- Преподавателю
- Начальные классы
- Материал для родителей дошколят и первоклассников
Материал для родителей дошколят и первоклассников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Таратинская Л.А. |
Дата | 23.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Родителям дошколят и первоклассникам на заметку
« Скоро в школу». стихотворение Валентины Беляевой «Я свяжу тебе жизнь».
Я свяжу тебе жизнь
Из пушистых мохеровых ниток.
Я свяжу тебе жизнь -
Не солгу ни единой петли.
Я свяжу тебе жизнь,
Где узором по полю молитвы -
Пожелания счастья
В лучах настоящей любви!
Я свяжу тебе жизнь
Из весёлой меланжевой пряжи,
Я свяжу тебе жизнь
И потом от души подарю.
Где я нитки беру?
Никому никогда не признаюсь.
Чтоб связать тебе жизнь,
Я тайком распускаю свою…
В родительский дневник «Секреты успешного взаимодействия с ребенком» Постоянная поддержка самооценки ребёнка и «чувства самоценности» (по В. Сатир)
1. Безусловно принимать ребенка.
2. Активно «слушать» его переживания и потребности.
3. Проводить время вместе (читать, играть, заниматься).
4. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.
5.Помогать,к огда просит.
6. Делиться своими чувствами (значит, доверять).
7. Поддерживать успехи.
8. Конструктивно решать конфликты.
9. Использовать в повседневнем общении приветливые фразы. Наример:
- Хорошо, что ты пришел…
- Мне нравится, как ты…
- Я по тебе соскучилась…
- Давай (посидим, поделаем, почитаем)…вместе.
- Ты, конечно, справишься.
- Как хорошо, что ты у нас есть! Ты мой хороший!
- Если Вы хотите выслушать ребенка, обязательно повернитесь у нему лицом.
2. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.
3. Ваша поза - первый и самый сильный сигнал о том, на сколько Вы готовы его слушать и услышать.
4. Если Вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы Ваши ответы звучали в утвердительной форме, так как фраза, оформленная как вопрос, не отражает сочувствия.
5. Очень важно в беседе «держать паузу» после каждой Вашей реплики. Это помогает ребенку разобраться в своем переживании.
6. В Вашем ответе также иногда полезно повторить, что случилось с ребенком (как Вы это поняли), а потом обозначить это чувство.
Факторы успешной подготовки и адаптации к школе. Обратите внимание - на листах - информация о факторах успешной подготовки и адаптации к школе. Выберите три самых главных, на Ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте их по степени значимости. (Желательно объединить на две команды родителей, у кого старшие дети уже учатся в школе и у кого только готовятся к школьному обучению). - Физическое здоровье ребенка. - Развитый интеллект ребенка. - Умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми. - Выносливость и работоспособность. - Умение ребенка считать и читать. - Аккуратность и дисциплинированность. - Хорошая память и внимание. - Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Информация о «психологической готовности к школе». А вот что говорят психологи. Существует такое понятие «психологическая готовность к школе», которая предполагает следующие компоненты: 1) Важно, чтобы ребёнок был здоровым, выносливым, иначе ему будет трудно выдержать нагрузку в течение урока и всего учебного дня; 2)У него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребёнок успевал работать вместе с классом. 3) Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать своё поведение; 4) И еще важен один важный компонент психологической готовности к школе, который не указан в списке факторов. Может быть, Вы догадались, какой? (высказывания родителей). Прежде всего, у ребёнка должно быть желание идти в школу, то есть на языке психологии - мотивация к обучению; Сложно заставить человека что-либо делать, если нет желания. Поэтому мотивация - очень важное условие школьного обучения. Сначала детей привлекают школьные атрибуты - портфель, тетради, ручки. Но постепенно эта внешняя мотивация должна перерасти в желание узнавать новое, в стремление к знаниям, т.е. во внутреннюю мотивацию. Но перерастет ли внешняя мотивация во внутреннюю во многом зависит от сформированности познавательных интересов. Задайте себе вопрос: любит ли ваш ребенок задавать вопросы, слушать, когда читают, заниматься умственной деятельностью. Нередко приходится сталкиваться с тем, что дети испытывают страх перед школой, бояться, что будут ругать, ставить двойки. Часто эти страхи связаны с тем, что в семье есть старшие дети, которые имеют проблемы в школе или с неуверенностью ребенка в своих силах. 4. Работа с фразами. К страху перед школой, и даже неврозу могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Я предлагаю Вам прочитать фразы, довольно часто используемые взрослыми (слева на листах) и внушающий эффект этих фраз (справа) и предугадать, какие чувства и переживания вызывают эти фразы. Соедините линиями фразы и вызываемый ими эффект. «Вот пойдешь в школу, там тебе…», «Как же ты учиться-то будешь?» Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу. «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!..» Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу. «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать? А вести себя тихо и спокойно?» У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности. «Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!» Не ставьте перед ребенком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана. Как видите, такие невольно оброненные фразы могут сформировать у ребенка неуверенность в своих силах, тревожность и как следствие низкую школьную мотивацию. Нередко трудности многих неуспевающих учеников связаны не с их умственным отставанием, а с низкой самооценкой. Обратите внимание на высказывания ребенка «Я не могу», «У меня не получится» и т.п. От родителей, во - многом, зависит формирование здоровой адекватной самооценки.
Рекомендации родителям будущих первоклассников. Скоро у ваших детей начнется новый, очень важный этап в жизни - первый класс. Как сложатся отношения со школой - во многом зависит от Вас, от Вашей поддержки и понимания, от Вашего желания и умения помочь ребенку в сложные моменты. Не у всех детей 7-летнего возраста сразу все идет гладко. Многие не сразу включаются в школьную жизнь, большинство испытывает те или иные трудности на первых этапах обучения. Многие психические функции в процессе учебы продолжают формироваться. Еще высока впечатлительность, поэтому ребенок продолжает на все реагировать бурно и на успехи, и на неудачи. Постепенно ребенок будет учиться сдержанности, умению отличить важное от второстепенного. С первого дня учебы это не приходит. Не сразу формируется усидчивость: способность достаточно долго сохранять относительно неподвижную позу и сосредоточенное внимание. В этом возрасте сильно развита потребность в движениях - если она не удовлетворяется, то у ребенка растет мышечное напряжение, ухудшается внимание, быстро наступает утомление. В процессе развития находится координация движений, особенно мелкая моторика. Поэтому не ждите мгновенных успехов в обучении письму. Все еще развивается и будет развиваться в процессе регулярного обучения. Не всегда удается семилетнему ребенку волевое управление своим поведением, он пока не умеет проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому необходимы побуждения извне, контроль со стороны взрослого. От того насколько тактично и последовательно взрослый помогает ребенку организовать свою деятельность, от того, как он ее оценивает, в большой степени зависит формирование таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, самоконтроль, уверенность в себе. Вашему первоклашке многому еще надо научится, его организму надо расти, психике - развиваться, а Ваша задача - понять это и организовать жизнь ребенка так, чтобы школьные нагрузки не привели к переутомлению, неврозам, нарушения осанки и зрения и прочим «издержкам образования». Первое, что надо продумать - это режим дня. Это то, что позволяет добиться оптимального состояния нервной системы. Важнейшая составляющая режима дня - это сон. Его значение невозможно переоценить, недосыпание сведет на нет все усилия в учебе. Потребность сна для детей 7 лет - 11 часов плюс час дневного сна, а для детей 8 лет и старше - 10,5 часов. Чтобы ребенок быстро заснул, спал крепко и спокойно, необходимо, чтобы он отправлялся в постель в одно и то же время, перед сном - спокойные игры, чтение вслух, прослушиванием аудиозаписей сказок. Хорошо, если вы выберете минутку перед сном, чтобы поговорить с ребенком о его делах. При планировании режима дня первоклассника важно также продумать время выполнения домашних заданий. Известно, что работоспособность в течении дня неодинакова: первый подъем максимальной работоспособности приходится на 11-13 часов, затем снижается; второй подъем определяется между 16 и 18 часами, он ниже и короче, чем первый. Выполнение учебных занятий целесообразно совместить со вторым, после обеда и достаточно продолжительного отдыха. На домашние задания без вреда для здоровья и успеваемости необходимо тратить не более 30-40 минут в день. Если больше, то необходимо выяснить причину: Непроизвольное внимание у первоклассника часто берет верх над произвольным, и любой шум, посторонние вещи на школьном могут быть причиной невнимания. Во-вторых, волевое управление своим вниманием только формируется, поэтому побуждение и контроль со стороны взрослого необходимы. Психологи называют это «организующей помощью»: «Ну давай посмотрим, что тебе сегодня задали. Доставай дневник, читай задание. Молодец! С чего начнем? С математики? Давай сначала достанем учебник, пенал …» Известно, то дети 5-7 лет могут сохранять активное внимание около 15 минут, 8-10 лет - ненамного больше, около 20 минут. Поэтому после 15-20 минут работы необходимо сделать короткий перерыв, но не на игру, т.к. он увлечется и придется снова врабатываться. Полезна физминутка, проведенная вместе с Вами: покрутить головой, потрясти руками, подвигать туловищем. Если приучите ребенка к физкультурным паузам , объясните их смысл. То подрастая, он сам, почувствовав усталость, повторит привычные движения, зная по опыту, что после них продолжать работу легче. Следующий важный режимный момент - это отдых. При смене относительно подвижного образа жизни дошкольника на «сидячую» жизнь школьника гиподинамия (недостаток двигательной активности в повседневной жизни) резко возрастает. Поэтому совершенно необходимо позаботиться и о компенсации движений в жизни ребенка, поможет в этом прогулка с подвижными играми. Общая продолжительность пребывания детей на воздухе должна составлять 2 - 3,5 часа. Несмотря на то, что Ваш ребенок стал первоклассником, его игровое детство еще не закончилось. Ему важно, чтобы было время, когда он может позаниматься тем, чем хочет, в свободной игре, где он переживает, перерабатывает информацию (1,5часа). Но, телевизор и компьютер не приравниваются к отдыху - это и психическая и зрительная нагрузка для ребенка. Остерегайтесь перегружать ребенка дополнительными внешкольными занятиями, например, английский, бассейн, карате и т.д. Их должно быть не больше двух, желательно, чтобы в них чередовалась умственная и двигательная активность (например, спортивная секция плюс английский). Планируя распорядок жизни, будьте готовы к тому, что работоспособность на протяжении учебного года будет неодинаковой. Бывают моменты, когда ребенок начинает больше капризничать, жаловаться, что не хочет идти в школу, тяжело встает по утрам, стал невнимательным, т.е. выдохся. У каждого ребенка в зависимости от состояния нервной систем, от возраста такие моменты бывают в разные периода учебного года. Дайте ему передышку, выделите побольше свободного времени, увеличьте «дозу» своей поддержки в подготовке уроков. Возможно, что в этот период вы тоже устали, «выдохлись». Старайтесь не срывать свою усталость на ребенке, а постарайтесь расслабиться вместе с ним. Это поможет избежать переутомления, бесконечных болезней и синдрома хронической усталости. Наведите порядок в игрушках: любимые оставьте, а ненужные, неинтересные, невостребованные уберите подальше, т.к. беспорядок тоже утомляет ребенка, отвлекает его, отнимая силы. Учеба - важнейшая часть жизни, но не сводите всю его жизнь к учебе. Находите время поговорить и на другие темы. Побольше хвалите, никогда не сравнивайте с другими детьми, п.ч. ваш ребенок индивидуальность и имеет право быть таким, как есть. Неплохо бы в течение оставшихся до школы месяцев иногда поиграть с ребенком в игры на развитие памяти, внимания, мышления. Предлагаю обратить внимание на выставку игр, которые помогут в подготовке ребенка к школе. Хотелось бы обратить внимание еще на один момент: некоторым детям рекомендовано продолжить логопедическую коррекцию в школе. Если вы заметили стойкие нарушения в звукопроизношении, при письме, не стесняйтесь обратиться за помощью к школьному логопеду. Желаю всем успехов и удачи!