- Преподавателю
- Начальные классы
- Внеклассное мероприятие по русскому языку Тропинками весны (3 класс)
Внеклассное мероприятие по русскому языку Тропинками весны (3 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Симонова Г.А. |
Дата | 02.04.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема. Внеклассное мероприятие. Игра-путешествие «Тропинками весны».
Предметная область: русский язык
Возраст учащихся: 3 класс.
Цель: повышение интереса к русскому языку.
Задачи:
- углублять первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- совершенствовать умение участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания небольшого объёма;
- приучать детей самостоятельно пополнять свои знания, пользоваться дополнительной литературой;
- развивать связную речь, логическое мышление, воображение учащихся;
- воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение и познавательный интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Личностные УУД (Л.): - формировать нравственно-эстетическое оценивание (личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей); - формировать способность к самооценке; - способствовать формированию здорового образа жизни; - развивать чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой. Познавательные УУД (П.): общеучебные: - самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; - искать и выделять необходимую информацию; логические: - доказывать; - строить логические цепи рассуждений; постановка и решение проблем: - самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД (Р.): - определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины Коммуникативные УУД (К.): - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; - уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: - карта путешествия; - выставка книг (стихи и рассказы о весне); - слова (путешествие, подснежник, галантус, апрель, ледоход, многоголосье); - сигнальные карточки; -ребусы; - раздаточный материал: текст (отрывок из произведения А. Куприна «Олеся»), пословицы и поговорки о весне, текст (отрывок из сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»), алфавит, текст (стих Ф. Тютчев «Весенняя гроза»), текст о скворце, задание со словами, шаблоны-бабочки (по количеству детей); - ТСО (презентация, музыкальная композиция А. Вивальди Времена года «Весна», голоса птиц).
Методы: - словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа, объяснение); - наглядные (иллюстрация, демонстрация); - практические (устные и письменные упражнения, творческая работа); - проблемное обучение ( частично-поисковые методы: докажи, объясни, оцени).
Педагогические технологии: личностно ориентированные, здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, развивающие.
Прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, музыкой, изобразительным искусством.
Принципы: научность, доступность, наглядность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Ход мероприятия
Формируемые УУД
- Орг. момент (3/)
- Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать?
Сегодня мы отправляемся в путешествие. А что обозначает слово путешествие?
Мнения детей.
Группа ребят поработала со словарём и узнала следующую информацию.
Группа ребят:
- В толковом словаре Ожегова: «Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха) [4, с.633].
- И так мы начинаем наше путешествие, а куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Зазвенели ручьи.
Прилетели грачи.
В дом свой улей - пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Весна) [4]
-Ребята, чему же посвящено наше мероприятие?
- Верно, мы отправляемся в гости к весне. Многие писатели и поэты воспевали это время года.
группа ребят (3 человека), созданная заранее
слайд 2 (весна)
П.: искать и выделять информацию
2. Целеполагание (3/)
- Какие стихотворения о весне вы знаете? (Автор, название)
- Великий русский поэт Евгений Абрамович Баратынский так писал о весне:
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
…Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поёт
Заздравный гимн весне. [6, с.298]
- Поднимите руки, кому понравилось стихотворение?
- Какие чувства оно у вас вызвало?
- А что такое гимн?
- Как вы понимаете выражение: «Незримый жаворонок поёт
заздравный гимн весне».
Мнения учащихся
- Сформулируйте цель мероприятия.
Мнения учащихся Цель: нам предстоит восхититься красотой весенней природы, разгадать её загадки, проникнуть в тайны русского языка.
цитируют
слайд 3 (портрет писателя)
заранее подготовленный ученик
Л.: развивать чувство прекрасного
П.: строить логическую цепь рассуждений
П.: самостоятельно выделять и формулировать цель
3. Основная часть(30/)
- Ребята, разгадайте ребусы.
(Март, апрель, июнь, май.)
- Найдите лишнее. Докажите.
Наше путешествие начинается с марта. «Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Над чёрными нивами вьётся лёгкий парок, наполняющий воздух запахом оттаявшей земли, - тем свежим, вкрадчивым и могучим пьянящим запахом весны, который даже и в городе узнаёшь среди сотен других запахов», - так писал о марте писатель Александр Куприн. [1]
- Найдите строки, в которых автор описывает землю. Зачитайте.
- Как вы понимаете слова «полная жажды нового материнства»?
- Какой запах у весны, по мнению автора?
Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «утром года, «солнечником».
- Как вы думаете, почему?
Мнения учащихся. (Солнце поднимается выше и светит ярче. Дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. В лесу на сугробах лежат голубые тени от деревьев). [8,с. 34]
Март - месяц переменчивый - то снегом сеет, то солнцем греет. В марте ещё кружатся последние зимние метели, по ночам бывает холодно. Случается, после метели деревья стоят белые, как зимой, а потом подуют тёплые ветры и начинается оттепель. В конце марта прилетают грачи - вестники весны. [8, с. 35]
-Рассмотрите репродукцию картины Саврасова «Грачи прилетели».
- Какой весенний месяц изобразил на своём полотне А. Саврасов?
- По каким приметам вы это поняли?
- Как вы думаете, почему художник назвал свою картину «Грачи прилетели», а например, не «Март» или «Весна»?
- Составьте рассказ по данной картине из 3-4 предложений.
(зачитываются рассказы по группам и анализируются)
-Выполните фонетический разбор слова «март».
- Поднимите руку, чья работа совпала с образцом. Молодцы! Вы сделали всё верно.
-Март тоже приготовил вам задание. Продолжите поговорку:
1ряд: Март зиму кончает, ….
2 ряд: И март морозом….
3 ряд: Февраль силён метелью, …
Мнения учащихся.
1ряд: Март зиму кончает, весну начинает.
2 ряд: И март морозом на нос садится.
3 ряд: Февраль силён метелью, а март капелью.
-Объясните значение.
- Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Физ. минутка
Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую ему дай руку. [2]
-Мы переходим на следующий островок весны.
-Послушайте:
Падчерица: Не по своей воле я пришла и не за шишками.
Август: Так уж не за грибами ли?
Падчерица: Не за грибами, а за цветами… Прислала меня мачеха за подснежниками.
Март: Слышишь, братец, за подснежниками! Значит, твоя гостья, апрель, принимай! [3, с.30]
-Из какой сказки этот отрывок?
(«Двенадцать месяцев» С. Маршак)
-Наша следующая остановка - апрель. В апреле появляется один из красивейших цветов. Кто догадался, о чём речь?
-Послушайте легенду о подснежнике.
Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и всё вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому это было сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь.
- Ребята, подснежник учёные называют галантус. Поработайте со словарём Ожегова, найдите толкование этого слова.
- Покажите, какая пара уже готова. Зачитайте.
-Подснежник - лесной цветок, развивающийся под снегом и расцветающий сразу после его таяния.[4,с.543]
-Разберите по составу слово подснежник.
- К сожалению, подснежники встречаются не так часто. Многие из них погибают, сорванные любителями весенних букетов. Все ранневесенние растения цветут всего несколько дней. Стоит ли их рвать, если в вазе они простоят лишь 1 день?
- Ребята, вы знаете, откуда произошло слово «апрель»?
Мнения учащихся.
Апрель - заимствовано из старославянского языка «априль», т.е. «согреваемый солнцем». Буквально «солнечный, тёплый». [7, с.13]
- Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные ручьи. Не напрасно апрель называют «месяцем живой воды». В конце апреля реки вскрываются, и начинается ледоход.
- Что такое ледоход?
Ледоход - движение льда по течению во время таяния или в начале замерзания рек.[4, с.322]
- Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
-Что же происходит в лесу?
Мнения учащихся.
Оживает лес. Соки деревьев, согретые весенним солнышком, поднимаются от корней к набухающим почкам. У вербы распушились почки. Светлеют, делаются пушистыми серёжки на ольхе и орешнике. [8, с.38]
- Что такое грамматическая основа?
В предложении «У вербы распушились почки» укажите грамматическую основу и части речи.
гл. п.в. сущ. И.п. мн.ч.
У вербы распушились почки.
-Давайте посмотрим, что происходит на лесной полянке.
Сценка:
Медвежонок: Растаял снег, пришла весна.
Нам медвежатам, не до сна.
Мы из берлоги вылезаем
С друзьями весело играем.
Бельчонок: Давайте в салочки играть.
Сначала я вас буду догонять.
Эй, зайка! Быстрее убегай-ка!
Зайка: Ага, ему теперь водить.
Сейчас он будет нас ловить.
Мы с белкой - шустрые зверята.
Догнать нас будет сложновато.
- Какие зверята появились на поляне?
- А что вы можете рассказать о жизни животных весной?
Мнения учащихся. (В середине апреля медведица с медвежатами вылезает из берлоги. У зайчишки в апреле мех пёстрый, ведь косой меняет свою белую зимнюю шубку на летнюю, серо-бурую. Белочка тоже меняет пушистый серый мех на рыжеватый - летний. Ещё в апреле выходит из норы барсук. У волчицы появляются волчата.)
-Ребята, отгадайте загадки.
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный.
(волк)
Она как змейка
В траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвёт-
Другой наживёт.
(ящерица)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты.
Пасётся весь день
Кто же это?
(олень)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки. (мышь) [2, с.12, 39, 42, 76]
В апреле снегири и свиристели улетают на север, а в родные края возвращаются… Кто возвращается к нам, вы узнаете, поработав в паре с зашифрованными словами.
19
12
3
16
18
6
24
8
1
3
16
18
16
15
16
12
20
18
33
19
16
4
21
9
12
1
Скворец
Жаворонок
Трясогузка
- Какая пара готова?
-Ребята, а что вы знаете о скворцах?
Мнения учащихся.
- Зачитайте информацию о скворцах и приготовьтесь ответить на мой вопрос. Одной из разновидностей скворцов является - розовый. У него яркий окрас: голова, шея, крылья, хвост - чёрный, с фиолетовым отливом. Клюв и ноги - красные, остальное тело розовое, голову украшает чёрный хохолок. Питается эта красивая птица насекомыми, обычно саранчой. За день скворец может съесть до 200 насекомых. [1, с.62]
- Что необычного узнали о скворцах?
Физ. минутка Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат весенних цветов. Нежный весенний аромат... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
- Мы переходим на следующий островок - май. Слово «май» - заимствовано из старо-славянского языка «месяц Майи» - богини природы. [7, с.176] Май - сердце весны. Снег уже сошёл. Солнце высоко над землёй. По голубому небу плывут облака, как белые лебеди. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. [8, с.43] Фёдор Иванович Тютчев писал: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит. Повисли перлы дождевые И солнце нити золотит. [5, с.15] - Прочитайте стих про себя. Найдите описание грома. Зачитайте. -Как автор говорит о дожде? -Какую картину представляете, читая эти строки? - Перлы дождевые - что это?
Люблю гр.зу в н.чале мая, Когда в.сенний первый гром, Как бы р.звяся и играя, Гр.хочет в небе г.лубом.
Письмо по памяти, взаимопроверка. - Послушайте. - В лесу раздаётся птичье многоголосье. Май предлагает вам игру. Из слова «многоголосье» составьте другие слова - имена существительные. За 2 минуты. Проверка. (многоголосье: гол, лось, лес, село, соло, сон, мел, мель, ось, соль, ноль, монолог, гомон, гоголь, слог, гном и т.д.) Месяц май зовут песенником. Из дальних стран прилетают к нам птицы. Поют они, заливаются, щебечут в лесах, лугах, полях. Самый лучший певец - соловей. Кукует в лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, задорно распевают дрозды. Вода в реках прогревается, громко квакают болотные певцы - «лягушки». И вокруг этого великолепия порхают красивые бабочки. [8, с.46] (Дети раскрашивают шаблоны бабочек, а затем прикрепляют их на карту путешествия).
карта -путешествия
раздаточный материал - текст произведения
слайд 4
(изображение весны)
беседа
слайд 5
(репродукция «Грачи прилетели»)
работа в группах
самостоятельная работа, самопроверка
раздаточный материал - текст
3 учащихся читают по ролям
слайд 6
(изображение подснежника)
сообщение учащегося
табличка со словом
работа в паре
2 учащихся за доской, проверка с использованием сигнальных карточек
слайд 7
(поляна с подснежниками)
слайд 8
(ледоход)
слайд 9
(апрельский лес)
самостоятельная работа, взаимопроверка
театрализация
слайд 10
(животные в весеннем лесу)
работа с алфавитом
слайд 11
(розовый скворец)
раздаточный материал
муз. Вивальди «Весна»
слайд 12
(май)
учитель читает наизусть
беседа
запись « Голоса птиц»
работа в группах (3 группы)
П.: доказывать
Л.: развивать чувство прекрасного
П.: строить логические цепи рассуждений
К.: умение договариваться
П.: решение проблем творческого характера
Л.: формировать способность к самооценке Р.: анализировать собственную работу
К.: умение договариваться
П.: доказывать
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
П.: искать и выделять информацию
Р.: выполнять последовательность необходимых операций
К.: уметь выражать свои мысли
П.: строить логические цепи рассуждений
Р.: выполнять последовательность необходимых операций
П.: строить логические цепи рассуждений
П.: контролировать процесс и результат деятельности
Л.: способствовать формированию ЗОЖ
Л.: развивать чувство прекрасного
П.: контролировать процесс и результат деятельности
К.: уметь договариваться
Итог и рефлексия.
- Ребята, вспомните цель мероприятия?
- Покажите, кто достиг цели.
- Какие разделы русского языка мы повторили?
- Завершить наше путешествие мне бы хотелось игрой «Четвёртый лишний».
-Выделите лишнее слово, кратко объясните.
Март, апрель, май, январь.
Мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник.
Медвежонок, лисёнок, телёнок, бельчонок. Бабочка, трясогузка, шмель, пчела. [8, с.49] - Спасибо.
раздаточный материал - листы с заданием
слайд 13
(спасибо)
Р.: удерживать цель деятельности до получения её результата
Р.: выполнять последовательность операций
Список используемой литературы
- Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о птицах/ Художники В.Х. Янаев, В.Н. Куров - Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998.-240с.
- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады) / Сост. Н.А. Касаткина. - Волгоград: Учитель, 2003.-128с.
- Маршак С.Я. Двенадцать месяцев: Драматическая сказка/ Рис. В. Алфеевского. - Переизд. - М.: Дет. лит., 1987.-79с.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 2002.- 944с.
- Стихи русских поэтов. Весна./ Рис. А. Иткина.- М. «Детская литература», 1988.-25с.
- Хрестоматия для маленьких: Пособие для воспитателей дет. сада/ Сост.Л.Н.Елисеева.-5-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1987.-448с.
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов.-4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.-400с.
- Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернёров и родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.- 64с.
Электронные ресурсы
- Александр Куприн. Олеся. [Электронный ресурс] - Режим доступа: lib.ru/LITRA/KUPRIN/olesya.txt
- Коротких А.Д. Физминутки в начальной школе. // Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. [Электронный ресурс] - Режим доступа: openclass.ru/node/129007
- Портал для всей семьи. Красивые поговорки о весне. [Электронный ресурс] - Режим доступа: bebi.lv/poslovici/poslovitsy-i-pogovorki-o-vesne.html
- Раннее развитие детей. Загадки про весну. [Электронный ресурс] - Режим доступа: razumniki.ru/zagadki_pro_vesnu.html