- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа кружка Капельки
Рабочая программа кружка Капельки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Елькина Ж.А. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
Программа утверждена зам. Директора
школы по ВР Косарева Т. С.
« » на 2014 - 2017 уч. год
«КАПЕЛЬКИ»
Программа танцевального кружка для занятий с детьми младшего
школьного возраста в системе дополнительного образования детей.
на 2014 - 2017 уч. годы
Общекультурная направленность
Возраст детей на которых рассчитана программа: 7- 11 лет
Срок реализации программы: 3 года
Автор программы: учитель начальных классов
Елькина Жанна Алексеевна
Р.п. Привокзальный, Свердловская обл
2014 - 2017 год
Пояснительная записка
В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.
Именно музыкально - ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально - ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у школьников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Базой данного курса являются программы «Гармония» К.В.Тарасовой и «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.
Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него - к «композиционному» творчеству в танце.
Принципиальная особенность предлагаемой методики в том, что работа над выразительным исполнением начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.
Главная идея методики - научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение школьниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения.
Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное - радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве.
Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.
Рабочая программа по общекультурному направлению «Капельки» разработана в рамках внедрения ФГОС во 2 классе МАОУ« СОШ № 46 р. п. Привокзальный» 2014 - 2017 учебном году и рассчитана на 3 года систематических занятий для детей от 7 до 11 лет. Запись в танцевальную студию ведется по желанию и усмотрению родителей учащихся. Начать заниматься в кружке может любой ребенок 2 класса без хореографической подготовки. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие творческой личности в коллективе.
Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять современные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня организовать в школе танцевальный коллектив «Капельки».
Цели и задачи деятельности
Главная цель: развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.
Задачи:
1. Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.
2. Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.
3. Научить выполнять элементы народного танца.
3. Развивать чувство ритма через обучение танцам.
4. Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.
5. Формировать детский коллектив через совместную деятельность.
В области формирования личностной культуры:
-
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;
-
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
В области формирования социальной культуры:
-
воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;
-
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;
-
развитие доброжелательности к другим людям;
-
формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям.
Главное в хореографическом коллективе - создание творческой увлечённости искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима, труда и отдыха.
В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:
-
самокритичность,
-
самоконтроль,
-
трудолюбие,
-
целеустремлённость,
-
умение преодолевать трудности.
Развиваются физические способности:
- сила ног,
- пластичность рук,
- гибкость тела,
- эластичность мышц и подвижность суставов.
Условия реализации программы
Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 - 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке.
Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия: для детей от 7 до 8 лет-35 мин, от 8 -11 - 40 мин
Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 13-17 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.
Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.
Распределение учебных часов в неделю - 1 час в неделю.
Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:
- необходимое количество часов;
- светлый и просторный зал;
- аудиоаппаратура;
- специальная тренировочная одежда и обувь;
- сценические костюмы;
Методическое обеспечение
Процесс обучения детей в хореографическом коллективе основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.
Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения современного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Раздел «Постановка корпуса, рук и ног» включает работу над правильной постановкой корпуса: упражнения для развития и укрепления мышц спины, разучивание позиций рук и ног, способствующие формированию первоначальных навыков сценического движения, координации и правильной работы всех групп мышц.
«Постановочная и репетиционная работа». Этот раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты - это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному.
Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и образовательных задач. Общие репетиции сближают детей, между членами коллектива устанавливаются дружелюбные, товарищеские отношения, каждый участник танцевального коллектива несет ответственность за каждого члена своей группы.
Используемые методы:
- Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
- Метод повторения.
- Метод коллективного творчества.
- Метод объяснения.
- Метод заучивания.
- Метод многократного повторения всевозможных движений.
- Игровые технологии.
Учебно - тематический план работы танцевального кружка «Капельки»
№
Кол-во часов
Тема занятия
Содержание
и виды работ
УДД
1
1
Вводное занятие
Инструктаж по ТБ
2
8
Игровые технологии
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры
Снятие эмоционального и психофизического
напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,
артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.
3
3
Гимнастика и растяжка
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости
- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка.
4
2
Постановка корпуса, рук, ног
-Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног:
«гармошка» - р.н.м. «притопы»
«ковырялочка» - р.н.м.,
Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка
5
14
Постановка танцевальных номеров
Массовые и сольные композиции
Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.
6
5
Репетиционная работа
Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера
Достижение мастерства исполнения, сформировать
двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.
7
1
Итоговое занятие
Итого: 34 часа
Содержание программы
Раздел 1.Вводное организационное занятие. Цели и задачи: знакомство с участниками танцевального коллектива, с правилами техники безопасности. Беседа о культуре поведения, внешнем виде на уроке. Раздел 2.Игровые технологии. Как форма усвоения танцев опыта людей. Игры, Снимающие эмоциональное и психофизическое напряжения, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух. Раздел 3.Гимнастика и растяжка. Упражнения на напряжение и расслабление мышц, на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. Цель: добиться правильной работы мышц.
Раздел 4.Постановка корпуса, рук, ног. Варьирование движений с элементами «каблучка»
и «носочка»: «Ковырялочка», показать «ковырялочку» без перетопа:
ставить ногу то на носок, то на пятку; сообщить название; в варианте с разворотом колена из «открытого» положения в «закрытое» и обратно можно использовать легкий разворот корпуса, поставив руки на пояс, и повороты головы, как при любовании сапожком то с одной стороны, то с другой; побуждать детей к варьированию, изменению движения, добавлению к нему дополнительных элементов (движений рук, перетопа, прыжка и другое).Закрепить методику постановки корпуса, рук и ног. Цель: формирование правильной работы мышц спины, рук и ног, выработать устойчивость, навык координации движений. Добиться методически правильного исполнения упражнений. Раздел 5.Постановочная работа. Постановка танцевальных номеров. Массовые и сольные композиции. Цель: Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. Раздел 6.Репетиционная работа. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера. Цель: достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.
Календарно - тематический план на 2014 - 2015 учебный год.
№ Название темы Кол- во занятий
Дата
план
факт
1
Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.
2. Постановка задач на новый учебный год.
1
2,3
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Ритмическое эхо»
2
4
Гимнастика и растяжка:
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
1
5
Постановка корпуса, рук, ног:
-разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног:
«гармошка»
-«притопы»
- «ковырялочка»
1
6
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания. Игра - упражнение на развитие чувства метроритма «Хлопай в такт»
1
7,8,9,10
Постановка танцевальных номеров танец «Шалунишки» (с шарами)
4
11,12,13
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Встали в круг!»
3
14
Гимнастика и растяжка:
- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Игра - пластический этюд для тела «Замри!»
1
15,16,17,18
Постановка танцевальных номеров танец « Барышня и хулиган»
4
19,20
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие игра-импровизация «Смена кадров».
2
21 Постановка корпуса, рук, ног:
- отработка I, II, III, IV, V, VI позиции рук, ног.
- Отработка движений, связок.
1
22,23,24 Репетиционная работа
- работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
3
25 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
1
26,27,28,
29,30,31
Постановка танцевальных номеров танец « Вальс»,
« Ромашки».
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
6
32,33 Репетиционная работа
2
34 Итоговое занятие
1
Календарно - тематический план на 2015 - 2016 учебный год.
№ Название темы Кол- во занятий
Дата
план
факт
1
Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.
2. Постановка задач на новый учебный год.
1
2,3
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально-подвижная игра «Танец природы».
2
4
Гимнастика и растяжка:
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
1
5
Постановка корпуса, рук, ног:
Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.
1
6
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры «Птица в клетке».
1
7,8,9,10
Постановка танцевальных номеров танец « Утро начинается»
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
4
11,12,13
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Встали в круг!»
3
14
Гимнастика и растяжка:
- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Игра - пластический этюд для тела «Замри!»
1
15,16,17,18
Постановка танцевальных номеров танец «Ромашка »
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
4
19,20
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - творческая игра « Танец огня».
2
21 Постановка корпуса, рук, ног:
- отработка I, II, III, IV, V, VI позиции рук, ног.
1
22,23 Репетиционная работа
- работа над эмоциональной передачей.
2
24 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
1
25,26,27,
28,29,30,31
Постановка танцевальных номеров танец «Горошки», « Озорницы на границе».
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
7
32,33 Репетиционная работа
2
34 Итоговое занятие
1
Календарно - тематический план на 2016 - 2017учебный год. № Название темы Кол- во занятий
Дата
план
факт
1
Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.
2. Постановка задач на новый учебный год.
1
2,3
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - творческая игра « Танец огня».
2
4
Гимнастика и растяжка:
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
1
5
Постановка корпуса, рук, ног: ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.
1
6
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания. Игра - упражнение на развитие чувства метроритма «Хлопай в такт»
1
7,8,9,10
Постановка танцевальных номеров танец «Бабуля»
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
4
11,12,13
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально-подвижная игра «Ручеек», «Хлопай в такт», « Танец огня».
3
14
Гимнастика и растяжка: упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.
1
15,16,17,18
Постановка танцевальных номеров танец « Рыжий »
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
4
19,20
Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».
2
21
Постановка корпуса, рук, ног: боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя,
1
22,23 Репетиционная работа
- работа над эмоциональной передачей.
2
24 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.
1
25,26,27,
28,29,30,31
Постановка танцевальных номеров современный танец « Ты беги-беги»
-Работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
7
32,33
Репетиционная работа
- работа над эмоциональной передачей.
- Отработка движений, связок.
2
34 Итоговое занятие
1
Прогнозируемые результаты образовательного процесса
Занятия в танцевальном кружке « Капельки» формируют, развивают и воспитывают различные способности и качества ребёнка:
- музыкально - танцевальные,
- физические,
- коммуникативные,
- эмоционально - волевые,
- организаторские,
- творческие,
- познавательные на основе изучения фольклора, который позволяет в комплексе воздействовать на развитие личности и формирование коллектива.
Модель выпускника хореографического коллектива 1.Имеет глубокие знания, умения, навыки по хореографии, высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности. 2.Характеризуется развитыми общими и специальными способностями. 3.Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой. 4. Стремится к творческой самореализации. 5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании. 6. Имеет сформированный образ «Я». 7. Развиты коммуникативные способности. 8. Развит танцевальный, художественный вкус. 9. Имеет эмоциональную отзывчивость к миру искусства музыке, танцам, поэзии, театру. 10. Имеет мотивацию к здоровью и ведет здоровый образ жизни. 11. Имеет развитое гражданское самосознание и чувство Родины.
Отчет о выполнении учебно-воспитательной программы кружка « Капельки» проходит в творческой форме в виде выступлений на школьных и районных мероприятиях.
Девиз: «Ты - молодец! У тебя все получится!» - должен стать основополагающим на протяжении всего обучения.
Сравнительный графический анализ
уровня развития музыкально-ритмических способностей детей
ВЫВОД:
-
Подобранная система мероприятий себя полностью оправдала и дала положительные результаты, а именно: сравнивая результаты, полученные в начале и конце обучения в танцевальном кружке видно, что к концу обучения низкий уровень отсутствует, средний - составляет 28 %, а высокий достиг 72%.
-
Положительная динамика является показателем прироста уровня знаний, умений, навыков в музыкально - ритмической деятельности и доказывает существенную закономерность: профессиональная, последовательная, целенаправленная работа педагога является стимулирующей для развития творческих способностей школьников.
-
Кружок востребован детьми и их родителями. Нас знают и любят в посёлке, школе и с нетерпением ожидают новых встреч с юными «артистами», которые любят музыку - танец - творчество
Методические рекомендации
- Изучать новинки научно-методической литературы по музыкальному воспитанию школьников.
- Использовать в работе с детьми самые разнообразные формы, методы, приемы воздействия.
- Учитывать индивидуальные, психологические, возрастные особенности детей.
- Представлять достигнутые результаты на праздниках, развлечениях, конкурсах, фестивалях.
- Проводить работу по музыкальному воспитанию детей школьного возраста в тесном контакте с родителями.
- Использовать дидактический и наглядный материал в соответствии со всеми гигиеническими и психологическими требованиями.
- Каждому музыкально - ритмическому и танцевальному движению лучше давать название, связывая с определенным образом, потому как именно образное мышление в школьном возрасте является средством познания окружающего мира.
- Новые движения целесообразно сначала выполнять в медленном темпе, затем постепенно увеличивать амплитуду, количество движений и только после этого ускоряется темп.
- Поощрять детей, укреплять веру в собственные силы, развивать двигательную активность ребенка.
Приложение:
Список используемой литературы
1. Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. Русский праздник. - Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб.: Искусство - СПб, 2001.
2. Зацепина К. и др. Народно - сценический танец - М.: Искусство, 1976.
3. Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в нач. школе) - М.: Владос, 2001.
4. З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.
5. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.
6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры,
пляски для детей 7 -10 лет. - М., 1984. 7. Основы сценического движения. Под редакцией И.Э.Коха. - М., 1976. 8. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр-творчество - дети. - М., 1995.