Открытый урок русского языка в 3 классе

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа №1 с/п Борисовская ООШ





Конспект урока русского языка

Тема: «Корень слова»


Класс: 3

Тип: комбинированный

Вид: традиционный



Разработала:

Личман Марина Владимировна

Учитель начальных классов,

I кв.кат.


2015г.

Тема: «Корень слова»

Проблема:

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Новые знания:

1.Родственные слова близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

2. Корень - общая часть родственных слов.

3. Родственные слова иначе называются однокоренными.

Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова.

Задачи:

1. Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, развивать умение анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, обогащать словарный запас учеников, совершенствовать навыки каллиграфии.

2. Формировать универсальные учебные действия: работать с информацией, развивать умение слушать и слышать, уважать чужое мнение, формировать уважение к труду и его результату, умение самоконтроля и самооценки, умение ставить и решать учебные задачи.

3. Обогащать словарный запас, совершенствовать навыки каллиграфии.

Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, толковый словарь, диск с заданиями, компьютер, презентация, тест, пословица, тема на доске, карточки со словами (родственные слова, корень слова, однокоренные слова), смайлики (жёлтый, красный, синий), фото.











Ход урока:

I.Мотивация к учебной деятельности.

а) Дети проверили готовность к уроку, поздоровались с гостями. сели.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок. Слайд №1

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать,

Чтобы грамотно писать.

б) Минутка чистописания.

-письмо буквы Уу слайд №2

-у тебя на парте карточки со словами. Собери предложение.

Ум да разум надоумят сразу. Слайд №3

- Прочитай, что получилось. Что это? (пословица) Как вы понимаете смысл этой пословицы?

( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)

-Запиши эту пословицу на доске, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня послужит девизом нашего урока.

II. Постановка учебных задач.

-Окунёмся в тайны русского языка. Ты сегодня на уроке будешь исследователем.

-Давай исследуем пословицу, которую мы выбрали девизом нашего урока. Слайд №4

а) Прочитай ещё раз и скажи: -Какие слова имеют одинаковую часть? Какая общая или одинаковая часть в этих словах? Как называются такие слова? (однокоренные или родственные) Выдели эту часть в словах.

-Может быть ты назовешь тему нашего урока? (Корень)

-А какие учебные цели, задачи нам необходимо решить на уроке? Слайд №5

(Что такое корень слова? Какие слова называются родственными? Какие слова называются однокоренными?)

III. Планирование действий по решению учебных задач.

а) Чтобы дать ответы на эти вопросы, нам нужно выяснить, откуда же происходят такие слова? слайд №6,7,8,9,10

-Ребята, кого мы считаем родственниками? (Ученик (ца) рассказывает свою родословную-фото!)

Итак, мы называем родственниками тех людей, которые произошли от одного и того же рода, из одной семьи, из поколения в поколение. Эти люди часто бывают похожи как внешне, так и внутренне.

-Но оказывается родственники бывают не только у людей, но и у слов. Вот такой загадочный наш великий русский язык!

б) Давай исследуем, какое же значение еще имеет слово «Корень»?

- узнаем подробнее лексическое значение этого слова?

- Где мы можем найти эту информацию? (в толковом словаре) Словарь!

(посмотреть в учебнике, стр.152-153) и (словарь )

Корень:

  1. подземная часть растения;

  2. часть волоса, зуба, ногтя;

  3. начало, источник чего-либо;

  4. часть слова.

  5. В математике корень вычисления

-Так же как и у кустов, корень есть у слов слайд №11

в) Понятие об однокоренных словах .

- Давай подытожим, с какими новыми понятиями мы познакомились.

-родственные слова, на доске!

-корень слова,

-однокоренные слова

- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные). Какие ещё многозначные слова ты знаешь, помнишь? (язык, кисть, лист)

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов. )

-Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем)

г) давай прослушиваем по диску определение. Компьютер! ( 1 анимация) и сверим определение с учебником, с.74, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да).

Значит мы молодцы!

д) схема. Слайд №12

-Итак, мы ставили учебные цели на урок, которые необходимо было исследовать.

Мы их добились?

1. Какие слова называются родственными?

2. Что такое корень слова?

3. Какие слова называются однокоренными?

Физминутка

IV. Организация самостоятельной деятельности учащихся

а) работа по учебнику. С.74, упр.131 слайд №13

Итак. Давай проверим, правильно ли ты выполнила задание.

-Что нужно было выполнить в упр.? (из предложений выписать однокоренные слова)

(Лес, лесок, лесные, лесник, лесистые)

-Почему ты выписала эти слова? (они однокоренные, у них один корень)

-ты правильно написала корень во всех словах? Как пишется общая часть в словах? (одинаково)

б) а знаешь ли ты, что слово «корень» мы еще употребляем в речи, когда говорим о чем-то важном, главном. Слышали такое выражение «Смотри в корень» или «Зри в корень» когда так говорят? (это означает, «Выдели самое главное» слов без корня не бывает. Корень-это центр слова)

V. Закрепление

а) работа по компьютеру! (задание 2) Диск!

Подобрать родственные слова и распределить их по группам.

Молодец! Справилась с заданием!

б) работа в рабочей тетради, стр.41 № 98

Вывод: Какие слова мы называем родственными?

Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными?

VI. Контроль с самооценкой.

а) Тест

Проверочное задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушай внимательно задание. Сейчас мы проверим, как ты усвоили тему нашего сегодняшнего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а ты должна вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

Так же как и у кустов,

Корень есть у разных слов.

Будь внимателен к словам

И проверь-ка ты все сам:

Все ли слова родные - однокоренные?

Белка, беленький, белить,

Водяной, вода, водить,

Лист, лиса, лисенок,

Горный, горка, городок,

Пес, песочный, песок,

Моряки, морской, моржи,

Корень, корневой, коржи.

Все проверили слова? Отвечайте тогда!

-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними. Самопроверка!

1) 1, 2, 3.

2) 1, 2, 3.

3) 1, 2, 3.

4) 1, 2, 3.

5) 1, 2, 3.

6) 1, 2, 3.

7) 1, 2, 3 .

- Слов на свете нам не счесть,

В каждом слове корень есть.

Чтобы грамотно писать,

Надо корень выделять.

VII. Итог урока.

-Вернемся к нашей теме и целям урока, которые мы исследовали на уроке.

Какие слова мы называем родственными?

Что такое корень слова?

Какие слова называют однокоренными? Как пишется корень в однокоренных словах?

-Добились целей?

VIII. Постановка д/з ( на выбор)

IX. Оценивание . Рефлексия.

Оцени свои знания, свою работу на уроке.

Если все поняла-желтый смайлик

Если считаешь, что надо еще над чем-то поработать-синий

Ничего не усвоила-красный

Спасибо за урок! Слайд №15









© 2010-2022