- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок внеклассного чтения: О братьях наших меньших. Е. Чарушин Друзья
Урок внеклассного чтения: О братьях наших меньших. Е. Чарушин Друзья
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мендерова Т.Ю. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Цель: познакомить учащихся с рассказом Чарушина; продолжить работу над развитием навыка беглого осознанного чтения; развивать память, внимание, творческие способности детей, коммуникативную компетентность, умение работать в парах, группах; воспитывать коллективизм и умение оценивать свою и чужую работу; воспитывать бережное отношение к природе и животному миру
Оборудование: вырезанные буквы - название темы урока; надписи и объяснение слов «просека» и «гончая» с изображениями; изображения лисёнка, щенка и охотника; высказывание А. Экзюпери; текст на каждого ученика; тест-контроль на каждого ученика; аудиозапись рассказа; ключ для проверки тест контроля; по 4 конверта с заданиями для каждой из 3-х групп; инструкция выполнения работы (для каждой группы).
Ход урока:
І. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. Садитесь. ІІ. Дыхательные упражнения
- Мысленно положите на ладонь своё хорошее настроение, свою улыбку и лёгким дуновением передайте их своему соседу по парте.
- А на другую ладонь положите мысленно все ваши страхи, сомнения, неуверенность и сдуйте их с ладони, чтобы они улетели подальше и не мешали вам на сегодняшнем уроке.
ІІІ. Речевая разминка
- А начнём мы урок с речевой разминки. Прочитайте скороговорку про себя, чётко проговаривая звук, который обозначает подчёркнутая буква. ( Лисята в гости шли к лисе). А теперь шёпотом, прочитайте вслух, с ускорением.(прохлопывая ритм)
- Прочитайте с вопросительной интонацией, с радостью. Какой звук здесь часто повторяется? Дайте ему характеристику.
ІV. Сообщение темы и задач урока - К какой группе животных относится лиса? (дикие животные) - А может ли лиса стать домашним животным? Почему? - Может ли лиса подружиться с кем-то из домашних животных? Как вы думаете, с кем? Об этом мы с вами узнаем из рассказа Е.Чарушина «Друзья»
V. Знакомство с содержанием рассказа 1. Словарная работа. - При чтении нам могут встретиться незнакомые и непонятные слова. Посмотрите, что они обозначают.
ПРОСЕКА - дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
ГОНЧАЯ - порода охотничьих собак
2. Знакомство с содержанием рассказа.
1). Аудиозапись
2) Беседа по первичному восприятию
- Понравился ли вам рассказ?
- Что именно понравилось в рассказе?
- Какова тема рассказа?
- Кто же является друзьями в рассказе? Можно ли охотника назвать тоже другом зверей? Почему?
- Был ли такой момент, что вы переживали, слушая рассказ? Когда именно?
3). Чтение «Цепочкой»
3. Работа над пониманием прочитанного
- Как появился лисенок в доме лесника?
- Кто уже жил в доме лесника?
- Как звали щенка? Лисенка?
- Почему они получили такие клички? Зачитайте.
- Почему лесник не застрелил лису, когда она выросла?
- Почему лесник не застрелил лису, когда она убежала в лес?
- Для чего лиса стала уходить в лес весной?
- Почему Огарок с тех пор не гонит лисиц?
- Щенок стал заправским гончаком - как вы это понимаете? ( вырос и стал настоящей охотничьей собакой)
- Зачитайте, как играли лисенок и щенок.
- Какими словами вы можете охарактеризовать охотника?
- Какова же основная мысль рассказа?
4. Физминутка.
- Пришло время и нам немного поиграть
Физминутка «Лиса».
Утром лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
В кулачок все пальцы сжала,
Растирать все лапки стала -
Лапки, ножки и бока.
Вот какая красота!
(Все массажирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т.д.).
А потом ладошкой
Пошлёпала немножко.
Ну, красавица - Лиса!
До чего же хороша!
(Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо-влево, поставив руки на пояс и выпрямив спину).
5. Проверка понимания прочитанного
- А сейчас тест-контроль. Возьмите листочки с заданиями, которые лежат у вас на краю парты и ответьте на вопросы. (задания по вариантам)
- Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Проверьте ответы своего товарища и оцените его работу. (Взаимопроверка в парах)
- Поднимите руку, кто получил отметку 5? 4? 3? Положите свои проверенные листочки на край парты. Эти отметки я вам поставлю в дневник.
VІ. Работа с выставкой книг.
- Каждый день по пути в школу вы видите удивительные творения природы. - Что такое природа? - А есть ли у природы свои тайны, секреты? - Но раскрывает она их не всем. Только доброго человека она посвящает в свои тайны. И чтобы их раскрыть, надо быть наблюдательным, любознательным и много читать. У нас в классе уже несколько дней действует выставка книг, со многими из них вы успели познакомиться. Здесь представлены книги разных авторов. Однако, всех их что-то объединяет. Что же? (Они все о животных, лесе, природе.) - Почему вы так считаете? Что об этом свидетельствует? (Названия книг, иллюстрации.)
VІІ. Творческая работа
- Сегодня вы будете создавать страницу для книжки про животных. Работать вы будете в группах. Займите, пожалуйста, свои места. Каждая группа будет создавать свою страницу. У вас на парте есть конверты с номерами 1, 2, 3, 4, лист бумаги и клей. Помните, что ваша работа должна бать аккуратной. Работаем по инструкции.
-
Из конверта №1 достаньте загадки, разгадайте, выберите ту, которая вам больше всего понравилась, ту, которая будет на вашей странице. Остальные положите назад в конверт.
-
Из конверта № 2 выберите рисунок- отгадку к своей загадке.
-
Из конверта № 3 выберите стих про животное, которое будет на вашей странице. Обратите внимание, что стих и картинка должны сочетаться друг с другом.
-
Теперь весь выбранный вами материал нужно акуратно приклеить на лист под линией. Клеим в столбик и в том порядке, в каком выбирали: загадка, картинка, стишок.
-
Теперь из конверта № 4 выберите название своей странице и приклейте его сверху на линию.
-
Защита своей страницы ( прочитать загадку, стих и название страницы)
VІ. Итог урока.
- Молодцы, ребята. У вас получились прекрасные странички для книжечки. А теперь мы подведем итог нашего урока. На доске - слова известной фразы писателя Антуана Экзюпери о том, как мы должны относиться к прирученным животным и в целом - ко всему окружающему нас миру. «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
- Как вы понимаете эти слова?
- Помните: вокруг нас в природе столько интересного! И от того, как мы будем относиться к растениям и животным, зависит не только их существование, но и наше тоже.
( выступление ребенка)
Не обижайте никогда животных!
Не делайте им больно никогда!
Ведь это так ужасно и жестоко..
Как можно так, не понимаю я…
Как можно притеснять тех, кто слабее
И кто тебе отпор не сможет дать…
Давайте, люди, будем к ним добрее
И будем их беречь и защищать!
VІІ. Рефлексия. - Кому было интересно на уроке и комфортно, то похлопайте себе в ладоши. - Кто испытал дискомфорт на уроке, было неинтересно, то кивните головой. VІІІ. Домашнее задание - После текста есть план рассказа. Подготовить пересказ текста по плану.