Рабочая программа кружка Выразительное чтение и рассказывание

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа кружка

« Выразительное чтение и рассказывание»

Составитель:

учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1576

Соловьева Татьяна Владимировна


г.Москва

2014-2015г.


Программа кружка

« Выразительное чтение и рассказывание»

Вид программы авторская

Направленность интеллектуально-познавательная

Возраст обучающихся 7-8 лет

Уровень освоения общеучебный

Объем курса 33 часа

Срок освоения 1 год

Автор Соловьева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1576

высшая квалификационная категория

Рецензенты: Никитенко Валентина Николаевна

учитель начальных классов МОУ СОШУИП № 3,

первая квалификационная категория

Компанеец Екатерина Анатольевна

учитель начальных классов МОУ « Гимназия»,

высшая квалификационная категория

Пояснительная записка

Выразительное чтение и рассказывание - первостепенные приемы постижения учащимися художественного произведения и развития у них литературной речи и творческих способностей. По мнению М. А. Рыбниковой, « выразительное чтение - это … первая и основная форма конкретного, наглядного обучения литературе». Этот феномен связан с тем, что выразительное чтение основано на видении, представлении изображенных в тексте картин, образов, на стимулировании воображения, т. е. « внутренней наглядности», которая невольно передается внимательному слушателю, вызывая у него соответствующую эмоциональную реакцию. Таким образом, возникает взаимодействие между чтецом и слушателем, а чтению при условии грамотного, умного чтения - между автором и слушателем. Такое выразительное чтение произведений разного жанра и стиля способно вызвать у слушателей эстетическое наслаждение, интерес к тому или иному тексту, даже увлечение им, желание перечитывать его и т. д.

Обучение выразительному чтению, особенно поэтических текстов, сливается с их анализом, помогая учащимся осваивать произведения в единстве формы и содержания, раскрывать его подтекст, глубже понимать художественную идею автора. В то же время выразительное чтение является итогом, следствием аналитической работы над произведением, приемом, который на завершающем этапе изучения восстанавливается целостность, свежесть его восприятия учащимися и обеспечивает более глубокое проникновение в авторский замысел. Таким образом, обучение учащихся выразительному чтению произведений различной тематики, жанра и стиля - необходимое условие формирования читательской и речевой культуры, художественного вкуса учащихся.

Одним из видов звучащего художественного слова является рассказывание. Между ним и выразительным чтением много общего: внимание к авторскому слову, осмысление художественной идеи произведения, особенности его стиля. Передавать содержание произведения рассказчик может дословно или « от себя». Во втором случае уместны сокращение текста, замена слов, выбор языковых средств и форм изложения, акцентирование внимания на какой - то ситуации или мысли по усмотрению исполнителя. Целесообразно рассказы на основе литературного текста сочетать с рассказами на жизненном материале, что стимулирует развитие речи и творчество учащихся. Кроме того, выразительное чтение и разные виды рассказывания являются эффективными приемами обучения орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности.

Цель кружковых занятий - обучение учащихся умениями выразительного чтения и рассказывания литературных произведений разных жанров и стилей, обеспечивая целостность их восприятия, читательское, речевое развитие и нравственно - эстетическое воспитание учащихся.

Задачи:

- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию, их роли в творческом развитии личности;

- дать представление о принципах, приемах обучения выразительному чтению и художественному рассказыванию, их роли в творческом развитии личности;

- ознакомить учащихся с основами техники чтения ( дыхание, голос, дикция), отработать некоторые из правил;

- показать значение и основные приемы исполнительского анализа произведения;

- обучать выразительному чтению и рассказыванию произведений различного жанра;

- формировать умение пересказывать произведения разных авторов и создавать рассказы на основе литературных текстов и по жизненным впечатлениям.

Для выполнения учебно-воспитательных задач программы предусмотрены следующие виды занятий:


  • занятия по развитию техники речи;

  • занятия по логике чтения;

  • упражнения в рассказывании;

  • словесное рисование;

  • проведение занятий на природе;

  • выразительное чтение и д. р.

Основные виды занятий тесно связаны и дополняют друг друга, проводятся с учетом интересов ребенка.

В основу программы положены:

- принципы развивающего обучения;

- тематический принцип планирования;

- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;

- межпредметные связи ( русский язык, окружающий мир).

Занятия проводятся 1 раз в неделю и составляют 33 учебных часа в год.





Содержание программы кружковых занятий

Раздел 1. « Искусство выразительного чтения» ( 2 часа).

Выразительность звучащего слова. Его воздействие на слушателей. Роль воображения в этом процессе. Мысль и эмоция. Прослушивание мастеров художественного чтения ( или образцовое чтение учителя), обмен впечатлениями. Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений. Проба мотивировки собственной манеры чтения.

Раздел 2. « Основы техники речи» ( 2 часа).

Понятие « техника речи» включает правильное дыхание ( физиологическая основа речи), голос ( длящийся звук), произношение ( дикция) в процессе речи и чтения. Правильный тип дыхания - смешанное реберно - диафрагматическое. Рациональное, равномерное расходование воздуха, своевременный и незаметный добор воздуха.

Тренировка дыхания в процессе чтения и рассказывания специально подобранных тестов ( отработка умений продолжается на всех последующих занятиях).

Голос, его свойства: сила, высота, длительность ( темп), плотность, качество ( тембр), громкость ( полнозвучность).

Индивидуальные задания для совершенства голосовых данных ( при необходимости).

Дикция. Ясное, отчетливое, чистое произнесение каждого звука. Речевой аппарат, правильность его работы ( правильность артикуляции).

Упражнения по выработке навыка правильного произношения ( при необходимости на каждом занятии).

Раздел 3. « Логическая выразительность чтения» ( 2 часа).

Раздельность речи - первое условие ее понятности. Группировка звуков и слов. Роль пауз в раздельности речи. Логическое ударение, его средства: тональное повышение и понижение, усиление звука, замедленное произнесение слов, паузы. Основные правила нахождение места ударения: о новом понятии, и противопоставлении, о сравнении, о многословном понятии и др.

Роль знаков препинания в логическом чтении текста.

Знакомство учащихся с основными знаками партитуры ( логические ударения, логические и психологические паузы, повышение и понижение тона. Упражнения по определению места логического ударения и по разметке текста ( закрепление и совершенствование умений на последующих занятиях).

Раздел 4. « Эмоционально - образная выразительность чтения и рассказывания» ( 3 часа).

Неразрывная связь логической и эмоционально- образной выразительности чтения и рассказывания. Средства эмоционально- образной выразительности. Стимулирование видения, представления того, о чем рассказывается, читается. Правильное понимание произведения, авторской художественной идеи. Рождение общения чтеца со слушателями.

Отработка всех правил на конкретном материале ( по выбору учителя).

Раздел 5. « Сборники детского игрового фольклора народов мира» ( 6 часов).

Узнавание и называние игрового жанра по его формальным признакам; подбор игровых стихов заданного типа в том числе сборники игровых сказок).

Узнавание традиционной схемы линейного сюжета в неизвестной кумулятивной сказке; определение типа цепочки, выявление различий в наборе персонажей, последовательность событий, стилистическом оформлении от известного образца.

Раздел 6. « Детская авторская поэзия и проза» ( 6 часов).

К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер, В. Берестов, Г. Остер, И. Токмакова, О. Григорьев, В. Левин, Ю.Мориц и др., Э. Лир, А. Милан, Доктор Сьюз, Ю. Тувим, М. Карем, ДЖ. Родари, В.Смит и др.

Чтение произведений в соответствии с графическими особенностями текста; выявление в тексте значимых структурных единиц и попытка самостоятельного истолкования их роли в изображении персонажа или события. Узнавание элементов детского игрового фольклора в авторском произведении или сказке. Подбор произведений заданного типа их хрестоматий и авторских сборников.

Раздел 7. « Детский эпический рассказ с героем - сверстником» ( 6 часов) Л. Толстой, Б. Житков, Н. Носов, С. Чарушин, К. Паустовский, В. Драгунский, В. Голявкин и др. Определение лица, от которого ведется повествование. Рассказ о событии с другой точки зрения.
Раздел 8. « Поэзия русской природы» ( 5 часов). В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин и др.; М. Пришвин, К. Паустовский, Ю. Казаров, Ю. Коваль и др. Узнавание элементов звукового состава и ритмической организации стихотворения, называния разных видов повторов; узнавание традиционных фольклорных форм.
Раздел 9. « Итоговое занятие» ( 1 час). Обобщение знаний о правилах выразительного чтения и художественного рассказывания. Чтение учащимися наизусть самостоятельно выбранных стихотворений и прозаических отрывков. Обсуждение и оценка исполнительских умений учащихся.

























Планируемые результаты обучения
В процессе изучения курса учащиеся должны овладеть знаниями: - об основах техники выразительного чтения и рассказывания: правильность дыхания, качество голоса, дикция; - о логике выразительной речи; - об исполнительском анализе; - о партитурных знаках; - об особенностях чтения произведений разных жанров.
В процессе овладения знаниями вырабатываются следующие умения учащихся: - пересказывать текст подробно, кратко, выборочно, творчески, художественно; - чувствовать тональность художественного текста, интонационно передавать ее; - читать художественный текст ( отчетливая артикуляция, логические ударения, паузы, темп речи и др.); - делать разметку текста, используя партитурные знаки; - соотносить характер чтения с жанром произведения и стилем писателя; - определять исполнительскую задачу; - мотивированно оценивать собственное и чтение товарищей; - в художественном рассказе использовать систему изобразительно- выразительных средств языка произведения; - написание собственных сказок, стихов, рассказов.





























Учебно - тематическое планирование
п/п Наименование разделов и тем Общее кол-во учебных часов Теория Практика 1. Раздел1.Искусство выразительного чтения
2 ч


1.1. Выразительность звучащего слова. Мысль и эмоция.

1 ч
1.2. Чтение учащимися самостоятельно выбранных стихотворений. Проба мотивировки собственной манеры чтения.





1 ч 2. Раздел 2. Основы техники речи
2 ч

2.1. Понятие « техника речи». Тренировка дыхания в процессе чтения и рассказывания.


1 ч
2.2. Упражнения по выработке навыка правильного произношения.



1 ч 3. Раздел 3. Логическая выразительность чтения
2 ч

3.1. Раздельность речи. Группировка звуков и слов. Роль пауз. Основные правила нахождения места ударения.



1 ч
3.2. Роль знаков препинания в чтении текста. Знакомство со знаками партитуры. Упражнения по разметке текста.





1 ч 4. Раздел 4. Эмоционально-образная выразительность чтения и рассказывания.

3 ч

4.1. Средства эмоционально - образной выразительности.

2 ч
4.2. Отработка всех правил на конкретном материале ( по выбору учителя).



1 ч 5. Раздел 5. Сборники детского игрового фольклора народов мира

6 ч

5.1. Узнавание и называние игрового жанра по формальным признакам.


2 ч
5.2. Узнавание традиционной схемы линейного сюжета.

1 ч
5.3. Стилистическое оформление от известного образца.


3 ч 6. Раздел 6. Детская авторская поэзия и проза
6 ч

6.1. К. Чуковский, С. Маршак, С. Черный, А. Введенский, Ю. Владимиров, Д. Хармс и др. Чтение произведений в соответствии с графическими особенностями текста.










3 ч
6. 2. Подбор произведений заданного типа из хрестоматий и авторских сборников.



3 ч 7. Раздел 7. Детский эпический рассказ с героем - сверстником.

6 ч

7.1. Л. Толстой, Б. Житков, Н. Носов, С. Чарушин, К. Паустовский и др. Определение лица, от которого ведется повествование.




3 ч
7.2. Рассказ о событии с другой точки зрения.


3 ч 8. Поэзия русской природы 5 ч

8.1. В. Жуковский, А. Пушкин, Н. Некрасов, Ф. Тютчев, А. Фет и др. Узнавание элементов звукового состава и ритмической организации стихотворения.





2 ч
8.2. Называния разных видов повторов; узнавание традиционных фольклорных форм.




3 ч 9. Раздел 9 1 ч

9.1. Итоговое занятие. 1 ч





Итого: 33ч














Программное обеспечение образовательного процесса

  1. Методические рекомендации.
  2. Игры и упражнения по развитию умственных способностей учащихся.
  3. Разнообразные художественные и литературные произведения.
  4. Презентации к уроку.
  5. Компьютер, цветной телевизор, монитор, сканер, принтер, ксерокс ( учебное оборудование для учителя).









Плакаты. кодопозитивы, дидактический материал
  1. Комплект практических работ по темам урока.
  2. Развивающие диски.
  3. Диски со чтением художественных произведений.
  4. Фильмы, мультипликационные фильмы.
  5. Звуковые тесты.
  6. Презентации по произведениям авторов.
























Рекомендуемая литература:
  1. Г. В. Артоболевский Художественное чтение. - М., 1978.
  2. Б. А. Буяльский Искусство выразительного чтения. - М., 1986.
  3. Л. А. Горбушина Выразительное чтение и рассказывание. - М., 1998.
  4. Т. Ф. Завадская Искусство чтения в художественном развитии подростков. - М.,1998.
  5. Т. А. Ладыженская Живое слово. - М., 1997.
  6. Методика выразительного чтения. - М.,1978.
  7. Е. А. Ножин Мастерство устного выступления. - М.,1998.
  8. Е. А. Язовицкий Выразительное чтение как средство эстетического восприятия. - М.,1999.
  9. Мастерская слова. Детская поэзия и проза ( М., Просвещение, 1994)
  10. М. Р. Ловам « Школа творческого развития». - М.,2003.
  11. А. К. Аксенов « Речевая зарядка на уроках чтения». - М., 2002.


















11

© 2010-2022