Эссе Моя педагогическая философия

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

«Моя педагогическая философия»

учителя начальных классов

МОБУ СОШ № 36 г. Таганрога

Павлосюк

Марины Александровны


Любить детей -

это значит их понимать.

М.О. Кнебель



Размышляя о значимости моей профессии не один раз, я задавала себе вопросы: почему я стала учителем? почему каждое утро, входя в стены школы, я испытываю счастье от того, что я на своем месте? Потому что учитель не профессия, а состояние души. Потому что нет большего счастья, чем зажигать в детских сердцах огонек пытливости, любознательности, жажды знаний. Мне кажется, что в каждом ребенке спрятаны серебряные колокольчики. И чтобы они зазвенели веселым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным, нужно их отыскать и затронуть. В слове «учитель» и в слове «ученик» есть общая частичка «уч». В детстве представлялось, что это своего рода шифр, от разгадки которого зависит моя судьба… Учитель - Уважаемый Человек… Ученик - Уважаемый Человек вдвойне… Я проникла в тайну частички «уч» и решила быть связанной с нею навсегда. Иногда можно услышать такую фразу: «В начальной школе только и учат, как к двум прибавить три. Все одно и то же». Пожалуй, соглашусь с тем, что интегралов и дифференциалов мы не изучаем. У нас другая степень сложности, которую и замерить-то трудно. Она проявляется там, где привычное становится ярким. Начальная школа - это ведь самая настоящая чудесная кладовая знаний, это фундамент всего воспитания будущего человека. И от того, что было заложено в начальной школе, кто был рядом с ребенком эти четыре года, чему он научился и чему не научился, какими стали его душа и сердце, зависит, каким станет сегодняшний первоклассник. Как говорится, что посеешь, то и пожнешь. Учитель начальной школы - универсал. Он и швец, и жнец, и на дуде игрец. Учитель начальных классов учит не только чтению, письму и счету, но и добру, потому что, «кто не познал науку добра, тому всякая иная наука будет во вред». Поэтому мне близка гуманно-личностная концепция обучения и воспитания Ш.А. Амонашвили: «Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них, как следует проявлять эту любовь. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм». Смысл моей педагогической деятельности - нести детям добрую энергию и всегда помнить, что ученик - это «не сосуд, который необходимо наполнить, а факел, который надобно зажечь». Главное для меня - протоптать тропинку, по которой к детским сердцам будут идти все остальные учителя, ведь я - ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. Первый класс - самый ответственный период в жизни ребенка. Захожу к детям, вижу добрые, наивные, широко открытые глаза, которые смотрят на меня с надеждой и чуть-чуть со страхом. Мне нужно оправдать их надежды и ожидания. Дети за знаниями должны идти с радостью. Первая заповедь для меня: входи в класс с улыбкой, при встрече загляни каждому в глаза, узнай его настроение и поддержи, если ему грустно. Вторая заповедь: урок - это часть жизни ребенка, урок не должен быть скучным и безликим. Если учителю не интересно, то каково же ребенку?! Какие мои ученики? Любознательные, подвижные, живые, с прекрасным чувством юмора. Дети развиваются свободно, способны к самовыражению, творчеству, потому что они чувствуют во мне друга. Не пройти мимо ученика, заметить даже малюсенькую искорку любопытства, творчества, познания и не дать ей потухнуть. А это возможно только тогда, когда во мне не угаснет искорка ребенка. Отсюда третья заповедь: живи с детьми полной жизнью, радуйся и огорчайся вместе с ними, увлекайся и удивляйся.

Что-то в груди теснится:

Хочется разбежаться

И, словно большая птица,

В лазурное небо вжаться.

И в радуге искупаться,

И облаком утереться,

И без конца восхищаться,

Что есть этот мир Детства! Доведя свой класс до выпуска, до перехода в основную школу, проработав с этими детьми четыре года, я знаю, сколько трудностей уже преодолел каждый ученик, и отчетливо вижу, как вырос и какой потенциал для дальнейшего роста накопил каждый ребенок. Если вдуматься, ребенок идет в школу не как в здание, а как в некий мир, где ему уютно или неуютно. Прежде всего он идет к учителю, к личности, и получает знания, умения и навыки только тогда, когда эта личность значима в его глазах. Моей педагогической философии очень созвучны мысли, высказанные Л.Н.Толстым: «В воспитании всегда, везде, у всех была и есть одна ошибка: хотят воспитывать разумом, одним разумом». Стоит заняться воспитанием, чтобы увидеть свои собственные огрехи. А исправлять самого себя и есть наилучшее средство воспитывать своих и чужих детей. Сформулировала для себя правило: «Каждый день хоть в чем-то, но стремись изменить себя к лучшему, не теряй веры в себя и настойчивости. Пройдет неделя, месяц, год, и ты заметишь, что стал лучше». Этому я стараюсь научить и своих учеников. А они ежедневно учат меня, учат искренности, открытости, непосредственности. Считаю, что обучение должно быть приспособлено к ребенку, а не наоборот. Работаю над созданием атмосферы, способствующей развитию творческой одаренности учеников. Стараюсь в каждом сорванце разглядеть Пушкина или Ньютона. Я сторонник принципа единства воспитания и изучения личности ребенка. Именно изучение - педагогическое и психологическое - исходная точка моей педагогической деятельности. Тесно связываю умственное развитие с развитием чувств. Считаю, что нравственное чувство - барометр самосовершенствования человека. Поэтому обращаю внимание детей на положительные примеры поведения, образцы высших человеческих побуждений, помогаю достигнуть успеха в построении себя как личности. Постоянно учу каждого искусству распоряжаться своими мыслями: направлять их, сдерживать или корректировать. Часто повторяю слова К.Д.Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы». Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать. Поэтому основная направленность моих уроков - развитие творческого потенциала учеников. Уроки для меня немыслимы без обращения к музыке и живописи, архитектуре и скульптуре. Изучая творения искусства, ребята создают иллюстрации, театрализованные постановки, пишут стихи и рассказы. Особенно радует то, что и в старшей школе мои ученики не теряют интереса к творчеству, участвуют в различных конкурсах. Живу чувством успеха и гордости за свое дело, за нас, учителей, за своих учеников. Нахожу радость в повседневности. И душа моя поет, и сердце молодеет! Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти своих учеников, но и в их душах и сердцах.


© 2010-2022