Педагогическая концепция

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Педагогическая концепция

«Краеведческий подход в обучении младших школьников»

учителя начальных классов ВКК

МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Гридиной Светланы Ивановны.


ПЛАН.

I.Введение.

II. Основная часть.

  1. Методологическая основа.

  2. Актуальность данной темы.

  3. Требования к урокам с краеведческим материалом.

  4. Краеведение в учебной деятельности.

а) на уроках русского языка;

б) на уроках математики;

в) на уроках литературы;

г) на уроках окружающего мира.

  1. Внеклассная работа.

III. Вывод.

IV. Использованная литература.












I. Введение. Основная задача современного образования заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. В то же время, всем хорошо известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребенка. А интересы младшего школьника определяются потребностями, причем не сформированными в процессе воспитания и обучения, а заложенные самой природой. Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым. Поэтому тема моей концепции: «Краеведческий подход в обучении младших школьников». В своей работе я руководствуюсь принципом: мира не узнаешь, не зная края своего. Но достижение этой цели средством одного только предмета или бесед на классных часах невозможно. Я считаю, что оно должно осуществляться на метапредметной основе. Моя цель :

  • формирование у детей чувства любви к малой родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут;
  • развитие умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях своего края, его природы, истории.
Включение краеведческого материала в содержание образования способствует формированию мотивационных основ обучения, познавательно- коммуникативной деятельности школьников, формируют у них наблюдательность к окружающим явлениям, вносит конкретность в учебный процесс. Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащихся как личности, человека и гражданина. Благодаря краеведению ученики осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России. Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они, безусловно, ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину. Местный материал доступен учащимся для освоения, и это позволяет на конкретных примерах объяснить им достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.


  1. Основная часть.
Проблемы воспитания детей в духе народности всегда занимали умы выдающихся деятелей мировой культуры, науки и педагогики: Я.А. Каменского, М.В. Ломоносова, В.А. Сухомлинского, да и многих педагогов современной школы. Этому свидетельствуют ежегодные областные краеведческие семинары и межрегиональная научно- практическая конференция. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет мне обмениваться опытом с единомышленниками, позволяет узнавать новые интересные приемы, методы, которые каждый открывал для себя ежедневным кропотливым трудом. Темы моих выступлений: 1.Областной семинар «Формирование у младших школьников ценностного отношения к самостоятельной учебной деятельности», 5 декабря 2008г. Тема выступления «Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности младших школьников» 2.Областной семинар «Организация проектной деятельности младших школьников по краеведению». Воронеж, 3 марта 2010 г. Тема выступления «Возможности исторического краеведения в исследовательской деятельности» 3.Областной семинар «Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе», Воронеж, 11 марта 2011 г. Тема выступления: «Значение рабочих тетрадей по краеведению в организации проектной деятельности младших школьников». Публикации: 1. Формирование представлений младших школьников о народном костюме Воронежской губернии./ Материалы областного семинара педагогов// Воронеж 2009. 2. Обучение младших школьников принципам познания окружающего мира через игру» /Сборник. Воронеж:ВОИПКиПРО, 2011. 3. Проблемы экологического воспитания младших школьников. Сборнике. Воронеж, ВОИПКиПРО, 2008 . 4. Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса. Материалы IХ межрегиональной научно-практической конференции с международным участием ВОИПКиПРО, Воронеж 2009. Актуальность краеведческого подхода в обучении младших школьников заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. . Свою концепцию я реализую как на уроках, так и во внеурочное время, работая по программе «Гармония». Замечательно, что в данной программе учитываются те преимущества, которые дает жизнь в сельской местности: богатейшее природное окружение, народные традиции. Почему считаю изучение родного края очень важным?
Наша страна огромна. И обычно в школах учат историю и природу России в целом. Поэтому наши дети хорошо знают историю центра страны, где происходили основные события. И при этом подчас плохо - историю своего района. Считаю, что необходимо так же подробно, в деталях, изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной - наше село, наш район, наш регион. Тогда родится чувство сопричастности к её жизни, ответственность за то местное наследие, которое перешло к нам от живших до нас. Основной формой обучения в школе является урок. Современная жизнь предъявляет к уроку новые требования. Я строю свою работу на основе метапредметного подхода, который предполагает формирование познавательных учебных универсальных действий. Метапредметный подход к изучению родного края позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства, его применение необходимо, так как такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного региона, в их взаимодействии. При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил: - события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся; - факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными; - предоставлять учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекать их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту, например улице, где находится их дом или школа; - формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом; - вызывать интерес к родным местам (улице, дому, школе), содействовать формированию патриотических чувств. Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные.



Краеведение в урочной деятельности.

Русский язык. Использование в современной практике преподавания русского языка в начальной школе краеведческого материала является одним из самых эффективных способов обучения младших школьников предмету, их речевого развития, познавательной активности. Кроме того, это один из самых экономных путей воспитания у учащихся патриотических чувств. Материалы об Верхнемамонском районе, людях, прославляющих свой край, имеют богатую историю представляют великолепные возможности для создания эмоционального заряда. Мною разработаны задания и используются задания:

  • по чистописанию;
  • по словарной работе;
  • задания по развитию речи;
  • дидактический материал по отработке орфографической зоркости.
Чистописание (каллиграфия письма) - важный этап урока русского языка. На этом коротком отрезке дети должны повторить не только соединения букв, но и почерпнуть знания окружающего их мира. Поэтому о ближайшем окружении, дети должны знать как можно больше. Тем более о том, какой ценой и кем завоевано счастье жителей Воронежской земли, кто славит наш край. Включение краеведческого материала в урок мы, учителя, мотивируем учебный процесс, развиваем познавательный интерес учащихся, побуждаем к активной учебной деятельности. Приведу пример. Чистописание (правописание заглавной буквы, соединение букв с использованием краеведческого материала)

Х, х, ар, ал, ан, ов, Ии, Хх, их.

Харланов Иван Иванович - Герой Советского Союза. Родился в селе Верхний Мамон.

Аф ад ае ье ев аф Ал лв фв

Афанасьев Александр Николаевич - русский этнограф, историк. Собиратель русских народных сказок. Следующий пример - работа со стихами местных авторов, их я использую в качестве материалов для самостоятельных работ учащихся. Подбираю к ним задания на закрепление или повторение отдельных тем разных разделов русского языка. Например:

  1. Выпиши из текста слова, в которых наблюдается несоответствие букв и звуков.
  2. Выпиши из текста слова с проверяемыми гласными в корне слова (с непроверяемыми гласными в корне).
  3. В тексте найдите предложения с однородными членами предложения..
Краеведческий материал - важное подспорье в организации уроков по развитию речи. Тексты, отражающие историю родного края, имеют большое воспитательное значение, доступны для понимания, они новы и интересны для учащихся. Математика. Практически всегда на уроках математики внимание учителя и учащихся направленно лишь на осознанный выбор действия, посредствам которого решается задача. При данном же подходе учитель должен использовать любую возможность для того, чтобы показать, что решение задач связано с реальными жизненными ситуациями. И у нас на уроке статистические данные о крае превращаются в задачи. Дети с удовольствием составляют и решают задачи на краеведческом материале: *Длина русла реки Мамоновка 17 км, а длина русла реки Гнилуша13 км. На сколько км длина реки Мамоновка болеше, чем реки Гнилуша? * Длина р.Усмань в пределах Воронежской обл. 104км, что на 426км короче самой длинной в обл. реки Дон и на 14км длиннее реки Воронеж. Найди длину реки Дон и реки Воронеж в пределах области. Литература. Особенно ярко проявляются межпредметные связи на уроках литературного чтения. Основным источником сведений о крае, краеведческой деятельности служат книги, периодические издания, статьи в журналах, газетах, в которых говорится о различных сторонах развития края - его природных богатств, экономике, культуре, истории и других достопримечательностях. Читая литературные источники, учащиеся совершенствуют технику чтения, пересказа, учатся выделять главное. На уроках мы знакомимся с творчеством поэтов-земляков. Окружающий мир. Широкое поле деятельности для изучения краеведческого материала предоставляет предмет «окружающего мира», поэтому о работе на нем остановлюсь более подробно. Патриотическое воспитание. В содержании предмета окружающий мир имеется значительная историческая составляющая. Дети знакомятся с историей Отечества, они получают отдельные, наиболее важные и яркие исторические сведения. На уроки, где изучается история Великой Отечественной войны, приглашаем участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла - родственников учащихся. Патриотическое воспитание школьников должно являться приоритетной целью изучения исторической составляющей предмета. В истории России немало героических событий, вызывающих гордость за нашу Родину. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. К празднику Победы учащимся дается задание составить рассказы о родственниках, которые участвовали в боях или трудились в тылу в годы Великой Отечественной войны. Помощь в этой работе детям могут оказать взрослые. В годы Великой Отечественной войны на территории нашего района проходила операция «Малый Сатурн». Узнать историю сидя за партой детям трудно, поэтому важное место в моей работе занимает экскурсия. Мы выезжали к памятникам «Пушка», «Танк», прикасаясь руками к святым местам, ребята острее чувствуют ту эпоху. По результатам экскурсии оформили фотоальбом «Памятные места нашего села». Учащиеся 4 классов оформили проектную работу «В память об операции Малый Сатурн», «Памятники и памятные места нашей местности». Мы с ребятами выезжали на экскурсию в краеведческий музея г. Богучара с тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Природоведческое краеведение. В начальной школе учащиеся впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, насколько прочным окажется фундамент первоначальных знаний о ней, насколько будет воспитано чувство любви к окружающей природе, желание понять и глубже узнать ее. Среди средств познания природы ведущее место принадлежит непосредственному целенаправленному общению учащихся с природой во время экскурсий и походов. Наблюдения в природе - один из основных источников знаний о природе у учащихся 1 класса. Уроки окружающего мира в течение первого месяца в 1 классе провожу в виде экскурсий в школьном дворе и парке. Начинаю развивать интерес учащихся к природе, наблюдениям, учу сравнивать факты, явления и делать выводы. Перед каждой экскурсией стараюсь подобрать стихотворения (местных авторов) по теме экскурсии, прошу детей выучить их, чтобы по ходу занятий они могли их прочитать. Стихи помогают учащимися дать поэтическое описание природы или сделать вывод, в образной форме обобщить наблюдения. Я работаю по УМК «Гармония». Программа О.Т Поглазовой по окружающему миру ориентирован на интеграцию учебных предметов. При изучении тем: «Растения», «Животные» имеют выраженную краеведческую направленность, поэтому содержание уроков обогащаю сведениями из местных периодических изданий, краеведческой литературы. Изучая разнообразие грибов, ученики получили задание узнать о грибах в нашем селе. Информацию они нашли в книге нашего краеведа, учителя истории Шеншина Д.Ф. На уроке с сообщениями выступают учащиеся, и делают это с удовольствием. Я и моя семья. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников. Ребята знакомятся с понятиями «родословная», «поколение», «реликвии», кто, кому и кем в семье доводится. Семейные заботы и традиции. Тему «семья» нельзя изучать в отрыве от самой родной семьи ученика. Ребята составляли свою родословную, знакомили нас с традициями, увлечениями своей семьи. Изучая тему «Профессии людей» ученики получили задание: узнай у родителей кем они работают и где. На следующий урок была защита проектов «Профессии в моей семье». В подготовке проектов помогали родители, бабушки, а некоторые семьи работали все вместе. Далее мы отправились на предприятия, где работают родители учеников. Это экскурсии на пожарную часть, почту, заочное путешествие на хлебозавод, маслозавод. Формирование любви к Родине начинается с того уголка, где дети живут. Этим уголком является дом, улица. К родной улице мы обращаемся в темах «Безопасный путь», «Улица, на которой ты живёшь». По итогам изучения темы ребята подготовили и защитили проекты «Моя улица». Таким образом, мы видим, что использование метапредметных связей при изучении Воронежского края, Верхнемамонского района повышает качество краеведческих знаний учащихся: они становятся глубже и конкретнее. А это, в свою очередь, помогает им лучше познать и полюбить свою местность и край - частичку страны. В целях эффективности учебного процесса использую на уроках новые информационные технологии. Использую компьютер на разных этапах урока: проверка домашнего задания, объяснение нового материала, закрепление изученного, проверка знаний учащихся, проведение физкультминуток на основе краеведческого материала.

Внеклассная работа. Учебное и внеклассное краеведение тесно связаны между собой. Едины у них образовательные и воспитательные задачи. Содержание внеклассных программ, составленных мною с учетом возрастных особенностей и общего кругозора учащихся, предполагает последовательное обогащение их краеведческими знаниями и вовлечение в посильную общественно полезную работу. Краеведение подразумевает работу в первую очередь, где в паре, на равных условиях должны работать учащийся и учитель. Главным, как ни странно, в этой работе должен быть интерес учащегося, учитель же становиться направляющей стороной. Формы внеклассной работы: Тематические мероприятия.

Природоохранная и пропагандистская деятельность.

Работа кружка «Юный краевед»

Летний лагерь.

Встречи с земляками и оформление их рассказов.

Сбор материалов для краеведческого музея.

Туристско-краеведческое движение (экскурсии). В своем классе веду кружок «Юный краевед». На занятиях кружка мы работаем с тетрадями по краеведению (Авторы: Обухова Л.А, Махина Н.С.). Это пособие способствует систематическому изучению младшими школьниками родного края, формирует творческую, всесторонне развитую личность, способствует к поиску необходимой информации, исследованию и обобщению. Заключение. Перед учителем стоит цель - соединение обучения с жизнью. Краеведение - одно из средств осуществления метапредметных технологий обучения. Оно способствует осуществлению преемственности в знаниях учащихся, которая важна не только как возможность знакомить младших школьников с многообразными взаимосвязями явлений в природе и событий в обществе, но и как дидактическое правило обучения.

Ожидаемые результаты.

  • Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможные влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • Наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;

  • Умение использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящие к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.



Использованная литература.

  1. Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками.// Начальная школа.1993 № 9 с. 16 - 18

  2. Бахарева Л.Н. Интеграция учебных занятий в начальной школе на краеведческой основе.//Начальная школа. 1991. №8 с.48-51

  3. Гайворовская Н.И. Краеведчекский кружок как средство развития личности младшего школьника. // Начальная школа 2009. №6. С. 90 -95

  4. ГубановаЕ.Н, Махина Н.С. Использование на уроках материалов исторического краеведения.// Начальная школа 2002. № 6 с. 35 -40

  5. Ермолаева Л.К. Краеведение в начальной школе: проблемы, поиск…//Начальная школа. 1999. № 1 с. 27 -40

  6. Кокорева Е.А. Краеведение как средство патриотического воспитания в начальной школе.// Край родной Воронежский 1-й выпуск./составление О.Е.Жиренко, Н. С. Махина, Л.В. Свердлова, Е.А. Шенстопалой, В.А. Яровенко.- Воронеж:ВОИПКиПРО, 2009. -с.3-7

  7. Лебедева Е.М. Маленький уголок далекого детства….//Начальная школа. 2006. № 5 с.35

8. Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития учащихся.//Начальная школа. 2006. №7. С. 83 -84

9. Овечкина Н.Н. Краеведение в начальной школе.// Начальная школа. 2004. № 11 с. 109 -111

10. Шеншиш Д. Ф. Верхнемамонский район. Страницы истории. ООО»Издательство дом «Коммуна», 2006 г.

11. Шеншин Д.Ф. Энциклопедия Верхнемамонского района Воронежской области.- Воронеж:Изд-во Воронежского государственного университета, 2004.

10


© 2010-2022