• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Современный бинарный урок литературного чтения и факультативного курса «Я - исследователь» как средство интеграции общего и дополнительного образования учащихся школы 1 ступени. Тема «Рождение книги»

Современный бинарный урок литературного чтения и факультативного курса «Я - исследователь» как средство интеграции общего и дополнительного образования учащихся школы 1 ступени. Тема «Рождение книги»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4

о. Муром Владимирской области




Современный бинарный урок литературного чтения и факультативного курса «Я - исследователь» как средство интеграции общего и дополнительного образования учащихся школы 1 ступени. Тема «Рождение книги»










Учитель начальных классов

высшей квалификационной

категории Л.Н. Ковкова




Система развивающего обучения Л.В. Занкова




Современный бинарный урок литературного чтения и факультативного курса «Я - исследователь» как средство интеграции общего и дополнительного образования учащихся школы 1 ступени





Тема «Рождение книги»











Пояснительная записка.


Урок - занятие по теме «Рождение книги» составлен, исходя из требований ФГОС НОО, является отдельным звеном в системе тем по изучению структуры книги в первом классе. Исследовательский проект «Рождение книги» длится с 01 сентября. Красной нитью прослеживается интеграция всех предметов начальной школы. На уроке использованы новые педагогические технологии: проблемно - диалогическая, технология здоровьесбережения, системно-деятельностный подход, ИКТ, АМО, работа в группах, в паре, индивидуально. Мультимедийный компонент урока помогает в доступной для детей форме познакомить с новым материалом, выявить уровень теоретических знаний. Все задания предполагают преодоление трудностей, но они доступны каждому ребёнку. Дети вовлечены в активную деятельность, сами добывают знания. Учитель ненавязчиво направляет детей в нужном направлении. На уроке соблюдены и гигиенические требования к уроку, всё построено так, что не требуется постоянной концентрации внимания на экране: дети работают в группах, дискутируют в поиске правильного решения, работают с источниками информации, рефлексируют.


Технологическая карта изучения темы


Класс 1 б Тип урока Бинарный урок - исследование. Технология построения урока Проблемно - диалогическая
Цель Создать условия для формирования УУД, для усвоения учащимися начальных знаний о структуре книги. Основные термины, понятия Базовый уровень: структура, обложка, форзац, книжный блок. Повышенный уровень: корешок, каптал, ляссе, фронтиспис. Термины для изучения на следующих занятиях: титульный лист, авантитул, шмуцтитул, контртитул, справочный аппарат книги.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Книгопечатная продукция:

В.Ю. Свиридова Литературное чтение, выставка научной и художественной литературы.

Технические средства обучения: компьютерное обеспечение, мультимедиа сопровождение. Материал для индивидуального и группового использования: шляпы, рукописные книги.
Ресурс. Заинтересованность детей совместной деятельностью. Продукт. Рукописная книжка - малышка. Педагогический продукт. Технологическая карта урока в школьный сборник методических разработок.

Планируемый результат Предметные умения - иметь представление о понятии "структура книги", «обложка», - знать основные элементы книги и отличительные признаки; - уметь сравнивать, анализировать, структурировать текстовый материал









Личностные УУД:

- соотносить себя с одним из источников носителей информации;

- определять правила работы в группах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей); - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке; - работать по плану, инструкции; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, структуре книги, оформлении; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - проводить анализ учебного материала;

Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -владеть диалогической формой речи

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи Этап мотивации (организационный) Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. Стадия вызова (актуализация опорных знаний и умений) Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память). Постановка учебной проблемы Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Формулирование проблемы, планирование деятельности Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. Открытие нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Применение новых знаний Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Рефлексия учебной деятельности Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 . Этап мотивации. Формируемые умения:

регулятивные: осуществлять самоконтроль; коммуникативные: слушать и понимать речь других. Фронтальная работа (слайд 1)

-Чему первым делом научится кошка?
- Хватать!
Чему первым делом научится птица?
- Летать!
Чему первым делом научится школьник?
- Читать!

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

терпеливым языком. Какое чудо ты считаешь самым удивительным? (Ответы детей.)
- (слайд 2) А вот известный писатель Максим Горький сказал: «Книга - великое чудо изо всех чудес, сотворенных человеком». Вы согласны с ним?



Обучающиеся высказывают свое мнение, доказывают его правильность.








2. Стадия вызова (актуализация опорных знаний).

Формируемые умения:

Предметные: знать отличительные признаки книги разных времен и народов;

Метапредметные (УУД):

познавательные: выполнять анализ; обобщение;

регулятивные:осуществлять самоконтроль; овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(слайд 2) А знаете ли вы, что означает этот вопросительный знак?

  • О чём мы размышляем на уроке литературного чтения?
  • Что обогащает наше мышление и делает его всесторонним? Спасибо за рассуждения. Назовите тему нашего предметного исследования.
Какую информацию вы уже узнали? Ведь раньше книги были совсем другими. (слайд 3) А что вы можете сказать про современные книги? (слайд 4)

Новые вопросы, новые проблемы и их решение

О книге, о ее роли в жизни человека.

Разные взгляды людей на мир. Разные точки зрения. Книга - опыт, накопленный человечеством.
Выступления по группам (3мин.) Обучающиеся выполняют обобщение, анализируют признаки изображенных книг.

3. Постановка учебной проблемы.

Формируемые умения: познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные: высказывать свое предположение; осуществлять самоконтроль; коммуникативные: точно и полно выражать свои мысли. У нас 6 шляп, которые мыслят разноцветно. Со шляпами мы можем более уверенно доказывать свою точку зрения, управлять собой. На сегодняшнем уроке используем шляпы 4-х цветов: белого, красного, жёлтого, синего.

На столе у вас лежат рукописные книги, изготовленные вами собственноручно. Положите их перед собой. Предположите, чем займемся в оставшееся на уроке время? А еще мы познакомимся со структурой книги. Как вы думаете, что такое структура?
Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло - критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и позволяет делать выводы. Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. По желанию учащиеся выбирают цвет и приступают к осмыслению. Выполняют задание. Прогнозирование. Обучающиеся испытывают затруднение при ответе на данный вопрос.

4. Формулирование проблемы, планирование деятельности

Формируемые умения: Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке - Почему этот вопрос вызвал у вас много разных мнений? Что поможет нам убедиться в своей правоте? Составим план действий? - Что же сегодня на уроке нам предстоит выяснить? В какой группе возникли вопросы? Обозначьте проблемы. Слушаем разные точки зрения, используя метод критического мышления «Шесть шляп».

- Для чего все это вам нужно знать? Планируют деятельность

Выяснить, из каких элементов состоит книга?

книга

структураСовременный бинарный урок литературного чтения и факультативного курса «Я - исследователь» как средство интеграции общего и дополнительного образования учащихся школы 1 ступени. Тема «Рождение книги»?

Отличаются ли печатные издания от рукописных книг?

Пригодятся ли нам эти знания?

Как мы будем себя чувствовать, работая над темой?

- Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.

Задачи фиксируются на доске в виде вопросов.

5. Открытие нового знания.

Формируемые умения:

Личностные:

- определять общие для всех правила работы с книгой; - оценивать содержание усваиваемого материала.

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;

познавательные: - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные:

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтакси

ческими нормами родного языка

-Сможете ли вы сами найти ответы на поставленные вопросы? - Если вы чувствуете, что информации мало и этот способ не подходит, значит, существует какой-то другой. К кому можно обратиться? Где вы можете получить такую информацию? КЛАСТЕР(слайд 5) -Над какой учебной задачей вы работали, выполняя это задание, наблюдая и анализируя? -Знакомятся с понятием «структура» в словаре.

-Читают информацию в учебнике.

-Обучающиеся высказывают свои предположения

-Слушают информацию библиотекаря, совместно составляют кластер. -Выясняли, из каких элементов состоят книги

6. Первичная проверка понимания.

Формируемые умения:

Предметные: - уметь определять по изученным признакам является ли книга, выполненная собственноручно книгой в общепринятом значении; - уметь выполнить все необходимые действия для завершения

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;

познавательные: - осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. -Можно мне поучаствовать в вашем исследовании? -Сравните рукописные книги и книги из библиотеки. Что заметили?
- Почему получилось такое противоречие? - Согласны ли вы с такими рассуждениями?
-Почему вы сделали именно такой вывод? Докажите правильность своих рассуждений. К кому обратимся за помощью? Обучающиеся высказывают мысль о том, что по структуре книги схожи, но не хватает оформления.
Обучающиеся высказывают предположение о том, что некоторую информацию можно внести в рукописную книгу.
Обучающиеся доказывают правильность своих рассуждений.

7. Применение новых знаний.

Формируемые умения: - оценивать содержание усваиваемого материала (исходя из личностных ценностей).

Метапредметные (УУД)

регулятивные: - работать по плану; - выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль;

познавательные: - ориентироваться в учебнике; - овладевать умением искать и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, объяснять выбор критерия для сравнения;

коммуникативные: - слушать и понимать речь других;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Книга - верный,
Книга - первый,
Книга - лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! -
Все ребята говорят.

Еще раз перечитайте информацию в учебнике и оформите обложку собственной рукописной книги в соответствии с правилами (слайд 6)

Работа в группах по оформлению обложки рукописной книги. Обучающиеся определяют уровень сложности каждой из задач. Выбирают уровень, соответствующий их умениям и знаниям.

Проверяют правильность решения по образцу

8. Рефлексия учебной деятельности.

Формируемые умения: личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные (УУД):

регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;

коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли -Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?
- На все ли задачи удалось найти ответ? Проверьте себя. Идем в гости к Феде Солнышкину.
- Попробуйте оценить себя, полученные знания и приобретенные умения на сегодняшнем уроке. (эмоциональный тир, линейка Цукерман)
Возникали ли трудности во время урока? Какое задание вам показалось самым интересным? Да, вы достигли сегодня определенного знания. А пригодится ли оно вам в жизни? Обучающиеся от каждой группы представляют свои выводы и доказывают их правильность.
Обучающиеся выполняют интерактивный тест.
Оценивают себя, используя фразы - клише: Я сегодня узнал… Мне было интересно… Я научился… Я рад, что… Я понял, что…



Пропедевтика. - А еще эти знания пригодятся вам в 4 классе при создании электронного дневника. Хотите посмотреть, как это будет выглядеть? С какой полезной информацией вы познакомились? Где можно получить эту информацию? Где можно ее использовать? Кому хотите сказать спасибо? Выступление ученика 4 б класса




Правила работы с книгой. (слайд7)

Литература

  1. Библиотечно-библиографические знания - школьникам [Текст]: практическое пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кн. палата, 1989. - 216 с.

  2. Кузякина Н. Любите книгу и цените библиотеку [Текст]: метод. пособие для шк. библиотекарей / Н.Кузякина // Библиотека в школе. - 2004. - № 13.

  3. Средь умных книг, хранящихся на полке [Текст]: сценарии библиотечных уроков и праздников / сост. Н.М. Макарова. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 168с. - (Прилож. к журналу «Школьная библиотека).

ЦОР:

nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/tehnologicheskaya-karta-izucheniya-temy

media.zankov.ru


© 2010-2022