- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каракешишян А.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
| Рассмотрено на заседании МО ____________________ Протокол № ____ «___»__________2015г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________________ А. П. Каменева | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ «Дружба» ___________А.Н. Калинин |
Внеурочная деятельность:
«Школа вежливых наук»
(духовно-нравственное направление)
2015 -2016 учебный год
Для 3 класса
Составитель: учитель
начальных классов
Каракешишян А. В.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания. Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника. Программа «Школа вежливых наук» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 8 - 10 человек. «Школа вежливых наук» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности. Программа в 3 классе включает в себя 34 занятий по 35 - 45 минут . Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;
заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;
информативность используемого материала;
привлекательность форм внеурочной работы;
обязательность выполнения взятых учащимися поручений;
целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;
массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.
В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны знать:
1. Отличие понятий «этика» и «этикет».
2. Правила вежливости и красивых манер.
3. Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
12. Быть сострадательными к чужому горю.
13. Не обижать животных и птиц.
14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
16. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Учебно-тематический план.
3 класс (34 часа)
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Теоретических
Практических
Раздел № 1
Культура общения
5
1. Этикет (повторение).
1 2. Устное и письменное приглашение на день рождения.
1 3. Устное и письменное приглашение на день рождения.
1 4-5 Общение
2
Раздел № 2
Учимся говорить
8
6.
Неподготовленная речь
1 7-8. Подготовленная речь. Приемы подготовки.
1
1 9. Говорим подробно, кратко.
1
10.
Похвала (комплимент)
1 11. Комплимент в благодарности.
1 12. Слушаем, вдумываемся…
1
13. Сочиняем рассказ «Приключение…»
1
Раздел № 3
Дружеские и вежливые отношения
21
14. Вежливое общение
1 15. Что такое вежливость
1
16.
Вежливо, невежливо, грубо…
1
17. Добрые дела- добрые слова
1
18. А ты вежлив?
1
19. Диалог и монолог
1 20-22 Поздравляю кого? С чем? Как?
3 23. Благодарность с помощью слов, жестов
1 24-25.
Эстафета добрых сказочных новостей
2 26-28.
Урок письма
3 29.
Произнеси скороговорки
1 30-31.
То же слово, да по-разному молвить
2
32-33.
Вы - артисты
2 34.
Итоговый урок
1
итого
34
12
22
Содержание программы 3 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (5 ч.) Этикет (повторение). Устное и письменное приглашение на день рождения. Общение. Раздел 2: Учимся говорить (8 ч.) Неподготовленная речь. Подготовленная речь. Приемы подготовки. Говорим подробно, кратко. Похвала (комплимент). Комплимент в благодарности. Слушаем, вдумываемся… Сочиняем рассказ «Приключение…» Раздел 3: Дружеские и вежливые отношения (21ч.) Вежливое общение. Что такое вежливость. Вежливо, невежливо, грубо… Добрые дела- добрые слова. А ты вежлив? Диалог и монолог. Поздравляю кого? С чем? Как? Благодарность с помощью слов, жестов. Эстафета добрых сказочных новостей. Урок письма. Произнеси скороговорки. То же слово, да по-разному молвить. Вы - артисты. Итоговый урок.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Школа вежливых наук» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать: 1. Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями. 2. Заповеди и правила этикета. 3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим и высокомерии, отражённом в сказках («Преданный друг» О. Уайльда, «Мешок яблок» В. Сутеева, «Девочка, наступившая на хлеб» Г. X. Андерсена). 4. Афоризмы. Уметь: 1. Исполнять заповеди. 2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице. 3. Выполнять общение. 4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать подарки. 5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов самоконтроля в самовоспитании.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-
Личностные универсальные учебные действия:
У учеников будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
-
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Школа вежливых наук» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема внеурочной деятельности.
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Оборудование
Личностные
Метапредметные
УУД(работа с текстом)
Предметные
план
Факт
1 Этикет (повторение).
1
01.09-04.09
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Беседа
Интерактивная доска
2 Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
07.09-11.09
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
письмо
Документ каме-ра
3 Устное и письменное приглашение на день рождения.
1
14.09-18.09
Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Учить умению слушать и вступать в диалог
письмо
Интерактивная доска
4 Общение
1
21.09-25.09
Обучающиеся смогут донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Круглый стол
Интерактивная доска
5 Общение
1
28.09-02.10
Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Круглый стол
Документ камера
6 Неподготовленная речь
1
12.10-16.10
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Учить умению слушать и вступать в диалог
- симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
.
диалог
Интерактивная доска
7-8
Подготовленная речь. Приемы подготовки.
2
19.10-30.10
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
Беседа
Интерактивная доска
9 Говорим подробно, кратко
1
02.11-06.11
Обучающийся продолжает учиться:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Беседа
Документ каме-ра
10 Похвала (комплимент)
1
09.11-13.11
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Беседа
Интерактивная доска
11 Комплимент в благодарности. Разыгрываем сцены.
1
23.11-27.11
- Обучающийся продолжает учиться:
строить понятные для партнера высказывания;
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
12 Слушаем, вдумываемся…
1
30.11-04.12
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
Документ каме-ра
13 Сочиняем рассказ «Приключение…»
1
07.12-11.12
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
письмо
Интерактивная доска
14 Вежливое общение
1
14.12-18.12
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Беседа
Интерактивная доска
15 Что такое вежливость
1
21.12-25.12
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Беседа
Интерактивная доска
16 Вежливо, невежливо, грубо…
1
04.01-08.01
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Беседа
Интерактивная доска
17
Добрые дела-добрые слова
1
11.01-15.01
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по электронному приложению
Беседа
Интерактивная доска
18 А ты вежлив?
1
18.01-22.01
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Беседа
Документ камера
19 Диалог и монолог
1
25.01-29.01
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Интерактивная доска
20-22 Поздравляю кого? С чем? Как?
3
01.02-26.02
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
Учить умению слушать и вступать в диалог
Интерактивная доска
23 Благодарность с помощью слов и жестов
1
29.02-04.03
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
Интерактивная доска
24-25 Эстафета добрых сказочных новостей
2
07.03-18.03
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Интерактивная доска
26-28 Урок письма
3
21.03-15.04
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
Письмо
Интерактивная доска
29 Произнеси скороговорки
1
18.04-22.04
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
Интерактивная доска
30-31 То же слово, да по-разному молвить
2
25.04-06.05
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
Интерактивная доска
32-33 Вы -артисты
2
09.05-20.05
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
Игра
Интерактивная доска
34 Итоговый урок
1
23.05-27.05
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Игра
Интерактивная доска
Список литературы
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст¬венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания
материально-техническое оснащение
- Учебно-лабораторное оборудование:
2. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи
- видеофильмы
- Печатные пособия:
1