Конспект по окружающему миру

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Конспект по окружающему мируКонспект по окружающему мируКонспект по окружающему мируУРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

«В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ»

«Тебе скажут - ты забудешь,

Тебе покажут - ты запомнишь,

Ты сделаешь - ты поймёшь»

ЦЕЛЬ: познакомить с размножением и развитием грибов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  1. Учащиеся научатся объяснять строение грибов.

  2. Определять роль и место грибов в природе; различать съедобные и несъедобные грибы.

  3. Расширять кругозор. Бережно относиться к Царству грибов.

ФОРМИРОВАНИЕ УУД:

Предметные:

  1. Знать о наличии царства грибов;

  2. Знать строение гриба;

  3. Находить и перечислять части гриба;

  4. Знать съедобные и несъедобные грибы;

  5. Различать грибы-двойники;

  6. Знать грибы, занесённые в Красную книгу.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  2. Находить средства ее осуществления.

  3. Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.

  4. Понимать и объяснять поступки грибников, путешественников в лесу.

Познавательные:

  1. Искать и выделять необходимую информацию (работа с Памяткой);

  2. Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

  3. Рассуждать, доказывать;

  4. Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Коммуникативные:

  1. Вступать в беседу на уроке;

  2. Слушать и понимать речь других;

  3. Совместно договариваться о распределении роли в группе;

  4. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Личностные

1. Развитие навыков сотрудничества в группе;

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению;

3. Осознавать значение грибов для леса;

4. Осознавать важность правильного сбора грибов;

5. Осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.

ТИП УРОКА: урок овладения новыми знаниями.

ВИД УРОКА: урок-исследование.

МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  • объяснительно - иллюстративные,

  • частично - поисковые,

  • проблемные,

  • словесные,

  • наглядные,

  • практические,

  • стимулирования интереса к учению (познавательная игра),

  • элементы технологии критического мышления

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • фронтальная,

  • индивидуальная,

  • групповая.

НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:

  • ТСО: ноутбук, интерактивная доска ActivBoard, мультимедийный проектор, флипчарт, система цифровых измерений - биологический микроскоп altami;

  • Печатные: картинки грибов, памятки по сбору грибов, сигнальные круги - рефлексия;

  • Демонстрационные: микропрепараты гриба Мукора - плесени, шампиньоны свежие;

  • Спортивные: обручи.

ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинаем наш урок.

Можно за партой тихонько сидеть,

А можно отправиться в лес -

Чудеса посмотреть.


  1. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 1)

Посмотрите фильм, созданный по фотографиям со Дня Здоровья, и скажите, в каких Царствах мы побывали? (Царство Растений, Царство животных, Царство грибов) Особое внимание обратите на песню!

Машенька (Маша Чащина) одета в сарафан, косынку, в руке - корзинка. (В корзинке муляжи грибов и карточки-ЗАГАДКИ).

Вот и лес. И тишина.

Тут, дружок, не надо спешки,

Торопливость не нужна…

Видишь, рядом - сыроежки.

А чуть дальше, на полянке,

И волнушки, и белянки.

А вот там, гляди, маслята

Разбежались, как цыплята,

Из-под веточек глядят…

Много тут грибов, ребята,

И для вас, и для зверят!


  • О каком Царстве поется в песне? Сформулируйте Тему Урока! В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ. (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 2)

  • Предположите о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей….)

  • Разгадывают загадки с карточек. Каждая исследовательская лаборатория угадывает загадку с карточки (карточку вытягивают ЛАБОРАНТЫ). На стол выставить название ЛАБОРАТОРИИ:

  • Догадайтесь-ка, ребята:

Шляпка у него мохната.

Гриб, как розовое ушко.

Как зовут его? (волнушка)

  • Гриб не варят, не едят.

В крапинку его наряд.

Снизу - кружево-узор.

Это - красный... (мухомор)

  • В мягкой травке на опушке

Всюду рыженькие ушки.

Золотистые сестрички

Называются... (лисички)

  • Лета первая примета:

Под березой, в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке. (подберезовик.)

ЛАБОРАТОРИИ:

МУХОМОРЫ, ПОДБЕРЕЗОВИКИ, ВОЛНУШКИ, ЛИСИЧКИ.

  1. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Беседа. (Учитель)

Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.

Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельные ядовитые грибы, мясистые «цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.

Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.

Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.

Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.


  • Что такое грибница? (Подземная часть гриба)

  • Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами)

  • Чему способствуют грибы? ( Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)

  • Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)


СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ О ГРИБАХ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ.

(ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 3)

(На слайде распределить названия грибов с картинкой)

- Прочитайте названия грибов. Как вы думаете, что нужно сделать? Соотнесите названия с картинкой.

Гриб решеточник красный - Тимофей Коростелев или, как его еще называют клатрус красный занесен в Красную книгу и является единственным представителем семейства решеточников. Встречается в России преимущественно в регионах с мягким климатом - Краснодарский край. Одни источники утверждают, что гриб решеточник красный несъедобен, другие скромно сообщают о том, что пищевой статус этого гриба неизвестен.

Гриб баран (Грифола Курчавая) - Карина Репина

Гриб - баран один из самых больших трутовиков, и что интересно, один из немногих съедобных трутовиков! Гриб растёт у основания пней и стволов старых лиственных деревьев, в основном дуба, бука, каштана, встречается в августе-начале сентября. Гриб редкий, его можно увидеть не каждый год.

Плодовое тело, которое может достигать 1 м в диаметре и 20 кг веса. Споровый порошок белого цвета. Мякоть гриба белая, имеет сильный приятный запах, почти безвкусная

Гриб сетконоска. - Сергей Лукиных

У молодых грибов плодовое тело имеет яйцевидную форму, иногда цилиндрическую белого или желтовато-белого цвета диаметром до пяти сантиметров.

Когда плодовое тело гриба сетконоса созревает, наружная оболочка разрывается и остается возле основания. Из оболочки появляется полая ножка грязновато-белого цвета. На вершине которой расположена оливково-зеленого цвета конической формы ячеисто-сетчатая шляпка.

Сетконоска имеет характерную колокольчатую сетку. Она свисает из-под шляпы. Сетка белая или слабо ржаво-лососевая, иногда с зеленоватым оттенком.

Очень интересный малоизвестный съедобный гриб. Встречается очень редко, занесён в Красную книгу.

Ежевик коралловидный - Кабанов Тимофей

Ежевик коралловидный - этот интересный гриб и на другие ежевики не похож, пожалуй, его и в правду можно лишь с кораллом сравнить. Гриб, достигающий 30 - 40 см, состоит из коралловидных веточек. Веточки мясистые, у молодых грибов белые, с возрастом приобретают желтоватый оттенок. Каждая веточка почти до самого основания покрыта многочисленными шипиками длиной до 2 см, такого же цвета, как и сами веточки. Мякоть слегка волокнистая, сначала белая, у зрелых грибов желтоватая. Съедобен, обладает немного горьковатым вкусом, почти без запаха. Споровый порошок белого цвета. Гриб редкий, включен в Красную книгу.

Паутинник фиолетовый - Сергей Моськов

Очень редкий и красивый гриб. Встретить его большое везение - такой редкий. Встречается в лиственных и хвойных лесах, особенно в сосняках, в августе-сентябре. Ножка 6-12 см высотой и 1-2 см толщиной. Шляпка до 15 см. Мякоть толстая, мягкая, голубоватая, выцветающая до белой, с ореховым вкусом, без особого запаха. Споровый порошок ржаво-бурого цвета. Пластинки приросшие зубцом, широкие, редкие, темно-фиолетового цвета. Гриб съедобен, но из - за его специфического вида многие люди, которым повезло его найти, предпочитают пнуть его ногой. А это краснокнижный вид…

СТРОЕНИЕ ГРИБА (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 4)

Шляпочные грибы имеют шляпку и ножку. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются ТРУБЧАТЫМИ грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются ПЛАСТИНЧАТЫМИ грибами. ЛАБОРАНТЫ ПРОВЕРЯЮТ РАБОТУ И ВЫСТАВЛЯЮТ ОЦЕНКИ!

(индивидуальная работа. Вписать в карточке части грибов)


  • Создание множеств из грибов. (При помощи обручей)


  • (МУХОМОРЫ+ВОЛНУШКИ+ЛИСИЧКИ) (ПОДБЕРЕЗОВИКИ) - пластинчатые+ трубчатые

  • (МУХОМОРЫ) (ВОЛНУШКИ+ЛИСИЧКИ+ПОДБЕРЕЗОВИКИ) - ядовитые + съедобные.

  • Практическая работа. Наблюдение и опыт.

(У каждой ЛАБОРАТОРИИ на тарелке гриб Шампиньон: целый и разрезанный пополам вертикально)

- А теперь давайте рассмотрим гриб.

- Что за гриб у вас на тарелке?

- Какие части гриба вы видите? (ножка и шляпка)

- А где же грибница? Опытный грибник никогда не сорвет гриб вместе с грибницей. Он аккуратно срежет гриб, или выкрутит его из земли.

- Загляните под шляпку гриба.

- Что расположено под ней? (пластинки, значит это гриб ПЛАСТИНЧАТЫЙ).

- Видите ли вы споры?

Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки - это споры.

С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще помогают размножаться грибам и животные. А КАК? Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.

Для прорастания споры необходимы: КАК НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПРОРОСТАТЬ СПОРАМ? ЧТО? тепло, почва, влага. Так образуется грибница.

Размеры грибов бывают самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра (дождевики). А у грибов - малюток всего 1 миллиметр, а некоторые из них можно разглядеть только под микроскопом (дрожжевые грибы, микроскопическая плесень).

РАБОТА С МИКРОСКОПОМ.


Рассматривание микропрепарата ПЛЕСНЕВОГО ГРИБА - МУКОРА.

(ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ИЗ ФЛИПЧАРТА. ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 5)

Гриб МУКОР- 1клеточный организм с множеством ядер.

ПЛЕСНЕВЫЙ ГРИБ - ПЕНИЦИЛЛ.

Человек научился получать из этих грибов лекарство.

(На партах - микроскопы). На учительском столе - цифровой для всех гостей. Проектирование на экран)

Плесень - это тоже грибок.

- Скажите есть ли у него шляпка, ножка? (Нет)

- У плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы.


  1. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (УЧЕНИК)

Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.

Лисичка бежала, (бег на месте)

Лисички собирала.

Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.

Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.


  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.

Учитель:

- Правильно ли поступил медведь, раздавив гриб?

- Как поступит грибник с несъедобными грибами? (Ответы.)

- Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы - это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются их личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым).

- Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб - это склад питательных веществ.

- В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница.

Поэтому ОХРАНА ГРИБОВ начинается с ОХРАНЫ ЛЕСА!

Грибы-дрожжи широко используются в хлебопекарной промышленности. Без грибов нельзя получить сыр, сметану. Кефир, простоквашу и другие кисломолочные продукты мы едим также благодаря грибам.

Учитель

-Скажите ребята, а что нужно помнить, когда мы собираем грибы, какие правила нам надо соблюдать?


  • Правила сбора грибов. Составление памятки.

РАБОТА С ПАМЯТКОЙ

«Как собирать грибы».

Учебник, с.115.

Детям раздается памятка. В каждой группе пропущен 1 пункт. Нужно вписать.

ПРОВЕРИТЬ ПАМЯТКИ. ЗАЧИТАТЬ!

У всех пропущен пункт: СОБИРАЙ ТОЛЬКО ТЕ ГРИБЫ, КОТОРЫЕ ХОРОШО ЗНАЕШЬ. ВЕДЬ СРЕДИ ГРИБОВ НЕМАЛО ЯДОВИТЫХ.

-Назовите ядовитые грибы.

Учебник, с. 115, вверху.

-Найди отличительные признаки ГРИБОВ - ДВОЙНИКОВ.

ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 6)

ДРОЖЖИ В СТАКАНЕ.

СРАВНИТЬ, В КАКОЙ ВОДЕ ДРОЖЖИ БЫСТРЕЕ РАЗМНОЖАЛИСЬ…….(В теплой)

6. РЕФЛЕКСИЯ.

Машенька - Отгадайте, какие грибы у меня в корзинке?

1. Он в осиннике родился. Как в траве не притаился,

Все равно его найдем: шляпка красная на нем.

(Подосиновик.)

3. Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.

(Опенок.)

4. Вдоль лесных дорожек много белых ножек

В шляпках разноцветных, издали заметных.

Собирай, не мешкай: это... (сыроежки).

5. Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор).

6. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.

(Белый гриб.)

7. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички - золотистые... (лисички).

А еще в моем кузовке есть бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб…

Учитель - Скажите ребята, правильно ли Маша собрала грибы?

РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКИ НА ПАМЯТКЕ!

-Группы задают другой группе загадки из ПАМЯТКИ.

ПРОСМОТР СЛАЙДА, СОЗДАННОГО ПРИ ПОМОЩИ ДОКУМЕНТ-КАМЕРЫ.


«ВЕДЬМИНЫ КРУГИ» (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА7)


  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Т. С. 66-68 № 1, 2, 4, 5. (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 8)


  1. САМООЦЕНКА НА ЛИСТЕ ЗАКРАСИТЬ!


  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

- Наши исследования, к сожалению, закончились.

- Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке? СИНКВЕЙН-


  • Что изучали на уроке? (ГРИБЫ)

  • Какие они? (СЪЕДОБНЫЕ, НЕСЪЕДОБНЫЕ)

  • Какую пользу приносят? (РАСТУТ, ЛЕЧАТ, КОРМЯТ)

  • Составим предложение со словом «грибы» (В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ)

  • Роль их в природе? Выразите одним словом. (ПОЛЬЗА)

(ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 9 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!)

gribnikam.com/photos.php- сайт ГРИБНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Лист самооценки

знать о наличии царства грибов

знать строение гриба

уметь находить части гриба

знать съедобные и несъедобные грибы

уметь различать грибы-двойники

знать грибы, занесённые в Красную книгу

понимать значение грибов для леса

сравнивать (классифицировать) грибы

создавать модель гриба


Критерии оценивания:

- САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ БЫЛО…

- Я ПОРАДОВАЛСЯ ТОМУ, ЧТО…

- Я НЕ ПОНЯЛ, КАК…

Ильиных С.В., учитель начальных классов МАОУ Черновская СОШ


© 2010-2022