Рабочая программа и КТП по основам религиозных культур и светской этике. Модуль

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Автор: А.Я.Данилюк

Пояснительная записка Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности. В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций - православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Основное культурологическое понятие учебного курса - «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция». Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников. Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип - общность в многообразии, «многоединство» - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность как нашей страны, так и современного мира. Отечественная религиозно-культурная традиция - общая духовная основа многонационального народа России - формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:

  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;
  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков. Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:
  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, - воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • педагогического согласования системы базовых национальных ценностей, лежащей в основе содержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного курса, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;
  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;
  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного курса и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный курс - это введение в религиозно-культурную традицию России.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе начальной школы рассчитан на 1 час в неделю на протяжении учебного года, что составляет 34 часа в год.

1 четверть-9 часов

2 четверть-7 часов

3 четверть- 9 часов

4 четверть-9 часов

В учебно-методический комплект входят:

1.Учебник «Основы светской этики» Издательство «Просвещение» Москва 2010

Основные содержательные модули курса:

  • Основы православной культуры.
  • Основы исламской культуры.
  • Основы иудейской культуры.
  • Основы буддийской культуры.
  • Основы мировых религиозных культур.
  • Основы светской этики.
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. В 4 классе предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.





















ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Образовательный процесс в рамках учебного курса и в системе межпредметных связей призван обобщить, систематизировать процессы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в начальной школе, заложить основы их дальнейшего духовно-нравственного развития на ступенях основного и среднего (полного) общего образования. Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

  • обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
  • знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
  • понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;
  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;
  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;
  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;
  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление веры в Россию;
  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.



ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»


  • Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

  • Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

  • Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия - и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока - духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно
    в 4 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.













































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания. Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
  • общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
  • осознание ценности человеческой жизни.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия - наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма - за и против. Образование как нравственная норма. Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
































КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ № Наименование раздела Тема урока Кол-во часов Дата проведения Элементы содержания Основные понятия, оборудование Требования к уровню подготовленности учащихся Результатив ность (формируемые компетенции) По плану По факту
1 четверть (9 часов)
1

Россия - наша Родина.

1

Что такое духовный мир. Что такое культурные традиции и для чего они существуют. Духовные ценности и идеалы

Формирование чувства гордости за свою Родину. Знание, понимание и принятие личностью ценностей.

Бнц: понимание значения духовности

Коммуникативная

Социально-трудовая

Информационная

Коммуникативная 2

Что такое светская этика.

1

Этика и ее значение в жизни человека. Этика. Мораль.

Формирование первоначальных представлений о светской этике. Знание, понимание и принятие личностью ценностей, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

Бнц: понимание нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;


3

Мораль и культура

1

Культура и мораль. Культура материальная и духовная. Моральные нормы семьи. готовность слушать собеседника и вести диалог, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; Бнц: понимание нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;


4

Особенности морали

1

Особенности морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Порядочность. Равнодушие.. Трудовая мораль. Нравственные традиции.

понимание значения нравственности, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации Бнц: понимание нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

Ценностно-смысловая

Учебно-познавательная

Информационная

Коммуникативная

Социально-трудовая

5

Добро и зло

1

Добро и зло .Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Добро и зло.

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей

6

Добро и зло

1

Как менялись представления о добре и зле в ходе истории. Добро и зло

развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей

7

Добродетель и порок.

1

Добродетель и порок Добродетельный человек.

Примеры для подражания.

формирование ценностей многонационального российского общества

Бнц: укрепление средствами образования духовной преемственности поколений

8 Добродетель и порок.

1

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель.

Щедрость. Дружелюбие. Мужество

наличие мотивации к труду, формирование ценностей многонационального российского общества

Бнц: укрепление средствами образования духовной преемственности поколений

9

Свобода и моральный выбор человека

1

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором. Свобода. Моральный выбор. Моральный конфликт.

готовность слушать собеседника и вести диалог, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Бнц: формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

2 четверть (7 часов)

10

Свобода и ответственность

1

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение. Ответственность

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

Личного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Коммуникативная

11

Моральный долг

1

Что такое моральный долг..В чём особенность морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека. Долг. Моральные обязанности. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, знакомство с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

Бнц: укрепление средствами образования духовной преемственности поколений

12

Справедливость

1

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Справедливость. Моральные правила.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную

Бнц: понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

13

Альтруизм и эгоизм

1

Что такое альтруизм и эгоизм. Что значит быть разумным эгоистом. Альтруизм и эгоизм

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий

Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей

Учебно-познавательная

Коммуникативная

Информационная


14

Дружба

1



Чем дружеские отношения отличаются от других.

Дружба

готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

15-16

Что значит быть моральным.

Подведение итогов.

2

Что значит быть моральным?
Нормы морали.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Бнц: понимание нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

3 четверть (9 часов)

17

Род и семья - исток нравственных отношений в истории человечества

1

Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Род, ,семья. Родословная. Ценность родства и семейные ценности, знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России; Бнц: знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

18

Нравственный поступок

1

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок .Признаки нравственного поступка. Нравственный поступок и его признаки овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Бнц: понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

19

Золотое правило нравственности

1



Что значит «быть нравственным» в наше время? Высшие нравственные ценности. Идеалы.

Золотое правило нравственности. Образцы нравственности в культурах разных народов. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Бнц: понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;


Коммуникативная Информацион ная Ценностно-смысловая

20

Стыд, вина и извинение

1

Что такое стыд, вина. Кому принято извиняться. Стыд, вина и извинение

развитие этических чувств как регуляторов морального поведения Бнц: понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

Социально-трудовая

Информационная


21

Честь.

1

Честь и достоинство. Честь и достоинство.

знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

Бнц: понимание нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

22

Совесть

1

Совесть. Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Стыд и совесть. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Бнц: понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

















-























тр

















удовая

Коммуникативная

Учебно-познавательная

23-24

Образцы нравственности

2

О смелых и сильных защитниках Отечества - богатырях. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Нравственный образец богатыря. Правила честного поединка. Джентльмен и леди

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную Бнц: укрепление веры в Россию;

укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

25

Образцы нравственности в культуре Отечества

1



Образцы нравственности в культуре
Отечества - патриот, труженик, воин, коллективист. Патриот, труженик, воин, коллективист. Дворянский кодекс чести.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную Бнц: укрепление веры в Россию;

укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Личного самосовершенствования

Учебно-познавательная

Коммуникативная


4четверть (8 часов)

26

Этикет.

1

Что такое этикет. Об одежде и этикете. Какие правила этикета должен знать каждый. Этикет. Правила этикета. овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Бнц: понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

27

Семейные праздники.

1

Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Праздник. Подарок.

Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Бнц: понимание значения нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

28

Жизнь человека - высшая нравственная

ценность

1

Человек - то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования . Человек - высшая ценность

осознание ценности человеческой жизни.

Бнц: знание, понимание и принятие личностью ценностей

Коммуникативная

Социально-трудовая

Учебно-познавательная

Общекультурная

Творческие работы учащихся

29

Любовь и уважение к Отечеству.

1

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.


Патриотизм Многонационального и многоконфессионального народа России. общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; Бнц: формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

30-34

Итоговая презентация творческих проектов учащихся. 5

Любовь и уважение к Отечеству. Творческие работы учащихся.Презентациии.

умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную Бнц: укрепление веры в Россию;

укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Главная цель курса по изучению основ религиозных культур и светской этики - формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции. Реализация этой цели ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении.

В связи с тем, что начало изучения учебного курса осуществляется в начальной школе, а завершается в основной школе, целесообразно организовать специализированный класс-кабинет, который станет той информационной средой, в которой будут проходить не только уроки по курсу, но и внеурочные и внеклассные занятия, осуществляться проектная деятельность учащихся.

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики», должны быть в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр., настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения (предметы и устройства, которые выполняют информационную, управляющую, тренирующую, контролирующие функции в учебно-воспитательном процессе)

классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;

демонстрационное оборудование, предназначенное для одновременной демонстрации изучаемых объектов и явлений группе обучаемых и обладающее свойствами, которые позволяют видеть предмет или явление (компьютер/компьютеры, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран и др.);

вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности, в т.ч. принтер, сканер, фото- и видеотехника (по возможности) и др.;

экранно-звуковые пособия, передающие содержание образования через изображение, звук, анимацию и кинестику

электронное пособие к каждому модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;

дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая литература для учителя и др.);

нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и религиозных организаций, а также отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ религиозных культур и светской этики;

специальные дополнительные пособия для учителей и литература, предназначенная для оказания им информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, книги для учителя по истории, обществознанию, мировой художественной культуре, истории религий, окружающему миру, литературе и др.);

научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса;

хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием курса;

документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и религиозных, дающих целостное представление об историческом развитии ведущих религий мира);

энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.);

религиозная литература (произведения, составляющие «золотой фонд» мировой религиозной мысли; книги, содержащие актуальную информацию о событиях, происходящих в религиозной сфере жизни общества);

художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса;

печатные пособия, в т.ч. картографические издания, иллюстративные материалы, включая портреты выдающихся людей России.



© 2010-2022