Внеурочная деятельность по чтению

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




«Согласовано»


Руководитель ШМО

учителей начальных классов

«Согласовано»


Руководитель ШМС

на заседании школьного

методического совета

«Утверждено»

Директор МОУ

«Школа-коллегиум»

города Алушты

_________ /М.В.Орлова/


___________/Т.Л.Стахурская/

_________/О.Г.Противенская/


Протокол №

Протокол №__ от___ 2015г.

Приказ № 136 от 01.09.2015г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Школа-коллегиум» города Алушты




Дяченко Ирины Петровны,

учителя начальных классов высшей квалификационной категории



общеинтелектуальное направление «Читайлик»

3 - А класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

МОУ «Школа-коллегиум»

города Алушты

Протокол №1от 31.08.2015г.






2015-2016 учебный год




Программа внеурочной деятельности:

По чтению «Читайлик»

Общеинтеллектуальное направление

Автор программы:

Дяченко Ирина Петровна

Пояснительная записка.


Адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности «Читайлик» составлена на основе рабочей образовательной программы внеурочной деятельности (ФГОС) В качестве учебного материала для формирования третьеклассников-читателей -выбраны произведения УНТ. Выбор сделан не случайно. Младший школьник - читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Целью образования в начальной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностного ориентированного подхода в обучении и воспитании и постепенного перехода к личностно-деятельностному, формирование духовно богатой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной адаптироваться к условиям новой жизни. Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают представление юного читателя о прошлом и настоящем нашей Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы народа, раскрывают красоту подвига человека. Произведения устного народного творчества способствуют развитию у детей образного мышления, обогащают их речь. Читая пословицы и поговорки, дети усваивают мудрость трудового народа, его многовековой опыт. Загадки способствуют развитию сообразительности, умению сравнивать, сопоставлять. Большое воспитательное значение имеют сказки. Их образность, эмоциональность содействуют развитию эстетического вкуса у детей. К.И. Чуковский писал о цели сказок: «Она заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою… Сказочники хлопочут о том, чтобы ребёнок с малых лет научился мыслить, участвовать в жизни воображаемых людей и зверей и вырвался бы этим путём за узкие рамки эгоценрических интересов и чувств».

Основное содержание программы основывается на работе со сказкой.

Сказка - это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа. Хорошо рассказанная сказка - это ещё и начало культурного воспитания.

Большое значение имеет выбор сказки. По мнению знатоков литературы, лучшими сказками для детей являются сказки о животных, которые вселяют в учеников веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям. Программа подскажет, не только чему учить, но и как учить. Поэтому она полезна учителям, воспитателям детских садов, родителям, желающим помочь своим детям научится анализировать пролизведения УНТ, успешно учиться. Программа рассчитана на 34 часа.

Отличительными особенностями и новизной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка, где школьник выступает в роли читателя, сочинителя, художника, исполнителя, режиссера;

принцип междисциплинарной интеграции - применим к смежным наукам. (уроки литературы , изобразительное искусство);

принцип креативности - предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами произведений УНТ возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, а элементы театрализации помогут воспитать чувства прекрасного приобщить к культуре и искусству

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.

именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

  1. игра

  2. беседа

  3. иллюстрирование

  4. изучение основ сценического мастерства

  5. инсценирование прочитанного произведения

  6. постановка спектакля

  7. работа в малых группах

  8. актёрский тренинг

  9. экскурсия

  10. выступление

Основными формами учёта знаний являются викторины, тесты по прочитанному произведению.


Цель: формирование учеников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора.

Задачи:

  • открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;

  • используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра;

  • развивать эмоционально - чувственной сферы;

  • обучать чтению - рассматриванию;

  • формировать навык чтения

  • учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями


Предполагаемые результаты реализации программы. Личностными результатами являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов - тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития - эмоционально-оценочное отношение к прочитанному. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД:
  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий на уроке;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения. Познавательные УУД:
  • ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по картинке;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

Тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Содержание занятия

Дата

Проведения

Жанры произведений

1

Знакомство с жанрами произведений


Мои помощники

1

Работа со справочниками, энциклопедиями


Автор - художественный текст - читатель

1

Знакомство с авторскими произведениями


Точка зрения автора, рассказчика и читателя. Настроение и его оттенки

1

Отмечаем позицию автора в прочитанных произведениях


Устное народное творчество. История происхождения жанров

1

Из истории УНТ


Структура жанра «считалка»

1

Находим отличительные признаки считалки


Сочини свою считалку

1

Выполнение творческого проекта


Структура жанра «потешка»

1

Находим отличительные признаки птешки


Сочини свои потешки

1

Выполнение творческого проекта


Структура жанра «загадка»

1

Находим отличительные признаки загадки


Сочинение загадок

1

Выполнение творческого проекта


Рисуем и показываем сказку

2

Инсценировка сказки «Репка».


Украинская народная сказка «Как мужик перехитрил царевну».

1

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.


Смотрим мультфильм

1

Сравнение сюжета сказки со сценарием мультфильма


Русская народная сказка «Заячья избушка».

2

Прослушивание сказок. Сравнение содержания сказок. Герои сказок.


Рисуем героев сказки

3

Рисование героев сказки. Анализ героев Инсценировка сказки


Украинская народная сказка «Летучий корабль»

1

1

Чтение сказки читающими детьми..


Украинская народная сказка «Два товарища».

1

Чтение сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка.


Сказка «Лисичка-кумушка»

1


Сказка В.Сутеева «Под грибом»

1

Викторина «Теремок, теремок…»

1

Обобщение по сказкам


    Русская народная сказка «Финист- ясный сокол».

    1

    Чтение сказок. Составление вопросов по содержанию сказок.


      Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

      1

      Русская народная сказка «Правда и кривда».

      1

      Чтение сказки. Иллюстрирование.


        Русская народная сказка «Хаврошечкаа»

        1

        Чтение сказки. придумывание вопросов к тексту.


          Сказки про лису. Русская сказка «Думы».

          1

          Беседа. Чтение сказки. Анализ сказки. Рисунки.


          Сказки про зайца, лису и медведя.

          1

          Выставка книг. Чтение сказок. Викторина.


          Подготовка и проведение праздника «В гостях у сказки»

          2

          Литературный праздник


          Ингушская сказка «Сокол и ворона»

          1

          Чтение сказки. Работа над текстом.


          Русская народная сказка «Байка про тетерева»

          1

          Чтение сказки. Сравнение с другими сказками про птиц.


          Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев».

          2

          Чтение и инсценирование сказки.


          Сказки про птиц.

          1

          Выставка книг. Чтение. Сравнение.


          Моя любимая сказка о животных.

          1

          Чтение и пересказ любимых сказок.


          Подготовка и проведение викторины

          3

          Литературная викторина


          Использованная литература:

          1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010

          2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23

          3.Заюшкина избушка. Изд. «Фламинго», 2007

          4.Русская народная сказка «Кот и лиса» Изд. «Детская литература»

          5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007

          6.Хрестоматия по литературе для 1-4кл. Саратов.Регион.

          7. Кидин С.Ю. Театр-студия в современной школе: программы, конспекты занятий, сценарии.- Волгоград: Учитель, 2009.

          8.nsportal.ru/sites/default/files/2011/12/rabochaya_programma_kruzhka_v_gostyah_u_skazki.doc



          7


          © 2010-2022