Рабочая программа кружка Капельки

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46»


Программа утверждена зам. Директора

школы по ВР Косарева Т. С.

« » на 2014 - 2017 уч. год







«КАПЕЛЬКИ»


Программа танцевального кружка для занятий с детьми младшего

школьного возраста в системе дополнительного образования детей.

на 2014 - 2017 уч. годы


Общекультурная направленность






Возраст детей на которых рассчитана программа: 7- 11 лет

Срок реализации программы: 3 года




Автор программы: учитель начальных классов

Елькина Жанна Алексеевна




Р.п. Привокзальный, Свердловская обл

2014 - 2017 год


Пояснительная записка

В древние времена танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Систематические занятия хореографией развивают мышечную структуру тела, позволяют формировать красивую правильную осанку, тренируют координацию движений.

Именно музыкально - ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально - ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения - это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у школьников музыкального творчества и творческих качеств личности.

Базой данного курса являются программы «Гармония» К.В.Тарасовой и «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.

Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него - к «композиционному» творчеству в танце.

Принципиальная особенность предлагаемой методики в том, что работа над выразительным исполнением начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, точнее сразу же после первого их знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения: от упражнения до сюжетного танца.

Главная идея методики - научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение школьниками языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танце для образного воплощения.

Программа соответствует средним возможностям детей. На занятиях идет формирование двигательных навыков и умений, но это не цель, а средство для развития способностей ребенка. Главное - радость, возможность самовыражения в танце. А эту радость свободы он ощутит тогда, когда научится свободно, легко двигаться в пространстве.

Такая форма занятий, где пластика тела и музыка соединяются в целое, помогает раскрыть потенциальные способности ребенка, создает разностороннюю творческую личность.

Рабочая программа по общекультурному направлению «Капельки» разработана в рамках внедрения ФГОС во 2 классе МАОУ« СОШ № 46 р. п. Привокзальный» 2014 - 2017 учебном году и рассчитана на 3 года систематических занятий для детей от 7 до 11 лет. Запись в танцевальную студию ведется по желанию и усмотрению родителей учащихся. Начать заниматься в кружке может любой ребенок 2 класса без хореографической подготовки. Таким образом, данная программа предполагает развитие и воспитание не только одарённых танцевальными способностями детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие творческой личности в коллективе.

Отличительная черта этой программы заключается в ее направленности на многие виды танцев: современные, народные, эстрадные. А также на их соединение и группировку друг с другом, что в итоге является очень интересным, запоминающимся, актуальным в современном мире. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Воспитание ребёнка через приобщение к лучшим традициям танцевальной и музыкальной культуры, желание детей исполнять современные танцы и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся творческие способности, побудили меня организовать в школе танцевальный коллектив «Капельки».

Цели и задачи деятельности

Главная цель: развитие ребёнка и детского коллектива через создание особой среды формирования общих культурных интересов и совместной деятельности детей, формирование национального самосознания и высоких духовных качеств ребёнка как гражданина России, формирование творческих способностей детей.

Задачи:

1. Раскрывать танцевальные способности детей через двигательную активность.

2. Научить выполнять упражнения для укрепления и развития тела.

3. Научить выполнять элементы народного танца.

3. Развивать чувство ритма через обучение танцам.

4. Воспитывать любовь к русским народным танцам, к музыке, к русским традициям через изучение элементов русского народного танца и развитие умения исполнять русский танец.

5. Формировать детский коллектив через совместную деятельность.
В области формирования личностной культуры:

  • формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, на основе нравственных установок и моральных норм, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

  • развитие трудолюбия, способности к преодолению труд­ностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.


В области формирования социальной культуры:
  • воспитание ценностного отношения к своему нацио­нальному языку и культуре;

  • развитие навыков организации и осуществления сотруд­ничества со сверстниками, родителями в решении общих проблем;

  • развитие доброжелательности к другим людям;

  • формирование толерантности и основ культуры межэт­нического общения, уважения к культурным традициям представителей народов России.


В области формирования семейной культуры:

  • формирование у обучающегося уважительного отноше­ния к родителям.

Главное в хореографическом коллективе - создание творческой увлечённости искусством, впечатления, развитие способностей, а также четкое соблюдение техники безопасности, режима, труда и отдыха.

В учебном процессе и в организации массовой работы у детей развиваются внимание, память, воображение, воспитываются такие черты характера, как:

  • самокритичность,

  • самоконтроль,

  • трудолюбие,

  • целеустремлённость,

  • умение преодолевать трудности.

Развиваются физические способности:

- сила ног,

- пластичность рук,

- гибкость тела,

- эластичность мышц и подвижность суставов.

Условия реализации программы


Наиболее благоприятным для развития многообразных способностей и качеств является период интенсивного развития в возрасте 7 - 11 лет. Именно в этот период развиваются гибкость, подвижность суставов, скоростно-силовые качества, память, внимание, воображение, чувство ритма и другие качества, необходимые для занятий в кружке.

Учитывая индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста (быстрая утомляемость), занятия детей в группах определены временными рамками. Длительность одного учебного занятия: для детей от 7 до 8 лет-35 мин, от 8 -11 - 40 мин

Для организации деятельности кружковцев, учитывая индивидуальные особенности каждого возрастного периода, наполняемость группы составляет 13-17 человек. Такое количество детей является оптимальным для индивидуального развития каждого ребёнка.

Каждый ребёнок, занимаясь танцами, изучая необходимые движения, развивает в себе трудолюбие, стремление к самосовершенствованию, формирует адекватную самооценку. Изучение истории развития и появления танцев активизирует уважительное отношение к культуре своего российского народа, к толерантному отношению к представителям народов России. При подготовке к выступлениям учащиеся приобретают навыки сотрудничества и общения со сверстниками и взрослыми. А выступая перед родителями, активизируется ценностное отношение к ним и своей семье.

Распределение учебных часов в неделю - 1 час в неделю.

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:

- необходимое количество часов;

- светлый и просторный зал;

- аудиоаппаратура;

- специальная тренировочная одежда и обувь;

- сценические костюмы;

Методическое обеспечение


Процесс обучения детей в хореографическом коллективе основывается на следующих принципах: активности, единства теории и практики, наглядности, доступности, систематичности занятий, прочности усвоения знаний и индивидуального подхода.

Данная программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку, танцевальные движения современного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.

Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей. Главные идеи и основы эффективности танцевальной деятельности воспитанников достигаются через игровые технологии. «Игровые технологии» включены в процесс обучения. Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование, самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.

Раздел «Постановка корпуса, рук и ног» включает работу над правильной постановкой корпуса: упражнения для развития и укрепления мышц спины, разучивание позиций рук и ног, способствующие формированию первоначальных навыков сценического движения, координации и правильной работы всех групп мышц.

«Постановочная и репетиционная работа». Этот раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр дисков и работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному выступлению и самоутверждаются. Репертуар постановок планируется в соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или иной группы. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты - это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к прекрасному.

Подготовка к совместному выступлению имеет большое значение в решении воспитательных и образовательных задач. Общие репетиции сближают детей, между членами коллектива устанавливаются дружелюбные, товарищеские отношения, каждый участник танцевального коллектива несет ответственность за каждого члена своей группы.
Используемые методы:

  • Метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды.
  • Метод повторения.
  • Метод коллективного творчества.
  • Метод объяснения.
  • Метод заучивания.
  • Метод многократного повторения всевозможных движений.
  • Игровые технологии.





















Учебно - тематический план работы танцевального кружка «Капельки»

Кол-во часов

Тема занятия

Содержание

и виды работ

УДД

1

1

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

2

8

Игровые технологии

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры

Снятие эмоционального и психофизического

напряжения; развитие устойчивости и концентрации внимания,

артистичности, творческих способностей, ритмического слуха.

3

3

Гимнастика и растяжка

- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости

- упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

Развитие моторной памяти, пластики, гибкости и силы мышц спины, ног и рук, правильная осанка.

4

2

Постановка корпуса, рук, ног

-Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног:

«гармошка» - р.н.м. «притопы»

«ковырялочка» - р.н.м.,

Развитие моторной памяти, пластики, гибкости мышц ног и рук, правильная осанка

5

14

Постановка танцевальных номеров

Массовые и сольные композиции

Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы.

6

5

Репетиционная работа

Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера

Достижение мастерства исполнения, сформировать

двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.

7

1

Итоговое занятие

Итого: 34 часа

Содержание программы


Раздел 1.Вводное организационное занятие. Цели и задачи: знакомство с участниками танцевального коллектива, с правилами техники безопасности. Беседа о культуре поведения, внешнем виде на уроке. Раздел 2.Игровые технологии. Как форма усвоения танцев опыта людей. Игры, Снимающие эмоциональное и психофизическое напряжения, развивающие устойчивость и концентрацию внимания, артистичность, творческие способности, ритмический слух. Раздел 3.Гимнастика и растяжка. Упражнения на напряжение и расслабление мышц, на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты. Цель: добиться правильной работы мышц.

Раздел 4.Постановка корпуса, рук, ног. Варьирование движений с элементами «каблучка»

и «носочка»: «Ковырялочка», показать «ковырялочку» без перетопа:

ставить ногу то на носок, то на пятку; сообщить название; в варианте с разворотом колена из «открытого» положения в «закрытое» и обратно можно использовать легкий разворот корпуса, поставив руки на пояс, и повороты головы, как при любовании сапожком то с одной стороны, то с другой; побуждать детей к варьированию, изменению движения, добавлению к нему дополнительных элементов (движений рук, перетопа, прыжка и другое).Закрепить методику постановки корпуса, рук и ног. Цель: формирование правильной работы мышц спины, рук и ног, выработать устойчивость, навык координации движений. Добиться методически правильного исполнения упражнений. Раздел 5.Постановочная работа. Постановка танцевальных номеров. Массовые и сольные композиции. Цель: Воспитание сценической культуры, умения общения со зрителями. Развитие художественного вкуса. Развитие двигательной системы. Раздел 6.Репетиционная работа. Отработка и детальный разбор номера. Работа над эмоциональной передачей. Работа над синхронностью исполнения танца. Отработка всего номера. Цель: достижение мастерства исполнения, сформировать двигательный навык, закрепить технику исполнения движений и перестроений в танце.
















Календарно - тематический план на 2014 - 2015 учебный год.
№ Название темы Кол- во занятий

Дата

план

факт

1

Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.

2. Постановка задач на новый учебный год.

1

2,3

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Ритмическое эхо»

2

4

Гимнастика и растяжка:

- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

1

5

Постановка корпуса, рук, ног:

-разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног:

«гармошка»

-«притопы»

- «ковырялочка»

1

6

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания. Игра - упражнение на развитие чувства метроритма «Хлопай в такт»

1

7,8,9,10

Постановка танцевальных номеров танец «Шалунишки» (с шарами)

4

11,12,13

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Встали в круг!»

3

14

Гимнастика и растяжка:

- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Игра - пластический этюд для тела «Замри!»

1

15,16,17,18

Постановка танцевальных номеров танец « Барышня и хулиган»

4

19,20

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие игра-импровизация «Смена кадров».

2

21 Постановка корпуса, рук, ног:

- отработка I, II, III, IV, V, VI позиции рук, ног.

- Отработка движений, связок.

1

22,23,24 Репетиционная работа

- работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

3

25 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

1

26,27,28,

29,30,31

Постановка танцевальных номеров танец « Вальс»,

« Ромашки».

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

6

32,33 Репетиционная работа

2

34 Итоговое занятие

1



Календарно - тематический план на 2015 - 2016 учебный год.
№ Название темы Кол- во занятий

Дата

план

факт

1

Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.

2. Постановка задач на новый учебный год.

1

2,3

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

2

4

Гимнастика и растяжка:

- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

1

5

Постановка корпуса, рук, ног:

Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

1

6

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры «Птица в клетке».

1

7,8,9,10

Постановка танцевальных номеров танец « Утро начинается»

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

4

11,12,13

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания « Встали в круг!»

3

14

Гимнастика и растяжка:

- на выработку выворотности ног, на развитие гибкости. Игра - пластический этюд для тела «Замри!»

1

15,16,17,18

Постановка танцевальных номеров танец «Ромашка »

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

4

19,20

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - творческая игра « Танец огня».

2

21 Постановка корпуса, рук, ног:

- отработка I, II, III, IV, V, VI позиции рук, ног.

1

22,23 Репетиционная работа

- работа над эмоциональной передачей.

2

24 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

1

25,26,27,

28,29,30,31

Постановка танцевальных номеров танец «Горошки», « Озорницы на границе».

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

7

32,33 Репетиционная работа

2

34 Итоговое занятие

1


Календарно - тематический план на 2016 - 2017учебный год. № Название темы Кол- во занятий

Дата

план

факт

1

Вводное занятие: 1.Ознакомление с правилами техники безопасности.

2. Постановка задач на новый учебный год.

1

2,3

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - творческая игра « Танец огня».

2

4

Гимнастика и растяжка:

- упражнения на напряжение и расслабление мышц;

1

5

Постановка корпуса, рук, ног: ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

1

6

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры на проверку и развитие внимания. Игра - упражнение на развитие чувства метроритма «Хлопай в такт»

1

7,8,9,10

Постановка танцевальных номеров танец «Бабуля»

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

4

11,12,13

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально-подвижная игра «Ручеек», «Хлопай в такт», « Танец огня».

3

14

Гимнастика и растяжка: упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

1

15,16,17,18

Постановка танцевальных номеров танец « Рыжий »

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

4

19,20

Сюжетно-ролевые и музыкально-танцевальные игры Музыкально - подвижная игра «Распутай веревочку».

2

21

Постановка корпуса, рук, ног: боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя,

1

22,23 Репетиционная работа

- работа над эмоциональной передачей.

2

24 Гимнастика и растяжка: -упражнения на развитие шага, различного вида шпагаты.

1

25,26,27,

28,29,30,31

Постановка танцевальных номеров современный танец « Ты беги-беги»

-Работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

7

32,33

Репетиционная работа

- работа над эмоциональной передачей.

- Отработка движений, связок.

2

34 Итоговое занятие

1

Прогнозируемые результаты образовательного процесса


Занятия в танцевальном кружке « Капельки» формируют, развивают и воспитывают различные способности и качества ребёнка:

- музыкально - танцевальные,

- физические,

- коммуникативные,

- эмоционально - волевые,

- организаторские,

- творческие,

- познавательные на основе изучения фольклора, который позволяет в комплексе воздействовать на развитие личности и формирование коллектива.
Модель выпускника хореографического коллектива 1.Имеет глубокие знания, умения, навыки по хореографии, высокий уровень физической подготовки, познавательной деятельности. 2.Характеризуется развитыми общими и специальными способностями. 3.Ориентирован на нравственные, общечеловеческие ценности и гуманное взаимодействие с окружающей средой. 4. Стремится к творческой самореализации. 5. Имеет потребность в постоянном самосовершенствовании. 6. Имеет сформированный образ «Я». 7. Развиты коммуникативные способности. 8. Развит танцевальный, художественный вкус. 9. Имеет эмоциональную отзывчивость к миру искусства музыке, танцам, поэзии, театру. 10. Имеет мотивацию к здоровью и ведет здоровый образ жизни. 11. Имеет развитое гражданское самосознание и чувство Родины.
Отчет о выполнении учебно-воспитательной программы кружка « Капельки» проходит в творческой форме в виде выступлений на школьных и районных мероприятиях. Рабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка Капельки Рабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка Капельки

Девиз: «Ты - молодец! У тебя все получится!» - должен стать основополагающим на протяжении всего обучения.

Сравнительный графический анализ

уровня развития музыкально-ритмических способностей детей

Рабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка Капельки

ВЫВОД:

  • Подобранная система мероприятий себя полностью оправдала и дала положительные результаты, а именно: сравнивая результаты, полученные в начале и конце обучения в танцевальном кружке видно, что к концу обучения низкий уровень отсутствует, средний - составляет 28 %, а высокий достиг 72%.

  • Положительная динамика является показателем прироста уровня знаний, умений, навыков в музыкально - ритмической деятельности и доказывает существенную закономерность: профессиональная, последовательная, целенаправленная работа педагога является стимулирующей для развития творческих способностей школьников.

  • Кружок востребован детьми и их родителями. Нас знают и любят в посёлке, школе и с нетерпением ожидают новых встреч с юными «артистами», которые любят музыку - танец - творчество

Методические рекомендации


  • Изучать новинки научно-методической литературы по музыкальному воспитанию школьников.
  • Использовать в работе с детьми самые разнообразные формы, методы, приемы воздействия.
  • Учитывать индивидуальные, психологические, возрастные особенности детей.
  • Представлять достигнутые результаты на праздниках, развлечениях, конкурсах, фестивалях.
  • Проводить работу по музыкальному воспитанию детей школьного возраста в тесном контакте с родителями.
  • Использовать дидактический и наглядный материал в соответствии со всеми гигиеническими и психологическими требованиями.
  • Каждому музыкально - ритмическому и танцевальному движению лучше давать название, связывая с определенным образом, потому как именно образное мышление в школьном возрасте является средством познания окружающего мира.
  • Новые движения целесообразно сначала выполнять в медленном темпе, затем постепенно увеличивать амплитуду, количество движений и только после этого ускоряется темп.
  • Поощрять детей, укреплять веру в собственные силы, развивать двигательную активность ребенка.

Приложение:


Рабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка Капельки


Список используемой литературы

1. Баранова О.Г., Зимина Т.А. и др. Русский праздник. - Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия. - СПб.: Искусство - СПб, 2001.

2. Зацепина К. и др. Народно - сценический танец - М.: Искусство, 1976.

3. Пшеницина Н.А. Времена года (песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в нач. школе) - М.: Владос, 2001.

4. З.Я. Роот. Танцы в начальной школе-М: Айрис Пресс,2006.

5. Климов А. Основы русского народного танца.- М.: Искусство, 1981.

6. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры,

пляски для детей 7 -10 лет. - М., 1984. 7. Основы сценического движения. Под редакцией И.Э.Коха. - М., 1976. 8. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр-творчество - дети. - М., 1995.

Рабочая программа кружка КапелькиРабочая программа кружка Капельки


© 2010-2022