- Преподавателю
- Начальные классы
- Воспитательная программа Моя культура
Воспитательная программа Моя культура
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фёдорова В.И. |
Дата | 26.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коммуникативные компетенции - обогащение словарного запаса учащихся, овладение навыками использования полученных знаний в жизненно важных для данного возраста ситуациях общения.
Программа «Моя культура» характеризуется метапредметностью. Прослеживается интеграция с другими образовательными областями: окружающим миром, основами безопасности жизни, историей, музыкой, искусством.
Основные задачи программы.
-
Формирование у младших школьников осознания культурно-нравственных позиций.
-
Включение детей в творческий процесс познания культурных норм, помощь в овладении и синтезировании имеющих и получаемых учащимися знаний о человеке, человеческих отношениях в обществе, о правилах культуры поведения;
-
Расширение кругозора учащихся, развитие творчества.
-
Сохранение и развитие чувства гордости за свой край, район, школу. 5. Воспитание культурного гражданина страны .
Пояснительная записка.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования гражданина России. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российской культуры, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения культурно- нравственного воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Культурно- нравственное воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Культурно-нравственное воспитание в рамках данной программы рассматривается как дифференцированный процесс с учётом возрастных особенностей учащихся.
Программа формирует культурно-нравственные позиции у маленьких школьников. Учащиеся на опыте и чувствах должны осознать сущность таких понятий как «культура поведения», «внутренняя культура человека», «культура речи», «нравственность», «культура труда» и формировать навыки их реализации в повседневной жизни. В процессе формирования гражданских ценностей особенно важным является воспитание детей на основе социокультурных, исторических достижений многонациональной России, а также на культурных традициях родного края, района, села. Программа адресована учащимся 4 класса Мухоршибирской средней общеобразовательной школы №2 Мухоршибирского района Республики Бурятия. Ожидаемые результаты освоения обучающимися программы : Личностные универсальные учебные действия: 1.Формировать у учащихся умение соотносить свои поступки с принятыми культурными нормами. 2.Знать культурные нормы и уметь выделить нравственный аспект поведения. 3. Уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- Уметь планировать своё поведение.
- Уметь контролировать своё поведение в форме сличения с заданным эталоном культурного.
- Учиться корректировать своё поведение в случае расхождения с эталоном.
- Учиться оценивать уровень своей культуры.
- Учиться контролировать свою речь и поступки. 2. Учиться адекватно воспринимать оценку учителя.
- Учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
- Учиться самостоятельно решать проблемы в общении.
Основные результаты культурно- нравственного воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами являются: экспертные суждения родителей, партнёров школы, педагогов. Оценка и коррекция этих и других личностных результатов культурной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьёй ученика.
Обобщённый результат освоения программы фиксируется в портрете её выпускника:
-
Способный организовать свою деятельность;
-
Уважающий и принимающий культурные ценности семьи и общества;
-
Обладающий основами коммуникативной культуры;
-
Любящий свой край, село, школу.
-
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
-
Доброжелательный, умеющий слушать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
-
Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Основной функцией начальной школы является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей учащихся к активно - деятельностному взаимодействию с окружающим миром. Для этого важно рассматривать жизнедеятельность учащихся в школе не только как организацию познавательного процесса , но и как сферу разностороннего , нравственно направленного социального взаимодействия с окружающим миром, интенсивного культурного и морального становления , школу гражданственности и гуманизма.
Как же закладывать эти основы в системе учебно - воспитательного процесса школы? Вероятно , здесь следует подумать не только о нравственном содержании учебных предметов гуманитарного цикла, но и о педагогической технологии , позволяющей осуществлять взаимосвязь моральных знаний и представлений учащихся, получаемых на уроках , с их повседневной жизнедеятельностью, формирующей опыт нравственного поведения.
В начальных классах школы важно так построить учебно- воспитательный процесс, чтобы дети, систематически получая нравственные знания и представления, оказывались также в жизненных ситуациях, способствующих эмоциональному переживанию полученных знаний, а значит, их осознанию и закреплению.
Как этого достичь? Необходима система воспитания нравственной культуры в учебно- воспитательном процессе школы и во внеурочной деятельности детей.
Такая система предполагает следующие логически взаимосвязанные структурные компоненты:
-
методически инструментированный с учётом возрастных особенностей учащихся, этический курс занятий «Я и моя культура»;
-
повседневная педагогическая методика «культурного заряда»;
-
общеколлективная внеклассная деятельность детей с культурной направленностью, специально ориентированная на включение всех учащихся в культурный диалог, общение, взаимодействие.
Рабочая программа является авторской. Она выполняет функцию погружения детей и родителей в мир культурных понятий и категорий . В данной программе выделены четыре раздела: я и моя культура, культура класса, культура школы, культура села. Данная программа ориентирует на систематический курс занятий по культуре с детьми 9-10 лет. Структура занятия предполагает ориентацию ребёнка на творческий процесс познания культурных норм воспитанного человека.
Методы и приёмы работы:
-Ситуативные беседы;
-Игровые практикумы;
-Экскурсии;
-Праздники;
-Ролевые игры;
-Трудовая деятельность;
-Творческие работы;
План реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения
(4 класс начальной школы) .
4 раздела - 34 занятия.
Сроки реализации- учебный год.
Содержание программы.
1.Классные часы «Я и моя культура» -3 часа.
2. Классные часы «Культура моего класса» .-3 часа.
3. Классные часы «Культура моей школы» - 3 часа.
4. Классные часы «Культура моего села»- 3 часа.
5. Родительские собрания - 4 .
6. Экскурсии - 6.
7. Акции - 2.
8. Конкурсы.-2.
8. Работа с социумом -4.
9. Трудовые десанты- 4.
Календарно-тематическое планирование.
№
………………………Тема ……………………
Количество
часов.
Раздел 1. Я и моя культура.
8
1.
Классный час «Внешний вид. Права и обязанности школьника»
1
2.
Классный час «Я и моя культура поведения»
1
3.
Классный час «Ярмарка» достоинств»
1
4.
Родительское собрание «Портрет выпускника начальной школы»
1
5.
Экскурсия в этнографический музей народов Забайкалья.
1
6.
Участие в общешкольной акции «Тайный друг»
1
7.
Встреча с инспектором ГИБДД. «Пешеход и водитель. Культура поведения на дороге»
1
8.
Трудовой десант «Листопад»
1
Раздел 2. Культура моего класса
8
9.
Классный час «Умеем ли мы общаться?»
1
10.
Классный час «Дорога в 5 класс»
1
11.
Классный час « Культура и мораль»
1
12.
Родительское собрание «Воспитание любовью»
1
13.
Экскурсия в музей Исая Калашникова с Шаралдай.
1
14.
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»
1
15.
Работа по профориентации. Знакомство с профессией медицинского работника. Беседа родителей - медиков.
1
16.
Самообслуживание. Трудовой десант.
1
Раздел 3. Культура моей школы
17.
Классный час «Умеем ли мы общаться с ребятами из других классов?»
1
18.
Классный час «История и традиции моей школы»
1
19.
Классный час «Учимся и работаем по Уставу школы»
1
20.
Родительское собрание «Вы и школа вашего ребенка»
1
21.
Экскурсия в зимний лес.
22.
Конкурс проектов на лучшее озеленение кабинета
1
23.
День пожилого человека. Поздравление ветеранов.
1
24.
Трудовой десант «Урожай - 2013»
1
Раздел 4. Культура моего села.
25.
Классный час «Лучшие люди села»
1
26.
Классный час «История моего села» с приглашением специалистов межпоселенческой библиотеки
1
27.
Классный час «Моя родословная»
1
28.
Родительское собрание «Мы должны понимать друг друга»
1
29.
Экскурсия в музеи села (МСОШ №1, полиция)
1
30.
Трудовой десант «69-летию Победы в ВОВ посвящается» (уборка территории парка, памятника)
1
31.
Акция «Зимующим птицам - нашу заботу»
1
32
Неделя книги. Инсценирование бурятской сказки.
1
33.
Встреча с участковым. Беседа о Культуре поведения на улице и общественных местах.
1
Рекомендации.
Данная программа предлагается учащимся начальных классов, чтобы они смогли не только научиться соблюдать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, но и научились оценивать и корректировать свои поступки, лучше знать историю своего края, своего народа, уважать традиции народов, проживающих на территории нашего района.
Данная программа реализуется в 4 классе. Её можно использовать для 2-3 классов. Материалы данной программы можно использовать на уроках окружающего мира, истории, этики.
Рекомендуемые литература и ресурсы Интернет:
-
Федеральный портал «Российское образование»-http: edu.ru
-
Сайт «Издательский дом 1 сентября»- http: 1 sentyabry.ru
-
Фестиваль «Открытый урок» -festival.1 senteber.ru
-
Образовательный портал «Продлёнка» Prodlenka.org
-
Н.Н. Бобкова «Азбука общения» Волгоград 2000г.
-
М. А. Гусев « Культура поведения учащихся» Москва 2007 год.