Урок изобразительного искусства «Русская матрёшка»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Изобразительное искусство, изучение нового материала. Тема: Русская матрёшка Продолжительность: 1 урок 45 минут Класс: 3 Технологии: компьютер; мультимедиа проектор; презентация «Русская матрёшка;, игрушка-матрёшка; музыкальный ряд: русские народные песни; лист бумаги; вырезанный силуэт матрёшки; кисти; краски; непроливайки; тряпочки; простой карандаш; ластик. Конспект урока.
  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Николаевна. Сегодня я пришла к вам в гости с сюрпризом. Я надеюсь, что вам мой сюрприз понравится, и вы уйдете с урока в хорошем настроении.
  1. Постановка темы урока.

Принесли вам коробок - Позолоченный бочок. Коробок тот не простой, И товар в нём расписной. Вынимаем напоказ - И про него ведём рассказ.
Учитель: Как вы думаете, ребята, чем же может быть наполнен такой короб? Открою вам тайну. Короб наполнен игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире и денег стоят немалых. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров.
Итак, откроем короб? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?


Алый шёлковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живёт ещё одна кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская (матрёшка).
Учитель: Молодцы! Вы угадали. ( показ матрёшки) (слайд 1) Учитель: Сегодня мы с вами обратимся к уникальной деревянной кукле-матрешке. Узнаем о ее происхождении, особенностях изготовления и научимся её рисовать.
  1. Работа по теме урока.
Учитель: Какие ассоциации приходят вам в голову, когда вы слышите слово «матрёшка»? (слайд 2) Матрёшка - удивительная игрушка, ставшая символом России, наряду с русской берёзкой и русским самоваром. В детстве мы играли этой удивительной куколкой, и никогда не задумывались о её происхождении. - А знаете, ли вы, ребята, что матрёшка имеет удивительную историю? (слайд 3) - Посмотрите внимательно на экран. (Видео фрагмент) Учитель: - Итак, ребята, кому же обязана своим происхождением матрёшка? (Японская фигурка фукурума) (слайд 4) - А кто запомнил имена первых создателей русской матрёшки? (токарь Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин) (слайд 5) - Из какого материала изготавливают матрёшку? (из дерева) - Сколько времени может уйти на изготовление одной такой куклы? (несколько лет) - Что делали после того, как деревянная модель матрёшки была готова? (расписывали) - Кто из вас знает, как получила матрёшка это имя и что оно обозначает? (1 вариант от женского имени Мария, 2 вариант - от женского имени Матрёна, с латинского «Мать») (слайд 6) - А сколько человек в вашей семье? - Давайте посмотрим на нашу матрёшку. Какоё у неё семейство? (разбираем матрёшку) - Посмотрите на наших красавиц? Чем они похожи, чем отличаются? (размер, цвет)
- Давайте познакомимся с матрешками разных районов России. (слайд 7) Много видов у матрёшки Ведь она из разных мест. Есть загорская, тверская, И семёновская есть, Полховская, вятская - Вот какая разница!
Учитель: Все матрешки хороши! Сегодня мы будем учиться расписывать силуэт матрешки, как мастера из Сергиева Посада. (слайд 8) Я из Сергиева Посада. Встрече с вами очень рада. Мне художниками дан яркий русский сарафан. Я имею с давних пор на переднике узор. Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
Старейшая русская матрёшка - Сергиево-Посадская. (слайд 9) Матрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности
Учитель: Прежде, чем нарисовать Нужно сначала всё размять.
  1. Физкультминутка. (слайд 10-30)

  1. Практическая работа (слайд 31)

Учитель: Ребята, я предлагаю вам стать настоящими мастерами и расписать модель матрёшки. - Итак, переходим к выполнению нашей работы. 1) Для того, чтобы вам было удобнее рисовать подложите под эскиз лист бумаги. 2) Определим форму головы (круг). Туловище похоже на овал. (слайд 32) 3) Прорисуем на голове платок и круг - лицо. (слайд 33, 34) 4) Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. (слайд 35)Верхнюю часть круга занимают волосы, в средней части - глаза, а в нижней - губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (слайд 36) 5) Заполни передний фон сарафана матрёшки. Раскрась матрёшку. (слайд 37) Декоративные элементы, украшающие матрёшку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрёшки. (слайд 38) (слайд 39) Учитель: А сейчас создайте образ матрёшки, который вам подскажет ваша фантазия. Прежде, чем рисовать Нужно пальчики размять. Указательный и средний, Безымянный и последний Поздоровались с большим. А теперь потрём ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки разжали - сжали, Вот и пальчики размяли. А сейчас мастера За работу всем пора. (слайд 40)
  1. Самостоятельная работа учащихся
Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки и украсьте ее узором.
  1. Выставка работ, подведение итогов урока.
- Итак, ребята, давайте мы устроим хоровод матрёшек (закрепляем на доске) Учитель: Сегодня на уроке вы попробовали себя в роли народных мастеров, расписывая игрушку. И я думаю, что эта роль вам понравилась, потому, что рисунки у вас получились очень яркие, красивые.

Давайте подведём итог: (слайд 41) - С какими центрами народного творчества по изготовлению матрёшек вы сегодня познакомились? - Что вы узнали из истории возникновения матрёшек? Проходят годы, но матрёшка была и остаётся символом России, радующим и детей и взрослых.
И предпочтенье отдаю Я, разумеется, матрёшкам. Цветут в берёзовом краю Платки их красные горошком, И лица милые круглы… В глуши родившиеся дети, В другие дальние углы Распространились на планете.
Спасибо за урок! (слайд 42)
© 2010-2022