Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Создание ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время"



«Успех в учении - единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться» В. А. Сухомлинский Ситуация успеха - это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Успех - результат подобной ситуации. Успех прежде всего связан с чувствами радости, эмоционального подъема, которые испытывает человек в результате выполненной работы. Ситуация -это то, что способен организовать учитель. Успех бывает: - Констатирующий- главное- уловить момент продвижения личности, зафиксировать его, разделить радость. - Разделённый- смысл в поддержке окружения, когда окружающие разделяют, усиливают, подчёркивают собственный успех личности. Позитивные моменты ситуации успеха: - переживание успеха внушает человеку уверенность в собственных силах; - появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; - положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. Но наряду с положительными, существуют негативные моменты: - успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к переоценке, точнее, к завышенной оценке своих возможностей; - за сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если же в этот период предложить человеку какую-то деятельность, то она, скорее всего, будет менее успешна, чем предыдущая; - эмоция успеха не явится сильным переживанием, если результаты деятельности не значимы для ее субъекта.

Существуют следующие способы и приемы создания ситуации успеха: 1. Установление психологического контакта, создание атмосферы доверия: улыбка, обращение по имени, поглаживание, сопереживание ученику. 2. Снятие чувства страха. 3. Четкая инструкция. Совет. 4. Использование приема положительного подкрепления: переключение внимание ребенка с себя на дело путем усиления его социальной значимости. 5. Интерпретирование недостатка, как достоинства. 6. Педагогическое внушение через интонацию, пластику, мимику - передает веру в успех и дает импульсы к действию. 7. Педагогическая оценка результата: оценивание не человека, а деятельности, отношение ребенка к ней. 8. Вселение веры ребенку в его будущие успехи.

Последовательность операций создания ситуации успеха Снятие страха (помогает преодолеть неуверенность в собственных силах). Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершенствования деятельности (помогает ученику избежать поражения). Внесение мотива (показывает ребёнку ради чего, ради кого совершается эта деятельность). Персональная исключительность (обозначает важность усилий ребёнка). Мобилизация активности или педагогическое внушение (побуждает к выполнению конкретных действий). Высокая оценка детали ( помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то отдельной детали). неожиданная радость; общая радость; радость познания.

Основные типы ситуаций успеха: «Неожиданная радость» Выделяют следующие приёмы создания ситуации успеха: «Даю шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребёнок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. «Исповедь» -это приём можно применять в тех случаях, когда есть надежда, что искреннее обращение учителя к лучшим чувствам детей получит понимание, вызовет ответный отклик. «Лестница» - ситуация, когда учитель постепенно ведёт ученика вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих. «Общая радость» Приёмы создания ситуации: «Следуй за нами» - даёт возможность разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения и стимулом познания, и результатом усилий. «Эмоциональный всплеск», «Заражение» - учитель должен найти способ разбудить интеллектуальный потенциал, который скрывается в каждом ученике, помочь родить усилие, которое родит мысль, а мысль превратится в знание и ответное чувство признательности. В конечном итоге появится вера в себя, вера в успех. «Радость познания» Приёмы создания ситуации успеха: «Эврика»- суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. «Линия горизонта» - однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями, неудачами. Банк ситуции успеха - детям предлагается закончить незаконченные предложения.

Так же для создания успеха очень важно портфолио. Значение портфолио:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика
  • повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • раскрытие индивидуальных способностей;
  • создание условий для его самореализации в различных областях;развитие познавательных интересов;
  • формирование готовности к самостоятельному познанию;установка на творческую деятельность;
  • развитие мотивации дальнейшего творческого роста, приобретение навыков саморефлексии;
  • формирование умения анализировать собственные интересы.
Созданию ситуации успеха способствует и использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип "Одна голова хорошо, а две лучше" или "Что одному не под силу, то легко коллективу". Метод проектов - ещё одна педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Т.о., созданию ситуаций успеха на уроке и во внеурочное время способствует:
  • личная заинтересованность ученика;
  • уровень общеучебных умений и навыков учащегося;
  • взаимоотношения, сложившиеся с конкретным учителем, стиль общения педагога;
  • характер взаимоотношений, принятый в конкретном ученическом классе;
  • отношения родителей к самому учебно-воспитательному процессу;
  • стиль общения между педагогами, стиль преподавания, принятый в данной школе.






Твой завтрашний успех начинается сегодня!

© 2010-2022