- Преподавателю
- Начальные классы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Горбатых Н.С. |
Дата | 10.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников
Горбатых Н.С. учитель начальных классов
ОСШ № 21 г.Темиртау
Кушнир М.П. к.п.н., доцент кафедры ПиМНО
Карагандинский государственный университет имени академика Е.А.Букетова
В настоящее время образование рассматривается педагогами как общечеловеческая ценность. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран и отражается в Законе РК «Об образовании». В Законе РК «Об образовании» выделены такие принципы государственной политики в данной сфере, как равенство прав на получение качественного образования, приоритетность развития отрасли, доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица [1]. В Республике Казахстан гарантируется общедоступность и бесплатность начального, основного среднего, общего среднего образования, которое регулируется государственным стандартом образования. Применение стандарта направлено на обеспечение охраны здоровья детей и благоприятных условий для развития личности, в том числе, для возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении дополнительного образования [2]. Общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. В целом, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме [3]. Обеспечение такого развития требует учета индивидуальных особенностей учащихся на основе дифференцированного подхода. Дифференцированный подход к учащимся в процессе коллективного обучения - один из важных принципов дидактики, реализация которого должна преодолеть многие противоречия свойственные классно-урочной системе. Классно-урочная система, выдержавшая испытание временем, остается основной системой обучения благодаря тому, что ее структура оптимально отвечает требованиям единой общеобразовательной школы, условиям коллективного и планомерного обучения при рациональном расходовании материальных средств. Классно-урочная система «усредняет» знания, умения и навыки учащихся. Следует заметить, что, несмотря на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода проблема остается не решенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей, занимающихся ее разработкой. Во-первых, принцип дифференцированного обучения в большинстве случаев исследуется изолированно от других принципов дидактики, что приводит к определенному игнорированию последних в ходе реализации практических рекомендаций учителями. Во-вторых, поиски оптимальных путей реализации принципа дифференцированного подхода в обучении зачастую ведутся без учета уровня квалификации учителей и конкретных условий их деятельности. Это обстоятельство одно из основных препятствий на пути дифференциации учебного процесса. Отрыв учебного процесса от личности учителя не дает возможности реализовать рекомендации. Наблюдения за работой учителей показывают, что осуществлять дифференцированный подход в полной мере удается только учителям мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей, учителям с ярко выраженной профессиональной направленностью. Выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается оптимальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. То есть, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность, осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, создать такие условия при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного подхода к ученикам [4]. Актуальность дифференцированного подхода в совокупности его компонентов выдвигает на первый план организацию и управление целенаправленной учебной деятельности в общем контексте его жизнедеятельности - целенаправленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентацией, понимания смысла жизни для развития творческого потенциала личности. С точки зрения дидактики дифференцированный подход в обучении включает в себя категории цели, содержания образования, методов и технологий обучения, способов организации деятельности преподавания и учения, критериев эффективности образовательного процесса (Е.В. Бондаревская, З.И.Васильева, В.В.Сериков, М.Н.Скаткин, И.А.Колесникова и др.) По мнению Е.В.Бондаревской дифференцированный подход в образовании - это образование, ориентированное на ребенка, ищущее пути, как наилучшим образом удовлетворить познавательные потребности растущего человека, как решить проблемы развития и поддержки ребенка [5]. Дифференцированный подход в традиционной системе обучения организационно состоит в сочетании индивидуальной, групповой и фронтальной работы. Данный подход необходим на всех этапах обучения, т. е. на этапах усвоения знаний, умений, это является существенным положением методики обучения [6]. Дифференцированный подход в обучении:
- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
- Знание индивидуальных и типологических особенностей отдельных учащихся и групп учащихся.
- Умение анализировать учебный материал, выявлять возможные трудности, с которыми встретятся разные группы учащихся.
- Составление развернутого плана урока, включая вопросы разным группам и отдельным учащимся.
- Умение «спрогнозировать» обучение разных групп учащихся (а в идеале каждого ученика).
- Осуществление оперативной обратной связи.
- Осуществление педагогического такта [7].
- Основой целью дифференцированного подхода в обучении является сохранение и дальнейшее развитие индивида ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы себе неповторимую уникальную личность.
- Одной из важных задач дифференцированного подхода в обучении является учет психологических особенностей учащихся.
- Использование дифференцированного подхода в процессе обучения создает возможность для развития творческой целенаправленной личности, осознающей конечную цель и задачи обучения; для повышения активности и усиления мотивации обучения, формируют прогрессивные педагогические мышления.
- Реализуя дифференцированный подход в обучении учитель должен опираться на типологию, отвечающую следующим требованиям:
Список литературы: 1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года. - bala-kkk.kz/ normativnye/ zakon_ob_obrazovanii/ 2. Государственные общеобязательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан. Начальное общее образование.- http: // laws/goso.kz 3. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. - nauka. kz/ 4. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 2004. - 316 с. 5. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 221с. 6. Макаров С.П. Технология индивидуального обучения// Педагогический вестник. - 1994. - №1.- 30 с. 7. Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. - Мн.: Академия последипломного образования, 1998. - 109 с. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1982. - 135 с.