Урок литературного чтения. Стихи С. Есенина

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения. Тема: Стихотворения С. Есенина «Поёт зима аукает…» , «Пороша» Цель:

  • Приобщать учащихся к искусству, развивать художественный вкус, интерес к чтению лирических стихотворений.
  • Формировать умение анализировать лирическое стихотворение с точки зрения над языковыми средствами, настроением стихотворения и самого поэта.
  • Закреплять умение вести диалог с автором произведения.
  • Формировать творческое воображение через умение представлять картины, изображаемые автором.
  • Формировать литературоведческие понятия: эпитет, олицетворение, метафора.
  • Развивать эмоциональную сферу через работу над стихотворением.
  • Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову.


Ход урока:

  1. Эмоциональный настрой.

  • Посмотрите клип «Зимняя сказка», внимательно рассмотрите картины, показанные в клипе и вслушайтесь. Запомните словосочетания, которые вам особенно понравятся.

  • Клипы - это музыка и поэзия. Поэзия и музыка - это мир чувств и настроений. На уроке мы будем читать стихотворения. Слушать музыку, рассматривать картины русских художников. Всё это поможет воссоздать образы зимней природы.
  • Назовите словосочетания, которые вы услышали в этой песне.

Тёплое одеяло снег мягкий мохнатые ресницы дремучий лес

золотые совы сказочное сиянье спят сугробы белые слоны

рассказывает сказку засыпает медленно.

  • На какие литературоведческие можно разделить эти словосочетания?

Метафора, сравнение, эпитеты.

  • Все эти понятия будут необходимы будут на уроке.

  • Давайте вспомним, что такое эпитеты.

  • Много эпитетов у Зимы: Зима - красавица, Зима - рукодельница, Матушка зима.

Мы же на уроке рассмотрим Зиму с другой стороны.

  • Какой эпитет , характеризующий зиму пропущен в совах известных поэтов?

Прочитайте строчки из стихотворений. Вставьте пропущенное слово.

«______ зимою

Околдован, лес стоит» (Ф. И. Тютчев)

«… И вот сама

Идёт _________ зима» (А. С. Пушкин)

  • Можно ли сказать, что это слова близкие по значению?

Как называются такие слова?

  • Какое общее значение они имеют? (преображают мир)

  • Зима бывает разная. Давайте подберём эпитеты, которые характеризуют зиму не с лучшей стороны.

Зима холодная.

Зима морозная .

Зима коварная.

Зима лютая.

Зима жестокая.

Зима беспощадная.

  • Зима, действительно, бывает разная. Она преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и тоже время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
  • Рассмотрите картины русского художника И. Шишкина, послушайте музыку Вивальди, скажите что общего в музыке и в картинах. Какие чувства у вас возникли?
  • Созвучны ли клип, картины Шишкина и музыка Вивальди? В чём различие?
  1. Знакомство с содержанием раздела 7.

  • Прослушав и посмотрев клип, можем ли сказать какой раздел мы начинаем читать?

  • Посмотрите содержание раздела на стр. 207. Какие предположения ваши подтвердились?
Встретились ли вам знакомые авторы? Какие имена вы видите впервые? Что ждёте от чтения произведений этого раздела? Какие задания вам скорее всего придётся выполнять?
  1. Чтение стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аукает».
а) Работа с текстом до чтения.
  • Кто автор этого стихотворения? Читали уже его стихотворения? Что ждёте от чтения нового текста?
Прочитайте заглавие. Эта строчка уже знакома вам? (Она вынесена в название раздела) Как вы думаете, какие песни могут быть у зимы? (вой и свист ветра, завывание метели, треск веток) Какое настроение у этих песен? б) Работа с текстом во время чтения.
  • Первичное чтение (самостоятельно про себя).
Подчеркните слова, которые вам непонятны, значение которых бы вы хотели объяснить своим одноклассникам.
  • Словарная работа.
Какие чувства у вас возникли? Какие картины зимы представили?
  • Чтение вслух по строфам.
1-я строфа. Кого напоминает зима? (Живое существо) 2-я строфа. Какие чувства вызывают у автора воробьи? (Он жалеет бедных воробышков, сочувствует им). Как вы прочитаете эти строчки? (Чувством жалости, нежности) 3-я строфа. Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (Замёрзли, продрогли, окоченели, застыли). Почему автор употребил слово ОЗЯБЛИ? (Оно звучит мягче, передаёт состояние птичек и отношение к ним автора, слово является просторечным). Какими вы представляете воробышков? Как изменилось отношение автора к метели? Почему? Как он теперь её называет? Сначала она СТЕЛИЛАСЬ ковром, а теперь? Как вы думаете, почему злится метель? О чём мечтают воробышки?
  • Вопросы после чтения.
Кому автор сочувствует? Кого жалеет? Что его тревожит?
  1. Исследовательская работа.
1 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают увидеть цвет зимы. 2 вариант: Подчеркнуть слова, которые помогают услышать звуки зимы.
  • С. Есенин ни разу не употребляет слова, обозначающие цвет, номы увидели эти цвета - белый и серый. Как это получается?
(Седые облака, метелица, вьюга, мёрзлое окно - мы видим , представляем цвета). В стихотворении С. Есенина мало красок, но зато много звуков. (Поёт, аукает, баюкает, стозвон, рёв, стук, звук вихря).
  • Сравним две картины, которые нарисованы в стихотворении : зима и весна.
Какие литературоведческие понятия использует автор? ЗИМА Холодная (стозвон сосняка, звукопись) Сравнения (ковёр шелковый - холодный, детки сиротливые) Выбор особых слов - имён прилагательных: тоска ГЛУБОКАЯ, СЕДЫЕ облака, БЕШЕННЫЙ рёв вьюги. ВЕСНА Прекрасная Улыбка Ясная ЭПИТЕТЫ красавица

  1. Выразительное чтение стихотворения.
  • С каким чувством будем читать?
(О вьюге-с тревогой, печально, о птичках - с нежностью, о весне - с радостью).
  1. Чтение стихотворения С. Есенина «Пороша».
  • Объясните слово ПОРОША, подберите однокоренные слова.
  • Как вы думаете, изменилось отношение автора к зиме, если стихотворение было написано спустя четыре года?
  • Прочитайте стихотворение , постарайтесь почувствовать настроение автора и поделиться своими размышлениями.
  • После чтения ответить на любой вопрос, который вам больше понравился.
  • Беседа по содержанию стихотворения, подготовка к выразительному чтению.
  • Чтобы точнее представить картину, описанную поэтом, давайте вчитаемся и поразмышляем.
Почему автор начинает стихотворение с двух коротких (в одно слово) предложений? Какие звоны он слышит? (Звон бубенцов, колокольчиков на сбруе лошади). Как вы думаете, какое это время суток? (Наверное, утро. Вспомните значение слова пороша). Как вы понимаете строчки про лес? Что это за невидимка? (Мороз) Какой сон может видеть лес? Что особенно бросилось автору в глаза? (Сосна) Где пролегал путь? Опишите это место. (Дорога шла вдоль леса. Одинокая сосна чуть ближе к дороге). Изменилось ли отношение автора к зиме? (Зима другая. Настроение более спокойное, светлое. В стихотворении больше жизни: шумят вороны, стучит дятел, звенят бубенцы, стучат копыта лошади, тоже холодно (слышны звоны), но не опасно (валит снег, стелет шаль) Но есть и общее: поэт «оживляет» природу.
  • Подготовка к выразительному чтению.
  • Определите темп и громкость чтения. (Неторопливо, негромко)
  • Выразительное чтение стихотворения.
Если бы вам предложили нарисовать портрет зимы, какой бы вы её изобразили? Какое из стихотворений вам понравилось больше? Почему?
  1. Об авторе.
Что ещё вы узнали о поэте Сергее Есенине? (Любит зиму, природу, видит её красоту, умеет оживлять природу).
  1. Домашнее задание:
Выучить любое стихотворение наизусть. Нарисовать портрет Зимы.













© 2010-2022