Программа для начальной школы (факультатива) «Развитие речи. Мой мир и я»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Программа по культуре речи и общения «Мой мир и я» - курс духовно - нравственного усовершенствования школьников, основанный на этических учениях классической, современной литературы, религии. Духовное воспитание и образование - это приобщение школьников к высшим понятиям бытия. Смещение акцентов в сторону духовного воспитания (в смысле воспитания души, которое отождествляется с понятиями нравственности и культуры) считаю важнейшим моментом в становлении облика ребёнка как успешного интеллигентного человека. Целостность личностного развития осуществляю через художественное образование, культуру речи и культуру общения. В основу положена идея любви, добра, красоты. Целью является включение ребенка в диалог с миром, приобщение его к разговору с человеком и обществом, природой, наукой, знакомство с языком общения. Образовательная сторона курса служит созданию благоприятных условий для изучения основных учебных дисциплин
Идея программы: Развивать сферу чувств ребенка, формировать эмоционально - нравственное развитие, держать в центре внимания детскую душу, обогащать эмоциональную жизнь ребенка, пробуждать душевную отзывчивость, развивать нравственную и ценностную сферу Нравственные представления и суждения людей не всегда соответствуют их нравственным чувствам и поступкам. Поэтому недостаточно только знать, понимать, что такое быть нравственным. Надо стараться воспитывать ребенка так, чтобы он хотел и умел им быть, то есть через чувства, переживания, эмоции, которые ребенок должен выразить в речи, в творчестве. Основные задачи курса: Обучение детей видеть мир, понимать себя, окружающих, природу. Воспитание интереса к окружающим людям Выработка у детей положительных черт характера и коррекция нежелательных. Учить как надо любить и заботиться о других. Развивать умение сопереживать. Учить жить в обществе, которое допускает многообразие взглядов, но требует строгого соблюдения общепринятых норм и правил поведения. Учить делать мой собственный выбор при многообразии идеалов (художественной литературы, религий). Приобщить младших школьников к высшим фундаментальным философским понятиям - идеям бытия: добра и зла, жизни, смерти и бессмертия, временного и вечного, любви, красоты, смысла жизни. Структура курса. Программа курса включает в себя 4 основных раздела: 1 класс. Я и мои сказки (уроки сказки, введение в курс) 2 класс. Я и человек (уроки вежливости, умение видеть и понимать себя, родителей, одноклассников, взрослых людей, формирование характера). 3 класс. Я в мире искусства (уроки искусства) 4 класс. Мой мир и я (уроки - легенды, путь к духовному развитию)
Формирование содержания программы осуществляется в несколько этапов:

  • Формирование общетеоретических представлений
  • Состав учебных предметов
  • Создание учебных материалов
  • Организация процесса обучения
  • Компетенции, знания, умение, навыки
Виды деятельности:
  • Игровая
  • Учебная
  • Коммуникативная (общение)
Пути:
  1. Развитие, воспитание, обучение через художественную литературу и искусство.
  2. Речевое воспитание и развитие.
  3. Наблюдение, всматривание в человека, изучение его чувств и поступков.
  4. Упражнения в нравственно - этических поступках путем:
  • детского воображения,
  • ролевой игры
  • письменной и устной речи
Цели:
  • углубить знания детей об окружающем мире,
  • способствовать развитию личностных качеств: доброты, милосердия, сопереживания, отзывчивости, чуткости, деликатности,
  • повысить речевую культуру учащихся, их коммуникативные умения,
  • способствовать развитию детского литературного творчества.
  • способствовать становлению самосознания
  • научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру,
  • развить умение управлять своими чувствами и поступками,
  • Помочь осознать понятия: Родина, мир, труд, праздность, дружба, добро, зло, ответственность, деликатность и другие,
  • Дать почувствовать важность и прелесть человеческих отношений, человеческой взаимности,
  • упражнять в нравственно - этических поступках через развитие речи.

  • Выработать у учащихся позицию собственного взгляда на окружающую действительность, учить грамотно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной речи.
Программа реализуется на факультативных занятиях и позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал уроков русского языка и чтения. Урок по данной программе - создание условий, поле деятельности, где нашли бы свое применение чувства ребенка, испытанные во время различных ситуаций, умение анализировать и углублять с помощью художественных произведений свои собственные переживания. Особенности урока по данной программе в том, что предмет включает в себя информацию о культуре и литературе. Содержание предмета позволяет пробуждать необходимые впечатления, чувства, формировать оценки, касающиеся разных сторон жизни, где представлены все речевые действия: слушание, письмо, чтение, свободная устная речь, проводимая через нравственные проблемы. Авторский прием - выбор и использование цвета для выражения собственных чувств и эмоционального отношения к событиям, чтобы научить ребенка осознанно относиться к своим чувствам и мыслям, своему внутреннему миру, способствовать становлению самосознания, развивать умение управлять самостоятельно своими чувствами и мыслями. Направления:
  • Речевое воспитание
  • Уроки вежливости
  • Упражнения в нравственно - этических поступках
  • Раскрытие понятий. Философское размышление и осмысление этих понятий (добро, зло, дружба, коллектив, труд, праздность, человек, религия и т. д).

В целях реализации программы составлено тематическое планирование для каждого класса. Планируемые результаты:
  1. Умение ориентироваться в наборе нравственных ключевых понятий
  2. Уметь выражать с помощью цвета настроения и чувства
  3. Умение управлять своими чувствами и поступками
  4. Знание нравственно - этических правил, правил поведения в социуме и «испытывать потребность жить и общаться с людьми, живущими по этим правилам»
  5. Приобретение навыков работы со словарями;
  6. Приобретение навыков письма с использованием различных приемов, письма по цветовым ассоциациям
  7. Создание совместного творческого проекта «Солнышко, улыбнись»;
  8. Создание детских книжек - малышек «Солнечный лучик», «Улыбка»
  9. Создание словарей вежливых слов
Формы работы:
  1. Уроки;
  2. занятия факультатива;
  3. утренники и праздники;
  4. выставки;
  5. практикумы для детей в сочетании с беседами;
  6. заседания в клубе «вежливых»;
  7. работа с родителями: семинары - практикумы, педагогические консультации, совместные праздники, открытые уроки, экскурсии, практические занятия;
  8. индивидуальная работа с детьми;
  9. групповая работа с детьми.







1 класс

«Я и мои сказки»

( уроки - сказки)


Курс состоит из пяти разделов, 25 тем. Рассчитан на 34 часа. В первом разделе дети знакомятся с интересными историями нравственного содержания, а также с Солнечным Лучиком, который согревает их в непростых ситуациях. Произведения Драгунского, Сергиенко, Катаева В., Осеевой В. помогают понять, как ребенок относится к старшим, к животным, игрушкам, умеет ли проявлять жалость, сострадание, утешить, отвлечь. В разделе «Дом моего детства» формирую способности пользоваться цветом как выразительным средством формирования нравственной личности. . Какие чувства испытывает ученик в процессе чтения таких сказок как «Гуси - лебеди», «Айога», «Волк и семеро козлят», какими красками описывает свои впечатления - вот вопросы, с помощью которых решаю проблему добра и зла, истинной красоты, порядочности и т.д. Реализацией третьего раздела «Добрые волшебники» является игра в сказку, придумывание своих сюжетных поворотов, решение ситуаций морального выбора через роль. Дети составляют письма для Золушки, рисунки золотой рыбке из сказки «Кот в сапогах», описывают двух сестричек Беляночку и Розочку так, чтобы было понятно, у кого душа добрее. Игры - драматизации, отражение в прорисовке деталей отношения к героям сказок; проявление творчества - содержание следующего раздела «Тридесятое царство» .А через такие сказки как русская народная «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Аленький цветочек» Аксакова проявляется отношение ребенка к окружающему миру, воздействие на эмоциональную сферу, что имеет большое значение для формирования личности человека.. Воздействием цвета стараюсь возбудить такие органы чувств как воображение, память о виденном или пережитом.

№п/п
часы Тема занятия Содержание Цель Литература Работа с понятием 1 Раз дел
Знакомство с Лучиком и птицей Горихвосткой Беседа о том, нравится ли детям путешествовать, средства передвижения, как себя вести в транспорте. Задача: Расширять представление детей о понятиях с точки зрения грамматических позиций и с точки зрения нравственного смысла, через языковые средства, создание духовно - образовательной среды урока Воспитательные цели:
показать воспитательные возможности текста, воздействовать его содержанием на чувства, мысли (речь) младших школьников, постигать высшие духовные ценности: человеческая жизнь, преклонение перед человеком, который дал жизнь.
Развивающие: Развитие речи, воображения через подачу образных представлений



1 Начало путешествия Конкурс «Кто больше назовет вежливых слов» Как передвигается Горхвостка. Как дети представляют ее(рисунки) Формирование речи, дать понятие о вежливости,показать детям, что вежливость должна стать привычкой, вежливый человек приятен в общении и в путешествии особенно, Сказка «Азбука вежливости»
Вежливость


2
1 Сказка - чудо За что мы любим сказки? Викторина. Анализ пословицы «Сказка ложь, да в ней намек» Волшебство в сказках. Мораль в сказках. Воспитывать доброе отношение к сказке. Показать детям, за что мы любим сказки Волшебные сказки

2 Добро побеждает зло Конкурс сказок. Чтение отрывков. Сценки По началу сказки дети придумывают конец. Рисунки Характер Горихвостки(светится, когда радостно, хорошо Показать, что волшебный мир сказок учит добрым поступкам, доказать, что добро побеждает зло «Маша и медведь», «Конек горбунок», «Снегурочка», Что такое добро.

1 Старые игрушки. Они мне друзья? Беседа о старых игрушках. Пословица «Старый друг лучше новых двух» Рисунки. Рассказы о своих любимых игрушках. Показать детям правила дружбы, формировать культуру общения Драгунский «Друг детства» Друг, подруга, дружба
2 Мои друзья - животные История о пропавшей собаке. Песня «Пропала собака», чтение рассказа К Сергиенко «Повесть о бездомных собаках» Беседа «Уход за животными». Экскурсия в Живой уголок (Дом детского творчества) Воспитание воли, бережного отношения к меньшим друзьям К. Сергиенко. «Повесть о бездомных собаках» Язык эмоций, язык чувств. Жалость, сострадание, сопереживание.
1 Что такое хорошо и что такое плохо Анализ ситуаций «Что бы вы сделали на месте героев произведения?» Развитие речи, Развитие внутренней речи В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Хороший - плохой 11 раздел
«Дом детства» В этом разделе используется цвет для выражения чувств ребенка и эмоционального отношения к событиям, установление связи между миром цветов и миром собственных чувств, Игры с детьми, в основе которых лежат сюжеты сказок. Взаимодействие сказочных событий с эмоциональными сторонами жизни ребенка. Придумывание начала или конца сказки. Анализ характера героев. Художественные импровизации, изобразительная деятельность, элементы медитации
Задача: разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор, обогатить лексикон младших школьников новыми словами Развивающие: Развитие памяти, внимания, воображения через подачу образных представлений. Осуществлять тренинг самоанализа, развитие адекватной самооценки учащихся. Овладение культурой общения
Учебно-общеразвивающие цели:
закрепить умения и навыки комплексного анализа художественного текста (выразительное чтение), общий дух текста (усвоение психологического смысла читаемого), Воспитательные цели: Раскрыть такие крупные философские проблемы как чувства, сердце, душа, совесть, любовь, счастье.
Русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Гуси - лебеди», «Петушок золотой гребешок». Авторские сказки: Ш. Перро «Красная шапочка», нанайская сказка «Айога» Стихотворение Давида Кугультинова «У каждого из слов душа своя, на душу говорящего похожа».

Чувства, настроение, сердце, душа.
1
Сказочные герои. Викторина. Слушание текста. Выбор и использование детьми цвета для выражения собственных чувств и эмоционального отношения к событиям Показать детям, что судить себя может не каждый, только чуткий к людям человек, развивать потребности обращать внимание на настроение своих близких В.Осеева. «Сыновья» Совесть, скромность
2 Руки моей мамы Рисунки двух девочек. Обозначение фона. Рассказы о своей маме. Стихи. Утренник, посвященный Дню Матери
Учить вниманию к своим родителям Айога Любовь счастье
1 Березка у окна Чтение и анализ сказок. Сравнение. Стихи о Родине, о маме. Рисунки. Слушание музыки (Гимн) Воспитание бережного отношения к своему дому, своей малой Родине Гуси - лебеди Ненецкая сказка «Кукушка» Родина Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца. 1 2 День моего рождения Сюжетно - ролевая игра Праздник в библиотеке, посвященный именинникам, рожденным осенью Формировать культуру поведения на дне рождения

111 раздел
«Добрые волшебники» Игра в сказку, придумывание своих сюжетных поворотов, решение ситуаций морального выбора через роль. Дети составляют письма для Золушки, рисунки золотой рыбке из сказки «Кот в сапогах», описывают двух сестричек Беляночку и Розочку так, чтобы было понятно, у кого душа добрее.
Развивающие Развитие активного самостоятельного, творческого мышления Учебно-общеразвивающие цели: Решение коммуникативных задач, создание микроклимата, способствующего творческой деятельности, атмосфере радости и успеха Воспитательные цели: овладение культурой труда, культурой общения



1 1 Мы волшебники Чтение произведения. Фотосессия- лица детей. Рассказы о каждом ребенке: о характере, отношении к людям, возможных поступках. Ответы на вопрос «Если бы ты был волшебником, что бы ты пожелал, только если это единственное желание Учить делать выбор, формировать умение видеть радость, печаль родных людей по их лицам В. Катаев «Цветик - семицветик» Страдание
1 Съешь моего яблочка О хороших людях, положительная самореализация, тренинг самоанализа Учить на примере произведения быть терпеливыми, воспитывать Русская народная сказка «Хаврошечка» терпение
2 Мы гномики Инсценирование сказки
Золушка Труд и праздность
2 Смилуйся, государыня рыбка Посещение выставкаи детских рисунков, посвященных А.С. Пушкину Поддержание интереса к теме занятия, развитие устойчивого внимания, деловой творческой и познавательной активности. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Зависть, покорность
1 Чудо что за солдатики! Инсценирование фрагментов урока, Раскраски рисунков теми красками, которые подходят к происходящему моменту сказки Учить чувствовать, переживать, радоваться, расстраиваться за героя сказки. Х.К.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» Предан- ность память
1 Раненое сердце Решение проблемы: почему осколок попал в глаз Каю, а не Герде? Развести понятия «осколок - в глаз, осколок - в сердце» Х.К.. Андерсен «Снежная королева» Предан ость
1 Ничевоки Работа над диссертацией «Лень» Формирование культуры общения В.Воробьев «Капризка» Праздность, ничегонеделание
2 Зорко одно лишь сердце Чтение по частям. Определение темы и основной мысли каждой части. Рисунки. Психологическое включение детей в процесс деятельности, используя различные органы чувств Оскар Уайльд «Мальчик - звезда», Сент - Экзюпери «Маленький принц» Ответственность, верность 1V раздел
Тридевятое царство, тридесятое государство Игры -драматизации, Дорисовка фигур. Отражение в прорисовке деталей отношения ребенка к героям сказки. Задача: Развивающие: Учебно-общеразвивающие цели: Учить оценивать поступки героев. Воспитание воли, победы над страхом Воспитательные цели:

Прощение, отзывчивость, сочувствие, страх
1 Встреча с доброй и злой бабой Ягой Викторина сказок, анализ, цветовые ассоциации. Рассказы по цветовым ощущениям Подвести детей к мысли, что добро всегда побеждает Сказки: Добро, зло
1 На полянке Аленького цветочка и в гостях у красавицы Чтение и сравнение двух сказок, зарисовки, выражающие чувства, работа со словарями, словотворчество Воспитание воли, победы над страхом, доброты. Аксаков С. «Алень- кий цветочек, сказка Диснея «Красавица и чудови- ще» Гордость
1 Урок - суд. Девочка - преступница Сценарий игры - суда Показать детям, что есть другой страх, страх за другого человека, за то, что он натворил Х.К. Андерсен Девочка, наступившая на хлеб Преступление и оправдание
1 Испытание




4 Планета Маленького принца Уроки - путешествия по планетам. Зарисовки Составления рассказов по темам «Зорко одно лишь сердце», «Самого главного глазами не увидишь», «Ты в ответе за тех, кого приручил»
Учить детей составлять рассказы, включая цитаты. Сент - Экзюпери «Маленький принц»


Голубой плащ



V раздел
В гостях хорошо, а дома лучше Составление дневника путешествия. Рисунки героев сказок. Работа в группах Рассказы детей по рисункам «Цветовые ассоциации»
. Ф.Сологуб Сказки на грядке и сказки во дворце.

2 Воспоминание о путешествии по страницам дневника путешественника Презентации








2 класс

«Я - человек»

(уроки вежливости)


Уроки вежливости - культура повседневного общения, где идет целенаправленный разговор о культуре взаимоотношений, позволяющих систематизировать и обобщить стихийно возникшие беседы по поводу поведения учащихся. Курс составляет 34 часа, включает 5 разделов: «Мои родные и я», «Мои друзья и я», «Люди вокруг меня», «Мой мир и я», «Я - человек» (Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? - М: Просвещение, 1986, - С. 148 - 150). В каждом разделе по 7 тем
Задачи курса: Очистить речь и поведение детей от внешней нечистоплотности, привить вкус к нравственно чистой, доброй речи.
Цели: Обучение речевому этикету, учить говорить приветливо, формирование культуры речи и общения, воспитание чуткости, доброты. развитие речи

№ п|п Разделы
ча сы Темы Содержание
1 Мои родные и я. Продолжать учить детей всматриваться в родного человека, чувствовать его настроение, доставлять ему радость, развивать речь с помощью тетрадей, формировать культуру общения в семье. 1 Моя мама и я Наблюдение: что радует и что огорчает моих родных, как они относятся друг к другу, как относятся ко мне. Как я забочусь о них. Узнать больше о дедушках, бабушках, которых нет рядом. Ведение дневников наблюдений. Чтение книги Юрия Дружкова «Волшебная школа», Петрушина Т»Когда я был маленьким». Анализ. Работа с понятиями: чуткость, внимание, забота. Ведение тетради «Как я проявляю чуткость и внимание». Рисунки. Цветовые ассоциации. Сочинение- миниатюра «Руки бабушки», «Мамина улыбка», «Папина работа» 1 Моя бабушка и я 1 Кто я, каков я.. Откуда ты - имя Я и мои чувства. 1 Моя родословная 3 Мое творчество Занятие в клубе вежливости» Как я веду себя дома» 1 Урок - утренник «Мамочка моя», (посвященный маме в День Матери) 2 Мои друзья и я Учить детей культуре общения с опорой на нравственное сознание и привычки культурного поведения детей, используя игру, дидактический театр, художественные произведения 1 Кто мои друзья Наблюдение: что радует и что огорчает моих друзей. Как ребята относятся друг к другу во время игры, занятий, на переменах, насколько дружелюбны друг к другу. Кого можно назвать настоящим другом. Не позволяет ли кто - нибудь грубости по отношению к своим друзьям? Как мальчики защищают девочек, как девочки заботятся о мальчиках. Игра. Работа с понятиями: совесть, честь, справедливость, забота, сопереживание. Что значит беречь и защищать честь друга, честь класса, не допускать грубости, быть ласковым, уступчивым, справедливым, не дуться, не помнить обид. Рисунки. Цветовые ассоциации. Рассказы о двух - трех друзьях.
1 Обязанности друзей 1 Настоящий друг 1 Какой я друг 2


1



1 Мое словотворчество

Уроки - праздники « С днем рождения тебя поздравляю

Занятие в клубе вежливости «Как я веду себя в школе» 3 Люди вокруг меня. Совершенствовать знания, умения, навыки, учить оценивать, переживать, воспитывать уважение к старшим, «очеловечить» отношения с людьми. 1
Ощущение заботы незнакомых людей Наблюдение: как люди проявляют доброту, чуткость, внимание друг к другу, как общаются друг с другом в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине, в больнице). Какие проявления грубости, недружелюбия замечаются, как люди сами восстанавливают порядок. Записи в дневниках - наблюдений. Работа с правилом «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе». Зарисовки о людях. Книжки- малышки «Улыбка солнышка». Работа с понятиями: долг, совесть, любовь, сдержанность, мужество 1 Культура общения с незнакомыми людьми 1 В чем моя обязанность перед людьми 1 Золотое правило 2 Мое словотворчество 1 Занятие в клубе вежливости «Как я веду себя на улице» 4 Мой мир и я Формировать внутреннюю культуру, соответствовать моральным требованиям общества, развитие речи посредством изучения понятия «счастье» 1 Как устроен наш мир Чтение произведений, просмотр картин, слушание музыки, мудрые слова писателей в текстах - диалогах (из газет, книг, журналов), пословицы для размышления и анализа нетрадиционные практические задания для развития речи. Вопросы для составления устных рассказов Составление списка из 10 понятий, событий, которые в наибольшей степени делают счастливыми. Работа с понятием слова счастье


1 Каким быть в этом мире? 1 Природа человека. Как я воспитываю себя 1 Благородная жизнь и благородство души 1 Хочу быть счастливым 1

1 Мое словотворчество
Занятие в клубе вежливых «Как я веду себя в обществе»
5 Я - человек. Продолжения формирования внутренней культуры в соответствии с внешней культурой, превращение ее в соответствие моральным требованием общества, воспитания уважения человеческого достоинства 1 Мой характер Работа с понятием «Человек - это звучит гордо» Решение проблемных ситуаций: что мне самому не нравится в своем характере. Как я могу этот недостаток исправить. Что думают обо мне мои родные, мои друзья. Умею ли я быть сдержанным, уступчивым. Как отношусь к советам друзей Начинаю ли я день с мысли о том, как я порадую близких людей. За кого я в ответе, как я это проявляю. Работа с понятием: приносить людям радость 1 Что думают обо мне мои родные, друзья 1 Как и за что наказываю себя 1 Я в ответе за тех, кого приручил 2 Мое словотворчество 1 Заседание в клубе вежливости

































3 класс

«Я в мире искусства»

( уроки искусства)


Чувства детей ярко проявляются при изучении художественных произведений. Главная задача этого курса - изучение единых закономерностей восприятия произведений разных видов искусств, показать, что любое произведение искусства любой эпохи, стиля и направления несет определенный «аккорд идей, чувств, ценностных отношений», определяющих основной эмоциональный тон произведения. Эта проблема хорошо реализуется при изучении произведений различных времен года. Цели:

  • различать произведения разных видов искусств, учить соотносить поэтические произведения с произведениями живописи и музыки,
  • анализировать стихи поэтов, картины художников, музыку композиторов, учить писать отзыв о произведениях, составлять устные и письменные рассказы, основываясь на своих чувствах и эмоциях
  • Воспитание отзывчивости человека посредством восприятия основного эмоционального тона.
  • Вовлечение детей в развитие по мере погружения в проблему художественной культуры.
Курс рассчитан на 36 часов, включает 4 раздела: лето, осень, зима, весна. Каждый раздел состоит из 9 тем.
№ п|п Разделы
ча сы Темы Содержание
1 Лето. Счастливая пора. Изучение понятий: умиротворение радость, покой, счастье Учиться детей быть критиками, писать отзывы читать выразительно стихи о весне, обозначать цветом свои чувства: радости, покоя, счастья, уметь описывать настроение, анализировать произведения, развитие речи посредством (опорной схемы) - эмоционально - оценочной лексики «Что меня удивило в произведениях о весне, что заставило задуматься.
1 Лето в поэзии 1Ф. И. Тютчев «Летний вечер»,»Тихой ночью, поздним летом», « Как ни дышит полдень знойный», «Как весел полдень знойных бурь».С. Кирсанов «Эти летние дожди» Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Изображение темы лета художниками 1.Шишкин «Корабельная роща», И.Левитан «Березовая роща», Вечерний звон», Шишкин «Рожь», Виноградов «Летом» 2.Экскурсия на выставку «Лето глазами поэтов» 3.Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Тема «Лето» в музыке 1.Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года, 2.Экскурсия в школу искусств. Прослушивание музыкальных произведений о зиме 3.Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 1 Закрепление 1.Соотнесение изученных произведений литературы, живописи, музыки. Проговаривание. Анализ. Прослушивание связных, устных аналитических рассказов. 2. Конкурс чтецов, где дети сами выбирают фон (картину, музыку) 1 Дети и люди летом Просмотр художественных произведений, цветовые ассоциации, анализ, выводы о культуре людей. 2 Лето в творчестве детей 1. Соотнесение произведений литературы, живописи и музыки в своем творчестве: описание общности чувст и настроения, определяя сложность переживания. 2. Письменное сочинение «Путешествие летом», «Самый счастливый летний день»

2
«Нивы сжаты, рощи голы» Изучение понятий: тревога, грусть,беспокойство, сострадание радость Учиться писать отзывы о стихотворении, картине, музыке, обозначать цветом свои чувства, уметь описывать настроение, анализировать произведения, развитие речи посредством (опорной схемы) Эмоционально - оценочной лексики «Что меня удивило, что заставило задуматься и т. д.».



1 Осень в поэзии Ф. Тютчев «Листья», С.Есенин «Нивы сжаты, рощи голы», А Майков «Осень» Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Изображение осени художниками Экскурсия на выставку «Осень глазами поэтов» Кончаловский «Первый снег», Поленов «Золотая осень», Левитан «Золотая осень», «Осенний день» И. Левитан «Золотая осень» Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Осень в музыке Вивальди «Времена года» 2 часть, П.И.Чайковский «Времена года. Осенняя песня», «Ноябрь. На тройке». Гендель « Vou to the word» Экскурсия в школу искусств. Прослушивание музыкальных произведений об осени. Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Закрепление 1.Соотнесение изученных произведений литературы, живописи, музыки. Проговаривание. Анализ. Прослушивание связных, устных аналитических рассказов. 2. Конкурс чтецов, где дети сами выбирают фон (картину, музыку) 1 Дети и люди осенью Просмотр художественных произведений, цветовые ассоциации, анализ, выводы о культуре людей. 1 Осень в творчестве детей 1. Соотнесение произведений литературы, живописи и музыки в своем творчестве: описание общности чувст и настроения, определяя сложность переживания. 2. Письменное сочинение «Моя осень» 3 Пришла волшебница - зима. Изучение понятий: любовь к Родине, настоящее чувство, одиночеств, тоска, терпение, память Учиться детей быть критиками, писать отзывы о стихотворении, картине, музыке, читать выразительно стихи о весне, обозначать цветом свои чувства: радости, света, обновления жизни, уметь описывать настроение, анализировать произведения, развитие речи посредством (опорной схемы) - эмоционально - оценочной лексики «Что меня удивило в произведениях о весне, что заставило задуматься и т. д.».
1 Зима в поэзии 1Тютчев «Чародейкою зимою».К. Симонов «Зима сорок первого года», н. Рубцов «Зимняя песня», М.Лермонтов «На севере диком». Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Изображение зимы художниками 1. И Шишкин «На севере диком», Л.Каменев «Зимняя дорога», Ю. Клевер «Зимний замок», «Зима», Г. Кондратенко «Зимний вечер», В. Поленов «Ранний снег», В.Суриков «Взятие снежного городка», К. Трутовский «Колядки», И. Грабарь «Мартовский снег», Дубовский «Зима» 2.Экскурсия на выставку «Весна глазами поэтов» 3.Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Тема зимы в музыке 1.Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года, ноябрь «На тройке». Римский Корсаков. Вступление к опере «Ночь перед Рождеством «Снегурочка» П.И.Чайковский - вальс снежинок из балета «Щелкунчик» 2.Экскурсия в школу искусств. Прослушивание музыкальных произведений о зиме 3.Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 1 Закрепление 1.Соотнесение изученных произведений литературы, живописи, музыки. Проговаривание. Анализ. Прослушивание связных, устных аналитических рассказов. 2. Конкурс чтецов, где дети сами выбирают фон (картину, музыку) 1 Дети и люди зимой Просмотр художественных произведений, цветовые ассоциации, анализ, выводы о культуре людей. 2 Зима в творчестве детей 1. Соотнесение произведений литературы, живописи и музыки в своем творчестве: описание общности чувст и настроения, определяя сложность переживания. 2. Письменное сочинение «Моя весна» 4 «Весна идет, весне мы рады» Изучение понятий: праздник, щедрость Учиться детей быть критиками, писать отзывы о стихотворении, картине, музыке, читать выразительно стихи о весне, обозначать цветом свои чувства: радости, света, обновления жизни, уметь описывать настроение, анализировать произведения, развитие речи посредством (опорной схемы) - эмоционально - оценочной лексики «Что меня удивило в произведениях о весне, что заставило задуматься и т. д.».



1 Весна в поэзии Н.А.Заболоцкий «Оттепель», Тютчев «Зима недаром злится», «Еще земли печален вид», «Первый лист», К.Некрасова весна Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Изображение весны художниками И. Левитан. Весна. «Большая вода», А.Саврасов «Грачи прилетели», Б. Кустудиев «Масленница», Л. Каменев «Весна» Экскурсия на выставку «Весна глазами поэтов» Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 2 Весна в музыке Вивальди «Времена года», П.И.Чайковский «Времена года. Март.Песня жаворонка. Глинка «Жаворонок», А.Майков. «Апрель. Подснежник» Экскурсия в школу искусств. Прослушивание музыкальных произведений о весне. Зарисовки. Анализ по схеме. Устные рассказы. 1 Закрепление 1.Соотнесение изученных произведений литературы, живописи, музыки. Проговаривание. Анализ. Прослушивание связных, устных аналитических рассказов. 2. Конкурс чтецов, где дети сами выбирают фон (картину, музыку) 1 Дети и люди весной Просмотр художественных произведений, цветовые ассоциации, анализ, выводы о культуре людей. 2 Весна в творчестве детей 1. Соотнесение произведений литературы, живописи и музыки в своем творчестве: описание общности чувст и настроения, определяя сложность переживания. 2. Письменное сочинение «Моя весна»











































4 класс

«Мой мир и я»

(уроки - легенды)

Путь к духовному развитию


В четвертом классе дети знакомятся с искусством: музыкой, живописью, этикой христианства на материалах детской Библии. Для детей библейские легенды привлекательны изобилием сказочных сюжетов, подвигов, приключений. Особенно интересны религиозные праздники Задачи:

  • Проводить уроки, посвященные значимым церковным праздникам, в соответствии с их датами.
  • Формирование культуры межнациональной коммуникации, готовности жить в согласии с представителями других взглядов.
  • Изучение религиозных праздников как формы познания мира в ее историческом развитии, духовное развитие личности, формирование позитивных жизненных ценностей и собственной мировоззренческой позиции.
Цели:
  • Знакомить с изобразительным искусством и библейскими преданиями, учить решать свою конкретную творческую задачу.
  • Учить составлять текст разных типов
  • Воспитание уважительного отношения к культуре народа, который обращается к ее религиозным истокам. Воспитание на материале библейских рассказов любви к Родине, матери, ближнему, стремления к подвигу ради счастья любимых близких людей, воспитание толерантной личности.
  • Развитие художественного восприятия единого эмоционального тона произведений разных видов искусства, творческого воображения, словотворчества., повысить общую креативность.

№ п|п ча- сы Разделы ча сы Темы Содержание 1 6 Рождество. Цель: изучение понятий: рождение, прощение, поступок, воспитание на материале произведений чувства радости, счастья. Развитие речи посредством использова ния проблемно диалогической, коммуникатив ной технологии, развитие словотворчест ва
1 Легенда рождения Иисуса в литературе Б. Пастернак «Рождественская звезда», Рассказ из детской библии «Рождение Иисуса» Ев. От Луки 2 Андрей Белый. Рождество
1 Легенда рождении Иисуса в живописи Джотто. Вознесение Христа1304 - 1306. Падуя. Капелла.Скровеньи. Хусепе де Рибера. Поклонение Пастухов.1650. Леонардо да Винчи.Мадонна с младенцем. 1470. Мартин Шон Гауэр «Рождество.1480»., Многофигурные картины - фрески Фра Анжелико(5) 1 Легенда рождения Иисуса в музыке И.Гендель. Аллилуйя, П.И. Чайковский. «Отче наш» Песня «Рождество Христово» 2 Легенда о рождении в творчестве детей.
Задание: рисуем и пишем сами: поклонение, шествие
1 Итоговый урок Вопросы:
  • В какой город пошли Иосиф и Мария?
  • Кто услышал пение ангелов? Благодарны мы богу за рождение Иисуса?
Музыка, на фоне картин 2 6 Крещение Цель: изучение понятий: грех, дурной поступок, покояние служение людям, воспитание культуры труда, развитие творчества 1 Легенда о крещении в литературе Рассказ из детской библии «Крещение Иисуса Иоанном Крестителем». Ев. От Матфея 3. Вопросы: О чем говорил Иоанн с людьми? Почему мы называем Иоанна Крестителем? Чей голос раздался с небес? 2 Легенда о крещении в живописи Пьеро дела Франческа. Крещение. Темпера. 1450. 1 Легенда о крещении в музыке В.Моцарт. «Лакримоза» 7 часть. С.В. Рахманинов «Вокализ» , И.С.Бах «Токкато и фуго» 2 Легенда о крещении в творчестве детей. Задание: рисуем и пишем сами: 3 6 Вербное воскресенье Цель: изучение понятий: Вера, вера в счастье, развитие внутренней культуры Воспитание отзывчивости души на явление живописи, музыки, воспитание любви к своей Родине 1 Легенда о Иерусалиме в литературе Рассказ из детской библии «Иисус въезжает в Иерусалим» Ев. От Луки 19. Вопросы:
  1. Где Иисус должен был стать Царем?
  2. Что стали делать люди, когда Иисус сел на осла?
  3. Чего ждали люди от Иисуса?
  4. Во что люди не хотели поверить7
  5. Почему Иисус заплакал, глядя на Иерусалим?
1 Легенда о Иерусалиме в живописи
1 Легенда о Иерусалиме в музыке М.Огинский «Прощание с Родиной», А.Хачатурян «Вальс в драме маскарада» 3 Легенда о Иерусалиме в творчестве детей. Задание: рисуем и пишем сами. 4

7 Пасха Цель: изучение понятий: благодарность, память, сочувствие, сострадание Воспитание любви к людям, культуры общения, помочь включиться в новое содержание, найти смысл в нем.
1 Легенда о воскресенье в литературе Рассказ из детской библии «Воскресение Иисуса» Ев. От Луки 24. Иоанна 20 Л. Мартынов. Скажи: Какой ты след оставишь…в чужой душе на много лет С.Экзюпери. Цитата «Светильники надо беречь» 2 Легенда о воскресенье в живописи Микеланджело. Пьета.1498. Рим.. Собор Св. Петра. Посещение выставки 1 Легенда о воскресенье в музыке Э.Григ. Песня Солвейг, И.Гендель. Аллилуйя 3 Легенда о воскресенье в творчестве детей. Задание: рисуем и пишем сами. 5
7 Благовещение Цель: изучение понятий: щедрость, счастье Воспитание любви к матери, к ее рукам, голосу, душе. Развитие


2 Легенда об Ангеле в литературе Рассказ из детской библии «О чем рассказал ангел Гавриил».Ев. От Луки1 Вопросы:
  • Кто должен был родиться у Марии?
  • Что стало с Захарией, когда он написал имя сына?
А. Блок. «Благовещенье» Сильверстейн. Щедрое дерево Заклички. Весна, весна, что ты нам принесла? 1 Легенда об Ангеле в живописи Дхованни Белиини. Благовещение. Фрагмент. Кон.15 в. Федор Зубов.Богоматерь. Фрагмент иконы «Благовещение» в церкви Ильи Пророка в Ярославле. 1660.
2 Легенда об Ангеле в музыке К. Сенсан «Лебедь» Л. Бетховен «К любимой девушке» Экскурсия в школу искусств. Концерт симфонической музыки 3 Легенда об Ангеле в творчестве детей Задание: рисуем и пишем сами. Поэтический отклик на картины, иконы, музыку








Литература.


Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского. - М.: «Просвещение», 1983. Шедевры русской живописи. - М.: Белый город, 2005 Русская поэзия. - М.: Художественная литература, 1990 Искусство и школа. - Книга для учителя. -М:, 1981 Библия для малышей. - «Латра», 1980 Л.П. Стрелкова. Уроки сказки. - М.: «Педагогика», 1970 Леонтьев Д.А.Введение в психологию искусства. - М., 1998. Закон РФ от 10.07.1992 №3266 - 1 «Об образовании» Концепция государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения: 3 W. Standart. edu. vu.

















© 2010-2022