- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок литературного чтения. Стихи С. Есенина
Урок литературного чтения. Стихи С. Есенина
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Чепракова Т.Э. |
Дата | 13.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок литературного чтения. Тема: Стихотворения С. Есенина «Поёт зима аукает…» , «Пороша» Цель:
- Приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений.
- Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта.
- Закреплять умение вести диалог с автором произведения.
- Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
- Формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
- Развивать эмоциональную сферу через работу над стихотворением.
- Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.
Ход урока:
-
Эмоциональный настрой.
-
Посмотрите клип «Зимняя сказка», внимательно рассмотрите картины, показанные в клипе и вслушайтесь. Запомните словосочетания, которые вам особенно понравятся.
- Клипы - это музыка и поэзия. Поэзия и музыка - это мир чувств и настроений. На уроке мы будем читать стихотворения. Слушать музыку, рассматривать картины русских художников. Всё это поможет воссоздать образы зимней природы.
- Назовите словосочетания, которые вы услышали в этой песне.
Тёплое одеяло снег мягкий мохнатые ресницы дремучий лес
золотые совы сказочное сиянье спят сугробы белые слоны
рассказывает сказку засыпает медленно.
-
На какие литературоведческие можно разделить эти словосочетания?
Метафора, сравнение, эпитеты.
-
Все эти понятия будут необходимы будут на уроке.
-
Давайте вспомним, что такое эпитеты.
-
Много эпитетов у Зимы: Зима - красавица, Зима - рукодельница, Матушка зима.
Мы же на уроке рассмотрим Зиму с другой стороны.
-
Какой эпитет , характеризующий зиму пропущен в совах известных поэтов?
Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.
«______ зимою
Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)
«… И вот сама
Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)
-
Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?
Как называются такие слова?
-
Какое общее значение они имеют? (преображают мир)
-
Зима бывает разная. Давайте подберём эпитеты, которые характеризуют зиму не с лучшей стороны.
Зима холодная.
Зима морозная .
Зима коварная.
Зима лютая.
Зима жестокая.
Зима беспощадная.
- Зима, действительно, бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и тоже время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
- Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина, послушайте музыку Вивальди, скажите что общего в музыке и в картинах. Какие чувства у вас возникли?
- Созвучны ли клип, картины Шишкина и музыка Вивальди? В чём различие?
-
Знакомство с содержанием раздела 7.
-
Прослушав и посмотрев клип, можем ли сказать какой раздел мы начинаем читать?
- Посмотрите содержание раздела на стр. 207. Какие предположения ваши подтвердились?
- Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».
- Кто автор этого стихотворения? Читали уже его стихотворения? Что ждёте от чтения нового текста?
- Первичное чтение (самостоятельно про себя).
- Словарная работа.
- Чтение вслух по строфам.
- Вопросы после чтения.
- Исследовательская работа.
- С. Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, номы увидели эти цвета - белый и серый. Как это получается?
- Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении : зима и весна.
- Выразительное чтение стихотворения.
- С каким чувством будем читать?
- Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».
- Объясните слово ПОРОША, подберите однокоренные слова.
- Как вы думаете, изменилось отношение автора к зиме, если стихотворение было написано спустя четыре года?
- Прочитайте стихотворение , постарайтесь почувствовать настроение автора и поделиться своими размышлениями.
- После чтения ответить на любой вопрос, который вам больше понравился.
- Беседа по содержанию стихотворения, подготовка к выразительному чтению.
- Чтобы точнее представить картину, описанную поэтом, давайте вчитаемся и поразмышляем.
- Подготовка к выразительному чтению.
- Определите темп и громкость чтения. (Неторопливо, негромко)
- Выразительное чтение стихотворения.
- Об авторе.
- Домашнее задание: