Конспект урока по русскому языку Дательный падеж (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока: Дательный падеж имен существительных. Тип урока: урок формирования новых знаний. Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу. Задачи: Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость. Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы. Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам. Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

- Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу! - Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

- Запишите число, классная работа.

2.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)


- Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища - Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега; для кого? для мамы и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10) - Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж) - Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.) - Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)

3.Постановка учебной задачи - Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) - Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.) - Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.) - Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

4.Открытие нового знания (запись под диктовку)


5. Первичное закрепление.

(работа в учебнике)
- Запишите под диктовку словосочетания.
Плыл по реке, пришёл к сестре, обрадовался солнцу.
- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке - главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре - главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж; обрадовался солнцу - главное слово обрадовался, обрадовался (чему?) солнцу, дательный падеж.) - Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) - Что обозначает словосочетание «обрадовался солнцу»? - Почему летом мы иногда наоборот прячемся от солнца?
- Выполним упражнение 83 на странице 46. - Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)
- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей») - Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.) - Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.) - Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона - словарное слово; кусочек - кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс - ек и т.д.) - Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.) - Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.) Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

Физкультминутка.


5.Включение знаний в систему (работа на карточках)

- Продолжите и выполните:

Подойдите к чему? (к столу, к доске)

Пройдитесь по чему? (по полу, по скамейке)

Повернитесь к кому? (к учителю, к другу)

Постучите по чему? (по столу, по руке)

Улыбнитесь кому? (другу, учителю, гостям)

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали? (В дательном падеже) Почему так решили (Вопросы кому? чему?, предлоги к, по.)



- Сейчас вы будете работать на карточках, самостоятельно прочитайте и выполните задание. (Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)



Карточка № 1.


Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От дуба, по тропинке, на ёлке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, над полем, к бабушке, у окна.



Карточка № 2.


Выделите предлоги и окончания имён существительных, определите падеж выделенных имён существительных.

(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (на чём?) на ёлке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (над чем?) над полем, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке) - В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна. В предложном падеже - на ёлке, в творительном падеже - над полем)


- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу. - Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу.

6. Итог урока.

Рефлексия.


- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.) - Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

7.Домашнее задание

Страница 47, упражнение 75.

5



© 2010-2022