Материал для родителей дошколят и первоклассников

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Родителям дошколят и первоклассникам на заметку

« Скоро в школу». стихотворение Валентины Беляевой «Я свяжу тебе жизнь».

Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу тебе жизнь
Из весёлой меланжевой пряжи,
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою…

В родительский дневник «Секреты успешного взаимодействия с ребенком» Постоянная поддержка самооценки ребёнка и «чувства самоценности» (по В. Сатир)

1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно «слушать» его переживания и потребности.
3. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5.Помогать,к огда просит.
6. Делиться своими чувствами (значит, доверять).
7. Поддерживать успехи.
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневнем общении приветливые фразы. Наример:

  • Хорошо, что ты пришел…
  • Мне нравится, как ты…
  • Я по тебе соскучилась…
  • Давай (посидим, поделаем, почитаем)…вместе.
  • Ты, конечно, справишься.
  • Как хорошо, что ты у нас есть! Ты мой хороший!
10. Обнимать не менее 4-х, а лучше 8 раз в день. Правила безусловного принятия 1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. 2. Можно осуждать его действия, но не чувства, какими бы «непозволительными» они ни были. Раз они возникли, значит, для этого есть основания. 3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие. Правила ведения беседы по способу «активного слушания» Активно слушать ребенка - значит возвращать ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначив его чувство.
  1. Если Вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь у нему лицом.
    2. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
    3. Ваша поза - первый и самый сильный сигнал о том, на сколько Вы готовы его слушать и услышать.
    4. Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
    5. Очень важно в беседе «держать паузу» после каждой Вашей реплики. Это помогает ребенку разобраться в своем переживании.
    6. В Вашем ответе также иногда полезно повторить, что случилось с ребенком (как Вы это поняли), а потом обозначить это чувство.


Факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Обратите внимание - на листах - информация о факторах успешной подготовки и адаптации к школе. Выберите три самых главных, на Ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Желательно объединить на две команды родителей, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению). - Физическое здоровье ребенка. - Развитый интеллект ребенка. - Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. - Выносливость и работоспособность. - Умение ребенка считать и читать. - Аккуратность и дисциплинированность. - Хорошая память и внимание. - Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Информация о «психологической готовности к школе». А вот что говорят психологи. Существует такое понятие «психологическая готовность к школе», которая предполагает следующие компоненты: 1) Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня; 2)У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом. 3) Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение; 4) И еще важен один важный компонент психологической готовности к школе, который не указан в списке факторов. Может быть, Вы догадались, какой? (высказывания родителей). Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению; Сложно заставить человека что-либо делать, если нет желания. Поэтому мотивация - очень важное условие школьного обучения. Сначала детей привлекают школьные атрибуты - портфель, тетради, ручки. Но постепенно эта внешняя мотивация должна перерасти в желание узнавать новое, в стремление к знаниям, т.е. во внутреннюю мотивацию. Но перерастет ли внешняя мотивация во внутреннюю во многом зависит от сформированности познавательных интересов. Задайте себе вопрос: любит ли ваш ребенок задавать вопросы, слушать, когда читают, заниматься умственной деятельностью. Нередко приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают страх перед школой, бояться, что будут ругать, ставить двойки. Часто эти страхи связаны с тем, что в семье есть старшие дети, которые имеют проблемы в школе или с неуверенностью ребенка в своих силах. 4. Работа с фразами. К страху перед школой, и даже неврозу могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Я предлагаю Вам прочитать фразы, довольно часто используемые взрослыми (слева на листах) и внушающий эффект этих фраз (справа) и предугадать, какие чувства и переживания вызывают эти фразы. Соедините линиями фразы и вызываемый ими эффект. «Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Как же ты учиться-то будешь?» Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать? А вести себя тихо и спокойно?» У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана. Как видите, такие невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность и как следствие низкую школьную мотивацию. Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны не с их умственным отставанием, а с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т.п. От родителей, во - многом, зависит формирование здоровой адекватной самооценки.

Рекомендации родителям будущих первоклассников. Скоро у ваших детей начнется новый, очень важный этап в жизни - первый класс. Как сложатся отношения со школой - во многом зависит от Вас, от Вашей поддержки и понимания, от Вашего желания и умения помочь ребенку в сложные моменты. Не у всех детей 7-летнего возраста сразу все идет гладко. Многие не сразу включаются в школьную жизнь, большинство испытывает те или иные трудности на первых этапах обучения. Многие психические функции в процессе учебы продолжают формироваться. Еще высока впечатлительность, поэтому ребенок продолжает на все реагировать бурно и на успехи, и на неудачи. Постепенно ребенок будет учиться сдержанности, умению отличить важное от второстепенного. С первого дня учебы это не приходит. Не сразу формируется усидчивость: способность достаточно долго сохранять относительно неподвижную позу и сосредоточенное внимание. В этом возрасте сильно развита потребность в движениях - если она не удовлетворяется, то у ребенка растет мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. В процессе развития находится координация движений, особенно мелкая моторика. Поэтому не ждите мгновенных успехов в обучении письму. Все еще развивается и будет развиваться в процессе регулярного обучения. Не всегда удается семилетнему ребенку волевое управление своим поведением, он пока не умеет проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому необходимы побуждения извне, контроль со стороны взрослого. От того насколько тактично и последовательно взрослый помогает ребенку организовать свою деятельность, от того, как он ее оценивает, в большой степени зависит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, самоконтроль, уверенность в себе. Вашему первоклашке многому еще надо научится, его организму надо расти, психике - развиваться, а Ваша задача - понять это и организовать жизнь ребенка так, чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозам, нарушения осанки и зрения и прочим «издержкам образования». Первое, что надо продумать - это режим дня. Это то, что позволяет добиться оптимального состояния нервной системы. Важнейшая составляющая режима дня - это сон. Его значение невозможно переоценить, недосыпание сведет на нет все усилия в учебе. Потребность сна для детей 7 лет - 11 часов плюс час дневного сна, а для детей 8 лет и старше - 10,5 часов. Чтобы ребенок быстро заснул, спал крепко и спокойно, необходимо, чтобы он отправлялся в постель в одно и то же время, перед сном - спокойные игры, чтение вслух, прослушиванием аудиозаписей сказок. Хорошо, если вы выберете минутку перед сном, чтобы поговорить с ребенком о его делах. При планировании режима дня первоклассника важно также продумать время выполнения домашних заданий. Известно, что работоспособность в течении дня неодинакова: первый подъем максимальной работоспособности приходится на 11-13 часов, затем снижается; второй подъем определяется между 16 и 18 часами, он ниже и короче, чем первый. Выполнение учебных занятий целесообразно совместить со вторым, после обеда и достаточно продолжительного отдыха. На домашние задания без вреда для здоровья и успеваемости необходимо тратить не более 30-40 минут в день. Если больше, то необходимо выяснить причину: Непроизвольное внимание у первоклассника часто берет верх над произвольным, и любой шум, посторонние вещи на школьном могут быть причиной невнимания. Во-вторых, волевое управление своим вниманием только формируется, поэтому побуждение и контроль со стороны взрослого необходимы. Психологи называют это «организующей помощью»: «Ну давай посмотрим, что тебе сегодня задали. Доставай дневник, читай задание. Молодец! С чего начнем? С математики? Давай сначала достанем учебник, пенал …» Известно, то дети 5-7 лет могут сохранять активное внимание около 15 минут, 8-10 лет - ненамного больше, около 20 минут. Поэтому после 15-20 минут работы необходимо сделать короткий перерыв, но не на игру, т.к. он увлечется и придется снова врабатываться. Полезна физминутка, проведенная вместе с Вами: покрутить головой, потрясти руками, подвигать туловищем. Если приучите ребенка к физкультурным паузам , объясните их смысл. То подрастая, он сам, почувствовав усталость, повторит привычные движения, зная по опыту, что после них продолжать работу легче. Следующий важный режимный момент - это отдых. При смене относительно подвижного образа жизни дошкольника на «сидячую» жизнь школьника гиподинамия (недостаток двигательной активности в повседневной жизни) резко возрастает. Поэтому совершенно необходимо позаботиться и о компенсации движений в жизни ребенка, поможет в этом прогулка с подвижными играми. Общая продолжительность пребывания детей на воздухе должна составлять 2 - 3,5 часа. Несмотря на то, что Ваш ребенок стал первоклассником, его игровое детство еще не закончилось. Ему важно, чтобы было время, когда он может позаниматься тем, чем хочет, в свободной игре, где он переживает, перерабатывает информацию (1,5часа). Но, телевизор и компьютер не приравниваются к отдыху - это и психическая и зрительная нагрузка для ребенка. Остерегайтесь перегружать ребенка дополнительными внешкольными занятиями, например, английский, бассейн, карате и т.д. Их должно быть не больше двух, желательно, чтобы в них чередовалась умственная и двигательная активность (например, спортивная секция плюс английский). Планируя распорядок жизни, будьте готовы к тому, что работоспособность на протяжении учебного года будет неодинаковой. Бывают моменты, когда ребенок начинает больше капризничать, жаловаться, что не хочет идти в школу, тяжело встает по утрам, стал невнимательным, т.е. выдохся. У каждого ребенка в зависимости от состояния нервной систем, от возраста такие моменты бывают в разные периода учебного года. Дайте ему передышку, выделите побольше свободного времени, увеличьте «дозу» своей поддержки в подготовке уроков. Возможно, что в этот период вы тоже устали, «выдохлись». Старайтесь не срывать свою усталость на ребенке, а постарайтесь расслабиться вместе с ним. Это поможет избежать переутомления, бесконечных болезней и синдрома хронической усталости. Наведите порядок в игрушках: любимые оставьте, а ненужные, неинтересные, невостребованные уберите подальше, т.к. беспорядок тоже утомляет ребенка, отвлекает его, отнимая силы. Учеба - важнейшая часть жизни, но не сводите всю его жизнь к учебе. Находите время поговорить и на другие темы. Побольше хвалите, никогда не сравнивайте с другими детьми, п.ч. ваш ребенок индивидуальность и имеет право быть таким, как есть. Неплохо бы в течение оставшихся до школы месяцев иногда поиграть с ребенком в игры на развитие памяти, внимания, мышления. Предлагаю обратить внимание на выставку игр, которые помогут в подготовке ребенка к школе. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент: некоторым детям рекомендовано продолжить логопедическую коррекцию в школе. Если вы заметили стойкие нарушения в звукопроизношении, при письме, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному логопеду. Желаю всем успехов и удачи!

© 2010-2022