- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Лёвина Е.А. |
Дата | 14.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Утверждаю»
Директор МКОУ ООШ д.Куганаволок
_________________Лёвина Л.Р.
« ____ » ____________2014г.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Водлозёры» с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ООШ д.Куганаволок
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа д. Куганаволок Пудожского района
2014 год
Название программы:
Летний оздоровительный лагерь «Водлозёры»
с дневным пребыванием детей.
Место реализации программы:
МКОУ ООШ д.Куганаволок Пудожского района
Адрес учреждения:
186154 Республика Карелия, Пудожский район, д.Куганаволок т.3-01-54
Руководитель ОУ:
Лёвина Л.Р.
Составитель:
Левина Е.А - учитель начальных классов.
Продолжительность:
21 день
Время реализации:
Июнь 2014 года,
9.00-15.00 ежедневно (кроме воскресенья)
Количество детей:
14 человек.
Возраст:
7-10 лет
Цель:
Создание условий для полноценного отдыха и оздоровления детей в летний период, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей, навыков самопознания и самообразования, воспитание трудолюбия и привлечение ребят к выполнению общественно-полезного труда.
Задачи:
- организация интересного, полноценного отдыха детей;
- создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого;
- приобщение детей к здоровому образу жизни, организация физически активного отдыха;
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование сплоченности, чувства коллективизма;
- повышение уровня коммуникативной компетенции, социальное развитие и личностный рост учащихся;
- совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для реализации в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием на базе общеобразовательной школы и рассчитана на детей в возрасте от 7 до 10 лет. Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием - это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно- полезной работе. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа летнего лагеря.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ООШ д.Куганаволок выполняет функции: оздоравливает детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На современном этапе лагерь не утратил своих основных функций, а с учетом изменений в социально-экономической жизни общества расширил их. Сегодня вся работа летнего лагеря тесно связана с образовательным и воспитательным процессом школы и направлена на реализацию экспериментальных площадок «Здоровое поколение» и «Развитие тьюторских практик как обязательное условие построения системы непрерывного образования» в период летних каникул.
Процесс организации воспитательной работы в летнем лагере направлен на вовлечение ребенка в общественную жизнь с учетом его индивидуальных способностей, выработку ценностного отношения к здоровому образу жизни и формирование на этой основе его нравственного, эстетического, гражданского сознания. С этой целью в лагере выстроена система воспитательно-оздоровительной работы, что позволяет обеспечить полноценное воспитание и оздоровление детей.
Установка на всесторонние развитие личности предполагает непрерывную работу, направленную на овладение детьми основами физической культуры в период летних каникул. Воспитание у детей осознанной потребности в здоровье и здоровом образе жизни является одной из главных задач данной программы. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов, встречи с медицинскими работниками, оздоровительные процедуры призваны способствовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей, воспитанию нравственных и волевых качеств личности.
Организация досуга построена так, чтобы наиболее полно и ярко раскрыть естественную потребность в свободе и независимости ребенка, стать сферой активного самовоспитания, предоставить детям возможность роста и самосовершенствования, преодолеть трудности возрастных проблем. Реализация программы осуществляется через организацию различных видов деятельности.
Отдых - это смена деятельности. Энергия ребенка в период летнего отдыха находит выход в деятельности творческой, которая, по сути своей, всегда несет психотерапевтический эффект. Использование массовых форм проведения досуга, таких как игры, путешествия, конкурсы, состязания, концертно-игровые программы способствуют включению всех детей в творческую деятельность, расширяют кругозор детей, развивают у них любознательность.
Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:
-
Продолжение учебно-воспитательного процесса в условиях лета;
-
Проблема летней занятости детей;
-
Укрепление здоровья учащимися.
-
Ожидаемые результаты:
-
Оздоровление воспитанников в результате закаливающих процедур, укрепление их здоровья по средствам профилактических мер.
-
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
-
Получение навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности.
-
Создание благоприятного микроклимата для развития коммуникативных способностей и толерантности воспитанников.
-
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм, расширение кругозора.
-
Программа реализуется на основе принципов:
-
создание условий для реализации своих способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
-
организация досуга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-
приветствие и принятие инициативы ребенка;
-
создание безопасных условий для проведения всех мероприятий;
-
профессиональное моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
-
четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
-
обеспечение достаточным количеством оборудования и материалов для организации полноценной работы лагеря;
-
равномерное распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
-
ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне;
-
позитивно решать конфликтные ситуаций;
-
осуществление тесного взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, что обеспечивает реализацию принципа профессионализма в организации работы лагеря.
-
Основное содержание и формы реализации программы
Физкультурно-оздоровительное направление:
1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
-
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
-
выработку и укрепление гигиенических навыков;
-
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
-
утренняя гимнастика (зарядка);
-
спортивные игры на спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, бадминтон);
-
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
-
эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
-
часы здоровья;
-
солнечные ванны (ежедневно);
-
воздушные ванны (ежедневно).
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду - на открытом воздухе, в непогоду - в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры - еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка - основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты.
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: воздушные ванны, солнечные ванны. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Художественно - творческое направление:
2 БЛОК «Цветик - Семицветик» осуществляется через:
-
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето - это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
-
творческие конкурсы («Коллективное панно»);
-
игровые творческие программы («Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки»);
-
творческие игры («Если был бы я волшебником»);
-
праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
-
выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»
Творческая деятельность - это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Трудовое направление:
3 БЛОК «Трудовой десант» осуществляется через:
-
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, работа на школьной клумбе);
-
коллективные трудовые дела.
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Досуговое направление:
4 БЛОК «Веселые ребята» осуществляется через:
-
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
-
организацию деятельности творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного и нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность - это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей - один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Интеллектуальное направление:
5 БЛОК «Умники и умницы» осуществляется через:
-
проведение интеллектуальных игр;
-
посещение музеев;
-
проведение тематических библиотечных часов;
-
игровая программа по ПДД;
-
викторины, интеллектуальные марафоны;
-
организация игр «Что? Где? Когда?», «Звёздный час»;
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
-
Чёткое представление целей и постановка задач.
-
Конкретное планирование деятельности.
-
Кадровое обеспечение программы.
-
Методическое обеспечение программы.
-
Педагогические условия.
-
Материально-техническое обеспечение.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-
Наличие программы лагеря, плана-сетки, планов на день.
-
Должностные инструкции участников процесса.
-
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
-
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
-
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ:
-
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
-
Организация различных видов деятельности.
-
Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
-
Создание ситуации успеха.
-
Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
-
Организация различных видов стимулирования.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
-
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
-
Материалы для оформления и творчества детей.
-
Наличие канцелярских принадлежностей.
-
Аудиоматериалы и видеотехника.
-
Призы и награды для стимулирования.
РЕЖИМ ДНЯ
9.00 - Сбор детей.
9.00 - 9.15 - Зарядка.
9.15 - 9.25 - Линейка.
9.25 - 9.45 - Завтрак
9.45 - 10.45 - Общественно-полезный труд.
10.45 - 12.00 - Мероприятия по плану
12.00 - 13.00 - Спортивно-оздоровительный час.
13.00 - 13.30 - Обед.
13.30 - 15.00 - Мероприятия по плану.
15.00 - Уход домой
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:
-
Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
-
Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
-
Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
-
Творческое сотрудничество взрослых и детей.
-
ПЛАН РАБОТЫ ЛАГЕРЯ.
Дата
№ п/п.
Мероприятие
Время проведения
Место проведения
02.06.
1.
Открытие лагерной смены.
Организация работы. Оформление стенда.
10.45-11.30
зал
2.
Инструктаж по т/б и предупреждению ДТП
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивно-игровая программа, посвящённая дню защиты детей.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Развивающая игра «Отгадай слова».
13.30-14.15
кабинет
5.
Музыкальный час. Разучивание песен.
14.15-15.00
кабинет
03.06.
1.
Игра «Звёздный час».
10.45-11.30
зал
2.
Конкурс рисунков «Мы за безопасное движение».
11.30-12.00
кабинет
3.
Подвижные игры на свежем воздухе.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Минутка здоровья «Твой режим дня на каникулах».
13.30-14.15
кабинет
5.
Творческая мастерская. Коллективное панно.
14.15-15.00
кабинет
04.06.
1.
Час книги. Путешествие по русским народным сказкам.
10.45-11.30
кабинет
2.
Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи».
11.30-12.00
кабинет
3.
Игра- соревнование «Эстафетный бег».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Беседа «Вредные и полезные растения».
13.30-14.15
кабинет
5.
Конкурс рисунков «Наша школьная страна».
14.15-15.00
кабинет
05.06.
1.
Игра «Считай, смекай, отгадывай».
10.45-11.30
кабинет
2.
Минутка здоровья «Правильное питание».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивный час «Мой весёлый, звонкий мяч».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Музыкальный час. Разучивание песен.
13.30-14.15
кабинет
5.
Подвижные игры на свежем воздухе.
14.15-15.00
Спортивная площадка
06.06.
1.
Клуб любителей поэзии «Моё любимое стихотворение».
10.45-11.30
кабинет
2.
Игра «Что? Где? Когда?»
11.30-12.00
кабинет
3.
Соревнование по пионерболу.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Беседа «Личная гигиена».
13.30-14.15
кабинет
5.
Настольные игры.
14.15-15.00
кабинет
07.06.
1.
Игровая программа «К тайнам природы».
10.45-11.30
кабинет
2.
Конкурс рисунков «Всё обо всём».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивный час. Эстафеты.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Конкурс знатоков пословиц.
13.30-14.15
кабинет
5.
Игры со скакалками, обручами.
14.15-15.00
спортивная площадка
08.06.
1.
Игровая программа «Если я был бы волшебником»
10.45-11.30
кабинет
2.
Минутка здоровья «Осанка- основа красивой походки».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивная игра «Форд Боярд»
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Творческая мастерская «Бумажная мозаика».
13.30-14.15
кабинет
5.
Подвижные игры на свежем воздухе.
14.15-15.00
спортивная площадка
09.06.
1.
«Литературная гостиная».
10.45-11.30
кабинет
2.
Конкурс рисунков «Пусть всегда будет солнце».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивная эстафета «Быстрее, выше, сильнее».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Игра «Путешествие во времени».
13.30-14.15
кабинет
5.
Беседа «Мы пассажиры» о правилах поведения в транспорте.
14.15-15.00
кабинет
10.06.
1.
Поездка в г.Пудож.
Посещение краеведческого музея.
Просмотр кинофильма.
11.06.
1.
Час книги. Чтение сказок разных народов.
10.45-11.30
кабинет
2.
Минутка здоровья «Если хочешь быть здоров!»
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивное соревнование «Большие гонки».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Музыкальный час.
13.30-14.15
кабинет
5.
Творческая мастерская. Аппликации.
14.15-15.00
кабинет
12.06.
1.
Развивающая игра «Угадайка».
10.45-11.30
кабинет
2.
Беседа «Этикет общения».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивное соревнование по ПДД.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Литературная викторина.
13.30-14.15
кабинет
5.
Подвижные игры на свежем воздухе.
14.15-15.00
кабинет
13.06.
1.
Конкурс «Кто же наши девочки, кто же наши мальчики?
10.45-11.30
кабинет
2.
Экскурсия в природу «Мой лес».
11.30-13.00
экскурсия в природу
3.
Фестиваль цветов.
13.30-14.15
кабинет
4.
Творческая мастерская. Оригами.
14.15-15.00
кабинет
14.06.
1.
Час книги. Писатели о детях.
10.45-11.30
кабинет
2.
Рисование на тему «Мой родной край».
11.30-12.00
кабинет
3.
Весёлые старты.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Минутка здоровья. Закаливание.
13.30-14.15
кабинет
5.
Творческая мастерская. Конструируем из коробок.
14.15-15.00
кабинет
16.06.
1.
Путешествие в замок спорта.
10.45-11.30
кабинет
2.
Беседа «Это полезно знать».
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивная игра «Зов джунглей».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Занимательные задания, ребусы.
13.30-14.15
кабинет
5.
Праздник русских народных игр.
14.15-15.00
спортивная площадка
17.06.
1.
Игровая программа «Пешеход, велосипедист, водитель».
10.45-11.30
зал
2.
Показываем фокусы.
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивный час. Соревнования - поединки.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Творческая мастерская. Сувениры.
13.30-14.15
кабинет
5.
Настольные игры.
14.15-15.00
кабинет
18.06.
1.
Игровая программа «По лесным тропинкам».
10.45-11.30
зал
2.
Беседа «Поговорим о культуре поведения».
11.30-12.00
кабинет
3.
Военно-спортивная игра.
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Викторина «Знатоки спорта»
13.30-14.15
кабинет
5.
Конкурс рисунков «Земля- наш общий дом».
14.15-15.00
кабинет
19.06.
1.
Развивающая игра с буквами и словами.
10.45-11.30
кабинет
2.
Минутка здоровья «Твой организм».
11.30-12.00
кабинет
3.
Игра-соревнование «В поисках сокровищ».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Игра «Счастливый случай».
13.30-14.15
кабинет
5.
Творческая мастерская. Плетение.
14.15-15.00
кабинет
20.06.
1.
Час книги. «Наши друзья - животные».
10.45-11.30
кабинет
2.
Музыкальный час. Разучивание песен.
11.30-12.00
кабинет
3.
Игра- соревнование «Дорогой Олимпийского огня».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Творческая мастерская. Лепка игрушки.
13.30-14.15
кабинет
5.
Спортивный час «Игра принимает всех».
14.15-15.00
спортивная площадка
21.06.
1.
Конкурс рисунков «Хоровод цветов».
10.45-11.30
кабинет
2.
Анкетирование.
11.30-12.00
кабинет
3.
Спортивный праздник «Вместе дружная семья».
12.00-13.00
спортивная площадка
4.
Праздник закрытия лагеря.
Почта лагеря «Пожелания от всей души».
13.30-15.00
зал
5.