- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект по окружающему миру
Конспект по окружающему миру
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильиных С.В. |
Дата | 08.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
13
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ»
«Тебе скажут - ты забудешь,
Тебе покажут - ты запомнишь,
Ты сделаешь - ты поймёшь»
ЦЕЛЬ: познакомить с размножением и развитием грибов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
-
Учащиеся научатся объяснять строение грибов.
-
Определять роль и место грибов в природе; различать съедобные и несъедобные грибы.
-
Расширять кругозор. Бережно относиться к Царству грибов.
ФОРМИРОВАНИЕ УУД:
Предметные:
-
Знать о наличии царства грибов;
-
Знать строение гриба;
-
Находить и перечислять части гриба;
-
Знать съедобные и несъедобные грибы;
-
Различать грибы-двойники;
-
Знать грибы, занесённые в Красную книгу.
Метапредметные:
Регулятивные:
-
Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
-
Находить средства ее осуществления.
-
Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.
-
Понимать и объяснять поступки грибников, путешественников в лесу.
Познавательные:
-
Искать и выделять необходимую информацию (работа с Памяткой);
-
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;
-
Рассуждать, доказывать;
-
Самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.
Коммуникативные:
-
Вступать в беседу на уроке;
-
Слушать и понимать речь других;
-
Совместно договариваться о распределении роли в группе;
-
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).
Личностные
1. Развитие навыков сотрудничества в группе;
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению;
3. Осознавать значение грибов для леса;
4. Осознавать важность правильного сбора грибов;
5. Осознавать значение Красной книги России для охраны некоторых видов грибов.
ТИП УРОКА: урок овладения новыми знаниями.
ВИД УРОКА: урок-исследование.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
-
объяснительно - иллюстративные,
-
частично - поисковые,
-
проблемные,
-
словесные,
-
наглядные,
-
практические,
-
стимулирования интереса к учению (познавательная игра),
-
элементы технологии критического мышления
ФОРМЫ РАБОТЫ:
-
фронтальная,
-
индивидуальная,
-
групповая.
НЕОБХОДИМОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
-
ТСО: ноутбук, интерактивная доска ActivBoard, мультимедийный проектор, флипчарт, система цифровых измерений - биологический микроскоп altami;
-
Печатные: картинки грибов, памятки по сбору грибов, сигнальные круги - рефлексия;
-
Демонстрационные: микропрепараты гриба Мукора - плесени, шампиньоны свежие;
-
Спортивные: обручи.
ХОД УРОКА
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес -
Чудеса посмотреть.
-
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 1)
Посмотрите фильм, созданный по фотографиям со Дня Здоровья, и скажите, в каких Царствах мы побывали? (Царство Растений, Царство животных, Царство грибов) Особое внимание обратите на песню!
Машенька (Маша Чащина) одета в сарафан, косынку, в руке - корзинка. (В корзинке муляжи грибов и карточки-ЗАГАДКИ).
Вот и лес. И тишина.
Тут, дружок, не надо спешки,
Торопливость не нужна…
Видишь, рядом - сыроежки.
А чуть дальше, на полянке,
И волнушки, и белянки.
А вот там, гляди, маслята
Разбежались, как цыплята,
Из-под веточек глядят…
Много тут грибов, ребята,
И для вас, и для зверят!
-
О каком Царстве поется в песне? Сформулируйте Тему Урока! В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ. (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 2)
-
Предположите о чем пойдет речь на уроке? (Предположения детей….)
-
Разгадывают загадки с карточек. Каждая исследовательская лаборатория угадывает загадку с карточки (карточку вытягивают ЛАБОРАНТЫ). На стол выставить название ЛАБОРАТОРИИ:
-
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (волнушка)
-
Гриб не варят, не едят.
В крапинку его наряд.
Снизу - кружево-узор.
Это - красный... (мухомор)
-
В мягкой травке на опушке
Всюду рыженькие ушки.
Золотистые сестрички
Называются... (лисички)
-
Лета первая примета:
Под березой, в холодке,
Гриб коричневого цвета
На пятнистом корешке. (подберезовик.)
ЛАБОРАТОРИИ:
МУХОМОРЫ, ПОДБЕРЕЗОВИКИ, ВОЛНУШКИ, ЛИСИЧКИ.
-
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Беседа. (Учитель)
Грибы - удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях.
Однако, несмотря на сравнительно небольшой видовой состав, это царство включает в себя наиболее поразительные формы. Среди них есть съедобные и смертельные ядовитые грибы, мясистые «цветы» и микроскопическая плесень, паразиты и хищники.
Некоторые грибы могут достигать исполинских размеров (например, плодовое тело некоторых дождевиков иногда имеет вес 5 кг.) Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.
Грибы имеют исключительно важное значение для человека. Почти 150 представителей этого царства употребляются людьми в пищу. Высокопитательные плодовые тела шляпочных грибов содержат витамины, белки и прочие полезные вещества.
Многие грибы очень «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб мы чаще находим в ельниках, сосновых борах, в дубовых и берёзовых лесах. Рыжики - под соснами и елями. Подосиновики - под осиной. Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес.
-
Что такое грибница? (Подземная часть гриба)
-
Для чего она служит? (Она всасывает из почвы воду с растворенными в ней питательными веществами)
-
Чему способствуют грибы? ( Грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.)
-
Почему многие грибы тесно связаны с деревьями? ( Нити грибницы помогают корням деревьев всасывать из почвы воду и соли, а от растений получают питательные вещества.)
СООБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ О ГРИБАХ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ.
(ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 3)
(На слайде распределить названия грибов с картинкой)
- Прочитайте названия грибов. Как вы думаете, что нужно сделать? Соотнесите названия с картинкой.
Гриб решеточник красный - Тимофей Коростелев или, как его еще называют клатрус красный занесен в Красную книгу и является единственным представителем семейства решеточников. Встречается в России преимущественно в регионах с мягким климатом - Краснодарский край. Одни источники утверждают, что гриб решеточник красный несъедобен, другие скромно сообщают о том, что пищевой статус этого гриба неизвестен.
Гриб баран (Грифола Курчавая) - Карина Репина
Гриб - баран один из самых больших трутовиков, и что интересно, один из немногих съедобных трутовиков! Гриб растёт у основания пней и стволов старых лиственных деревьев, в основном дуба, бука, каштана, встречается в августе-начале сентября. Гриб редкий, его можно увидеть не каждый год.
Плодовое тело, которое может достигать 1 м в диаметре и 20 кг веса. Споровый порошок белого цвета. Мякоть гриба белая, имеет сильный приятный запах, почти безвкусная
Гриб сетконоска. - Сергей Лукиных
У молодых грибов плодовое тело имеет яйцевидную форму, иногда цилиндрическую белого или желтовато-белого цвета диаметром до пяти сантиметров.
Когда плодовое тело гриба сетконоса созревает, наружная оболочка разрывается и остается возле основания. Из оболочки появляется полая ножка грязновато-белого цвета. На вершине которой расположена оливково-зеленого цвета конической формы ячеисто-сетчатая шляпка.
Сетконоска имеет характерную колокольчатую сетку. Она свисает из-под шляпы. Сетка белая или слабо ржаво-лососевая, иногда с зеленоватым оттенком.
Очень интересный малоизвестный съедобный гриб. Встречается очень редко, занесён в Красную книгу.
Ежевик коралловидный - Кабанов Тимофей
Ежевик коралловидный - этот интересный гриб и на другие ежевики не похож, пожалуй, его и в правду можно лишь с кораллом сравнить. Гриб, достигающий 30 - 40 см, состоит из коралловидных веточек. Веточки мясистые, у молодых грибов белые, с возрастом приобретают желтоватый оттенок. Каждая веточка почти до самого основания покрыта многочисленными шипиками длиной до 2 см, такого же цвета, как и сами веточки. Мякоть слегка волокнистая, сначала белая, у зрелых грибов желтоватая. Съедобен, обладает немного горьковатым вкусом, почти без запаха. Споровый порошок белого цвета. Гриб редкий, включен в Красную книгу.
Паутинник фиолетовый - Сергей Моськов
Очень редкий и красивый гриб. Встретить его большое везение - такой редкий. Встречается в лиственных и хвойных лесах, особенно в сосняках, в августе-сентябре. Ножка 6-12 см высотой и 1-2 см толщиной. Шляпка до 15 см. Мякоть толстая, мягкая, голубоватая, выцветающая до белой, с ореховым вкусом, без особого запаха. Споровый порошок ржаво-бурого цвета. Пластинки приросшие зубцом, широкие, редкие, темно-фиолетового цвета. Гриб съедобен, но из - за его специфического вида многие люди, которым повезло его найти, предпочитают пнуть его ногой. А это краснокнижный вид…
СТРОЕНИЕ ГРИБА (ПРИЛОЖЕНИЕ СТРАНИЦА 4)
Шляпочные грибы имеют шляпку и ножку. Если перевернуть шляпку и посмотреть на нее, то у одних грибов можно увидеть трубочки, у других пластинки. Те грибы, у которых трубочки, называются ТРУБЧАТЫМИ грибами, а те грибы, у которых пластинки, называются ПЛАСТИНЧАТЫМИ грибами. ЛАБОРАНТЫ ПРОВЕРЯЮТ РАБОТУ И ВЫСТАВЛЯЮТ ОЦЕНКИ!
(индивидуальная работа. Вписать в карточке части грибов)
-
Создание множеств из грибов. (При помощи обручей)
-
(МУХОМОРЫ+ВОЛНУШКИ+ЛИСИЧКИ) (ПОДБЕРЕЗОВИКИ) - пластинчатые+ трубчатые
-
(МУХОМОРЫ) (ВОЛНУШКИ+ЛИСИЧКИ+ПОДБЕРЕЗОВИКИ) - ядовитые + съедобные.
-
Практическая работа. Наблюдение и опыт.
(У каждой ЛАБОРАТОРИИ на тарелке гриб Шампиньон: целый и разрезанный пополам вертикально)
- А теперь давайте рассмотрим гриб.
- Что за гриб у вас на тарелке?
- Какие части гриба вы видите? (ножка и шляпка)
- А где же грибница? Опытный грибник никогда не сорвет гриб вместе с грибницей. Он аккуратно срежет гриб, или выкрутит его из земли.
- Загляните под шляпку гриба.
- Что расположено под ней? (пластинки, значит это гриб ПЛАСТИНЧАТЫЙ).
- Видите ли вы споры?
Если снять шляпку и положить на поверхность темного стола, то можно увидеть через сутки белые маленькие палочки - это споры.
С помощью спор гриб размножается. Споры очень легки, созревая, они высыпаются и разносятся ветром по лесу. Еще помогают размножаться грибам и животные. А КАК? Зайцы, белки съели гриб вместе со спорами. Споры не перевариваются в кишечнике животного и выходят наружу вместе с пометом.
Для прорастания споры необходимы: КАК НЕЖИВАЯ ПРИРОДА ПОМОГАЕТ ПРОРОСТАТЬ СПОРАМ? ЧТО? тепло, почва, влага. Так образуется грибница.
Размеры грибов бывают самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра (дождевики). А у грибов - малюток всего 1 миллиметр, а некоторые из них можно разглядеть только под микроскопом (дрожжевые грибы, микроскопическая плесень).
РАБОТА С МИКРОСКОПОМ.
Рассматривание микропрепарата ПЛЕСНЕВОГО ГРИБА - МУКОРА.
(ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО ИЗ ФЛИПЧАРТА. ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 5)
Гриб МУКОР- 1клеточный организм с множеством ядер.
ПЛЕСНЕВЫЙ ГРИБ - ПЕНИЦИЛЛ.
Человек научился получать из этих грибов лекарство.
(На партах - микроскопы). На учительском столе - цифровой для всех гостей. Проектирование на экран)
Плесень - это тоже грибок.
- Скажите есть ли у него шляпка, ножка? (Нет)
- У плесневого гриба есть грибница, головка со спорами, гифы.
-
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (УЧЕНИК)
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек.)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил.
-
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
Учитель:
- Правильно ли поступил медведь, раздавив гриб?
- Как поступит грибник с несъедобными грибами? (Ответы.)
- Несъедобные для человека грибы собирают белки, едят олени, ими лечатся лоси. А червивые грибы - это «дом» для личинок насекомых. Например, мухи откладывают в грибы яйца, из которых вылупляются их личинки (такой гриб мы и называем обычно червивым).
- Личинкам в грибе живется вольготно. Ведь гриб - это склад питательных веществ.
- В нашей средней полосе грибы стали заметно убывать год от года. Причем страдают они не столько от того, что мы уносим их из леса, сколько от вытаптывания и разрушения лесной подстилки, в которой находится многолетняя грибница.
Поэтому ОХРАНА ГРИБОВ начинается с ОХРАНЫ ЛЕСА!
Грибы-дрожжи широко используются в хлебопекарной промышленности. Без грибов нельзя получить сыр, сметану. Кефир, простоквашу и другие кисломолочные продукты мы едим также благодаря грибам.
Учитель
-Скажите ребята, а что нужно помнить, когда мы собираем грибы, какие правила нам надо соблюдать?
-
Правила сбора грибов. Составление памятки.
РАБОТА С ПАМЯТКОЙ
«Как собирать грибы».
Учебник, с.115.
Детям раздается памятка. В каждой группе пропущен 1 пункт. Нужно вписать.
ПРОВЕРИТЬ ПАМЯТКИ. ЗАЧИТАТЬ!
У всех пропущен пункт: СОБИРАЙ ТОЛЬКО ТЕ ГРИБЫ, КОТОРЫЕ ХОРОШО ЗНАЕШЬ. ВЕДЬ СРЕДИ ГРИБОВ НЕМАЛО ЯДОВИТЫХ.
-Назовите ядовитые грибы.
Учебник, с. 115, вверху.
-Найди отличительные признаки ГРИБОВ - ДВОЙНИКОВ.
ПРИЗНАКИ ОТРАВЛЕНИЯ ГРИБОВ (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 6)
ДРОЖЖИ В СТАКАНЕ.
СРАВНИТЬ, В КАКОЙ ВОДЕ ДРОЖЖИ БЫСТРЕЕ РАЗМНОЖАЛИСЬ…….(В теплой)
6. РЕФЛЕКСИЯ.
Машенька - Отгадайте, какие грибы у меня в корзинке?
1. Он в осиннике родился. Как в траве не притаился,
Все равно его найдем: шляпка красная на нем.
(Подосиновик.)
3. Нет грибов дружней, чем эти, - знают взрослые и дети,
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.
(Опенок.)
4. Вдоль лесных дорожек много белых ножек
В шляпках разноцветных, издали заметных.
Собирай, не мешкай: это... (сыроежки).
5. Возле леса на опушке, украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый... (мухомор).
6. Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.
(Белый гриб.)
7. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички - золотистые... (лисички).
А еще в моем кузовке есть бледная поганка, желчный гриб, сатанинский гриб…
Учитель - Скажите ребята, правильно ли Маша собрала грибы?
РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКИ НА ПАМЯТКЕ!
-Группы задают другой группе загадки из ПАМЯТКИ.
ПРОСМОТР СЛАЙДА, СОЗДАННОГО ПРИ ПОМОЩИ ДОКУМЕНТ-КАМЕРЫ.
«ВЕДЬМИНЫ КРУГИ» (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА7)
-
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Т. С. 66-68 № 1, 2, 4, 5. (ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 8)
-
САМООЦЕНКА НА ЛИСТЕ ЗАКРАСИТЬ!
-
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Наши исследования, к сожалению, закончились.
- Какие тайны грибного царства вы узнали на уроке? СИНКВЕЙН-
-
Что изучали на уроке? (ГРИБЫ)
-
Какие они? (СЪЕДОБНЫЕ, НЕСЪЕДОБНЫЕ)
-
Какую пользу приносят? (РАСТУТ, ЛЕЧАТ, КОРМЯТ)
-
Составим предложение со словом «грибы» (В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ)
-
Роль их в природе? Выразите одним словом. (ПОЛЬЗА)
(ПРИЛОЖЕНИЕ, СТРАНИЦА 9 БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!)
gribnikam.com/photos.php- сайт ГРИБНАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
Лист самооценки
знать о наличии царства грибов
знать строение гриба
уметь находить части гриба
знать съедобные и несъедобные грибы
уметь различать грибы-двойники
знать грибы, занесённые в Красную книгу
понимать значение грибов для леса
сравнивать (классифицировать) грибы
создавать модель гриба
Критерии оценивания:
- САМЫМ ИНТЕРЕСНЫМ БЫЛО…
- Я ПОРАДОВАЛСЯ ТОМУ, ЧТО…
- Я НЕ ПОНЯЛ, КАК…
Ильиных С.В., учитель начальных классов МАОУ Черновская СОШ