Развитие восприятия и повышение грамотности младших школьников на уроках русского языка

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ПОВЫШЕНИЕ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА









Учитель начальных классов МБОУ школа № 8 Гринь Ирина Геннадьевна






Условия развития познавательных процессов. Учителю, взявшему установку на развитие у учащихся познавательных процессов необходимо соблюдать следующие у с л о в и я: 1. Чётко представлять - ч т о именно он должен развивать при изучении той или иной темы. 2. Знать, у к о г о развивать. Для этого: 1) знать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся; 2) овладеть навыками диагностики, при помощи которой фиксируется исходный уровень развития познавательных процессов и контроль за их совершенствованием. Результаты начальной диагностики и последующих упражнений необходимо сообщать учащемуся: он должен знать особенности своего восприятия, памяти, мышления, понять, что ему мешает в овладении теми или иными навыками и знаниями, и получить от учителя рекомендации по компенсации недостатков; 3) научиться расшифровывать известные в мировой практике проекционные тесты («Дом - дерево - человек», «Несуществующее животное», «Моя семья» и др.), по которым можно получить характеристику эмоционально-волевой сферы учащегося, его отношения к окружающему, определить особенности нервной системы. 3. Знать, к а к , т. е. какими средствами, можно развивать то или иное качество. В поиск таких средств должен быть включён и ученик (с подсказкой и под контролем учителя). 4. Не просто развивать познавательные процессы, а в к л ю ч а т ь их в любую работу на уроке. Работа по развитию познавательных процессов начинается с д и а г н о с т и к и , цель которой - получение общей характеристики того или иного качества восприятия, памяти, мышления у учащихся всего класса и выявление индивидуальных различий. После диагностики начинается отработка интеллектуальных навыков в учебной деятельности. Тема и цель каждого урока должны быть направлены как на развитие познавательных процессов, так и на углубление знаний по русскому языку, то есть на п о в ы ш е н и е г р а м о т н о с т и учащихся. Оценка учащегося в интеллектуальном развитии идёт не в сравнении с каким-то стандартом или с другими детьми, а каждого учащегося сравнивают с ним самим (т. е. с результатом диагностики).

Организация воспринимаемого материала.

Воспринимать предмет - значит обследовать его со всех сторон с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания, чтобы понять, что он из себя представляет. Почему, глядя на одну и ту же картину, один человек видит и чьей кисти она принадлежит, и в каком веке написана, и в чём особенности композиции, а другому дано увидеть лишь небольшую часть того, что на картине изображено? Причина в разном уровне культуры восприятия. Высокий уровень культуры свидетельствует об умении человека владеть операциями, которые способствуют организации воспринимаемого материала и, в целом, сводятся к способности замечать м н о г о е в о д н о м.

Важно ли иметь развитое восприятие первокласснику? Для ответа достаточно проанализировать типичные ошибки в письменных работах учащихся к концу первого года обучения: пропуск, замена, искажение букв, так называемое зеркальное письмо. Подобные ошибки происходят из-за неумения школьников различать похожие буквы, видеть слово в целом и каждую букву, в него входящую, анализировать звуковую информацию, осмысливать её, улавливать изменения и отражать их на письме - и всё это по причине слабо развитого восприятия.

«Восприятие - основной процесс, вокруг которого строится развитие учащихся» - отмечает психолог Л. Б. Ермолаева - Томина, т. е. основной из трёх познавательных процессов (восприятие, мышление, память).

Основными качествами восприятия являются: дифференцированность (различительная чувствительность), аналитичность (способность к анализу), конкретность (видение изменений в результате убавления, перестановки, добавления деталей), прогностичность (видение последствий), точность.

С первого дня обучения я вывешиваю на доску демонстрационное полотно с печатными буквами, и учащиеся выполняют по нему различные задания: включаются в поиск элементов, из которых состоят буквы, отыскивают общее и различное в построении букв, существенное и несущественное в каждой букве, проводят всевозможные действия с элементами внутри букв (элементы убирают, добавляют, меняют местами). Я не ставлю перед учащимися цели запомнить названия букв. Но длительное нахождение букв перед глазами, частые манипуляции, действия с ними приводят к тому, что учащиеся заучивают буквы непроизвольно, т. е. незаметно для себя.

Запоминанию способствует и тот факт, что учащиеся постоянно включены в творческий поиск и самостоятельно открывают законы создания алфавита. Сами, например, делают открытие некоторых элементов букв. А пытаясь придумать название для «новой» буквы, невольно приходят к выводу о совершенстве существующего алфавита, в котором нет места для «новенькой», так как в русской речи не остался необозначенным ни один звук.

В результате целенаправленной и систематической работы по развитию восприятия у учащихся:

1) повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети умеют «видеть», «слышать», рассуждать;

2) развивается способность к переносу полученных мыслительных навыков на незнакомый материал;

3) оказываются сформированными начальные основы психической культуры; учащиеся стремятся самостоятельно добывать знания, испытывают потребность в учебной деятельности; они самоорганизованны, спокойны, радостны, уверены в себе.

Формирование каллиграфических навыков письма.

Эффективное формирование навыков письма необходимо учащимся для успешного овладения всеми учебными дисциплинами и оказывает влияние на развитие их личностных качеств (аккуратность, воля, внимание, дисциплинированность).

Основными объектами наблюдений в период обучения грамоте являются з в у к и и б у к в ы , поэтому главными «тружениками» на этом этапе становятся с л у х о в ы е и з р и т е л ь н ы е анализаторы учащихся.

Для развития аналитичности восприятия и закрепления навыков письма я на каждом уроке обучения грамоте поочерёдно выполняю с учащимися в игровой форме указанные ниже четыре задания: первые два направлены на развитие слухового восприятия, третье и четвёртое - на развитие зрительного восприятия.

Задание 1. Прослушайте слова. Найдите в них общий звук и обозначьте его буквой.

Задание 2. Прослушайте слова. Обозначьте буквами только те звуки, которыми слова различаются.

Задание 3. Прочтите слова. Запомните только ту букву, которая является общей для обоих слов. Запишите эту букву.

Задание 4. Прочтите слова. Запомните только те буквы, которыми слова различаются. Запишите буквы по памяти.

Данные упражнения дают возможность не только развивать, но и укреплять, контролировать каллиграфические навыки учащихся.

На начальном этапе обучения детей письменной речи формирование каллиграфических навыков выступает для ученика в качестве самостоятельной учебной задачи, для решения которой требуется выполнить ряд специальных каллиграфических упражнений в течение всего урока: анализ структуры буквы и списывание её с образца, сравнение данной буквы с другими, имеющими те же элементы, соединение букв в слоги, запись слогов и слов под диктовку, отработка умения проверять правильность каллиграфического написания слов. По мере автоматизации каллиграфических умений отпадает необходимость выделять усвоение каллиграфии в качестве специальной учебной задачи в течение всего урока. В начале каждого урока по русскому языку во 2 - 4 классах можно ознакомить учащихся с лучшими тетрадями, обсудить с детьми допущенные ими ошибки в начертании букв, показать образцы каллиграфически правильного написания определённой группы букв и написать две - три строчки слогов и слов. Важно, чтобы в дальнейшем на протяжении всего урока создать условия для каллиграфически верного выполнения всех письменных заданий, развивать у учащихся каллиграфическую зоркость, самоконтроль, совершенствовать ритмичность и скорость письма.

Во 2 - 4 классах обучение каллиграфии необходимо строить с учётом трудностей и недостатков каждого ученика в становлении почерка. Дифференцированный подход - ведущее методическое условие формирования каллиграфического навыка. Своевременное исправление ошибок в начертании букв, показ в тетрадях образца написания буквы, её соединений, внимание к каллиграфической стороне выполненного дома задания приобретает особое значение. Письменные задания по всем учебным дисциплинам должны выполняться каллиграфически правильно. Это методическое условие обучения чистописанию, без соблюдения которого невозможно сформировать каллиграфически верное письмо.

В третьем и особенно в четвёртом классах целесообразно проводить специальные упражнения по каллиграфии на материале, имеющем орфографические трудности или интересном в плане развития речи учащихся. Сам учитель особенно требователен должен быть ко всем формам своих записей на доске, в тетрадях учащихся.

Развитие графической стороны письма.

Совершенствование графической стороны письма направленно прежде всего на устранение ошибок, связанных с заменой, пропуском и перестановкой букв в словах. Важно, чтобы в процессе записи ученик соотносил звук и букву.

Первоклассник, записывая слово, проходит три этапа: подготовительный, цель которого установление звуко-слоговой структуры слова (ученик чётко проговаривает слово, фиксируя своё внимание на каждом звуке); исполнительный этап - запись слова с проговариванием по слогам; контрольный (читает только что написанное слово, соотносит букву и звук; при списывании сравнивает свою запись с записью в книге или на доске).

Для совершенствования графической стороны письма важно насколько развиты слуховое и зрительное восприятие у учащихся. Для развития избирательности с л у х о в о г о восприятия первоклассников можно выполнять следующие задания в любой последовательности, полностью или частично.

Задание 1. Прослушайте слово. Выберите только гласный звук и обозначьте его соответствующей буквой.

Задание 2. Прослушайте слово. Обозначьте буквой только ударный гласный звук.

Задание 3. Прослушайте слово. Обозначьте буквами только согласные звуки.

Задание 4. Прослушайте слово. Обозначьте буквой только твёрдый согласный звук.

Задание 5. Прослушайте слово. Обозначьте буквой только мягкий согласный звук.

Для развития избирательности з р и т е л ь н о г о восприятия - два задания.

Задание 1. Прочтите слово. Выберите из него только гласные буквы, запомните их и запишите по памяти.

Задание 2. Прочтите слово. Выберите из него только согласные буквы, запомните их и запишите по памяти.

В классе с сильным составом учащихся можно усложнить задание и предложить для восприятия не одно, а сразу два или три слова. Это обеспечит развитие избирательности не только восприятия, но и запоминания.

Для учащихся первого класса усвоение графических правил чрезвычайно значимо, так как формируются навыки письма тех слов, написание которых соответствует произношению. Дети овладевают слоговым принципом русской графики. Но одновременно закладываются основы правописания слов, в которых нет соответствия между произношением и написанием. Учащиеся осознают написание опорных (проверочных) слов. Именно в ударном слоге (в сильной позиции) гласный звук обозначается соответствующей ему буквой. Вот почему уже в период обучения грамоте важно сравнивать гласные буквы в ударном и безударном слогах.

Орфографическая грамотность - основа правописания.

Орфографическое умение по своей структуре более сложное, чем графическое, т. е. в его состав входит больше действий, между которыми нужно установить связь, чтобы решить орфографическую задачу - узнать, какой буквой обозначить звук в корне, приставке, суффиксе, окончании.

В начальных классах учащиеся усваивают три группы орфографических правил: первая из них относится к правописанию корня, вторая - приставок, третья - окончаний.

Резервы совершенствования грамотного письма лежат в области усвоения учащимися групп правил и на основе овладения общим способом решения орфографической задачи.

Разобщённость правил в процессе их усвоения часто является причиной затруднений осознания их сущности, нечёткого усвоения формулировки правила, подмены одного правила другим, неумения пользоваться правилом.

Чем сходны между собой правила правописания в корнях слов безударных гласных, парных звонких и глухих согласных? Основное сходство - в способе проверки.

Практика убеждает в том, что необходимо специально обращать внимание учащихся на то, что данные три правила относятся именно к корню, а не к какой-либо другой части слова. В этом состоит также их сходство. Только в корне гласные и согласные проверяются путём изменения слова или подбора в качестве проверочных однокоренных слов.

На основном этапе работы над правописанием корня изучается каждое из трёх правил в отдельности, но не в изоляции одно от другого; отрабатываются способы проверки, проводится система упражнений разной степени сложности.

После изучения тем «Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне», «Правописание слов с безударными гласными в корне», «Слова с непроизносимыми согласными» проводится сравнение правил, устанавливается сходство способов проверки. На этом этапе необходимы специальные упражнения, цель которых - совершенствование умения находить и распознавать орфограмму в слове, подбирать проверочные слова. В это время становится целесообразным использование предписаний обобщённого характера, так как конкретными действиями применительно к каждому из правил учащиеся уже овладели.

На этапе сопоставления правил учащиеся оказываются в более сложных условиях, чем в процессе изучения отдельной темы, когда в центре внимания была только одна орфограмма. Распознать орфограмму - главная трудность для учащихся при написании слов, и этому надо учить специально. Развитию ориентировке в слове способствуют знания о том, какие гласные и согласные в корне слова нужно проверять. Для развития орфографической зоркости большое значение имеет систематичность упражнений с постепенным усложнением заданий. Начинается работа с коллективных наблюдений над тем, почему букву, прежде чем написать, нужно проверить, а затем учащимся предоставляется всё больше самостоятельности (подготовиться к письму по памяти, подсчитать, сколько в тексте орфограмм и на какие правила). Обязателен контроль со стороны учителя, самоконтроль учащихся, систематическая работа над ошибками. Эффективны взаимопроверка тетрадей учащимися, выполнение таких видов упражнений, как выборочный диктант, подбор слов на указанное учителем правило, а также работа с однокоренными словами. Последняя значима не только в целях развития орфографической зоркости учащихся, но и для формирования у них умения подбирать проверочные однокоренные слова; важна она и в плане обогащения словаря школьников.

Целесообразно на каждую неделю планировать работу с одной - двумя группами однокоренных слов. Учащиеся подбирают однокоренные слова разных частей речи, записывают, обозначают ударение, выделяют корень. Выясняется лексическое значение слов, их употребление в речи. Учащиеся составляют с ними словосочетания и предложения. Грамотное в орфографическом отношении письмо - необходимый компонент письменной речи, своеобразный речевой навык. Заботясь о формировании орфографического навыка, мы, неизбежно вынуждены соединить орфографические упражнения с разнообразными упражнениями по развитию восприятия и памяти, в частности связанных с уровнем сохранения материала и его повторением. Необходимо как можно раньше связывать упражнения по орфографии с развитием восприятия. Однако это нужно делать осторожно, чтобы не помешать выработке правильного орфографического навыка. Кто много пишет, тот, вообще говоря, должен быть более грамотным, если только вся эта работа в целом организована целесообразно. М.Л. Закожурникова правильно отмечает, что первой задачей учителя начальных классов является «развитие и укрепление орфографических навыков», что и способствует развитию орфографической грамотности у учащихся.







ЛИТЕРАТУРА 1. Блинов Г.И. Методика упражнений при обучении орфографии и пунктуации. - М.: Просвещение, 1987 2. Богоявленский Д.Д. Психология усвоения орфограмм. - М.: Просвещение, 1986 3. Борисенко И.В. Обучение младших школьников правописанию на коммуникативной основе//Начальная школа.- 1998.- №3.- с. 39-42 4. Дубовец З.В. Словарная работа и орфографическое чтение - залог повышения грамотности учащихся//Начальная школа. - 2004. - № 3. - с. 61-63 5. Даминова М.П. Упражнения по предупреждению орфографических ошибок//Начальная школа. - 1995. - №5. - с.69 6. Кузьменко Н.С. С чего начинать орфографическую работу//Начальная школа. - 1994. - №12. - с.10-12 7. Лайло В.В. Изучение алфавита и развитие восприятия. - М. : Дрофа, 2002 8. Моисеенко Е.С. Возможности использования проблемного обучения при изучении ряда орфографических правил//Начальная школа.- 1991.- №3.- с. 16-18 9. Пернакий А. Работа над безударными гласными в корне//Начальная школа. - 1994. - №5. - с.16-21 10. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя.- М., 1991 11. Шадриков В.Д. Познавательные процессы и способности в обучении.- М., 1990




© 2010-2022