- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок окружающего мира на тему Учимся различать деревья и кустарники зимой. 1 класс
Урок окружающего мира на тему Учимся различать деревья и кустарники зимой. 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Стряпчева О.В. |
Дата | 25.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой» Цель урока: Учить различать деревья и кустарники зимой Задачи:
- Продолжить формирование умения определять в зимнее время разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, плодам.
- Развивать познавательный интерес к изучению окружающего мира.
- Воспитывать культуру поведения в природе, бережное отношение к ней.
План урока
I. Организация класса а) приветствие б) проверка готовности к уроку II. Изучение нового материала 1. Актуализация знаний 2. Постановка темы и целей урока 3. Анализ рисунка учебника на с. 44-45 4. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по плодам» 5. Рисование плодов растений 6. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по коре и кроне» 7. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по хвое и почкам» III. Закрепление нового материала Игра «Угадай с какого дерева» IV. Итог урока
Ход урока
I. Организация класса - Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас есть на столе: цветные карандаши, простой карандаш и учебник. Дети, улыбнитесь гостям. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Начинаем работать. - Какое сейчас время года? (зима) - Какое сегодня число? (14 января) - Какой сегодня день недели? (четверг) - Какая сегодня погода за окном? (за окном сегодня холодно, морозно. Ветер обжигает лицо. Светит солнышко) II. Изучение нового материала 1. Актуализация знаний - А сейчас будьте внимательны. Отгадайте, кто это? (в класс входит ученик из класса) (это …) - Как вы узнали его? (по лицу) - Угадайте, кто скрывается под этой маской? (входит другой ученик из класса в маске) (это …) - Как вы узнали его? (по одежде, волосам, росту и фигуре) - А это кто? (за ширмой читает учитель) Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. (это …) - Как вам удалось угадать? (по голосу) - Узнаете ли вы этого человека? (в класс входит студентка и читает стихотворение) Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. (мы его не знаем) - В этом случае вам не помогло ни лицо, ни фигура, ни голос. Какой мы сделаем вывод? (мы узнаем того, кого хорошо знаем, кто часто с нами рядом). 2. Постановка темы и целей урока - А хорошо ли мы знаем деревья, которые всегда вокруг нас, рядом с нами - на улице, в лесу? Тема нашего урока: «Учимся различать деревья и кустарники зимой». Сегодня мы должны будем узнать, какие деревья и кустарники растут в зимнем саду и научиться различать их по определенным признакам. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дерево - кустарник». Встаньте все и слушайте меня внимательно. Если я называю дерево, то вы поднимаете руки вверх; если я называю кустарник, то вы приседаете. Крыжовник, дуб, тополь, шиповник, вишня, боярышник, рябина, малина, груша - показ иллюстраций. - Молодцы! Вы очень хорошо знаете деревья и кустарники, которые растут в нашей местности. 3. Анализ рисунка учебника на с. 44 - Откройте учебники на с. 44 и послушайте меня внимательно. Чародейкою Зимою Околдован лес стоит. И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. - Рассмотрите центральный рисунок в учебнике. Какие деревья вы видите? (клен, тополь, береза, липа, дуб, рябина). - Растут ли такие деревья в нашем крае? (да) - Посмотрите. Зима навела в лесу строгий порядок. Не балует она природу ни красками, ни цветами, все у нее прибрано, подметено, сверкает белизной. Раздала деревьям шубы, стоят они в одинаковых нарядах, попробуйте, отгадайте, где какое дерево. Вот сейчас мы попробуем это сделать. 4. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по плодам» Отгадайте загадку: Платье потеряла Пуговки остались (рябина). - Обратите внимание на доску, посмотрите, как выглядит рябина (рисунок ветки рябины) - Как вы догадались? Про какие такие пуговицы говорится в этой загадке? (красные ягоды) В этих ягодах не только красота, но и большая польза, хотя они и с горьким привкусом. Знающие ягоды люди едят их, когда ударит мороз. Горечь отбивается, а все полезные свойства остаются. Ягодами рябины питаются зимующие птицы - снегири, вороны, воробьи. - Найдите рябину в зимнем саду. Что помогло нам ее узнать? (плоды) На доску прикрепляется табличка со словом «плоды». Значит, деревья можно отличить по плодам. Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 44. Давайте вместе опишем внешний вид плодов деревьев. Плоды липы - орешки размером с горошину «подвешены» к широкому крылышку, с помощью которого они отлетают от материнского растения. У разных липовых «вертолетиков» разное число плодов - «пассажиров». У одних под крылом висит один плод, у других - два или три, а у некоторых - пять. И самое интересное, что вырастают они на одной липе. На доске рисунок - плод липы. У клена имеется по два плода с однобокими крылышками, обращенными друг к другу. У крылышек один край округлый и тонкий, а другой - прямой и толстый. На доске рисунок - плод клена. - Покажите в учебнике плод клена. У плодов вяза семя находится в центре кружочка-крылышка. Плод березы напоминает бабочку: семя находится в середине, а два овальных крылышка - по бокам. - Для чего нужны крылышки? (для того, чтобы им было легче улетать на более дальние расстояния) На доске рисунок - плод вяза. - Как называются плоды дуба? (желуди) Кто любит ими лакомиться? 5. Рисование плодов растений - Теперь давайте изобразим плоды. Возьмите в руки листочки бумаги, нарисуйте на выбор плоды одного из деревьев. Приступайте к работе (учитель контролирует работу детей). - Плоды, каких деревьев вы нарисовали? Можно ли по ним узнать дерево зимой? 6. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по коре и кроне» Отгадайте загадку: Разбежались на опушке В белых платьицах подружки (береза). Показ иллюстрации березы. - Покажите плод березы. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом Словно серебром - Что за белые платьица у наших подружек? (ствол березы с черными штрихами) - Да, березу мы всегда определим по коре. На доске карточка со словом «кора». Посмотрите еще раз на это дерево. Обратите внимание на ее крону. Крона дерева - это верхняя разветвленная часть. - Опишите крону березы. (У березы стройный ствол и крупные боковые ветки, отходящие под прямым углом. Молодые веточки тонкие, свисающие вниз) - Так по какому признаку можно узнать это дерево? (по кроне) На доске карточка со словом «крона» - Про это дерево говорят «могучий», «развесистый», «величавый». Что это за дерево? (дуб) Показ иллюстраций дуба. Ветви у дуба корявые, потому что светолюбивые. Поэтому за сезон ветвям приходится несколько раз менять положение. - Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать, как растения тянутся к свету? (бабушка в ящиках выращивает рассаду - помидоры. Эти ящики она ставит на подоконник. Маленькие растения тянутся к свету и сильно наклоняются к окну, а бабушке приходится каждый раз поворачивать ящики другой стороной) - Что же помогло нам определить дуб? (его крона, кора) Динамическая пауза Встаньте все. А теперь слушайте меня и повторяйте за мной те движения, которые я буду выполнять. Ветер дует нам в лицо, Закачалось дерево. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше, выше. Потянитесь высоко-высоко. Кто выше всех? - Как вы думаете, какое дерево мы с вами сейчас изобразили? Найдите его в нашем зимнем лесу? (это тополь. Его ветви тянутся к небу, как будто до облаков достать хотят) 7. Беседа «Как отличить одно дерево от другого по хвое и почкам» - Отгадайте загадку. Ну и платье, Сплошь иголки Его носят вечно (елки) Иллюстрации ели - Какое еще дерево у нас с иголками? (сосна) - Какие это деревья? (хвойные) - Рассмотрите рисунок на с. 45 и подумайте, что поможет отличить один кустарник от другого? (почки) На доске карточка со словом «почки». Прочитайте задание на с. 45. - Чем же отличается почка калины от ольхи? (почки калины плотно прижаты к стеблю, словно приросли к нему. Верхушки закруглены, и они похожи на капельки воды. Необычны почки ольхи: каждая сидит на отдельной ножке, как на подставке) - Похожа ли почка крыжовника на почку рябины? (Нет. У рябины почки круглые, продолговатые. Почечные чешуйки опущены. Почки крыжовника от них отличаются и по форме, и по колючкам у основания) III. Закрепление нового материала - Ребята, что мы сегодня научились делать на уроке? (различать деревья и кустарники зимой) - Чтобы узнать какое дерево перед нами, на что нужно обратить внимание? (На его крону, кору, семена и почки) Игра «Угадай с какого дерева» - Лесовичок передал нам удивительную корзину. Что же в ней? (в корзинке еловая шишка, сосновая шишка, веточка рябины, желуди, кора березы, крылатки клена, цветы липы, лист каштана, клена и ясеня) Давайте узнаем (ученик вытаскивает предмет и называет его). - С какого дерева? Как вы определили? IV. Итог урока - Наш урок подходит к концу. - Скажите, как можно одно дерево отличить от другого по плодам? - Какие деревья растут в нашем крае? Молодцы, ребята. Сегодня хорошо работали … Домашнее задание: чтобы лучше научиться различать деревья и кустарники зимой, внимательно прочитайте текст на с.44-45 и рассмотрите иллюстрацию. Урок окончен. До свидания.
Дополнительное задание Составьте рассказ по иллюстрации на с. 44, используя названия деревьев на тему «Зимние забавы».