- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по ПДД Мой помощник - светофор
Рабочая программа по ПДД Мой помощник - светофор
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поняева О.Г. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской
г.о. Чапаевск Самарской области
Утверждено Согласовано Рассмотрено на МО
Директор школы Зам. Директора по УВР Руководитель МО
Терехов В.А._________ Никитина А.Н.________ ФИО________________
«__» «_______» 2015 г. «__» «_______» 2015 г. Протокол №__
«__» «_______» 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по правилам дорожного движения
«Мой помощник - светофор»
в 1 а классе
на 2015-2016 учебный год
Поняева Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
г.о. Чапаевск, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства. Резкое возрастание в последние годы автомобилизации крупных городов порождает множество проблем, среди которых дорожнотранспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при Правительственной комиссии по охране здоровья граждан. Ущерб только от гибели, ранения людей и повреждения транспортных средств в ДТП сопоставим с доходной частью бюджета и составляет в целом по России около 15 % от его величины. В отдельных регионах значение этого показателя достигает 30-40%. Общее число погибших в ДТП за последние 10 лет эквивалентно населению среднего областного центра страны, а ежегодное число пострадавших в ДТП многократно превышает количество жертв стихийных бедствий и техногенных катастроф. В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. Сложившееся положение с детским дорожно-транспортным травматизмом, - по оценке ГУ ГИБДД МВД России, - свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является следствием недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно-аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно-транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах. Повлиять на ситуацию должен Федеральный закон РФ от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях». Социальная острота проблемы диктует необходимость активизации местных органов образования, разработки и внедрения программ профилактических мероприятий по предотвращению увеличения количества ДТП с участием детей. В соответствии с этим Краевым институтом повышения квалификации работников образования разработана «Программа по изучению правил дорожного движения и профилактике дорожнотранспортного травматизма 1-11 классы (интегрированный курс)»
За основу для разработки данной программы взяты рекомендации Минобрнауки 2007 г. по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-20012 гг.» Цели программы - повышение эффективности педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма посредством методического обоснования и систематизации деятельности образовательных учреждений края, а также консолидация деятельности всех субъектов, ответственных за безопасность детей на дорогах края с учетом внесенных изменений в правила дорожного движения и Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основными причинами ДТП по неосторожности детей чаще всего становятся: нарушение правил перехода проезжей части (61,9%); неподчинение сигналам светофора (11,8%); неожиданный выход из-за транспортного средства, деревьев (15,3%); игра на проезжей части (4,2%); неумелое управление велосипедом (3,0%). В течении года наиболее опасными с точки зрения риска ДТП являются апрель-май, а также конец августа и сентябрь. Из дней недели наиболее часто ДТП с участием детей происходят в понедельник, меньше всего в четверг. Наиболее аварийное время суток - это утренние часы с 8 до 9, когда дети идут в школу, а также с 15 до 20 часов. При этом с 17 до 18 часов происходит наибольшее число аварий, что объясняется увеличением потока транспорта, когда взрослые возвращаются с работы домой. Основной категорией детей, пострадавших в ДТП являются школьники, из них мальчиков гибнет больше. Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
- Ознакомление с окружающим миром (двор, улица, село, город), транспортными средствами (велосипед, мопед, мотоцикл, автомобиль).
- Формирование знаний, умений, навыков и привычек безопасного поведения (внимание и наблюдательность, дисциплинированность, знание Правил дорожного движения для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, умение ориентироваться в дорожной обстановке, умение соблюдать Правила дорожного движения, развитие координации движения и реакции и т.д.).
- Воспитание дисциплинированности, основанной как на требованиях безопасности дорожно-транспортной среды, так и на требованиях норм общественной морали и нравственности.
- в школе: классная работа (теоретические и практические занятия); внеклассная работа (конкурсы, викторины, соревнования, экскурсии и т. д.);
- в учреждениях дополнительного образования детей: инструктажи в спортивных секциях и кружках о безопасных маршрутах движения на
занятия и обратно; инструктажи по правилам пользования общественным
транспортом и правилам безопасного поведения на улицах и дорогах и т.д.;
- совместной работой школы, учреждений дополнительного образования детей, органов ГИБДД и др.: дети должны принимать участие (или хотя бы присутствовать) во всех совместных профилактических мероприятиях по безопасности дорожного движения;
- в семье: индивидуально-воспитательная работа с ребенком
- средствами массовой информации: разъяснение Правил дорожного движения, пропаганда безопасного поведения на улицах и дорогах.
№
п/п
Тема
Рассказ,
рассказ
объясне
-ние,
беседа
Работа с учебной книжкой - тетрадью
Игра
Экскур
сия
Повторе ние и закрепление материа ла
Всего,
акаде
мичес
ких
часов
1.
Город, район в котором мы живем.
15 мин
15 мин
60 мин
2 ч
Тематический план
1 класс (10 часов)
2.
Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром. Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт.
20 мин
20 мин
5 мин
1 ч
3.
Какие опасности возникают на улицах и дорогах
20 мин
15 мин
10 мин
1 ч
4.
Наземный
пешеходный переход. Знаки и обозначения. Светофор.
10 мин
10 мин
20 мин
5 мин
1 ч
5. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
15 мин
10 мин
15 мин
5 мин
1 ч
6.
Что такое проезжая часть дороги, неожиданности улицы без интенсивного движения?
20 мин
20 мин
5 мин
1 ч
7.
Пешеходный переход. Что такое перекресток?
15 мин
10 мин
15 мин
5 мин
1 ч
8.
Что означают дорожные знаки.
15 мин
20 мин
10 мин
1 ч
9.
Заключительное занятие по пройденному материалу.
1 ч 15 мин
15 мин
2 ч
Занятие 1. Тема: Город, район, в котором мы живем. Цель занятия: формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в школу и домой. Показать учащимся опасные места вокруг школы, объекты, закрывающие обзор улиц и дорог. Научить первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них, слышать звуки, шум приближающихся машин, адекватно реагировать на изменяющуюся дорожную обстановку. Содержание:
- дорога в школу и домой;
-
экскурсия по маршруту одного из учащихся к его дому и другого от дома в школу;
-
обсуждение на маршруте и после возвращения - в классе наиболее опасных мест пути;
- зачем нужны Правила дорожного движения?
- когда они появились и какую пользу приносят?
опасности, которые несет транспорт человеку; Работа с учебной книжкой - тетрадью. Занятие 2. Тема: Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром? Как правильно перейти улицу, по которой движется транспорт. Цель занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщенные понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные - безопасные и неправильные - опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке - тетради. Содержание:
- пешеход;
- водитель;
- пассажир;
- виды пешеходных переходов. Знаки и обозначения;
- почему подземный и надземный переходы полностью безопасны?
- опасные места на улицах и дорогах;
-
опасность выхода на проезжую часть из-за стоящих машин, деревьев, кустов;
- поведение детей во дворах, на улицах, дорогах;
-
ознакомление с элементами, обеспечивающими безопасность (знаки «Пешеходный переход», «Дети» и др.);
- обозначение переходов;
- знак «Движение пешеходов запрещено».
- первичное понятие о светофоре;
- как перейти улицу и дорогу, используя сигналы светофора?
- знаки и обозначения;
-
нарушители подвергают опасности свою жизнь и жизнь других пешеходов, водителей и пассажиров;
- тротуар;
- пешеходная дорожка;
- обочина;
- нахождение у края тротуара рядом с дорогой;
- правила, которые надо соблюдать.
- проезжая часть дороги;
- двор и внутриквартальные проезды - чем они опасны;
- опасности от транспорта внутри двора;
-
зачем устанавливают знаки: «Ограничение максимальной скорости», «Стоянка запрещена». Как они помогают обеспечить безопасность?
- «Зебра»;
- понятие регулируемого и не регулируемого перекрестка;
- места и границы пешеходных переходов;
-
транспортные светофоры. Правила их использования при переходе улицы или дороги.
- дорожный знак;
-
наличие знаков на маршрутах учащихся в школу и домой. Объяснение необходимости их установки;
- зачем пешеходу нужно их знать?
- значение знаков.
-
разыгрывание ситуативной обстановки, связанной с наиболее опасными маршрутами учащихся в школу и домой и правилами безопасности.
-
как себя вести при дорожно-транспортном происшествии (ДТП)? Вызов милиции «02» и скорой помощи «03»;
- травмы кожи, оказание первой медицинской помощи.
- Какое дорожное движение принято в нашей стране?
- левостороннее
- правостороннее
- левостороннее и правостороннее
- Что такое улица?
- дорога в городе и деревне (населенных пунктах)
- двор
- все пространство, находящееся под открытым небом
-
Для чего необходимо знать правила безопасного поведения на дорогах и улицах?
- для того чтобы защитить свою жизнь и здоровье
- для того чтобы взрослые не ругались
- для того чтобы не наказал милиционер
- В каком случае можно переходить дорогу по регулируемому переходу?
- когда все окружающие переходят
- когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода
-
когда зажжется зеленый сигнал пешеходного перехода, и все машины остановятся
- Кому нужны дорожные знаки?
- водителям и пешеходам
- водителям
- пешеходам
- взрослым
- Где должны ходить пешеходы в городе?
- по улице
- по тротуарам и пешеходным дорожкам
- по краю проезжей части
- Как называется часть дороги, предназначенная для проезда машин?
- проезжая часть
- улица
- шоссе
-
Как на проезжей части дороги называются белые широкие полосы разметки, обозначающие переход
- «Тигр»
- «Зебра»
- «Лошадь»
-
Как называется техническое средство, регулирующее транспортные и пешеходные потоки?
- семафор
- маячок
- светофор
- Какой сигнал светофора разрешает движение?
- красный
- желтый
- зеленый
- Где следует переходить дорогу при отсутствии пешеходного перехода?
- на регулируемом перекрестке
- рядом с остановкой общественного транспорта
- в любом месте
- У тебя есть велосипед, на котором ты можешь кататься
- по тротуару
- по проезжей части дороги
- только во дворе, где нет транспортного движения
Примерные тематические классные часы по ПДД
для классных руководителей
- класс
- Город (поселок), микрорайон, где ты живешь, его достопримечательности. Участники дорожного движения. Особенности движения транспорта и пешеходов в вашем городе (поселке).
- Разработка схемы маршрута «Мой безопасный путь домой».
- Назначение светофора, значение его сигналов, пешеходный светофор.
- «Самый главный на дороге - это дядя Светофор!». Конкурс рисунков
- Осторожно - гололед!
- Знакомство с правилами ДД.
- Знакомство с дорожными знаками.
- Конкурс загадок «Знаки на дорогах нам в пути помогут».
-
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Где и как ожидать транспортное средство?
- Праздник «Красный. Желтый. Зеленый».
Рекомендуемая литература 1. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23.10.1993г. №1090. Введены в действие с 01.06. 1994г. с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г. 2. Форштат М.Л., Добровольская А.П., Эпова А.В., Новиков А.В. Пешеход на дороге. Обучающий минимум по Правилам и безопасности дорожного движения. - СПб, 2001г. 3.Малов В.И. Я познаю мир. Автомобили/Детская энциклопедия. М.:ООО «Издательство АСТ», 2002г. 4. Бурьян В.М., Извекова Н.А. и др. Классные часы по Правилам дорожного движения. - М.: ТЦ Сфера, 2004 5.Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие/Под общ. ред. В.Н. Кирьянова. - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-56 с. 6. Федеральная целевая программа «Повышения безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» - М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.-32 с. 7. Уголовная и административная ответственность за нарушение правил дорожного движения («О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» от 7 мая 2009 г. №86-ФЗ.) 8. Безопасность в дорожно-транспортных ситуациях: 10-11 кл.: пособие для учащихся / А.Л.Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.-М.: Просвещение, 2008.-142с.