- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа по внеурочной деятельности для начальной школы
Программа по внеурочной деятельности для начальной школы
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Барыльник Г. . |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Для спорта нет границ и расстояний.
Понятен он народам всей Земли!
Он всей планеты нашей достоянье!
Спорт дарит счастье дружбы и любви!
Пояснительная записка. Реализация внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - это обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные - значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра - естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра - ведущая деятельность детей. По содержанию все игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению Актуальность создания учебной программы «Друзья спорта» продиктована тем, что она будет способствовать сохранению здоровья наших детей, учитывать возрастные особенности детей и обеспечивать баланс между двигательно-активными и статистическими занятиями 50% и 50%.. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеурочная деятельность по спортивно-оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Новизна программы «Друзья спорта» состоит в том, что она соединила в себе теоретические сведения из разных областей биологии, экологии, ОБЖ, социологии. Кроме этого, одним из центральных понятий программы является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (т. е. социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Занятия будут проходить в форме диспутов, КВН, соревнований, поисковых и научных исследований. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни, способствующая культурному и активному отдыху на основе оздоровительных мероприятий.
Цель данного курса: убедить в необходимости здорового образа жизни.
Задачи курса: -ориентироваться в понятии "режим дня", -планировать и корректировать свой режим дня; - усвоить роль и значение утренней зарядки, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма; -формирование установки на здоровый образ жизни, - умение использовать в процессе игровой деятельности навыки коллективного общения; соблюдать правила взаимодействия с игроками, реализация индивидуальных способностей каждого ученика. -профилактика вредных привычек.
Планирование и содержание программы. Особенности программы. Курс рассчитан на 4 года. 1 класс-33 часа. В первом классе курс состоит из 5 разделов: 1)Первые дни в школе-7 часов. 2) Учимся правильно дышать-3 часа. 3) Игры на внимание и развитие моторики-6часов. 4) Приёмы психорегуляции-3 часа 5) Народные игры-14 часов. 2 класс-34 часа. Во втором классе курс состоит из 4 разделов: 1) Безопасность в повседневной жизни-3 часа. 2)Правильное питание-5часов. 3) Подвижные игры-15 часов. 4) Спортивные игры-11часов. 3 класс-34 часа. 1) Знай и будь осторожен -8 часов. 2)Правильное питание-5часов. 3) Подвижные игры-11 часов. 4) Спортивные игры-10часов. 4 класс-34 часа. 1) Компоненты здоровья - 10часов. 2) Подвижные игры -12 часов. 3) Спортивные игры-12 часов.
Предполагаемые результаты реализации программы
-
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
-
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
-
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Основные направления реализации программы. -организация и проведение инструктажа по технике безопасности в разных ситуациях; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми, - организация и проведение в классе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах; - организация и проведение профилактической работы с родителями; - организация встреч родителей с медицинскими работниками; - организация и проведение исследований уровня физического и психофизического здоровья учащихся; - организация и проведение разнообразных мероприятий по всевозможным видам спорта: бег, прыжки, спортивные игры, развивающие упражнения с разными предметами (мячи, скакалки и пр.); - организация и проведение динамических прогулок и игр на свежем воздухе в любое время года; - активное использование спортивных площадок школы и населённого пункта (футбольная, баскетбольная, волейбольная) в рамках работы программы;
- проведение мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек.
Предполагаемый результат: Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник начальной школы
Тематическое планирование
1 год обучения-33 часа
№
тема
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
Первые дни в школе-7 час.
1-2
Что такое школа. Викторина "Умники и умницы".Экскурсия по школе.
2
1
1
3.
Безопасный путь от школы к дому.
1
1
4.
Что вокруг нас может быть опасным?
1
1
5.
Твой режим дня.
1
1
6-7.
Чистота- залог здоровья. Ролевая игра "Мойдодыр".
2
1
1
Учимся правильно дышать-3 час.
8-9.
Ритмичное дыхание. Упражнения "Черпаем море", "Разводим облака".
2
1
1
10.
Статистические упражнения "Журавль", "Фея сна".
1
1
Игры на внимание и развитие моторики-6 час.
11.
Концентрация внимания. Ходьба по узкой опоре.
1
1
12-13.
Игры на внимание "Винт", "Солнышко и тучка".
2
2
14-15.
Развитие моторики. Гимнастика для рук с грецкими орехами, ребристым карандашом.
2
2
16.
Жонглирование теннисными мячами.
1
1
Приёмы психорегуляции-3 час.
17.
Элементы психорегуляции. Упражнения "Стойка на одной ноге","Спонтанный танец".
1
1
18-19.
Прослушивание записей звуков природы: ручья, голосов птиц.
2
2
Народные игры-14 час.
20-21
Знакомство с правилами во время игры. Русская народная игра «У медведя во бору».
2
1
1
22-23
Русская народная игра «Филин и пташка».Повторение правил игры.
2
2
24-25
Русская народная игра «Горелки».Разучивание игры.
2
1
1
26
Русская народная игра «Кот и мышь».Повторение правил игры.
1
1
27
Русская народная игра «Блуждающий мяч».
1
1
28.
Игра «Удочка»
1
1
29.
Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»
1
1
30-31.
Игры на свежем воздухе «Два Деда Мороза», «Метко в цель».
2
2
32
Игра «Волк во рву»
1
1
33.
Спортивное соревнование"Весёлые старты".
1
1
Тематическое планирование
2 год обучения-34 часа
№
Тема
Общее кол-во часов
В том числе
Теория
Практика
Безопасность в повседневной жизни-3 час.
1-2
Мой путь от школы к дому. Конкурс "Чей маршрут безопаснее".
2
1
1
3.
Безопасное обращение с электроприборами.
1
1
Правильное питание-5часов.
4-5.
Поговорим о пище. Из чего состоит наша пища. Опыт. Исследование
2
1
1
6-7.
Как правильно составить свой рацион питания. Игра "Составление меню".
2
1
1
8.
Где найти витамины зимой и весной.
1
1
Подвижные игры-15 часов.
9
Повторение правил игры. Ира"Быстро по местам".
1
1
10-12
Игра "Салки- руки на стену".Знакомство с вариантами игр "Турецкие салки", "Салки китайские", "Салки - дай руку!", "Салки по кругу".
3
1
2
13-14
Правила игры. Разучивание игры "Продавец зверей".
2
1
1
15
Подвижная игра"Удочка командная".
1
1
16
Игра "Эстафеты зверей".
1
1
17-19
Подвижные игры с мячом "Призовой мяч", "Стой!"(с теннисным мячом), "Мяч в кругу".
3
1
2
20-21
Подвижные игры и игровые упражнения с ходьбой и бегом "Ключи", "Догони свою пару", "Хитрая лиса".
2
2
22-23
Эстафеты со скакалкой. Конкурс прыгунов.
2
2
Спортивные игры -11час.
24-26
Знакомство с элементами баскетбола. Броски мяча, ловля мяча, передача мяча.
3
1
2
27-29
Ведение мяча, перемещение по площадке.
3
3
30-32
Футбол. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
3
1
2
33-34
Спортивные соревнования "Я играю в футбол".
2
2
Тематическое планирование
3 год обучения-34 часа
Знай и будь осторожным-8 часов
1-2
Законы дорог соблюдай.
2
1
1
3-4
Пагубное влияние стресса на здоровье. Игра-тренинг"Волшебная шкатулка".
2
1
1
5-6
Советы доктора А. Курпатова. Гимнастика для пальцев.
2
1
1
7-8
Сигналы тревоги. Правила поведения в экстренных ситуациях.
2
1
1
Правильное питание-5 часов
9-10
Что надо есть, чтобы быть здоровым. Плакат "Полезная еда".
2
1
1
11.
Без особого труда, но не детская еда. О вреде супов быстрого приготовления.
1
1
12-13.
Как утолить жажду. Приготовление морсов. Игра "Дегустаторы".
2
1
1
Подвижные игры-11 часов
14-15
Повторение правил игры. "Пастушок и стадо"- разучивание игры.
2
1
1
16-17.
Разучивание и проведение игры "Зайцы в огороде".
2
2
18-19.
Игра "Лиса и куры".
2
2
20-21
Подвижные игры на свежем воздухе "Первые снежки".
2
2
22-23.
Игры на воздухе. Эстафеты на санках. Лепка снежных фигур.
2
2
24.
Строим снежную крепость. Семейный зимний отдых.
1
1
Спортивные игры-10 часов.
25-26.
Элементы баскетбола. Ловля и передача мяча в движении с параллельным смещением игроков.
2
1
1
27-28.
Ловля и передача мяча, броски, остановки.
2
2
29-30.
Ведение мяча правой, левой в движении по прямой(шагом и бегом).
2
2
31-32.
Играем в футбол. Броски по воротам с 3-4 метров.
2
2
33-34.
Спортсоревнования с мячом "Красный, жёлтый, голубой- не угнаться за тобой".
2
2
Тематическое планирование
4 год обучения-34 часа
Компоненты здоровья-10 часов.
1-3
Правила закаливания. Составить альбом о факторах закаливания.
3
1
2
4-5
Красивая осанка-залог здоровья. Нарисовать плакат по теме.
2
1
1
6-7
Почему нельзя гулять без зонта под дождём, пить воду сразу из-под крана? Исследование.
2
1
1
8-9
Сигаретный дым- вид загрязнения воздуха. Вред курения. Составление презентации.
2
1
1
10.
Путешествие в город Здоровейск.
1
1
Подвижные игры-12 часов.
11-12.
Правила игры. Выбор и ограничение игрового пространства. Игра "Караси и щука".
2
1
1
13-14.
Военизированная игра "За флажками".
2
2
15-16.
Игры с мячом. "Охотники и утки", "Мяч водящему".
2
2
17-18.
Разучивание и проведение игр "Шишки, жёлуди, орехи", "Белки, волки, лисы".
2
2
19-20.
Игра "Зарница".
2
1
1
21-22.
Игры "Метко в цель", "Снайперы".
2
1
1
Спортивные игры-12 часов.
23-24.
Элементы баскетбола. Изучение технических и тактических элементов игры.
2
1
1
25-26.
Ловля и передача мяча. Броски, остановки.
2
1
1
27-28.
Гонка мячей по кругу. Ведение мяча.
2
1
1
29-30.
Броски в цель(щит, обруч, кольцо).
2
1
1
31-32.
Элементы футбола. Броски по воротам.в цель.
2
1
1
33-34.
Туристическая полоса "Весёлый рюкзачок".
2
2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 4»
Программа по здоровому образу жизни
«Друзья спорта»
(1-4 классы)
Составитель: Барыльник Галина Георгиевна учитель начальных классов
2014 год