Конспект урока по русскому языку. Презентация. 1 класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

11

Конспект урока по русскому языку.Презентация . 1 классМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Ламское

Становлянского района Липецкой области





Тема: « Сочетания жи-ши»

Учитель начальных классов

Войлокова Ольга Ильинична


Предмет Русский язык

Класс 1

Тема урока: «Сочетания жи-ши»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: создание условий для успешного усвоения правил правописания и умения применять их на практике.

Задачи:

обучающие:

  • формировать знания о правописании сочетаний жи-ши;

  • совершенствовать каллиграфические и орфографические навыки письма;

  • умение давать самооценку собственной учебной деятельности;

развивающие:

  • способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки, информационную компетентность;

воспитательные:

  • формировать готовность к сотрудничеству, эмоционально-нравственную отзывчивость;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к природе.

Оборудование: интерактивная доска с проектором; ноутбук; презентация учителя (слайды открываются по щелчку); раздаточный материал, проект «Лесной ландыш», изображение Карандаша, модели разноцветных шариков.

Ход урока.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

I.Организационный

момент.

Мотивация.

Эмоциональный настрой детей на работу.

9.00-9.01

Слайд №1

Приветствует детей. Проверяет готовность к уроку.

Слайд №2 с музыкальным сопровождением /автоматически/

-Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Мне очень приятно видеть в ваших глазах искорки любознательности. Я чувствую, что вы готовы слушать и слышать, делать новые открытия в Стране Знаний.

Мне хочется вам пожелать, чтобы лучи нашего солнышка согрели ваше сердечко и в нём навсегда поселились радость, добро, любовь к людям, которые нас окружают. Пусть это радостное и творческое настроение не покидает вас в течение урока.

Приветствуют учителя, садятся, настраиваются на работу.

Регулятивные: формирование навыков самоорганизации, самодисциплины.

Личностные: формирование активности и заинтересованности в учебном процессе,

доброжелательного отношения друг к другу.

Коммуникативные:

настрой на учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний 1.Повторение сведений о буквах и звуках.

9.01-9.03

Слайд №3

-Что такое звуки?

-Как звуки мы обозначаем на письме?

-Сколько всего букв в алфавите?

-Сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным? В чём их особенность?

Дети отвечают на вопросы учителя, уточняют сведения

о буквах и звуках.

Познавательные УУД

Общеучебные УД:

построение речевого высказывания в устной форме.

2. Чистописание

9.03-9.05

-А сейчас минутка чистописания.

Откройте тетрадь с.6

Вспомните, как пишутся буквы и

Работа в тетради.

Анализируют элементы букв, дописывают недостающие. Называют буквы.

Познавательные УУД.

Логические:

анализ элементов букв.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

подпишите в них недостающие элементы. Назовите полученные буквы.

Учитель организует индивидуальную работу с обучающимися.

Отработка навыков каллиграфического письма

Регулятивные:

Саморегуляция.

3. Создание проблемной ситуации.

/ Выделение общих и отличительных черт в характеристике букв ж, ш, ч, щ./

9.05-9.06

Слайд №4

- Назовите буквы.

-Что объединяет эти буквы?

-По какому признаку можно разделить эти буквы на 2 группы?

- Составьте группы букв.

Учитель организует работу с обучающимися, используя раздаточный материал.

Проверка

Слайд №4, щелчок 1

Слайд №4. щелчок 1

Работа с карточками.

Дети дают характеристику буквам, анализируют и выделяют их общие и отличительные черты.

Составляют две группы букв

/ по твёрдости ж-ш и мягкости щ-ч/.

Познавательные УУД

Логические УД:

анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам

Общеучебные УД:

построение речевого высказывания в устной форме.

III. Постановка учебной задачи

9.06-9.07

- Какие сочетания с этими буквами вызывают у нас затруднения при письме?

-Кто из вас сможет сформулировать тему урока?

Слайд №5-7

-Тема нашего урока « Сочетания жи-ши» и мы будем учиться правильно писать слова с этими сочетаниями.

Формулируют учебную задачу.

Регулятивные УУД :

целеполагание,

планирование действий.

IV.Построение проекта выхода из затруднения

1. Наблюдение над особенностями правописания слов

9.07-9.09

-Послушайте и отгадайте загадки.

1. Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын…(жираф)

Слайд №8,щелчок

Слайд №8,щелчок

2. Кот живёт на крыше,

Отгадывают загадки.

Познавательные УУД.

Логические УД:

анализ,

установление причинно-следственных связей,

подведение под

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

с сочетаниями жи-ши.

А в чулане …(мыши).

Слайд №8,щелчок

Слайд №8,щелчок

-Прочитайте слова-отгадки и назовите слоги с шипящими согласными звуками.

-Какой гласный звук слышится в этих сочетаниях?

-А какая пишется буква?

-Какое правило нужно помнить, чтобы написать правильно сочетания жи-ши?

Анализируют звуки в сочетаниях жи-ши. Выводят

правило правописания сочетаний.

понятие, выведение следствий.

Общеучебные УД:

построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

выявление проблемы, выбор способов её решения.

2. Чтение правила с.116

9.09-9.11

Слайд №9

-Давайте прочтём на экране правило, которое для нас приготовила Мудрая Сова.

-Это же правило есть в учебнике в рамочке на с.116. Поставили все пальчики и ещё раз читаем правило.

Дети читают правило.

Познавательные УУД

Общеучебные УД:

поиск и выделение необходимой информации

V.Первичное закрепление.

1. Правописание сочетаний жи-ши.

Работа над каллиграфией письма.

Повторение правила.

9.11-9.14

- Сейчас мы потренируемся в написании сочетаний жи-ши.

-С помощью какого соединения соединяем буквы ж и и? ш и и?

-Записываем, стараемся, чтобы элементы букв не заходили за линии рабочей строки, сочетания пишем на одинаковом расстоянии друг от друга.

-Прочитайте слово на следующей строке/ландыши/. Объясните его правописание. Запишите слово.

-Составьте предложение со словом ландыши.

Анализируют соединение букв сочетаниях.

Упражняются в написании сочетаний жи-ши.

Повторяют правило правописания сочетаний.

Составляют предложение /устно/.

Познавательные УУД

Логические УД:

анализ соединения, высоты букв.

Общеучебные УД:

построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

выполнять действия в сотрудничестве с учителем

Личностные:

стремление красиво и грамотно писать.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

2.Беседа о растениях.

Мини-проект «Лесной ландыш».

/Осуществление

межпредметных связей русского языка, литературного чтения, окружающего мира/

9.14-9.16

Слайд №10

-Ландыш-это растение, которое находится на грани исчезновения и занесено в Красную книгу.

Петрищева Софья подготовила и представляет проект « Лесной ландыш».


-Спасибо, Софья, молодец!

- А вам, ребята, понравился проект?

-Как нужно относиться к природе?

Петрищева С. представляет проект « Лесной ландыш»

/ книжка-самоделка/. Показывает книжку и читает стихотворение.

Ландыш.
Какой же ты душистый!
Какой же ты красивый!
Но почему дрожишь ты?
Ты что такой пугливый?
Тебя я рвать не буду,
Не надо мне букета.
Ведь ты - лесное чудо!

С тобой приходит лето.
Тебя не унесу я,
Расти себе под елью.
Тебя я нарисую
В альбоме акварелью.

/В. Золотарева./

Дети оценивают работу одноклассницы.

-Нужно беречь и охранять природу.

Личностные: стимуляция детского творчества, формирование бережного отношения к природе, положительных эмоций.

Познавательные УУД

Общеучебные УД:

информационный поиск в создании проекта,

владение навыком смыслового выразительного чтения художественного текста

Регулятивные: формирование умения оценивать работу одноклассника.

Личностные:

нравственно-этическая ориентация.

3. Физкультминутка

/Релаксация/

9.16- 9.17

Слайд №11 с музыкальным сопровождением /автоматически/

-А сейчас немного отдохнём. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глазки и представьте:

Дети расслабляются, принимают удобную позу для отдыха, закрывают глазки, слушают учителя.

Регулятивные: организационные умения - выполнение инструкции учителя.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

"Вы - маленький цветок. Ваша жизнь только зарождается. Вы посмотрели вокруг. Вы не одни. Вас окружают такие же красивые и радужные цветки. Ваши стебли тянутся вверх, к солнцу. Лепестки

радужно улыбаются и щурятся под солнцем. Вам тепло и светло. Солнечные радужные блики освещают всё вокруг. Вы

зажмурились. И незаметно для себя открыли глаза. .."


Дети поднимают голову и потягиваются, как после хорошего сна.

Личностные: формирование бережного отношения к своему здоровью, развитие внимания, памяти, воображения,

фантазии.

4.Просмотр фрагмента из мультфильма «Лунтик».

9.17-9.18

-А кто из вас смотрел мультфильм про Лунтика?

Слайд №12 /автоматически/

-И мы переносимся с вами на цветочную поляну в гости к Лунтику и его друзьям.

Просмотр фрагмента из мультфильма «Лунтик».

Личностные: эмоциональное восприятие увиденного и услышанного, интерес и активность.

5.Игра « Собери слово».

Работа в парах.

Составление слов из слогов.

9.18-9.22

Слайд №13

- Пчёлке бабушке Капе нужна наша помощь, чтобы собрать нектар с цветов. Дружба-главный помощник в деле. Поэтому следующее у нас - работа в паре.

Составив слова, мы соберём весь нектар. Посмотрите и скажите, какой слог стоит у нас в центре?

1 ряд собирает слова со слогом жи, 2 ряд -со слогом ши.


Дети согласовывают свои действия с партнёром. Составляют слова из слогов.

Познавательные УУД

Логические УД:

анализ, построение логической цепи рассуждений.

Общеучебные УД:

построение речевого высказывания в устной форме.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

- Сейчас вы должны договориться, кто из вас будет составлять слова, которые начинаются на слог жи /ши/, а кто будет составлять слова, которые заканчиваются слогом жи /ши/.

-Попробуйте составить эти слова.

-Поделитесь друг с другом своими ответами.

Проверка

-А теперь давайте проверим.

Итак, назовите слова, которые начинаются со слога жи/ живот, житель/

Слайд №13, щелчок

- Назовите слова, которые заканчиваются слогом жи. / моржи, стрижи/

Слайд №13, щелчок

-Назовите слова, которые начинаются со слога ши/ шило, шипы/

Слайд №13, щелчок

- Назовите слова, которые заканчиваются слогом ши. / крыши, уши/

Слайд №13, щелчок

- Запишите каждый свои составленные слова.

-Молодцы! Бабушка Капа благодарит вас за помощь.


Проверяют результаты.

Запись слов.

Коммуникативные:

умение планировать учебное сотрудничество с партнёром,

обмениваться мнениями, слушать.

Регулятивные:

осуществляют контроль деятельности

6.Предупредитель-

ный диктант.

9.22-9.27

Слайд №14

-Прочитайте предложение, объясните его правописание.

У бабушки Капы душистый мёд.

Читают предложение,

объясняют правописание слов, записывают под диктовку.

Познавательные УУД

Логические УД:

анализ правописания слов, доказательство.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

После затемнения экрана учитель диктует предложение.

При проверке диктанта убирается затемнение экрана.

Самопроверка.

Общеучебные:

умение писать текст под диктовку,

применяя изученные правила правописания.

Регулятивные:

осуществляют контроль деятельности.

7.

Физкультминутка



9.27-9.29

Экран затемнен.

Учитель говорит слова и показывает движения.

Пальчики.

1. Чтоб красиво всем писать,

Надо пальцы нам размять.

Кулачки все крепко сжали

И немножко подержали.

Подержали и разжали.

Мне ладошки показали.

2. Пальчики в замок сцепили

вправо, влево покрутили.

3.Каждый пальчик на руке

Помассировать везде.

4. Мяч в ладошки быстро взяли

И в ладошках повращали.

5. Руки в стороны взметнули,

А теперь легко согнули.

6.Головою вправо, влево,

Чтобы шея не болела.

7. Улыбнулись, потянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Выполняют движения стоя.

1.Сжимают и разжимают кулачки.

2.Пальцы сцепили замок, крутят влево, вправо.

3. Массируют каждый палец.

4.Куговые движения ладошками.

5.Руки в стороны, затем согнули.

6.Повороты головой.

7.Улыбаются друг другу.

Потянулись и сели.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

VI.Включение в систему знаний и повторение.

1.Упражнение в изменении слов по числам, правописании сочетаний.

9.29-9.34

Работа в учебнике/с.118.№6/

- Прочитайте первое слово. Сколько предметов оно обозначает?

-Измените слово так, чтобы оно обозначало несколько предметов.

-Составляем следующую пару слов.

-1 вариант записывает первый столбик,

2-2 столбик.

Подчеркните сочетание жи-ши.

Дети упражняются в изменении слов по числам, правописании сочетаний.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя, ориентируются в учебнике и тетради.

Познавательные.

Общеучебные УД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о буквосочетании жи-ши.

Логические УД:

осуществляют поиск необходимой информации

2. Словарная работа.

Интеллектуаль-

ный марафон.

Отгадывание ребуса. /машина/.

Запись слова.

Вариативная часть.

9.34-9.38

Слайд №15

-Отгадайте ребус.

Слайд №15, щелчок

Слайд №15, щелчок

Слайд №15, щелчок

- К какой группе вы бы отнесли слово

« машина»: мебель, транспорт, овощи.

-Машина- словарное слово. Поставьте ударение. Назовите безударную гласную. Запишите слово.

- Составьте предложение со словом машина.

Слайд №16

Вариативная часть.

-У этого слова есть родственные слова.

Отгадывают ребус.

Анализируют слово.

Запись словарного слова

Составление предложения со словарным словом/устно/.

Объясняют значения слов.

Познавательные УУД

Логические УД:

анализ, построение логической цепи рассуждений, осуществ-ляют поиск необходимой информации. Общеучебные УД:

извлечение необходимой информации из рассказа учителя, из собственного опыта; обогащение словарного запаса слов,

построение речевого

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Знакомство со значением и правописанием родственных слов.

Читаем слова. Что они обозначают?

Машинист - человек, который управляет поездом.

Машинистка - человек, который печатает на пишущей машинке.

Обратите внимание: в этих словах также после «м» стоит буква «а», после «ш»-и.

высказывания в устной форме.

3.

Дифференцированная работа по сложности задания.

/карточки/


9.38-9.42

Слайд №17

-Я предлагаю выбрать вам самим себе задание.

Зелёная карточка - вставить в слова пропущенные буквы.

Розовая карточка - работа с деформированным текстом. Ваша задача пронумеровать предложения, чтобы получился связный рассказ; вставить пропущенные буквы.

Учитель организует индивидуальную дифференцированную работу с обучающимися, используя раздаточный материал.

Проверка

Слайд №18

Дети сами определяют для себя уровень сложности заданий. Выбирают карточки, выполняют задания.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием

Регулятивные: определяют план выполнения задания, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.

Коммуникативные: участвуют в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга.

4.Обобщение.

9.42-9.43

- Какие новые знания вы открыли для себя на уроке?

-Какое правило нужно знать, чтобы правильно писать сочетания жи-ши?

Слайд №19

-Приведите примеры с сочетаниями жи-ши.

-Какое новое словарное слово вы узнали?

Повторяют правило правописания сочетаний, словарное слово.

Познавательные УУД

Общеучебные УД: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о буквосочетании жи-ши.

Этапы урока

Регламент

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

VI. Рефлексия.

9.43-9.45

Слайд №20 Звучит песня «Друзья» /автоматически/.

-А сейчас вместе с Карандашом давайте нарисуем картину знаний. Тем, кому было на уроке интересно и все понятно - берут розовый шарик, те, кто старался, но что- то не получилось - берут зеленый шарик, те, кому на уроке было очень трудно выполнять упражнения - коричневый.

Дети анализируют свою работу на уроке, выбирают соответствующий шарик

Регулятивные:

в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы.






Приложение.

КАРТОЧКА №1 КАРТОЧКА №2

По воде плавают белые кувшинки.

Стрекозы похожи на маленькие вертолётики.

Над ними кружит стрекоза.

Утром на реке тишина.

кувш…нки

тиш…на

ёж…к

круж…ть




© 2010-2022