ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 2 класс урок на тему ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Предмет ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Класс 2 Программа УМК «ПЕРСПЕКТИВА»









Тема: «ВЕСНА В МИРЕ НАСЕКОМЫХ»













Корнаева Елена Валентиновна

учитель начальных классов






Тип урока: урок изучения нового материала

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.

Цель:

  • познакомить с весенним пробуждением насекомых,

  • продолжать развивать экологическое мышление учащихся,

  • способствовать развитию эстетического восприятия

Используемые педагогические технологии:

  • - личностно - ориентированного обучения;

  • - объяснительно - иллюстративного обучения;

  • - словесной продуктивной и творческой деятельности;

  • - педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия)

Планируемые результаты

Предметные:

  • учащиеся научатся понимать по­лезность насекомых, взаимосвязь растений, насекомых и птиц

Метапредметные:

  • определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

  • оформлять свою мысль в устной форме на основе работы с текстом

  • слушать и понимать речь других

  • перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт


Оборудование: учебник с. 82-84, рабочая тетрадь с. 46-47, аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных,), аудиозапись оркестровой миниатюры «Полет шме­ля» Н.А. Римского-Корсакова, фотографии животных (муравей, стрекоза, светлячок, жук, оса, муха, комар, пчела, клоп-гладыш, божьи коровка, бабочка, паук).

Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

- Какие растения часто встречаются в весенних цветниках?

- О каком растении цветника вы написали рассказ?

- Какими источниками информации пользовались?


  1. Самоопределение к деятельности.

- Ребята, послушайте, пожалуйста, эту мелодию. (Звучит аудиозапись музыкальной заставки к передаче «В мире животных).

- Догадались ли вы, о ком мы будем говорить сегодня на уроке? (О животных). - Но мир животных такой большой и многообразный! В нём есть такие, которые весят несколько тонн, и те, которые весят несколько граммов. Есть животные, которые живут под водой, и те, которые живут на суше. Послушайте еще одно произведение, которое вам подскажет, о каких именно животных пойдет речь.

(звучит аудиозапись «Полета шмеля» Н.А. Рим­ского- Корсакова.)

- О ком же сегодня на уроке будем говорить? (О насекомых).


  1. Работа по теме урока.

- Что вы можете рассказать о насекомых?

- Что знаете о них?

- Что представляете, когда слышите слово «насекомые»?

Задание учащиеся выполняют методом штурма в малых группах (5-6 человек). Для активизации темпа работы время ограничивается четырьмя минутами. Каждая группа выполняет задание на листке фломастером определённого цвета.

Через указанное время учитель открывает на доске заготовку кластера: в центре доски табличка со словом «Насекомые». Группы с листками по очереди выходят к доске. Один из учащихся делает сообщение по записи.

Учитель заполняет кластер на доске, размещая сообщаемое вокруг слова «насекомые». Группы дополняют свои записи на листе сообщениями, которых у них не было, но фломастером другого цвета.

- Спасибо, вы очень много рассказали о насекомых.

- Знаете ли вы, что:

- стрекоза съедает пищи в несколько раз больше своего веса;

- пауки не относятся к насекомым, т. к.у них 8 ног;

- самое маленькое насекомое - жучок, длина которого всего 1/3 мм;

- майский жук носит название того месяца, в который появляется;

- самое большое насекомое - бабочка, живущая на Соломоновых островах, размах ее крыльев достигает 30 см!


  1. Работа с текстом (индивидуальная).

- Теперь будем работать с текстом о насекомых. Каждый из вас получает текст и прочитает его, делая во время чтения пометки: V, +, - , ?

- Заполните таблицу:

Знал

V


Узнал

+

Противоречит, тому, что знал

-

Вопросы

?

- Запишите в таблице свой вопрос о насекомых, на который пока не знаете ответа.

Физкультминутка

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

  1. Анализ общего кластера.

- Что добавим в общий кла­стер?

- Проанализируем наш кластер после работы е научным текстом. Уберем неправильную информацию.

- Найдите то, что не прозвучало в тексте.

(Учащиеся называют, учитель помечает цветным мелом)

- А эта информация правильная или неправильная? Если не знаем точно, то ставим рядом вопрос.

- Запишем эти вопросы в наши таблицы.

Вопросы формулируют учащиеся (по кластеру), учитель записывает их на доске, учащиеся - в свои таблицы.


  1. Дискуссия.

- Как мы можем найти ответ на возникшие вопросы?

Вопросы распределяются между малыми группами. Если смогут, отвечают на свои вопросы сразу, а если не могут, то дома ищут ответы, подготовив сообщение к следующему уроку.


  1. Рефлексия.

- А теперь напишем синквейн по теме урока на другой стороне своего листа.

На доске вывешивается схема синквейна.

Схема синквейна.


Кто? (1 сл.)

Какой? (2 сл.)

Что делает? (3 сл.)

Предложение (4 сл.)

Вывод (1 сл.)

Каждый учащийся старается найти самые точные слова для описания того образа насекомого, которое представляется ему, а в предложении выражает основной смысл своего пони мания.


  1. Слушание работ учащихся.


  1. Итог урока.

- Каких насекомых можно увидеть ранней весной?

- Приведите примеры, как одни насекомые помогают чело­веку бороться с другими насекомыми.

(Божья коровка в течение жизни уничтожает до 5000 тлей.

Личинки златоглазки съедают за 60 дней развития около 4000 тлей, щитовок, паутинных клещей и других вредите­лей.

Жужелицы - крупные, быстро бегающие жуки - пи­таются гусеницами вредных бабочек, личинками жуков, поедая за сутки свыше 10 гусениц и до 100 личинок.)

- Каких насекомых называют полезными?

- Какую пользу они приносят?

- Каких насекомых называют вредными? Какой вред приносят эти насекомые? А нужно ли их уничтожать? Почему?

- Как вы думаете, какую пользу приносят даже «вредные» насекомые?

- Все наши уроки по традиции заканчиваются выводом. Кто хочет самостоятельно сделать его? (Ответы учеников.)

(Один из учеников читает вывод на с. 85 учебника.)


  1. Домашнее задание.

- Дома напишите сообщение на одну из тем:

«Я и насекомые»

«Где живут насекомые»

«Пауки - это насекомые или нет?»


ПРИЛОЖЕНИЕ 1.


НАСЕКОМЫЕ ВЕСНОЙ

1.

Как только в марте начинает теплеть, у воды можно заметить самых ранних насекомых - веснянок. Вокруг ещё лежит снег, а эти создания с прозрачными крылышками и тонкими усиками на голове уже бегают и летают рядом с водоёмами. Взрослые особи зимуют на берегу, а личинки веснянок живут в воде.
Немного позже, с таянием снега, просыпаются и одни из главных тружеников леса - муравьи. Как только снег сходит с муравейника, эти насекомые выбираются на его поверхность, чтобы погреться на солнышке. А дерновые муравьи просыпаются только после того, как почва немного прогреется.

С таянием снега становятся активными и такие насекомые-паразиты, как клещи. Вот почему опасаться их нужно не только при наличии зелёной травы. После посещения леса или даже городского парка необходимо тщательно осматривать одежду и тело на наличие этих паразитов даже в марте.
2.

Сразу же после таяния снега, если нет морозов, просыпаются первые бабочки. Яркая и пестрая крапивница первой взлетает в воздух. Ее можно узнать по кирпично-красным крыльям, вдоль которых спереди есть жёлтые и чёрные пятна, а по бокам - голубые треугольнички. Своё название она получила потому, что только ее гусеницы могут питаться жгучей крапивой. Считается, что крапивница может предсказывать погоду - если в теплый день она прячется в укромное место, значит,произойдет похолодание или будет дождь.

Спустя неделю после крапивницы просыпаются лимонницы. Лимонницу со сложенными крыльями заметить трудно: она похожа на жёлтый листок. А ещё у этой бабочки есть интересная особенность: если внезапно потревожить её, то она падает на землю, сложив крылья, и прижимает ножки. Попробуй, заметь такую!
Остальные бабочки появляются гораздо позже, ведь у них зимуют яйца, гусеницы и куколки, которым нужно время, чтобы превратиться в бабочку. А у лимонницы и крапивницы зимуют уже взрослые особи.

3.

Ранней весной в воздухе можно услышать характерное жужжание - это на поиски первых цветов отправились крупные шмели. У шмеля чёрное тельце с рыжим пушистым воротничком, мохнатое брюшко и ярко-жёлтая пыльца на задних ножках (на лапках у шмеля есть специальное приспособление - корзиночки для сбора пыльцы). Благодаря быстрому сокращению грудных мышц, вызывающему громкое жужжание, эти насекомые поддерживают оптимальную температуру тела +40С, даже если на улице не больше 10С тепла. Способность поддерживать высокую температуру тела позволила шмелям поселиться на Севере, где другие насекомые просто не выжили бы.

Шмель - лучший из всех насекомых опылитель растений. За день он облетает тысячи цветков. Ценность этих насекомых для людей велика. Чтобы сохранить как можно больше шмелей, даже создали специальный заповедник «Шмелиные холмы»! Ведь каждое разорённое гнездо - это потеря миллионов семян клевера и других полевых и луговых трав.

4.
В разгар весны, когда в мире насекомых появляется немало прожорливых любителей зелени, приходят на помощь растениям божьи коровки. Коровка - это жук, имеющий выпуклые, яркие, блестящие жёлтые или красные крылышки с чёрными точками. Чем же этот жук похож на корову? За что получил такое имя? Дело в том, что в случае опасности жук выделяет капельку ядовитой бело-желтоватой жидкости - «молочко». За это он и получил своё название. Коровки - одни из немногих насекомых, способные полностью уничтожить насекомых-вредителей. Божья коровка уничтожает тлей - мелких, но очень вредных для растений насекомых.

5.
В мае воздух наполняется вредными мошками и комарами, которые доставляют немало хлопот как людям, так и животным. Укусы многих мошек довольно болезненны. Тогда же можно заметить и первых сонных мух.
По вечерам в мае вокруг лиственных деревьев можно увидеть крупного черно-коричневого жука с приметной щетинкой усов. Забавно смотреть, как, раскрыв свои большие жёсткие крылья, с гуденьем поднимается он в воздух. Это майский жук, или, как его ещё называют, хрущ майский. Летает жук всего двадцать-сорок дней, а потом откладывает яички, из которых выходят личинки. Личинки живут и развиваются под землёй три-четыре года! Только на четвёртое лето они окукливаются, а уже из куколки выходит жук.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Насекомые Существует более миллиона различных видов насекомых. Они живут повсюду, за исключением морских глубин. У многих из них шесть ног, пара усиков, одна-две пары крыльев и тело, состоящее из трех частей. Самое большое насекомое - бабочка с Соломоновых островов. Раз­мах ее крыльев около 30 см. Длина жука-голиафа более 20 см, а самое маленькое насекомое - жук-трихоптерикс. Его длина равна всего лишь третьей части миллиметра. И у такой малютки есть мозг, сердце, органы дыхания, кишечник! Самый главный орган чувств насекомых - усы. Их разнообразие велико. у комара-звонца они мохнатые, у мухи усики короткие и с взду­тиями. Как ниточка усики кузнечика-долихопода и в длину в 3-4 раза больше тела. Он живет в темной пещере. Длинные усы помогают ему ощупывать предметы далеко вокруг себя. Словно пилочка усы у жука-­щелкунчика, как гребенка - у бабочки. Ротовой аппарат у насекомых тоже у всех разнообразный и зависит от их питания. У бабочки, любительницы нектара - длинный хоботок. Комар-кусака своим хоботком прокалывает кожу слона. Очень острые и зазубренные челюсти у жука-жужелицы. Кое-кому природа не дала ротовых придатков, и снизу головы лишь голая площадка. Поэтому пища такого насекомого накоплена еще в стадии личинки. Многие насекомые плохо видят, а у некоторых и вовсе нет никаких глаз. Зато глаза стрекозы занимают почти всю голову, и каждый глаз состоит из величайшего множества глазков, каждый из них может давать самостоятельное изображение. Во все стороны смотрит стрекоза и, не по­ворачивая головы, хватает добычу своими длинными ногами. У большеглазых насекомых, кроме того, еще есть на лбу крошечные, будто линзы, три глазка. Иногда два больших глаза сливаются вместе или появляются четыре, направленных в разные стороны. Жук-вертячка двумя глазами видит все, что находится сверху, над водой, а двумя дру­гими - снизу, под водой. В груди насекомых сосредоточены мышцы. Они проводят в движе­ние крылья и ноги. Крылья у летающих насекомых очень крепкие. Тон­кий и нудный писк летящего комара - это пение крыльев, работающих с огромной быстротой. Скорость полёта насекомых невелика: пчелы - в среднем 10-20 км/ч, шмеля - 3-5 км/ч, мухи - 2 км/ч, златоглазки - 0,5 км/ч. Зато слепни летят со скоростью до 40 км/ч, а бабочки-бражницы - около 60 км/ч.


© 2010-2022