- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лашманкина Т.М. |
Дата | 05.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Лашманкина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов, стаж - 28 лет, высшая квалификационная категория.
МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района Республика Мордовия
Образовательная система «Школа 2100.
Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О.В.
Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы. - М.: Баласс, 2012.
Комисарова Л. Ю.
Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 2-го класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной. Пособие для учащихся. - М. : Баласс, 2012.
Русский язык. 1-2 классы: Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2012.
Предмет - русский язык.
Класс - 2.
Тип урока - введение нового знания. Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень». Цель курса обучения грамоте по образовательной системе «Школа 2100» состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка. Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляется в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст». Особенности данного урока: Урок проводится в период изучения темы «Алфавит. Написание большой буквы в словах» после введения и закрепления общего принципа написания большой буквы в именах собственных. На протяжении нескольких уроков дети учатся отличать имена собственные от других слов, формируется навык написания имен собственных с большой буквы, и на этом уроке дети формируют умения правильно записывать имена собственные. Формирование у детей орфографической зоркости происходит на основе целенаправленной работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
Выдержан единый методический подход к работе с тексом на уроках чтения и русского языка - формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети учатся осмысливать текст до чтения, во время чтения, после чтения. Также дети осваивают систему приемов чтения и анализа художественного и учебно-научного текстов.
Все это показано в уроке.
А так же обучение ребенка сравнению, способности анализировать, выделять существенное, решению проблемных ситуаций, формирование у него культуры понимания и использования в речи средств выразительности, что способствует развитию творческого мышления.
Обращено внимание на:
Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие в парах, группах, фронтально, побуждающий диалог.
Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения.
Фиксацию в громкой речи различных вариантов решения.
Создание ситуации успеха.
Уроку предшествовала большая исследовательская работа по изучению родного края, дети учились находить информацию, оценивать ее значимость, анализировать ее, то есть учились владеть технологиями исследовательской деятельности, что важно для интеллектуального творческого развития детей.
Планируемые достижения учащихся на уроке:
-
умение отличать имена собственные,
-
навык написания их с большой буквы
-
овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной и учебно-научной речи
-
навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста
-
развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией
Тема: «Развитие умения писать большую букву в названиях городов, сел, деревень»
Цели: 1. Формировать умение отличать имена собственные и писать их с большой буквы. 2. Формировать у детей лингвистическое мышление, т.е. способность выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. 3.Воспитывать потребность пользоваться языковым богатством, совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой; 4. Воспитывать коммуникативную культуру, языковое образование, речевое и волевое развитие учащихся в условиях коллективной учебной деятельности. 5.Развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному краю.
Ход урока: I Организация класса. Аутотренинг Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро, При встрече здороваться - «Доброе утро!» - Доброе утро солнцу и птицам, - Доброе утро улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть доброе утро длится до вечера. Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока. II. Актуализация знаний. 1.Словарная работа. Форма работы - фронтальная а) Работа с пословицей. - Прочитайте пословицу «Всякому мила своя сторона» - Как вы понимаете ее смысл? Варианты ответов детей
- Человек любит то место, где он родился и вырос
- Когда уезжаешь далеко от родного края, обязательно скучаешь по нему
- Вдалеке от родного края снятся белоствольные березки, шум ручейка, тропинка, ведущая к дому.
Вывод
- Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. У каждого из нас есть свой, милый сердцу уголок земли, это наш порог жизни, Малая Родина.
б) Выборочное списывание
Форма работы индивидуальная - Выпишите слово, в котором 7 букв, 7 звуков, 3 слога,3 буквы гласного звука, 4 согласного, 2 буквы обозначают глухие согласные звуки, 2 - звонкие согласные звуки. в) Проверка Сторона. г) Запись слова в транскрипции Форма работы - фронтальная - Определите ударный слог. - Напишем это слово в транскрипции. Запись на доске Сторона [старана] Устное проговаривание Буква с обозначает звук [c], он согласный, твердый, глухой. Буква т обозначает звук [т], он согласный, твердый, глухой. Буква о обозначает звук [а], он гласный, безударный. Буква р обозначает звук [р], он согласный, твердый, звонкий, сонорный. Буква о обозначает звук [а], он гласный, безударный. Буква н обозначает звук [н], он согласный, твердый, сонорный. Буква а обозначает звук [а], он гласный, ударный. В этом слове 7 букв, 7 звуков, 3 слога. Вывод: - Звучание не совпадает с написанием д) Подбор проверочных слов. Форма работы - фронтальная Безударные гласные проверяются ударением. Давайте подберем проверочные слова. Запись на доске. Сторона - стороны. - Почему это слово проверочное? Варианты ответов детей
- Это слово проверочное, потому что безударная гласная в первом слоге стала ударной. Запись на доске.
- Это слово проверочное, потому что безударная гласная во втором слоге стала ударной.
- Чтобы определить в слове корень, нужно подобрать множество однокоренных слов, найти одинаковую часть и выделить ее
- Корень - это главная часть слова.
- В корне заключен общий смысл всех однокоренных слов.
- Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
-
Из толкового словаря. Отечество - страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит.
Наша страна - Россия, столица - Москва, республика Мордовия, столица Мордовии - Саранск. Город, в котором мы живем - Рузаевка.
Допишите Мордовия, Саранск, Рузаевка.
д) Проблемный вопрос.
- Что вы заметили?
-
Все слова написаны с большой буквы.
- Какой можно сделать вывод?
-
Возможно, на уроке мы будем говорить о словах, которые пишутся с большой буквы.
- Прочитайте высказывания.
Презентация.
Чтение художественного текста.
-
«Самое лучшее предназначение есть защищать свое Отечество». Державин Г. Р.
-
«Но люблю тебя, родина кроткая!
А за что разгадать не могу.
Весела твоя радость короткая
С громкой песней весной на лугу». Есенин С. А.
III. Целеполагание.
Презентация.
(Карта муниципального рузаевского района)
Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы
- На карте вы видите реки, озера, город, села и деревни рузаевского района.
- Как вы считаете, это имена собственные?
-
Да, это имена собственные, потому что у каждой реки, деревни, у каждого города, села, озера есть свое собственное имя.
- А как пишутся имена собственные?
- Имена собственные пишутся с большой буквы.
- Из толкового словаря: топонимика - наука, которая занимается географическими названиями.
- В 1631 году, согласно документам, по повелению московского царя Михаила Федоровича, а вернее, по указанию его отца патриарха Филарета татарскому князю Уразу Тонкачееву, состоящему на службе у московского царя, пожалованы были земли. Первое поселение, по преданиям, было названо по имени владельца земли - татарского хана Ураза - Уразаево. Потом Уразаевка. К концу XVII века оно писалось Рузаевка.
- Потому что это названия города и реки.
- С большой, потому что имена собственные пишутся с большой буквы.
- Названия городов и рек - имена собственные, поэтому пишутся с большой буквы.
- Текст состоит из предложений.
- Предложения в тексте связаны по смыслу.
- У текста есть начало, середина и концовка.
- У текста есть заглавие.
- По заглавию можно определить, о чем будет говориться в тексте.
- Я живу в Рузаевке.
- Я люблю свой город.
- Рузаевка.
- Рузаевка - город железнодорожников.
- Я люблю свой город.
- Можно озаглавить
- Можно озаглавить
- Рузаевка - город железнодорожников.
- По территории города протекает река Инсар.
- Из толкового словаря. Село - это поселение людей, на территории которого находится церковь, деревня - это то место, где церкви нет.
- Названия сел и деревень - имена собственные, а имена собственные пишутся с большой буквы.
- Архангельское Голицино было вотчиной тайного советника и сенатора князя Дмитрия Михайловича Голицина. Название Архангельское связано с названием церкви Архангела Михаила.
- Красный Клин - определение «красный» - хороший, красивый, нарядный, благоустроенный. Рядом с этим селом сходились клином две железнодорожные ветки.
- Пайгарма - название образовано от мордовских слов «пой гурыне» (пою курыня) - осиновая рощица, поселение, возникшее у осинового леса, на территории села находится Параскево - Вознесенский монастырь, мы там были на экскурсии.
- Стрелецкая Слобода - слобода - тип поселения в феодальной России в XI - XVIII веках, поселение около города- крепости. Определение «стрелецкая» Указывает, что в 1647 году рядом с городом-крепостью Шишкеево жили стрельцы, охранявшие юго-восточную границу Российского государства.
- Из толкового словаря - стрелец - в русском государстве 16 - 17 вв.: военнослужащий особого постоянного войска.
- Шишкеево - русское село на речке Шишкеевке основано в 1638 - 1641 годах, как опорный военно-стратегический пункт на юго-восточной границе Российского государства. В 1642 году здесь несли сторожевую службу 250 казаков из татар, мордвы и русских. Остались остатки земляных валов подбашенных насыпей.
- Это название озера, значит имя собственное, а имена собственные пишутся с большой буквы.
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я почувствовал, что…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
- я смог…
- я попробую…
- меня удивило…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
.