Конспект урока по литературному чтению на тему Знакомство с новым учебником «Литературное чтение»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока литературного чтения, 1 «А» класс №___ Дата: 01.03.16г.
Учитель Логунова Мария Евгеньевна

Тема: Знакомство с новым учебником «Литературное чтение». Цели: познакомить учащихся с новым учебником - «Литературное чтение», научиться владеть понятиями «писатель», «автор», «произведение», прививать любовь к чтению.
Целевые установки урока по (планируемые результаты): Предметные: знать, как выглядит учебник по литературному чтению и условные обозначения; ориентироваться в условных обозначениях, находить их на страницах учебника, правильно толковать; ориентироваться в разделах и рубриках учебника, знать, где находится «Словарь».
Метапредметные:
регулятивные: понимать, что такое цели изучения раздела (темы) и где в учебнике они зафиксированы (шмуцтитул), осознавать, что такое учебная задача урока; познавательные: анализировать структуру учебника, создавать модель структуры одного из разделов учебника; коммуникативные: знать ранее изученные правила работы в группе, использовать их в своей практической деятельности.
Личностные: осознавать ценность учебной книги для своего образования, бережно относиться к ней, демонстрировать умения правильно листать страницы, убирать книгу в портфель и доставать из портфеля, пользоваться закладкой, выбирать обложку для учебника. Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 1 класс» в 2 частях, по одному чистому листу бумаги формата А-4 для каждого ученика, цветные карандаши (или фломастеры), простой карандаш и линейка, клей или степлер, образцы обложек для учебников, образцы закладок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Проверка готовности учащихся к уроку, настрой на работу, организация внимания учащихся.
    - Когда мы говорим «Здравствуйте», мы желаем здоровья и мира родным, близким, знакомым и незнакомым людям, матушке природе. Как приятно произносить такие слова и как приятно их слышать!
    2. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новым учебным предметом, который называется так же, как учебник, - литературное чтение. Рассмотрите, какие учебные пособия вы видите на стенде. Назовите их. (Учебник «Литературное чтение. 1 класс», части 1 и 2.)
- Правильно, ребята, мы с вами до конца этого учебного года будем изучать учебник «Литературное чтение» Рассмотрите учебник, задумайтесь, почему так называется наш новый учебный предмет и что мы будем на нём изучать? (Дети листают учебники и делают выводы.)
- Как вы думаете, почему так важно изучать литературу? (Благодаря литературе мы узнаём много нового, интересного, можем прочитать о том, чего никогда не видели своими глазами, а также мы совершенствуем свои умения читать правильно, выразительно и пр.)
- Правильно, ребята. Но ещё благодаря литературе мы будем учиться рассуждать о том, почему герои произведений, попадая в разные ситуации, ведут себя по-разному, мы будем учиться слышать автора произведения, понимать его точку зрения, задумываться над сложными вопросами, которые он задаёт в своих произведениях. А ещё мы будем учиться понимать художественное слово, а это одна из самых трудных задач на уроках литературного чтения. Прослушивание стихов о книгах. - А теперь послушайте стихотворение С. Михалкова «Как бы жили мы без книг?». Какую ценность представляют собой книги для ребёнка, по мнению автора? Как бы жили мы без книг? Ты представь себе на миг, Как бы жили мы без книг? Что бы делал ученик, Если не было бы книг, Если б всё исчезло разом, Что писалось для детей: От волшебных добрых сказок До весёлых повестей?..

Нет, нельзя себе представить, Чтоб такой момент возник И тебя могли оставить Все герои детских книг. - Ребята, о книгах, о том какую они имеют ценность для человека, рассказывают пословицы и поговорки, созданные русским народом в давние времена. Прочитайте их и подумайте над смыслом каждой из них. Сама молчит, а сто друзей научить может. С книгой поведёшься - ума наберёшься. Золото добывают из земли, а знания - из книг. У Земли спутник - Луна, а у человека - книга. Выводы учащихся о ценности книг и литературы как учебного предмета.
  1. Подведение учащихся к теме урока.
- Итак, как вы думает, из выше сказанного какая тема нашего сегодняшнего урока?
- Правильно, ребята, сегодня, нашей основной задачей урока будет знакомство с новым учебником. Это поможет нам легко находить нужные рубрики и разделы, ориентироваться в условных обозначениях. Также будем учиться бережно относиться к учебнику, правильно их открывать, листать страницы, пользоваться закладками, выбирать обложки. Всё, что я назвала, ребята, - это учебные задачи урока. Вот как много мы должны освоить на первом уроке! 4. Работа по теме урока. Знакомство с авторами учебника. - Ребята, откройте с. 2 части 1 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Здесь под красной чертой расположены фамилии авторов учебника, прочитайте их. - Видите, как много людей трудились над тем, чтобы вам было интересно учиться, чтобы вы полюбили литературу и стали настоящими читателями. - А может быть, с кем-то из авторов мы уже встречались и немного знакомы? Где вы уже видели эти фамилии? (В «Азбуке».) - Хорошо, заметьте, что количество авторов в учебнике по литературному чтению увеличилось, значит, понадобилось много усилий, чтобы вас научить грамотно читать. Среди авторов учебника много учёных, людей, которые всю свою жизнь посвятили созданию учебников для маленьких школьников, поэтому мы должны быть благодарны им за такой титанический труд и, конечно, бережно относиться к учебникам. Работа над условными обозначениями. - Вслед за фамилиями авторов вы найдёте надпись «Условные обозначения». Вам уже знакомо понятие «условные обозначения», давайте вспомним, что это такое. (Это значки, которые указывают, что нужно делать.) - Правильно. Посмотрите, как называется первый значок. Как вы будете выполнять его указание? (Второй, третий и четвёртый значки рассматриваются так же.) - Откройте часть 2 учебника «Литературное чтение. 1 класс». Посмотрите, изменились ли значки? (Нет, они остались прежними, значит, нам легко будет по ним ориентироваться и во второй части учебника.) - А теперь найдите на страницах учебника такие значки и назовите, где они встретились, на что указывают. Работа над структурой учебника. - Ребята, сейчас перед нами стоит трудная задача - понять, как устроен учебник, какие в нём есть разделы и рубрики, для чего они включены в учебник. Откройте часть 1 учебника на с. 3, прочитайте заголовок. Как вы думаете, что может иметь такое название - раздел, рубрика, произведение или что-то другое? (Дети высказывают предположение.) - Правильно, это название раздела, или темы, как иногда говорят. А теперь откройте часть 1 учебника на с. 79. Какой заголовок дан здесь? Прочитайте, какие темы входят в содержание учебника. На каких страницах они расположены? Найдите их в учебнике. О чём, по вашему мнению, пойдёт речь в каждом разделе? - А теперь сравните страничку с заголовком «Жили-были буквы» и страничку с заголовком «Сказки, загадки, небылицы». Что ещё, кроме названия раздела, есть на этих страницах? - Правильно, ребята, здесь ещё есть предложения, в которых отражены результаты изучения темы, т. е. цели, которые указывают, что мы узнаем при чтении произведений по данной теме и чему научимся. Это очень важно, так как если человек не знает, что он будет делать, не представляет свой результат, то ему трудно добиваться каких-либо успехов в учёбе, в профессии и в жизни. Поэтому авторы нам помогли и сформулировали то, что мы должны освоить, в разделе «Жили-были буквы» и в других разделах. Посмотрите начало разных разделов в обеих частях учебника. Везде ли заданы цели их изучения? (Дети листают учебники.) - Как быстро найти тот или иной раздел? Где можно увидеть, на какой странице начинается раздел? (В содержании.) - Откройте с. 79 части 2 учебника. Какой раздел учебника мы ещё не рассмотрели? («Словарь».) - Для чего даются словари в учебниках, в каких случаях мы можем к ним обратиться? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 5. Закрепление изученной темы урока. Моделирование структуры раздела учебника. - Сейчас мы с вами будем учиться моделировать. Кто знает, что значит слово «модель», кто в жизни уже встречался с этим словом, какие модели вам приходилось уже видеть? (Модели машин, самолётов, вертолётов, домов, модель Земли и пр.; можно показать несколько моделей: одну - рисованную, другую - схемообразную, третью - копию в миниатюре какого-нибудь предмета или объекта.) - Молодцы, а мы с вами будем моделировать (создавать модель) одного лишь раздела учебника, не целого учебника, а лишь раздела. А для этого нам надо знать, что есть в этом разделе. Также надо знать, что можно нарисовать (рисуночные модели), начертить (графические модели) модель и можно соорудить модель реального предмета, только в миниатюре. - У каждой группы есть листы белой бумаги, цветные карандаши, простой карандаш, линейка, ножницы, клей (или степлер). Вы вместе со всеми ребятами из группы должны подумать, какую модель раздела учебника хочется сделать именно вам: нарисовать, начертить схему или сделать что-то похожее на книжку-малютку, где будет помещён только один раздел учебника. - Но прежде чем вы начнёте трудиться, давайте вспомним правила работы в группах. Как правильно сотрудничать друг с другом, как обращаться, как слушать друзей, как предлагать свои идеи? (Школьники обсуждают правила, знакомые им с уроков обучения грамоте.) - Теперь давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, чтобы не нанести вред здоровью своему и своих товарищей. Какой инструмент самый опасный у вас на парте? Как правильно передавать ножницы товарищу? - Итак, мы всё повторили, можно ещё задать вопросы, что-то уточнить, и приступайте к работе.
Анализ результатов работы. - Группы закончили свою работу, выберите того, кто будет представлять разработанную вами модель и рассказывать о ней. (Если школьники уже умеют оценивать результаты с помощью разноцветных фишек, то можно предложить им оценить работу каждой группы и прокомментировать каждую модель с точки зрения положительных моментов и недостатков.)
Работа по формированию бережного отношения к учебнику и «Рабочей тетради». 6. Подведение итогов урока, рефлексия. - С каким новым учебным предметом и учебником мы сегодня познакомились? - Что ещё нового узнали на уроке? - Чему научились? - Что особенно понравилось на уроке? Возникло ли у вас желание учиться по новым учебникам? Почему? - Обсудите дома с родителями, какую обложку вам хотелось бы надеть на свой новый учебник. - Также подумайте и над вариантом закладки для учебника «Литературное чтение». Постарайтесь свой выбор обосновать.

4



© 2010-2022