Рабочая программа Этика и психология делового общения

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Этика и психология делового общения


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ТЕХНИКУМ СЕРВИСА И ТУРИЗМА № 29

(ГБОУ СПО ТСиТ № 29)












Рабочая программа

учебной дисциплины
ОП.10 «Этика и психология делового общения»

специальность 100701«Коммерция (по отраслям)»



Москва

2014





ОДОБРЕНА

Цикловой комиссией
по специальности «Коммерция»

Протокол №1

от __ августа 2014 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100701 «Коммерция (по отраслям)»

Председатель цикловой
комиссии

_____________ Ю.П.Гурина

Заместитель директора по научно-методической работе

___________ С.Л. Денисова



Составитель : Гурина Ю.П. - преподаватель ГБОУ СПО ТСиТ №29



















СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13

































ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этика и психология делового общения 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 100701 Коммерция (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 100000 Сфера обслуживания.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании для программ повышения квалификации и переподготовки коммерсантов.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл и направлена на формирование общих и профессиональных компетенций

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий.

ПК 1.6. Участвовать в работе по подготовке организации к добровольной сертификации услуг.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Уметь:

планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами;

Знать:

цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 час, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 51 часов; в том числе: практические занятия 22 часов; самостоятельной работы обучающегося 25 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

51

в том числе:


практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

25

в том числе:


Работа над учебным материалом

Подготовка докладов, сообщений

Сбор информации

Решение ситуационных задач

Составление диалога

8

8

4

2

3






Итоговая аттестация в форме зачёта

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основные принципы и методы этики и психологии делового общения

8


Тема 1.1.


Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения

Содержание учебного материала

2

1

Этика и психология делового общения коммерсанта: понятие, цели, задачи. Различные области наук, с которыми связана дисциплина этика и психология делового общения: общая психология, социальная, возрастная, педагогическая психология, психология труда экономическая психология, социология, менеджмент.

Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Предмет, задачи и методы этики и психологии делового общения. История развития науки».

2


Тема 1.2.


Психологические аспекты нравственности


Содержание учебного материала

2

1

Понятие морали, нравственности. Структура морали. Представления различных философов о нравственности. Значение норм морали в современном обществе. История появления и развития этикета. Нормы современного этикета.

Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические аспекты нравственности».

2


Раздел 2. Психологические закономерности делового общения

4


Тема 2.1.


Общение как вид деятельности

Содержание учебного материала

2

1


Общение и коммуникация, общение как деятельность и как взаимодействие, роль восприятия в процессе общения, понимание в процессе общения, виды общения, вербальное и невербальное общение.


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме «Общение как вид деятельности».

2


Раздел 3. Этикет и культура делового человека

22


Тема 3.1.

Имидж делового человека

Содержание учебного материала

2

1
Этическая и эстетическая культура, правила формирования имиджа коммерсанта. Культура одежды коммерсанта, визитные карточки в деловой жизни, поведение за столом, интерьер рабочего помещения, сувениры и подарки в деловой сфере. Практическое занятие№1

Создать образ коммерсанта в командах. Обсудить полученные образы.

4


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Имидж коммерсанта». Прийти на следующее занятие в образе коммерсанта (одежда, аксессуары). Быть готовым защитить созданный образ.

4



Тема 3.2.

Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения Содержание учебного материала

4

1

Культура устной речи, невербальные знаки общения, невербальный этикет, понятие о ведущей модальности. Правила ведения деловых переговоров. Правила ведения делового телефонного разговора. Правила ведения деловой переписки.

Практическое занятие №2

Пообщаться между собой в парах используя правила делового этикета.

4


Самостоятельная работа обучающегося

Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Устное деловое общение, языковые и письменные правила общения».

Написать и рассказать доклад.

4


Раздел 4. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении

17


Тема 4.1.


Индивидуальные особенности личности Содержание учебного материала

2

1

Понятия характер и воля, темперамент и его виды, эмоции и чувства, способности как важное условие успешной профессиональной деятельности. Характеристика лидерских качеств, типажи лидеров.



Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Индивидуальные особенности личности коммерсанта».

1



Тема 4.2.


Коммуникативный потенциал личности Содержание учебного материала

2

1

Сущность и значение коммуникативного потенциала личности, значение самооценки для его развитии основы трансактного анализа, методы преодоления затруднений в общении.

Практическое занятие №3 Выяснить значение правил поведения в общественных местах.

4


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Коммуникативный потенциал личности коммерсанта». Написать и рассказать доклад.

2


Тема 4.3.


Конфликты в деловом общении Содержание учебного материала

2

1

Конфликт и его структура, стратегия и правила поведения в конфликтных ситуациях, эмоциональное реагирование в конфликтных ситуациях. Практические занятия №4 Тренировка адекватного реагирования на конфликтные ситуации.

2


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Конфликты в деловом общении».

2


Раздел 5. Психологические приемы влияния на партнера

24


Тема 5.1.


Психологические приемы влияния на партнера Содержание учебного материала

4

1
Приемы вляния на партнера, основные методы аргументации, основные техники, основные положения тактики аргументирования в коммрции. Способы убеждения, приемы аргументации, техника приувеличения, техника рассказа анекдота, случая к месту, техника изменения направления разговора. Практическое занятие №5 Тренировка техник аргументации, способов убеждения.

2


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Психологические приемы влияния на партнера в коммерции».

2



Тема 5.2.


Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы Содержание учебного материала

2

1
Разница между понятиями полемика, спор, дискуссия. Этапы деловой дискуссии. Цели полемики. Виды споров. Искусство остановки спора в коммерции. Практические занятия №6 Тренировка приёмов ведения делового спора, дискуссии, полемики в коммерции.

2


Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Спор, дискуссия, полемика: психологические особенности и приемы в коммерции». Написать и рассказать доклад.

2


Тема 5.3.


Особенности публичного выступления Содержание учебного материала

4

1

Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспект общения при публичном выступлении коммерсанта. Схема ораторского искусства. Этапы подготовки публичного выступления. Лексические приемы. Понятие публичного выступления. Правила составления речи. Этапы подготовки публичного выступления. Лексические приемы. Коммуникативный, перцептивный и интерактивный аспект общения при публичном выступлении. Средства коммуникации. Размещения аудитории при общении. Практическое занятие №7 Тренировка дикции. Публичное выступление коммерсанта.

4



Самостоятельная работа обучающегося Написать опорный конспект и подготовиться к опросу по теме: «Особенности публичного выступления коммерсанта». Подготовка к зачёту.

2


Зачёт

1

2

Итого

76

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством); 3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета коммерции. Оборудование учебного кабинета:
  • Рабочий модуль преподавателя
  • Рабочие места учащихся по количеству обучающихся
  • Информационные стенды

Технические средства обучения:
  • Видеопроектор.
  • Многофункциональное устройство

3.2. . Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Зарецкая И.И. «Основы этики и психологии делового общения», учебник для СПО, М.: Оникс, 2011

  2. Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова «Психология и этика делового общения», учебник для ВУЗов, М.: Юрайт, 2012

  3. Шеламова Г.М. «Деловая культура и психология общения», учебник для СПО, М.: Академия, 2008

  4. Бороздина Г.В. «Психология делового общения», М.: Инфра-М, 2008

  5. Голуб И.Б. «Русский язык и культура речи», М.: Логос, 2010

Дополнительные источники:

  1. Шеламова Г.М. «Этикет деловых отношений», М.: Академия, 2011

  2. Шеламова Г.М. «Деловая культура взаимодействия», М.: Академия, 2011

  3. Шеламова Г.М. «Психология и этика профессиональной деятельности», М.: Академия, 2011

  4. Морозов А.В. «Деловая психология, курс лекций», С-Пб.: Союз, 2008

  5. Шмидт Р. «Искусство общения», М.: Интерэксперт, 2009

  6. Обозов Н.Н. «Психология конфликта и способы его решения», С-Пб.: Союз, 2009

  7. Усов В.В. «Деловой этикет», М.: Академия, 2009

  8. Зарайченко В.Е. «Этикет государственного служащего», Ростов-на-Дону: Феникс, 2010

  9. Лавриненко В. Н. «Психология и этика делового общения», М.: Юнити-Дана, 2008

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной Дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Коды форируемых общих и профессиональных компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь

: планировать, прогнозировать и анализировать деловое общение: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения; устанавливать деловые контакты с учетом особенностей партнеров по общению и соблюдением делового этикета; использовать эффективные приемы управления конфликтами;

знать: цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; специфику делового общения, структуру коммуникативного акта и условия установления контакта; нормы и правила профессионального поведения и этикета; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; влияние индивидуальных особенностей партнеров на процесс общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов; закономерности формирования и развития команды

ОК 1 - 4, ОК 6, ОК 7, ОК 12

ПК 1.1- ПК1.9.


ОК 1 - 5, ОК 6, ОК 7, ОК 12

ПК 1.4,1.6, ПК1.7.


Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и др. видов текущего контроля.













Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной



© 2010-2022