ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников

Горбатых Н.С. учитель начальных классов

ОСШ № 21 г.Темиртау

Кушнир М.П. к.п.н., доцент кафедры ПиМНО

Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова


В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран и отражается в Законе РК «Об образовании». В Законе РК «Об образовании» выделены такие принципы государственной политики в данной сфере, как равенство прав на получение качественного образования, приоритетность развития отрасли, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица [1]. В Республике Казахстан гарантируется общедоступность и бесплатность начального, основного среднего, общего среднего образования, которое регулируется государственным стандартом образования. Применение стандарта направлено на обеспечение охраны здоровья детей и благоприятных условий для развития личности, в том числе, для возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении дополнительного образования [2]. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. В целом, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме [3]. Обеспечение такого развития требует учета индивидуальных особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения - один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классно-урочной системе. Классно-урочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств. Классно-урочная система «усредняет» знания, умения и навыки учащихся. Следует заметить, что, несмотря на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода проблема остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрыв учебного процесса от личности учителя не дает возможности реализовать рекомендации. Наблюдения за работой учителей показывают, что осуществлять дифференцированный подход в полной мере удается только учителям мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей, учителям с ярко выраженной профессиональной направленностью. Выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается оптимальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. То есть, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного подхода к ученикам [4]. Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности - целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности. С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, З.И.Васильева, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, И.А.Колесникова и др.) По мнению Е.В.Бондаревской дифференцированный подход в образовании - это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка [5]. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, т. е. на этапах усвоения знаний, умений, это является существенным положением методики обучения [6]. Дифференцированный подход в обучении:

  • это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
  • это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
В условиях урока дифференцированный подход к учащимся реализуется в разумной дифференциации учебных заданий, постановок перед учащимися посильных задач. Эти посильные задания, упражнения, предлагаемые с учетом уровня знаний, умений и навыков учащихся и предполагающее последовательное усложнение познавательных задач. Целью организации дифференцированного подхода ставится переход из одного уровня обучения в другой и развитие творческих способностей учащихся, подготовка детей к работе с материалом повышенной трудности и к переходу младших школьников в основную школу второй ступени. Существуют некоторые условия его осуществления:
  1. Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
  2. Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
  3. Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
  4. Умение «спрогнозировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале каждого ученика).
  5. Осуществление оперативной обратной связи.
  6. Осуществление педагогического такта [7].
Дифференцированный подход в обучении способствует раскрытию индивидуальности, выявлению способностей и склонностей личности, предполагает актуализацию функций личностного выбора. В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Самостоятельно осознанный выбор ученик может осуществить далеко не всегда в силу возрастных или определенных психологических причин. К такому выбору его нужно готовить в ходе специально организованной, направленной именно на это деятельности [8]. Уже в начальной школе ученик может выбирать занятия по интересам в рамках элективной дифференциации, уровень сложности предлагаемого задания, содержание и характер дополнительной познавательной информации. Дифференцированный подход направлен он преимущественно на предупреждение и ликвидацию пробелов в учении. Поэтому важно иметь в виду: 1. Помощь в овладении общеобразовательными и типическими приемами самостоятельной деятельности. При усвоении общеобразовательного программного материала дифференцированный подход направлен прежде всего на предупреждение и устранения пробелов в знаниях и ошибок в проблемах деятельности. В связи с этим работу учителя целесообразно разделить на два направления: 1) предупреждение ошибок в овладении общеобязательными знаниями и типическими приемами самостоятельной деятельности. Среди основных первоочередных мер такой работы необходимо, прежде всего, выделить меры, направленные на повышение обучаемости, организованности и обученности ученика; 2) устранение пробелов в знаниях и ошибок в приемах самостоятельной деятельности. Исследования педагогической литературы убеждает, что первоочередными задачами дифференцированной работы со школьниками, направленной на устранение ошибок и пробелов в самостоятельной деятельности являются следующие: помощь в осознании ошибок в учебной деятельности и путей их устранения, задания на усвоение наиболее существенного в пройденном материале; временное обеспечение заданий. 2. Помощь в расширении и углублении программных знаний, в формировании индивидуально - своеобразных приемов самостоятельной деятельности. Помощь учащимся в расширении и углублении программных знаний. Помощь школьнику в выработке индивидуального стиля самостоятельной деятельности. Обеспечение оптимального развития склонностей ученика в учебной и внеучебной творческой деятельности. Организация дифференцированного подхода в обучении предполагает собой разработку систем заданий различного уровня трудности и объема, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах; учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося. Общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященный этой проблеме, позволяет сделать следующие выводы:
  1. Основой целью дифференцированного подхода в обучении является сохранение и дальнейшее развитие индивида ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы себе неповторимую уникальную личность.
  2. Одной из важных задач дифференцированного подхода в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
  3. Использование дифференцированного подхода в процессе обучения создает возможность для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации обучения, формируют прогрессивные педагогические мышления.
  4. Реализуя дифференцированный подход в обучении учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
а) быть единой для всех групп учащихся; б) показать динамику перехода ученика из одной группы в другую, т.е. учитель должен иметь возможность видеть рост ученика и учитывать его; в) наглядно представлять возможности количественной работы с различными группами учащихся; г) представлять возможность выбрать систему работы с каждым из групп учащихся.

Список литературы: 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. - bala-kkk.kz/ normativnye/ zakon_ob_obrazovanii/ 2. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Начальное общее образование.- http: // laws/goso.kz 3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. - nauka. kz/ 4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 2004. - 316 с. 5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 221с. 6. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения// Педагогический вестник. - 1994. - №1.- 30 с. 7. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн.: Академия последипломного образования, 1998. - 109 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1982. - 135 с.


© 2010-2022