- Преподавателю
- Начальные классы
- Тематическое планирование литературного чтения. 2 класс. Программа Школа России
Тематическое планирование литературного чтения. 2 класс. Программа Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рукосуева М.М. |
Дата | 19.04.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск
Рассмотрено
МО__________
Протокол №
От «__»_______2013 г.
Руководитель МО
_____________________
Согласовано
«__»_______2013 г
Зам директора по УВР
____________________
_____________________
Утверждено
Приказ № ________
от «___»_____2013 г.
Директор МОБУ СОШ № 4
______________Фадеев С.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
для обучающихся 2 класса
Предметная область: филология
Разработала
Рукосуева Маргарита Михайловна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
2014 г.
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России 6.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г.,регистрационный номер 15785) с изменениями ( утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540)
- Распоряжение министерства образования Иркутской области «О региональном учебном плане для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы» от 12.08.2011 г. № 920-мр.
- Письмо министерства образования Иркутской области «Об использовании регионального учебного плана образовательными организациями Иркутской области» от 04.06.2014 г. № 55-37-5064/14.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» от 31.03.2014 г. № 253.
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области «Об утверждении Федерального перечня учебников» от 20.05.2014 г. № 75-37-0893/14.
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов и дисциплин, курсов по выбору, курсов дополнительного образования. Рассмотрено на методическом совете школы 19.05.2012. утверждено приказом директора МОБУ СОШ №4 от 01.09. 2013 № О-53/1
- Учебный план ОУ МОБУ СОШ № 4 р. п. Лесогорск на 2014-2015 учебный год.
- Примерная программа Л.Ф. Климановой «Литературное чтение» М.: Просвещение, 2011г.
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком, он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличения скорости, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя. На уроках чтения дети получают знания литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, особенностях малых фольклорных жанров. Дети получают первоначальные представления об изобразительно-выразительных возможностях языка (о приеме сравнения, олицетворения, о ритмичности и музыкальности стихотворной речи). Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы - одного из сложнейших видов искусства.
Цели обучения: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; -воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю. Основные задачи: - развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Тематический план
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Вводный урок
1
2
Самое великое чудо на свете
4
3
Устное народное творчество
15
4
Люблю природу русскую. Осень
8
5
Русские писатели
14
6
О братьях наших меньших
12
7
Из детских журналов
9
8
Люблю природу русскую. Зима
9
9
Писатели - детям
17
10
Я и мои друзья
10
11
Люблю природу русскую. Весна
9
12
И в шутку и всерьез
14
13
Литература зарубежных стран
12
14
Контрольные работы по проверке читательских умений
2
Итого
136
Содержание учебного предмета
Самое великое чудо на свете.
Читателю. Р. Сеф. Устное народное творчество Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки: о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Внеклассное чтение. Малые фольклорные жанры, сказки: о животных, бытовые сказки, волшебные сказки. Люблю природу русскую. Осень. Зима. Весна. Стихи русских поэтов (Ф.Тютчева, К. Бальмонта, С. Есенина, А.Блока, А.Плещеева, И. Бунина и др.) и детских поэтов (В. Берестова, И. Токмаковой, Я. Акима, С. Маршака и др.) о красоте природы в разное время года Внеклассное чтение.Образ осени (зимы, весны) в стихах русских поэтов. Стихи про Новый год. Авторские сказки Д. Мамина-Сибиряка Русские писатели Произведения русских классиков А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А.Крылова Внеклассное чтение.Сказки А.С. Пушкина. Рассказы, сказки и басни Л.Н. Толстого. Басни И.А. Крылова.
О братьях наших меньших Произведения о взаимоотношениях человека с природой: стихи и рассказы В. Берестова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, Н. Сладкова, Е. Чарушина, М. Пришвина, Б. Житкова, В. Бианки. Внеклассное чтение. Веселые стихи о животных. Рассказы Е. Чарушина, Б. Житкова о животных. Сказки В. Бианки Из детских журналов Выдержки и небольшие литературные произведения из детских журналов таких авторов как Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Внеклассное чтение.Из детских журналов Писатели - детям Произведения советских писателей: К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова о жизни детей Внеклассное чтение.Литературные сказки К. Чуковского. Страна Фантазия в произведениях С.В. Михалкова. Стихи бабушки Барто. Смешные и поучительные рассказы Н. Носова Я и мои друзья Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми. Внеклассное чтение. «Уроки доброты в рассказах А. Гайдара», «Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. Рассказы В. Осеевой» И в шутку, и всерьёз Произведения Б. Заходера, Э. Успенского, И. Токмаковой, Г. Остера, В. Берестова, В. Драгунского. Внеклассное чтение.«Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «В гостях у книг Э.Успенского», «Г. Остер «Вредные советы», «Денискины рассказы В. Драгунского» Литература зарубежных стран Произведения известных зарубежных писателей таких как Ш.Перро, Г.Х.Андерсен, Э.Хогарт Внеклассное чтение.«Произведения зарубежного фольклора», «Волшебные сказки Ш. Перро», «Сказки детства: Г.Х. Андерсен», «Сказки Братьев Гримм»
Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу второго года обучения К концу обучения обучающиеся научатся: - читать целыми словами вслух и про себя; темп чтения - 50 слов в минуту; - подробно и выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций; - устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых в нем событий, подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением; - делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мыс ль прочитанного (с помощью учителя); - ориентироваться в учебной книге: знакомиться с содержанием, находить в ней название нужного произведения, уметь пользоваться задания ми и вопроса ми, помещенными в учебной книге; - различать художественные и научно-популярные тексты, наблюдать над стилистическими особенностями текстов; - узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка. Выпускник получит возможность научиться: - различать художественную и научную литературу, прозу и поэзию, разнообразие жанров литературы и фольклора; - находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях; - систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы при подготовке собственных работ (сообщений, сочинений, простых исследований, проектов и т. п.); - хранить информацию на бумажных носителях; - соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; -для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации; - делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации. - на основе прочитанного принимать несложные практические решения; - создавать небольшие собственные устные тексты по предложенной теме, представлять одну и ту же информацию разными способами, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). - работать с доступными книгами - справочниками и словарями. Норма оценок. Оценка "5" ставится ученику, если он: понимает содержание прочитанного, отчетливо произносит звуки, слова, не допускает искажений, замен, перестановок букв и слогов в словах; читает правильно, плавно по слогам с постепенным переходом на чтение целыми словами . - читает плавно целыми словами (трудные слова по слогам) во 2 полугодии; -верно ставит ударение в словах, соблюдает интонацию, соответствующую знакам препинания в конце предложения; - умеет правильно ответить на вопрос учителя и последовательно передать содержание сюжетного рассказа, сказки и иллюстрации к тексту; твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка "4"ставится ученику, если он: - понимает содержание прочитанного; читает плавно по слогам, отдельные слова прочитывает целиком; - допускает при чтении 1-2 ошибки в словах (повтор слов, слогов, замены и др.) при соблюдении интонации конца предложения; - правильно пересказывает текст и отвечает на вопросы учителя, но допускает речевые неточности, которые исправляет самостоятельно или с небольшой помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, не допускает при чтении единичные ошибки, легко исправляет их сам. Оценка "3"ставится ученику, если он: - осваивает содержание прочитанного только с помощью вопросов учителя; - читает отрывисто по слогам, темп чтения - не менее 10 слов в минуту (1полугодие); - читает медленно по слогам, темп чтения - не менее 25 слов в минуту (2 полугодие); - допускает при чтении 3-5 ошибок на замену, пропуск, перестановку букв, слогов; не соблюдает паузы между словами и предложениями; - пересказывает текст, нарушая последовательность, допускает речевые ошибки и исправляет их только с помощью учителя; - знает наизусть стихотворение, но при чтении воспроизводит его неточно. Оценка "2" ставится ученику в том случае, если он: - читает по буквам, темп чтения - менее 25 слов в минуту; не понимает содержание прочитанного; не воспроизводит текст по вопросам учителя; - при чтении наизусть нарушает последовательность, не полностью воспроизводит текст прочитанного. (В 1 полугодии неудовлетворительные оценки по чтению не выставляются; во II полугодии они выставляются а тех редких случаях, когда ученик устойчиво испытывает большие трудности в усвоении программы начальных классов).
Учебно-методичсекое обеспечение: Основная литература: 1.Анащенкова С.В. [и др.]. Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений .- М. : Просвещение, 2011, 528 с. 2.Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. («Школа России»)- М. : ВАКО, 2013 3. Кутявина С.В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение.2класс.-М: ВАКО, 2013.- 80 с. 4.Литературное чтение. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. - М. : Просвещение, 2012. 5.Лебединцев В.Б. Литературное чтение. 1-4 классы. Методический инструментарий, формирование ключевых умений.- Волгоград: Учитель, 2013.-158 с. 1.Литературное чтение. 2 класс : учебник для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. - М. : Просвещение, 2012 2.Рабочая тетрадь. Литературное чтение.2 класс. Бойкина к уч.Климановой - М.: Просвещение, 2013г Информационное обеспечение. 1.Литературное чтение: электронное приложение к учебнику Климановой Литературное чтение(CD), 2.Литературное чтение: планирование учебной деятельности по учебнику Климановой Литературное чтение (CD). 3.Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 4.Интернет-ресурсы. Материально-технические средства. Компьютер, мультимедийный проектор, сканер, принтер, экспозиционный экран, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.