Проект Характер цветных звуков

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 82











Проект Характер цветных звуков

Выполнили: Гуров Данила, Калина Елизавета,

Мулянова Софья, Чернышов Илья,

учащиеся 3Г класса МОУ СОШ №82.

Руководитель: Гордеева Ирина Викторовна,

учитель начальных классов.

Ульяновск

2011

Содержание.

  1. Введение.

  2. Психология цвета.

  3. Исследование.
  4. Анализ настроения стихотворений.
  5. Выводы.

  6. Полезные ресурсы.



































Характер цветных звуков. «Я взвесил звук, измерил и расчислил, В загадку слова хитростью проник. И умное злодейство я замыслил - Предать железу свой живой язык...»

(А.Журавлёв)

I. Введение. Связь цвета и звука издавна привлекает к себе внимание философов и поэтов, психологов и лингвистов, а в современном мире - и специалистов по массовой коммуникации, рекламистов и маркетологов.

От школьного психолога Кондратьевой Татьяны Александровны мы узнали, что цвет играет большую роль в жизни человека. По цвету одежды, цвету глаз можно определить его характер. На уроках литературного чтения наша учительница Ирина Викторовна рассказала о том, что учёные считают, что характер и цвет имеют и гласные звуки. Мы задумались: как это понимать? Может быть, если гласные звуки раскрасить каждый в свой цвет, то одни из них станут весёлыми, а другие нет? Проявление звукоцветового характера мы решили лучше всего искать в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. У каждого человека в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой, неспокойный и волнующий мир - мир поэзии. Стихотворное произведение неисчерпаемо, и каждый раз следует искать тот ключ, который поможет войти в образный мир и добиться более глубокого и эмоционального постижения стихотворения.

Поэтому цель нашей работы: узнать, какой характер у цветных звуков, и как он отражается на настроении текста.

Гипотеза: если, анализируя поэтический текст, исследовать цветовые соответствия гласных, то это позволит увидеть цветовую палитру стихотворения, определить его настроение.

Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть точки зрения разных авторов на психологию цвета.

2. Составить общую характеристику каждого цвета.

3. Провести исследование с целью: выяснить особенности цветовосприятия гласных звуков среди учащихся и учителей МОУ СОШ № 82 г. Ульяновска.

4. Провести цветовой анализ стихотворений, изучаемых на уроках литературного чтения, на его основе выполнить иллюстрации к произведениям. Мы думаем, что результаты исследования могут быть полезны в работе учителей и учеников на уроках литературы при анализе стихотворений и детских сочинений. Наша работа поможет юным читателям понять, осознать, прочувствовать и попробовать постичь тайну стихотворения в результате своего исследования над цветовой окраской гласных звуков.

Поэтому объектом исследования мы выбрали поэзию, а предметом - стихотворения русских поэтов.







  1. Психология цвета.

Каждый цвет, как море, имеет собственные глубины, подводные течения и неисследованные области. Погружаешься в цвет, как в глубины моря, купаешься в цвете, впитываешь цвет, наполняешься цветом и только тогда начинаешь ощущать, что же такое цвет. Цвет - это журчащая синева ручья, слепящее золото солнечных лучей, малиновые зори и лиловые сумерки.

Мы говорим голубой город, и всем понятно, что это город нашей мечты. Синяя птица ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщает нам о человеке открытом, добром и великодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски», мы сразу понимаем, что сгущать краски - значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.

Вся наша жизнь наполнена цветом. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие. Доктор Макс Люшер, психолог и исследователь в области цвета, изучал выбор оттенков из цветовой гаммы различными людьми. Люшер сделал вывод, что выбор цвета отражает психологические качества человека. Эксперименты показали, что воздействие тёплых оттенков красного, оранжевого и жёлтого цветов повышает артериальное давление, частоту пульса и дыхания, а воздействие зелёного, синего и чёрного понижает эти же показатели.

В рассказе «Приключения Кляксы в мире цвета» Клякса познакомилась с Солнечным Зайчиком и узнала, из каких красок состоит радуга. Очень ей не хотелось возвращаться в белую тетрадку с чёрными буквами. «Разве нельзя раскрасить звуки в разные цвета?» - спросила Клякса у Солнечного Зайчика. Он не знал ответ на этот вопрос и предложил обратиться к Солнечному Лучу. «Ведь чистый свет заключает в себе все цвета радуги», - сказал Солнечный Зайчик Кляксе.

Солнечный Луч рассказал, что разные люди по-разному определяют характер каждого цвета. Например, Лилиан Бонде в книге «Магия цвета» считает, что красный цвет означает лидерство и упорство; оранжевый - милосердие и общительность; жёлтый - ловкость и сообразительность; зелёный - практичность, обидчивость; голубой - мудрость и терпение; синий - лживость и подчинение; фиолетовый - творческий склад ума.

Авторы книги (Миллер М. и Миллер Е.) «Секреты талисманов» дают такую характеристику каждому цвету. Красный - лидерство, оранжевый - жизнерадостность, жёлтый - цвет победителя, голубой - спокойствие, честность, синий - организованность, фиолетовый - общительность.

Н.М. Погосова в книге «Цветовой игротренинг» так даёт психологическую характеристику цвета:

Красный - это энергия и сила. Это цвет огня, действия и жажды. Красный цвет даёт энергию, активизирует и возбуждает.

Оранжевый - тёплый и активизирующий цвет. Он часто ассоциируется с солнцем, огнём, радостью. Оранжевый настраивает на оптимизм, открытость и общительность.

Жёлтый - это цвет самого солнца, чистый и ясный, несущий свет, тепло и энергию. Жёлтый способствует концентрации внимания и ясности мыслей.

Зелёный - цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. Он вызывает чувство спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции.

Голубой - это цвет интуиции, эмоциональности и духовного роста. Голубой ассоциируется с ясным небом, с прозрачностью воды. Он производит впечатление лёгкости, воздушности и чистоты.

Синий - помогает обрести внутренний покой, стимулирует вдохновение, творчество, связан с самоанализом.

Фиолетовый - глубокий и красивый, связан с духовностью, интуицией, творчеством и интеллектуальными способностями человека.

Коричневый - символизирует надёжность, защиту и прочность. Он успокаивающий и сдержанный.

Белый - ассоциируется с молоком, облаками, дневным светом, чистотой, совершенством. У многих народов белый воспринимается как символ удачи, добра и жизни.

Чёрный - таинственное и неизведанное, это абсолютное поглощение всех цветов, это покой и тишина.

Серый - стремится к стабильности, равновесию, покою и гармонии.

Не существует плохих цветов. У каждого цвета свои специфические свойства и сила. Здоровый уравновешенный человек находится в гармоничных отношениях со всеми цветами.

Как мы видим, характеристики цветов у данных авторов во многом совпадают. Зная, что означает каждый цвет, мы можем многое рассказать о том человеке, который его выбрал.

Свойство звуков вызывать цветовые образы были давно замечены. Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. Французский поэт Артюр Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки: А - черный, Е - белый, И - красный, У - зеленый, О - синий: тайну их скажу в свой черёд… Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным свои цвета: он считал И - синим, У - ярко-жёлтым, А - красным. Немецкий лингвист А.Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - жёлто-зеленым, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.

Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определенные звукоцветовые соответствия? Что это - странная фантазия поэта? Или какая-то особенность восприятия звуков тонко организованной поэтической душой? А может, гласные действительно «окрашены» в восприятии всех носителей языка?» Эти вопросы задает в своей книге «Звук и смысл» Александр Павлович Журавлев. А затем он описывает эксперимент, результаты которого ошеломили исследователя: почти все информанты А восприняли «красным», И - синим, О - «жёлтым» или «белым», Ы - «чёрным». На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь «звук речи - цвет» - редкий сугубо индивидуальный феномен. Для того чтобы составить характеристику текста, нам нужно знать, в какой цвет окрашены гласные звуки.

Каждый звук соотносится с каким-либо цветом. Это забытое открытие древности получило актуальность в наше время. Фоносемантикой - наукой, занимающейся изучением эмоциональной реакции человека на слово, как на набор звуков - подтверждена глубокая связь между детским восприятием звуков речи и цветовых оттенков. Калининградский ученый-лингвист А.П.Журавлев в своей книге "Звук и смысл" приводит неожиданные результаты ряда экспериментов, в которых испытуемым предлагалось соотнести гласные буквы с каким либо цветом, точнее "окрасить" буквы в разные цвета. Исследования А.П. Журавлева позволили охарактеризовать звукоцветовые соответствии для гласных. Он считает, что гласные звуки соотносятся с определенными цветами и смыслом.

Звукоцветовые соответствия :

А - ярко-красный

О - яркий, светло-желтый или белый

И-светло-синий

Э- светлый жёлто-зеленый

У- тёмный сине-зеленый

Ы-тусклый темно-коричневый или чёрный

Один студент в пику Рембо написал на тему его сонета «Гласные» собственную вариацию с «правильными» цветовыми расшифровками гласных:

Я вижу яркий свет, когда кричат,

Я слышу крик, свет яркий созерцая.

Все звуки светятся, и все цвета звучат,

И ныне я их тайны раскрываю.

А - красная рубаха палача,

А - ахает толпа, на казнь взирая.

Ы - чёрный бык, мычащий по ночам.

О - осень: крона клёна золотая.

Е - это свежесть молодого лета,

Зелёный переплет Есенина и Фета.

И - птичий свист над синею рекой.

У - это грустный свет зелёно-синих

Очей её, глубоких, как пучина.

У - это гулкий цвет волны морской.

Многие такие эксперименты с 1000 информантов показали, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают, по крайней мере, гласные вполне определенно.



Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям А.П. Журавлёв представил в таблице:











Звукобуквы

Цвета

Норма на 1000

А Густо-красный 116

Я Ярко-красный

О Светло-жёлтый или белый 126

Е Зеленый 102

Ё Желто-зеленый

И Синий 77

У Темно-синий, темный сине-зеленый 40

Ю Голубоватый

Ы Мрачный темно-коричневый или черный 24

Если соответствия звуков речи определенным цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно искать проявления звукоцвета в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна.

Используя компьютерную программу, ученый проверил ряд стихотворений на звукоцветовые соответствия и пришёл к следующему выводу: есть «цветные» стихи, в которых подбор гласных точно соответствует цветовым картинам, нарисованным в них. На листах вы видите иллюстрации к стихотворениям А. Тарковского «Синицы», С. Есенина «Зелёная прическа, девическая грудь…», А. Тарковского «Сирени». Картины созданы на основе компьютерных характеристик гласных звуков этих произведений.



Проект Характер цветных звуков

А. Тарковский «Синицы».

Арсений Тарковский « Синицы»

В снегу, под небом синим,

а меж ветвей - зелёным,

Стояли мы и ждали

подарка на дорожке.

Синицы полетели

с неизъяснимым звоном,

Как в греческой кофейне

серебряные ложки.

Могло бы показаться,

что там невесть откуда

Идет морская синька

на белый камень мола,

И вдруг из рук служанки

под стол летит посуда,

И ложки подбирает,

бранясь, хозяин с пола.





Проект Характер цветных звуков

С. Есенин «Зелёная прическа, девическая грудь…»

Сергей Есенин «Зелёная причёска, девическая грудь…»

Зелёная прическа,

Девическая грудь.

О тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд?

Что шепчет тебе ветер?

О чем звенит песок?

Иль хочешь в косы-ветви

Ты лунный гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум,

Я полюбил - печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух.

И так, вдохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

"Прощай, моя голубка,

До новых журавлей"».

Проект Характер цветных звуков

А. Тарковский «Сирени».

Арсений Тарковский «Сирени вы, сирени»

Сирени вы, сирени,

И как вам не тяжёл

Застывший в трудном крене

Альтовый гомон пчёл?

Осталось нетерпенье

От юности моей

В горячей вашей пене

И в глубине теней.

А как дохнет по пчёлам

И прибежит гроза

И ситцевым подолом

Ударит мне в глаза -

Пройдет прохлада низом

Траву в коленях гнуть,

И дождь по гроздьям сизым

Покатится, как ртуть.

Под вечер - вёдро снова,

И, верно, в том и суть,

Чтоб хоть силком смычковый

Лиловый гул вернуть.

Дальнейшие эксперименты стали подтверждением удивительного взаимного проникновения, взаимоотражения произведений искусства. Стихотворение «Пускай меня простит Винсент Ван Гог» написано А. Тарковским под впечатлением от знаменитой картины Ван Гога «Звезда и кипарис» (или «Дорога в Провансе»). На листе вы видите иллюстрацию, созданную на основе компьютерных характеристик гласных этого стихотворения, и картину Ван Гога. Та же цветовая гамма! Проект Характер цветных звуков Проект Характер цветных звуков Чтобы понять суть проведенного эксперимента, обратимся к тексту стихотворения. Внимательно прочитаем его последние строчки Стою себе, а надо мной навис Закрученный, как пламя, кипарис. Лимоннный крон и тёмно-голубое, - Без них не стал бы я самим собою; А эта грубость ангела, с какою Он свой мазок роднит с моей строкою,

Ведет и вас через его зрачок Туда, где дышит звездами Ван-Гог. В третьей строчке поэт определил основной колорит картины Ван Гога: яркий лимонно-жёлтый цвет причудливых небесных светил, жёлтые хлеба в поле и густой тёмно-голубой тон неба. Среди гласных в стихотворении чётко доминируют О и У. Но ведь это жёлтый («лимонный крон») и тёмно-синий («тёмно-голубое»)! Те же цвета и даже в той же последовательности!

Все это нас заинтересовало, и мы решили самостоятельно провести подобный эксперимент. Мы решили узнать:

  1. Окрашены ли в человеческом сознании гласные звуки?

  2. Проявляется ли цветовая особенность гласных звуков в поэзии?

  3. Какую роль играют гласные звуки в создании поэтических образов?







  1. Исследование.
Всего в исследовании принимали участие 96 респондентов (4 учителя и 92 ученика 2-3 классов).

2 класс. На доске в строчку написали шесть гласных: Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик - названия шести цветов: красный, чёрный, синий, жёлтый, зелёный, белый. Задание информантам: напишите, в какой из шести цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных; если не можете решить, - пишите наугад.

Мы ничего не объясняли, конечно, не приводили никаких примеров, доказательств или собственных соображений в пользу тех или иных решений. Информанты работали самостоятельно и безымянно.

Эксперимент в 3-х классах мы усложнили. Ученики записали те же гласные, но названия шести цветов им не были названы. Информанты самостоятельно решали, в какой цвет окрашен каждый звук. Уже первые результаты нас просто удивили: против А почти все написали «красный», И для большинства «синий», О - «жёлтый» или «белый», Ы - «чёрный» или «коричневый».

Проверив результаты, мы убедились в том, что гласные звуки речи в нашем восприятии вполне определённо и в основном для всех одинаково окрашены, хотя мы этого не осознаем.

Для гласных звукоцветовые соответствия можно охарактеризовать так:

А - красный,

О - жёлтый или белый,

И - синий,

Е - зелёный,

У - тёмный сине-зелёный,

Ы - тусклый тёмно-коричневый или чёрный.



Итак, мы узнали, что в человеческом сознании гласные звуки в основном окрашены одинаково. Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчеркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно. Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е и т.д. Судите сами.





  1. Анализ настроения стихотворений.

Следующим этапом нашей работы стал анализ настроения стихотворений. Материалом для исследования послужили поэтические тексты А.Пушкина, Ф.Тютчева, И.Бунина, С.Есенина, изучаемые на уроках литературного чтения. Стихотворения этих прекрасных поэтов - добрые спутники нашей жизни. Кажется, знаешь их наизусть, и всё же каждый раз, раскрывая знакомые стихи, находишь в них что-то новое, прежде неизведанное, сверкнувшее как бы впервые. Давайте вместе с помощью калькулятора сделаем расчёты по упрощенной схеме, и цветная картина стихотворения проявится на ваших глазах. Стихотворения распределили по традиционным разделам учебника: осень, зима, весна.



Осень.

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет 1 строфа

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

27/104

13/104

4/104

13/104

5/104



6/104


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


2,24

0,99

0,5

1,22

1,2



2,4

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый


2 строфа

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

8/113

17/113

16/113

18/113

6/113



10/113


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,61

1,19

1,83

1,56

1,32



3,68

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый


стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

35/217

30/217

20/217

31/217

11/217



16/217

116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,4

1,1

1,2

1,4

0,12



3

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый






Мы проанализировали гласные в каждой строфе стихотворения и подсчитали их частотность. Среди гласных наиболее заметны в тексте, конечно, ударные, поэтому и в «цветовой» программе мы подчеркнули роль ударных, удвоив их при счете. Во 2 столбце первое число - количество употреблений гласного звука; второе число - общее количество употреблений гласных звуков. Сначала находим процентную долю звукобукв А-Я в стихотворении из 217 букв. В 3 столбце записана норма употребления звукобукв А-Я (средне статическое) и находим отношение этих доль. Как видим, звукобукв Ы в стихотворении гораздо больше. Превышает норму в 3 раза. Вторым по превышению нормы идет А-Я. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции, придавая красному тону мрачное звучание. Наконец, Е, И (также превышает норму) добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зеленые оттенки. Поэтому, мы считаем, что поэт с грустью говорит об увядающей красоте осенней природы.

Если изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в красно-багровой и в чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной прозеленью.

В моей иллюстрации к тексту всего стихотворения я постарался выдержать заложенную поэтом цветовую палитру.



Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял, и падал колос,

Теперь yж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых снежных бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет 1 строфа

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю

ы

17/88

11/88

7/88

11/88

2/88

4/88


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,66

0,99

1,03

1,22

0,56

1,89

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый 2 строфа

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы


10/102

19/102

9/102

12/102

5/102



2/102


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,84

1,47

1,14

1,15

1,22



0,81

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

3 строфа




а/я

о/ё

и

е/э

у/ю

ы


11/101

17/101

7/101

17/101

7/101

5/101


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,61

1,19

1,83

1,56

1,32

3,68

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый


стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

37/315

47/315

23/315

38/315

14/315



11/315

116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,01

1,18

0,94

1,18

1,1



1,45

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный,

коричневый

В 1 строфе превышает норму Ы, А-Я, Е-Э - красный, зелёный с тёмно-коричневым оттенком. Во 2 строфе - тёмные сине-зелёные, жёлтые и зелёные краски, в 3 строфе - тёмные синие и зелёные оттенки. Краски всего стихотворения - синие, зелёные с проблеском жёлтого и мрачно-коричневого говорят о ясном, светлом дне, спокойствии и тишине. Не началось еще буйство красок в лесу и в природе ощущается некая пустота. Природа словно дарит на прощание все свои яркие краски. Не успеешь оглянуться, как возьмут своё холода и окружающий мир потеряет столь волнующую яркость красок. Осень, считает Тютчев, всего лишь нелепый каприз природы. Перед нами та одухотворенная природа, которая потрясает нас, прежде всего, подлинностью состояния, «в ней есть душа, в ней есть свобода».

Если изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в зелёно-жёлтой и в тёмно-синей гамме, кое-где с буро-красной.





И. А. Бунин «Осень»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

Тo там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца…

Сегодня на пустой поляне ,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В траве последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной… Если рассмотреть таблицу, то можно увидеть, что звукобукв О - Ё (жёлтый цвет) гораздо больше и превосходит норму в 1,56 раз, вторым доминирующим являются Е - Э (зелёный цвет), превышение нормы в 1,24 раза, и третьим по превышению является Ы. Жёлтый - цвет золота, которое с древности воспринималось как застывший солнечный свет. Это цвет осени, свет зрелых колосьев и увядающих листьев. Жёлто-зеленая окраска и придает стихотворению светлый тон, а чёрно-коричневый цвет вносит оттенок грусти и тишины. Остальные звукобуквы практически в одинаковое количество раз превышают норму. По такой окраске звуков становится ясно, что звукоцветовая картина стихотворения самая разнообразная: красный, темно-синий, зеленый, жёлтый и черный, которые точно передают настроение стихотворения.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

64/640

126/640

39/640

81/640

19/640



15/640


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,86

1,56

0,79

1,24

0,74



0,97

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

Итак, в звуковой ткани стихотворений об осени доминирует прежде всего О, Ы и дальше А. Да ведь это и есть жёлто-коричнево-красная осенняя гамма цветов! Однако в какой-то мере это было предсказуемо. Именно такого результата мы и ожидали. Не так ли?

Зима.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою околдован, лес стоит -

И под снежной бахромою, неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, - не мертвец и не живой -

Сном волшебным очарован, весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…

Солнце зимнее ли мёщет на него свой луч косой -

В нём ничто не затрепещет, он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

10/280

63/280

25/280

39/280

14/280



3/280


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,3

1,78

1,16

1,36

1,25



0,44

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Тёмный сине-зелёный

Чёрный, коричневый



Как мы видим, У-Ю, И, Е-Э превышают норму и добавляют звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные оттенки, а синий - чистоту. Белый цвет, который соответствует торжественному, бодрому настроению стихотворения, также превышает норму. Цветовая окраска звуков соответствует настроению текста. Главные цвета - жёлтый или белый, синий и тёмно-синий. Зимнее «чудо» совершается в состоянии волшебного сна природы, музыка стиха имитирует магическое действие Чародейки, которая чертит волшебные круги, кольца, очаровывая, гипнотизируя, погружая в сон, что особенно подчеркивают просторы. Стихи завораживают своей музыкой, «колдуют».

Сергей Есенин "Берёза"

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю

ы

24/217

45/217

25/217

26/217

4/217

5/217


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


0,95

1,65

1,5

1,17

0,46

0,96

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

Как видим, звукобукв О-Ё в стихотворении гораздо больше, превышает норму в 1,65 раз. Вторым по превышению нормы идет И - в 1,5 раза. Наконец, Е (также превышает норму). Звукобуквы А-Я, Ы практически соответствуют норме. Всё это добавляет звукоцветовой картине сине-зелёные оттенки на белом (жёлтом) фоне с проблесками красного цвета зари. Белый цвет - божественный вызывает ощущение радости, сияющего света, начала новой жизни. Сверкающее серебро - тишина, чистота. Заря похожа на мать, благословляющую свою дочь.

Если изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то получится картина в бело-синей гамме, кое-где с буро-красной.

Проект Характер цветных звуков



И. А. Бунин «Первый снег».

Зимним холодом пахнуло на поля и на леса,

Ярким пурпуром зажглися пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала, а с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный первым снегом понесло…

И сегодня над широкой белой скатертью полей

Мы простились с запоздавшей вереницею гусей.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

42/229

26/229

16/229

28/229

11/229



6/229


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,6

0,9

0,9

1,2

1,2



1,1

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

Первым по превышению нормы идет А-Я. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им ударные позиции, придавая красному тону мрачное звучание - Ы - превышение в 1,1 раза. Наконец, Е, У-Э (также превышает норму) добавляют звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные оттенки. Поэтому настроение стихотворения то грустное, то весёлое, поэту то скучно, то радостно. Бунин умеет печалиться и восхищаться.

Итак, в звуковой ткани стихотворений о зиме доминирует прежде всего У-Ю, И и дальше О. Да ведь это и есть тёмно-сине-зелёная, сине-белая зимняя гамма цветов! Однако в какой-то мере и это было предсказуемо.

Весна.

А. Пушкин.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Ещё прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

37/276

39/276

23/276

38/276

18/276



8/276


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,1

1,1

1,1

1,34

1,63



1,2

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

В этом стихотворении звукобуквы У-Ю превышают норму в 1,6 раза, вторым по превышению идёт Е-Э, остальные звукобуквы превышают норму приблизительно в одинаковое количество раз. Мы видим такую картину: небеса смотрятся, как новенькие, чистые; блеск лучей солнца слепит глаза и поэтому на небеса больно смотреть; такое небо можно увидеть только весной. Пестрота красок и создаёт впечатление пробуждающейся природы.







Ф.Тютчев «Весенние воды».

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

34/245

38/245

21/245

35/245

11/245



12/245


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,2

1,2

1,1

1,4

1,1



2

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

Как видим, звукобукв Ы в стихотворении гораздо больше. Превышает норму в 2 раза. Вторым по превышению нормы идёт Е-Э, превышение в 1,4 раза. Остальные звукобуквы превышают норму приблизительно в одинаковое количество раз. Это говорит о том, что поэт в размеренности смены времен года увидел нетерпеливость. Зиму торопит еще не наступившая весна, и за ней уже весело толпится, с нетерпением дожидаясь своего часа, румяный хоровод гонцов лета. Мы видим и слышим звуки природы от апрельского бурного таяния снегов до тёплых, тихих майских дней. Шум природы передает само звучание стихов.





С. Есенин «С добрым утром!»

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Звук/буква

Частота использования

Норма

Отношение

Цвет стихотворение

а/я

о/ё

и

е/э

у/ю



ы

42/274

42/274

21/274

31/274

13/274



12/274


116/1000

126/1000

77/1000

102/1000

40/1000

24/1000


1,3

1,2

1

1,4

1,1



1,8

Красный

Жёлтый, белый

Синий

Зелёный

Темный сине-зеленый

Черный, коричневый

В этом стихотворении звукобуквы Ы, Е, А-Я, О-Ё превышают норму. Таким образом, звукоцветовая картина стихотворения имеет зелёно-жёлтую гамму с тёмно-красным отливом, которая точно передаёт настроение произведения.

Разумеется, поэт специально не подбирал такую звуковую палитру своего стихотворения. Но его поэтическое зрение и поэтический слух, его талант художника слова подсказали ему правильный выбор звуковых пропорций для создания нужной тональности цветовой мелодии стиха.

Найдем соответствие доминирующих «цветных» звукобукв лексике стихотворения. Словосочетание «зелёные сережки» указывают на зелёный цвет; глаголы «румянит» и «горят» - на красный; словосочетания «золотые звёзды», «серебряные росы» и существительное «перламутр» - на белый и жёлтый.





V. Выводы.

Художники слова стремятся как можно полнее, ярче, живее выразить в произведении нужные впечатления, переживания, размышления. Конечно, достигается эта цель всеми языковыми средствами, главное из которых - смысловая сторона языка с тонкой и бесконечно разнообразной игрой оттенков значения слов и их сочетаний. Мы доказали, что эффект звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создаётся определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха поддерживает, "подсвечивает" эту картину звукам соответствующего цвета.

Таким образом, проанализировав стихотворения С. Есенина, А.Пушкина, Ф. Тютчева, И.Бунина, мы нашли подтверждение теории звукоцветовых соответствий.

Следовательно, цветовая окраска звуков в стихотворениях величайших русских поэтов соответствует настроению текста. Остаётся только поражаться, насколько точно талант поэтов подсказал им выбор и пропорции доминантных звуков. Стало понятно, как точно используют они изобразительные возможности звукоцвета. При сравнении уже первых строчек стихотворений с цветами доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и звуковых картин. Поэт, конечно, может не осознавать этих звукоцветовых соответствий, но тонкое чутьё художника подскажет ему, что подбор именно таких гласных усиливает нужное эмоционально-образное впечатление.
Проведя исследования цветовой окраски звуков в стихотворениях известных поэтов, мы пришли к таким выводам:

  1. Обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики, не случайное совпадение цифр, а проявление таланта поэтов, который подсказал им выбор и пропорции доминантных звуков.
  2. Наибольший эффект звукоцвета достигается, когда в стихотворении создается определенная цветовая картина и рисунок гласных стиха поддерживает, «освещает» эту картину звуками соответствующего цвета.
  3. Из русских поэтов наиболее точно использует изобразительные возможности звукоцвета Сергей Есенин.


Исследование звукоцвета в стихотворениях русских поэтов поражает своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием понятийному смыслу и образному строю стихотворений. Может быть и трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении, но мы убедились, что это так. Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, которая помогает поэту не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

Цветная музыка стиха

рождается внезапно.

Цветная музыка стиха

как радуга приятна.

Сегодня чувствую вот так,

а завтра - по-другому;

сегодня вижу красным мак,

а завтра - по-иному.

Я погружаюсь. Для меня

есть мир, где только звуки.

Играет цветом звук и я

измажу краской руки.

Чтобы других мне понимать

и принимать их сердцем,

стихи как цвет начну читать,

открыв палитры дверцу.

Все чувства ярко покажу

цветной певучей речью.

С собой и с вами я дружу,

поскольку слог расцвечен.

Вот цветозвуки на листе -

цветное настроение.

Улыбка на моём лице.

Смотри стихотворение!

Тем, кто заинтересовался нашим исследованием, думаем, что будет полезен буклет, который мы составили по завершению работы.

Мы считаем, что точно такой же анализ можно проводить и по детским сочинениям. Часто бывает так, что тема дана для всех одна, а рассказы получаются совершенно разными: у одних - грустными, у других - весёлыми. Учитель, проверяя такие работы, может составить цветовую характеристику и лучше понять настроение самого ученика. Но это тема нашего следующего исследования.





Полезные ресурсы:



  1. Времена года. Стихи и рассказы о природе. М.: Астрель. Аст.,2006

  2. Журавлев А.П. Звук и смысл: книга для внеклассного чтения. М.: Просвещение, 1981.- 160с. В Интернете: classes.ru/grammar/169.Zhuravlev/source/worddocuments/_28.htm

  3. Журавлёв А.П. Диалог с компьютером. М.: Молодая гвардия, 1987 год.

  4. Журавлев А. П. Компьютерный звукоцвет. Издательство: Янтарный сказ, Аврора. Издательство (ФГУП), 2004 г.

  5. Романовская З.И. Литературное чтение. Живое слово. 2,3, 4 классы. Учебники для четырёхлетней начальной школы. М.: Астрель. АСТ, 2008.

  6. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. СПб.: Речь, 2007



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 82











Проект Характер цветных звуков

Выполнили: Гуров Данила, Калина Елизавета,

Мулянова Софья, Чернышов Илья,

учащиеся 3Г класса МОУ СОШ №82.

Руководитель: Гордеева Ирина Викторовна,

учитель начальных классов.

Ульяновск

2011

Содержание.

  1. Введение.

  2. Психология цвета.

  3. Исследование.
  4. Анализ настроения стихотворений.
  5. Выводы.

  6. Полезные ресурсы.



© 2010-2022