Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровячки» (базовый уровень) 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 25

с углубленным изучением отдельных предметов

Управление образования администрации городского округа Орехово-Зуево УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ № 25 с УИОП
___________________ Н.В. Матвеева
«_______»______________ 2015 г. М. П.















Рабочая программа внеурочной деятельности

«Здоровячки»

(базовый уровень)

2 класс







Составитель: Байкова Винера Шавкятовна,

учитель начальных классов








2015 г.









I.Пояснительная записка.


Рабочая программа «Здоровячки» для 2 «Б» класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы «Здоровячки» (2012 - 2013 г.), разработанной С.Г. Зиновьевой. В авторскую программу не внесено изменений, так как логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям. Программа составлена для классов коррекции 4 вида (детей с ослабленным зрением, косоглазием и амблиопией).

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. Формирование здорового жизненного стиля и реализация индивидуальных способностей каждого ученика.
  2. Профилактика вредных привычек.
  3. Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирование здорового образа жизни.
  4. Расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.
  5. Формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни.
  6. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

2-й год работы по программе.
Цель второго года обучения: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  1. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
  2. формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
  3. обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
  4. развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, координации движений.

II. Общая характеристика курса Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Реализация данной программы в рамках внеурочной деятельности соответствует предельно допустимой нагрузке обучающихся начальной школы.

Особенности реализации программы внеурочной деятельности:

форма, режим и место проведения занятий, виды деятельности Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут. Занятия проводятся в учебном кабинете, закрепленном за классом, приветствуется проведение занятий в специально оборудованном учебном кабинете. Курс может вести как классный руководитель, так и любой другой учитель начальных классов. Содержание программы соответствует задачам обучения, возрасту и подготовленности занимающихся, продолжительности курса обучения и условиям для проведения занятий.

III. Описание места курса в учебном плане

Программа составлена из расчета 1 час в неделю (34 учебные недели), 34 часа в год. IV. Описание ценностных ориентиров содержания курса Развитию самостоятельности в младшем школьном возрасте хорошо содействует организация спортивных соревнований и спортивных праздников. Они особенно эффективны, если в основе их содержания используются упражнения, подвижные игры, способы деятельности и знания, освоенные школьниками на уроках физической культуры. Рекомендуется регулярно проводить спортивные соревнования и показательные выступления в каждой возрастной группе. Для полной реализации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности учащихся особое внимание требуется уделять и проблеме воспитания культуры здоровья у младших школьников. Внеурочная деятельность может включать в себя выполнение общественной нагрузки, культурный и активный отдых на основе оздоровительных мероприятий. Можно проводить данную работу и в учебные дни с меньшим числом учебных занятий, а также во время выходных дней и в каникулы.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • личностные результаты - готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  • предметные результаты - освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» является формирование следующих умений:
  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности «Здоровячки» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): 1. Регулятивные УУД:
  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД:
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

  • Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.

  • Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

  • осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
  • социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.



VI. Содержание курса


Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» состоит из 7 разделов:

    • «Вот мы и в школе»: личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;

  • «Питание и здоровье»: основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;

  • «Моё здоровье в моих руках»: влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;

  • «Я в школе и дома»: социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;

  • «Я и моё ближайшее окружение»: развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;

  • «Я и опасность»; социально одобряемые нормы и правила безопасного поведения обучающихся на улицах; в транспорте; у водоёмов, дома;

  • «Скоро лето»: первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.

В содержании программы перечисленные разделы возобновляются на протяжении четырех лет, что способствует обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй - поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровячки» состоит из четырёх частей:

1 класс «Первые шаги к здоровью»: первичное ознакомление со здоровым образом жизни, формирование потребности в личной гигиене, ознакомление с витаминами и продуктами их содержащими.

2 класс «Если хочешь быть здоров»: культура питания и этикет, понятие об иммунитете, закаливающие процедуры, ознакомление с лекарственными и ядовитыми растениями нашего края.

3 класс «По дорожкам здоровья»: интеллектуальные способности, личная гигиена и здоровье, понятие о микробах, вредные привычки и их профилактика, применение лекарственных растений в профилактических целях.

4 класс «Я, ты, он, она - мы здоровая семья»: формирование у обучающихся чувства ответственности за свое здоровье, мода и гигиена школьной одежды, профилактика вредных привычек, культура эмоций и чувств.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьникa

Принципы программы:

- Включение учащихся в активную деятельность.

- Доступность и наглядность.

- Связь теории с практикой.

- Учёт возрастных особенностей.

- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

- Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).


Тематическое распределение часов

№п/п

Наименование разделов

Авторская программа

Рабочая программа

1.

Введение. Вот мы и в школе

2.

Питание и здоровье

3.

Мое здоровье в моих руках

10ч

10ч

4.

Я в школе и дома

5.

Я и мое ближайшее окружение

6.

Я и опасность

7.

Скоро лето

Итого

34ч

34ч

Календарно - тематическое планирование

п/п

Внеурочное занятие

(тема, название)

Формы организации внеурочной деятельности

Деятельность учителя

(осуществляемые действия)

Деятельность учащихся

(осуществляемые действия)

Формируемые умения

Плановые

сроки

Скоррек.

сроки

Введение. Вот мы и в школе-3 часа


1.

Что ты знаешь о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Беседа

Прививает навыки здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Знакомятся с навыками здорового образа жизни. Знать о способах сохранения и укрепления здоровья.


01.09.-04.09.

2015

2.

Я хозяин своего здоровья

Викторина.

Воспитывает у учащихся чувство ответственности к своему здоровью

Участвуют в викторине. Уметь заботиться о своём здоровье.

07.09.-11.09.

3.

Остров здоровья (текущий контроль - игра).

Игра. Проект.

Развивает навыки контроля над здоровьем у учащихся.

Учатся использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе. Уметь работать в группах.

14.09.-18.09.

Питание и здоровье-5часов


4.

Ты то, что ты ешь.

Беседа.

Рассказывает о здоровом питании.

В игровой форме усваивают информацию о здоровом питании. Знать о «полезных» и «вредных» продуктах, о значении режима питания.

21.09.-25.09.

5.

Культура питания. Этикет.

Беседа. Игра.

Знакомит с культурой питания. Рассказывает об этикете. Проводит игру.

В игровой форме усваивают знания об этикете. Уметь различать «полезные» и «вредные» продукты.

28.09.-02.10.

6.

Как следует питаться. Здоровая пища для всей семьи

Беседа.

Рассказывает о необходимости соблюдения режима питания, разнообразном питании. Учит составлять меню для всей семьи. Игра «Пирамида питания».

Узнают о разнообразном питании, о режиме питания. Знать основы рационального питания.

12.10.-16.10.

7.

Дневник здоровья « Моё любимое блюдо». Проект.

Проект.

Рассказывает о ведении дневника питания. Проект «Моё любимое блюдо».

Выполняют проект под руководством учителя. Уметь применять коммуникативные и презентационные навыки.

19.10.-23.10.

8.

Разговор о правильном питании. Вкусные и полезные вкусности (Конкурсы).

Проводит викторину «вкусные и полезные вкусности».

Участвуют в викторине. Уметь использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе.

26.10.-30.10.

Моё здоровье в моих руках-10 часов


9.

Сон и его значение для человека.

Беседа.

Рассказывает о значении сна.

Работают по теме урока. Уметь составляя индивидуальный режим дня и соблюдать его.

02.11.-06.11.

10.

Закаливание в домашних условиях.

Игра.

Прививает навыки здорового образа жизни, бережного отношения к

своему здоровью.

Работают по теме урока. Уметь заботиться о своем здоровье.

09.11-13.11.

11.

День здоровья.

Конкурсы.

Проводит конкурсы.

Участвуют в конкурсах. Уметь работать в группах.

23.11.-27.11

12.

Иммунитет.

Беседа.

Знакомит с понятием иммунитет (способность организма защищаться от болезней).

Знакомятся с понятием «иммунитет». Уметь использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ.

30.12.-04.12.

13.

Почему мы болеем.

Беседа. Тесты.

Учит, по каким признакам можно узнать, что человек болен; первая помощь больному; профилактика заболеваний.

Работают по теме урока. Уметь определять благоприятные и неблагоприятные факторы, воздействующие на здоровье.

07.12.-11.12.

14.

Прививки.

Беседа.

Рассказывает о том, что в результате прививки человек заражается вирусом в неопасной форме и организм приобретает иммунитет.

Узнают о пользе прививок. Уметь принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

14.12.-18.12.

15.

Что нужно знать о лекарствах.

Беседа.

Развивает навыки предупреждения болезней. Знакомит с домашней аптечкой. Рассказывает о необходимости пользоваться лекарствами только по назначению врача.

Усваивают информацию о лекарствах, которые содержатся в домашней аптечке. Инструктаж о необходимости применять лекарственные средства только по назначению врача. Знать основы развития познавательной сферы.

21.12-25.12.

16.

Домашняя аптечка.

Практическая работа.

Знакомит с домашней аптечкой, средствами оказания первой помощи.

Знакомятся с содержанием домашней аптечки. Знать основы развития познавательной сферы.

28.12.-31.12.

17.

Первая помощь.

Практическая работа. Конкурс.

Прививает навыки оказания первой

медицинской помощи. Воспитывает чувство сопереживания.

Учатся оказывать первую помощь. Уметь оказывать первую медицинскую помощь при травмах.

11.01-15.01

2016

18.

Слагаемые здоровья. Как защитить себя от болезни (конкурс рисунков).

Конкурс рисунков. Беседа.

Развивать навыки предупреждения болезней.

Узнают о профилактике болезней. Рисуют рисунки по теме урока. Уметь принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания.

18.01.-22.01.

Я в школе и дома-4часа


19.

Почему устают глаза.

Беседа. Гимнастика для глаз.

Знакомит учащихся с правилами бережного отношения к зрению. Знакомит с гимнастикой для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз. С помощью игры «Полезно-вредно»закрепляют изученное на занятиях. Знать основы развития познавательной сферы.

25.01.-29.01.

20.

Гигиена позвоночника. Сколиоз.

Беседа. Гимнастические упражнения.

Знакомит детей с причинами нарушения осанки, правилами для поддержания правильной осанки.

Выполняют гимнастику для поддержания правильной осанки. Знать правила поддержания правильной осанки.

01.02.-05.02.

21.

Шалости и травмы.

Беседа с использованием презентации. Практическая работа в парах.

Знакомит с различными видами травм, оказанием первой помощи при травмах. Проводит инструктаж по ТБ.

Практическая работа в парах. Знать и соблюдать свои права и права других людей.

08.02.-12.02.

22.

«Я сажусь за уроки». Переутомление и утомление.

Беседа.

Знакомит учащихся с режимом дня, говорит о необходимости соблюдения режима.

Прививает навыки здорового образа жизни, бережного

отношения к своему здоровью.

Составляют режим дня. Знать особенности воздействия двигательной активности на организм человека.

15.02.-19.02.

Я и моё ближайшее окружение-3часа


23.

Мир эмоций и чувств.

Тест.

Учит развивать навыки контроля за своими чувствами.

Тренинг. Учатся контролировать свои эмоции. Уметь находить выход из стрессовых ситуаций.

29.02.-04.03.

24.

Вредные привычки.

Исследовательские проекты.

Контролирует и направляет деятельность учащихся по созданию проекта.

Проводят исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе);
Знать об особенностях влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника.

07.03.-11.03.

25.

Вредные привычки.

Исследовательские проекты.

Контролирует и направляет деятельность учащихся по созданию проекта.

Проводят исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); Уметь отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

14.03.-18.03.

Я и опасность-4 часа


26.

Правила безопасного поведения в доме.

Беседа. Игра.

Знакомит учащихся с правилами безопасного поведения в школе. Игра «Один дома».

Учат правила безопасного поведения в доме. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения в доме.

21.03.-25.03.

27.

Правила безопасного поведения на улице, в транспорте.

Беседа. Игра-практикум.

Знакомит с правилами поведения на улице, в транспорте. Организует встречу с инспектором ГИБДД. Проводит игру-практикум «Берегись автомобиля».

Знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, в транспорте. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения на улице, в транспорте.

28.03.-01.04.

28.

Правила безопасного поведения на воде. Вода - наш друг

Беседа. Игра.

Формирует навыки безопасного поведения на воде(во время купания). Игра «Вода - наш друг».

Знакомятся с правилами безопасного поведения на воде. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения на воде.

11.04.-15.04.

29.

Правила обращения с огнём. Чтобы огонь не причинил вреда

Беседа. Игра.

Знакомит с Правилами обращения с огнём. «Чтобы огонь не причинил вреда».

Знакомятся с правилами обращения с огнём. Инструктаж по ПБ. Знать и соблюдать общепринятые правила безопасного поведения при обращении с огнём.

18.04.-22.04.

Скоро лето-5 часов


30.

Травмы. Укусы насекомых. Укусы змей.

Беседа.

Формирует навыки оказания первой медицинской помощи при различных травмах; при укусах насекомых и змей.

Знакомятся с правилами по оказанию первой медицинской помощи при травмах, укусах насекомых и змей. Уметь оказать первую медицинскую помощь.

25.04.-29.04.

31.

Предосторожности при обращении с животными

Игра. Викторина.

Формирует навыки оказания первой медицинской помощи при обращении с животными. Участвуют в викторине. Умение работать в парах. Ставить задачу и выполнять её под руководством учителя.

02.05.-06.05.

32.

Чем и как можно отравиться.

А.Колобов «Красивые грибы».

Викторина.

Проводит профилактику отравлений пищей и грибами. Участвуют в викторине. Работа в парах. Уметь использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе.

09.05.-12.05.

33.

Я выбираю движение (занятие спортом).

Игра «Весёлые старты».

Прививает любовь к спорту; навыки подвижного образа

жизни. Подвижные спортивные игры на свежем воздухе. Уметь выполнять физические упражнения для развития физических навыков.

16.05.-20.05.

34.

День здоровья.

Путешествие в Чистолюбинск.

Игра «Весёлый поезд».

Формирует у учащихся стремление к здоровому образу жизни (режим дня, правила еды). Участвуют в игре. Работа в группах. Знать способы сохранения и укрепления здоровья. Уметь анализировать и планировать свою деятельность.

23.05.-27.05.

Итого 34 часа


Литература

1. Авторская программа «Здоровячки» (2012 - 2013 г.), разработанная С.Г. Зиновьевой. 2. Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с. 3. Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа - 2001 - № 12 - С. 3-6. 4. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 5. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. - М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) 6. Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с. 7. Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа - 2005. - № 11. - С. 75-78. 8. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. - М. : Вако, 2004. - 124 c. 9. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. - М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя. 10. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. - 134 с. 11. Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. 12. Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. - М.: Владос, 2003. - 112 с. 13. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. - 268 с. 14. Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57. 15. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение. - М.: 1991. - 120 с. 16.Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54. 17.Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001. 18.Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле - здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004. 19. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 1997. 20. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 1998. 21. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______________ Кузнецова Т.А.

«_____»__________2015 г.

СОГЛАСОВАНО:

на заседании ШМО учителей начальных классов

протокол № _____ от «_____»__________2015 г.

Руководитель _____________(Анисимова В.В.)22. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 1996.

7


© 2010-2022