на уроке было очень трудно выполнять упражнения - коричневый.
Дети анализируют свою работу на уроке, выбирают соответствующий шарик
Регулятивные:
в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.
Приложение.
КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2
По воде плавают белые кувшинки.
Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.
Над ними кружит стрекоза.
Утром на реке тишина.
кувш…нки
тиш…на
ёж…к
круж…ть