Диагностика сформированности зрительного восприятия у детей, поступающих в первый класс

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всё больше дошкольников, поступающих в первые классы общеобразовательных школ, имеют низкий уровень сформированности высших психических функций, которые обеспечивают успешную адаптацию учеников к требованиям школы и усвоение ими школьной программы. Так, часто к моменту школьного обучения недостаточно сформированным остаётся зрительное восприятие, которое влияет на формирование операциональной стороны мышления и связано с усвоением программы по всем школьным предметам. С целью выявления уровня и структуры сформированности зрительного восприятия у будущих первоклассников нами была адаптирована и апробирована нейропсихологическая диагностика для изучения свойств зрительного восприятия у старших дошкольников с ОВЗ. Вашему вниманию предлагается диагностическая методика и система развивающей работы для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, которая может быть использована специалистами службы психолого-педагогического сопровождения и учителями начальной школы.

Зрительное восприятие - это сложная работа, в процессе которой осуществляется анализ большого количества раздражителей, действующих на глаз. Чем совершеннее зрительное восприятие, тем разнообразнее ощущения по качеству и силе, а значит, тем полнее, точнее и дифференцированнее они отражают раздражители. Основной объем информации об окружающем мире человек получает благодаря зрению.

Зрительное восприятие - комплексный процесс, включающий различные структурные компоненты: предметность, структурность, константность, осмысленность, активность и другие.

Ряд исследований выявили у дошкольников с ОВЗ несформированность готовности к школьному обучению. Это проявляется в незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабости процессов торможения и возбуждения, затруднении в образовании сложных условных связей, отставании в формировании систем межанализаторных связей) и служит одной из причин того, что дети с большим трудом овладевают письмом и чтением, часто смешивают буквы, сходные по начертанию или обозначающие оппозиционные фонемы, с трудом усваивают разрядность числительных. Большинство психических функций (пространственные представления, мышление, речь и др.) имеют сложное комплексное строение и основаны на взаимодействии нескольких функциональных систем. Формирование такого рода взаимодействия у детей с ОВЗ не только замедлено, но и изменено.

Исследования психологов выявили у большинства детей с ОВЗ неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительной, слуховой и прочей информации. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих для ребенка значимое смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые. У таких дошкольников недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

Дети испытывают большие трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Для того чтобы помочь ребёнку справиться с возникшими трудностями, необходимо выявить уровень актуального развития зрительного восприятия и зону ближайшего развития этой функции. Тогда можно начать проводить развивающую работу, направленную на предупреждение школьной неуспеваемости.

Предлагаем изучить следующие свойства восприятия:

Предметность - объекты воспринимаются не как бессвязный набор ощущений, а составляют образы конкретных предметов.

Структурность - предмет воспринимается сознанием уже в качестве абстрагированной от ощущений смоделированной структуры.

Контактность (константность) - на восприятие оказывают влияние обстоятельства, в которых оно происходит. Несмотря на это восприятие остается относительно неизменным.

Активность - в любой момент времени мы воспринимаем только один объект. Природа активности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.

Осмысленность - предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу.

Для количественной оценки результатов, предлагаем характеристику каждого балла:

5 баллов - задание выполняется правильно, исследуемое свойство зрительного восприятия сформировано.

4 балла - задание выполняется правильно, но замедленно, ребёнок самостоятельно находит средства для исправления ошибок, изучаемое свойство сформировано, но восприятие осуществляется с большей затратой времени.

3 балла - задание выполняется вначале правильно, но на истощении возникают нестойкие ошибки, которые преодолеваются путём организации внимания, эмоциональным подкреплением, свойство сформировано, но реализуется не в полном объёме из-за нейродинамических нарушений и нарушений высших форм регуляции.

2 балла - наличие выраженных расстройств (персеверации, эхопраксии, утрата программы действия), обязательная массивная помощь приводит к нестойкой коррекции ошибок, исследуемое свойство сформировано не полностью, требуется поэтапное формирование действия.

1 балл - выполнение задания недоступно, помощь не эффективна, свойство восприятия не сформировано.

В зависимости от работоспособности ребенка исследование может проводиться в несколько приёмов продолжительностью около 30 минут.

Схема обследования:

Для изучения предметности и активности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Восприятие предметных, реалистических изображений;

  2. Контурные изображения;

  3. Силуэтные изображения;

4. Перечеркнутые изображения;

5. Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения).

Для изучения структурности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Незавершенные изображения;

  2. Химерные изображения.

Для изучения константности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Восприятие букв;

  2. Восприятие цифр;

  3. Восприятие цвета;

  4. Восприятие формы.

Для изучения осмысленности зрительного восприятия нами использовались следующие задания:

  1. Понимание смысла сюжетных картинок;

  2. Понимание серии последовательных сюжетных картинок.

Активность зрительного восприятия оценивалась по результатам выполнения всех заданий.

Предложенная методика учитывает низкий уровень учебной мотивации дошкольников и младших школьников с ОВЗ, инфантильность детей данной группы и предполагает предъявление материала в игровой форме. Игровые психологические методики имеют особое значение, облегчая установление контакта с ребёнком и помогая увидеть его потенциальные возможности. При проведении обследования важна реакция ученика на обстановку, желание или нежелание вступать в контакт, адекватность поведения. Одним из наиболее действенных средств снятия напряжения является игра.





Для оценки потенциальных способностей ребёнка следует ответить на следующие вопросы:

Какова тяжесть и распространённость нарушения исследуемой высшей психической функции? Каков главный фактор, препятствующий выполнению заданий? Какова восприимчивость ребёнка к помощи, предлагаемой в процессе проведения обследования?

Предлагаем подробное описание исследования зрительного восприятия у старших дошкольников и младших школьников с ОВЗ.

Изучение предметности зрительного восприятия.

Задание 1. Восприятие предметных реалистических изображений.

Ребёнку предъявляют картинку с изображением предметов, просят рассмотреть и назвать сначала один рисунок, затем несколько рисунков, находящихся в разных углах альбомного листа. Инструкция: "Посмотри, кто пришёл к нам в гости? Кого девочка привела вместе с собой? " При изучении предметности зрительного восприятия оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 2. Восприятие контурных изображений.

Ученику предлагаются контуры реальных изображений, просят рассмотреть и назвать сначала один рисунок, затем несколько рисунков, находящихся в разных углах альбомного листа. Инструкция: "Художник забыл раскрасить предметы. Если мы раскрасим, что получится?" Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его. При затруднениях при назывании, можно предложить подобрать к контурному изображению реалистичное. Инструкция: "Найди такой же раскрашенный предмет."

Задание 3. Восприятие силуэтных изображений.

Ребёнку предлагается подобрать к реалистичному изображению подходящий силуэт. Ребёнок выбирает из нескольких предложенных вариантов, тот, который подходит. Инструкция: "Найди подходящую тень. И скажи, чья она?" Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 4. Восприятие перечёркнутых изображений.

Предлагается назвать все перечёркнутые различными линиями изображения Инструкция: "Предметы спрятались от нас. Назови, кого (что) ты нашёл?" Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Задание 5. Восприятие наложенных изображений.

Предлагается назвать все предметы, контуры которых нарисованы один над другим. Инструкция: "Подул сильный ветер и перепутал все предметы. Помоги девочке найти и назвать всё, что ты видишь." Оценивается способность ребёнка узнавать и называть образ предмета, выделять один образ за другим последовательно, опознавать и называть его.

Изучение структурности зрительного восприятия.

Задание 1. Восприятие незавершенных изображений.

Ребёнку предлагается серия рисунков . На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали (хвоста у лисы, колеса у машины). Или нарисованы не полные контурные изображения. Ребёнку предлагается назвать, что изображено на рисунках, чего не хватает. Инструкция: "Художник забыл дорисовать рисунки до конца. Помоги художнику, подскажи, чего не хватает." Оценивается способность ребёнка различить целый предмет и найти его недостающие части. Возможно не словесное обозначение частей от целого, но обязательно обнаружение недостающей части.

Задание 2. Восприятие химерных изображений.

Ребёнку предлагается серия рисунков. На каждой из картинок этой серии изображён предмет с лишней, несуществующей в реальности частью. Ребёнку предлагается назвать, что изображено на рисунках, какая часть на рисунке лишняя, не подходит ко всему изображённому предмету. Инструкция: "Художник перепутал все картинки. Помоги разобраться художнику, что лишнее на картинке, чьи это части." Оценивается способность ребёнка различить целый предмет и найти части, которые не подходят к целому. Возможно не словесное обозначение частей от целого, но обязательно обнаружение несоответствующих частей.

Изучение константности зрительного восприятия.

Задание 1. Изучение восприятия букв (при условии сформированности сенсорных эталонов).

Ребёнку предлагается узнать и назвать изображения знакомых букв, написанных разным шрифтом, перевёрнутых, написанных зеркально. Инструкция: "Ветер подул и перемешал буквы. Помоги девочке собрать и назвать все буквы ". Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 2. Изучение восприятия цифр (при условии сформированности сенсорных эталонов).

Ребёнку предлагается узнать и назвать изображения знакомых цифр, написанных разным шрифтом, перевёрнутых, написанных зеркально. Инструкция: "Ветер подул и перемешал цифры. Помоги девочке собрать и назвать все цифры ". Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 3. Изучение восприятия цвета.

Ребёнку показывают квадраты разного цвета и просят назвать цвет. Затем добавляют другие геометрические фигуры разного цвета и размера и просят отобрать все фигуры одного заданного цвета. Инструкция: "Помоги зайчику найти все фигуры красного цвета". Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Задание 4. Изучение восприятия формы.

Ребёнку показывают разные геометрические фигуры одного цвета и просят назвать все встречающиеся фигуры. Затем предлагают различные фигуры разных цветов и размеров и просят найти все заданные фигуры. Инструкция: "Помоги лисички найти все треугольники". Оценивается способность ребёнка воспринимать предмет правильно, опознавать его независимо от условий его расположения или незначительных изменений, произошедших с предметом.

Изучение осмысленности зрительного восприятия.

Задание 1. Изучение понимания смысла сюжетных картинок.

Ребёнку показывают сюжетную картинку и просят рассказать, что изображено на картинке. Инструкция: "Расскажи, как звери зимуют." Оценивается, как ребёнок осмыслил задание, смог ли составить рассказ или перечислил изображённые предметы. Насколько тонко прочувствовал ситуацию, изображённую на картинках.

Задание 2. Изучение понимания серии сюжетных картинок.

Ребёнку предъявляется несколько картинок, связанных общим смыслом и изображающих последовательную смену событий. Испытуемого просят рассмотреть картинки и разложить их по порядку. Затем составить рассказ по картинкам. Инструкция: " Помоги мальчику собраться в детский сад. Расскажи, что нужно сделать сначала, а что потом?" Оценивается, как ребёнок осмыслил задание и разложил картинки по порядку, смог ли составить рассказ. Насколько тонко прочувствовал ситуацию, изображённую на картинках.

Изучение активности зрительного восприятия.

Изучение активности зрительного восприятия проводится не на основе конкретных заданий, а в результате наблюдения и оценки выполнения всех заданий обследования. Оценивается порядок и последовательность в выполнении задания, скорость, целенаправленность и самостоятельность выполнения задания испытуемым.

Практика показывает, что при целенаправленной и систематической работе недостаточность зрительного и зрительно-пространственного восприятия можно значительно уменьшить. Эта работа подчинена решению следующих задач:
1. формирование адекватных зрительных образов предметов, объектов и явлений окружающей действительности, их положения в пространстве;

2. расширение объема, точности и полноты зрительных восприятий и зрительной памяти;

3. формирование умений наблюдать за объектом (в том числе за движущимся), зрительно обследовать его;

4. совершенствование зрительно-двигательной координации;

5.формирование навыков вербального описания зрительно воспринимаемых предметов и объектов, их свойств, явлений действительности.

Мы предлагаем следующие этапы формирования изученных свойств зрительного восприятия:

Этапы формирования предметности зрительного восприятия:

  1. восприятие реальных предметов;

  2. восприятие изображений реальных предметов;

  3. восприятие контурных изображений реальных предметов;

  4. восприятие силуэтных изображений реальных предметов;

  5. восприятие перечёркнутых изображений реальных предметов;

  6. восприятие наложенных изображений реальных предметов.

Этапы формирования структурности зрительного восприятия:

  1. восприятие частей реальных предметов

  2. восприятие частей изображений реальных предметов

  3. восприятие незавершенных изображений

  4. восприятие химерных изображений

Этапы формирования константности зрительного восприятия:

  1. восприятие реальных предметов, изменяющих своё положение в пространстве;

  2. восприятие изображений реальных предметов изображённых в различных положениях и предъявляемых в разных условиях;

  3. восприятие цифр изображённых в различных положениях и предъявляемых в разных условиях;

  4. восприятие букв изображённых в различных положениях и предъявляемых в разных условиях;

  5. восприятие одного из признаков (цвета, формы, размера), выделяя его из других имеющихся признаков (например: выбрать все фигуры красного цвета).

Этапы формирования осмысленности зрительного восприятия:

  1. определение изменений в ряду предметов

  2. нахождение «выпавшей», «лишней» игрушки, картинки;

  3. нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;

  4. восприятие сюжетных картин;

  5. восприятие последовательной серии сюжетных картин.

Активность зрительного восприятия формируется на основе целенаправленной и регулярной работы, для которой используются все ниже перечисленные занятия.

Полноценное зрительное восприятие у детей складывается в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков и усвоенных способов в различных ситуациях и на разных объектах. Рассмотрим варианты заданий для развития зрительного восприятия, основанных на принципах постепенного усложнения:
1. Обследование отдельных объемных предметов с постепенно усложняющимся строением;
2. Сравнение натуральных объемных предметов и объектов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
3. Узнавание реалистических изображений в разных ракурсах;
4. Обследование отдельных плоскостных предметов по контуру с постепенно усложняющимся строением, с разборными деталями (частями);
5. Сравнение контурных изображений предметов и объектов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной, расположением отдельных частей и др.);
6. Сравнение натуральных сходных предметов и объектов, различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками одного цвета, размером, расположением отдельных частей и др.), в дальнейшем сравнение их изображений;
7. Сравнение контурных изображений предметов и объектов, различающихся незначительными признаками (цветом, формой, величиной, количеством деталей, расположением отдельных частей и др.);
8. Узнавание предмета по его части;
9. Рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий (в качестве усложнения возможно использование нелепиц);
10. Рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами.

Начинать работу следует с формирования умения целенаправленно рассматривать, т. е. зрительно обследовать. Под руководством педагога дети вычленяют основные элементы, детали объекта, определяют их соотношение, положение в пространстве, замечают изменения в самом объекте или его расположении.

Усложнение заданий может идти за счет использования наложенных, «зашумленных» перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, увеличения количества воспринимаемых реальных предметов, применения графических и абстрактных изображений (в том числе букв, цифр и их элементов).

Возможно использование специальных упражнений, связанных с обводкой по трафарету, силуэтным и контурным изображениям.

Например:

Обвести по контуру столько квадратиков, сколько слышится звуков.

Обвести на верхней полоске 7 кружочков, а на нижней полоске - на 2 треугольника больше.

Второй, четвертый и шестой квадратики на верхней строчке закрасить красным цветом, а третий, пятый и седьмой на нижней строчке заштриховать.

В разных местах листа обвести по внешнему или внутреннему контуру трафареты игрушек, а затем соединить их дорожками.
Наблюдения за движущимися объектами в пространстве целесообразно начинать с определения изменения положения отдельных двигающихся частей у игрушек. Используются объемные, плоскостные, разъемные, сборные игрушки и предметы, имеющие одну (или несколько) подвижно закрепленных частей. В процессе оперирования с ними ребенок постепенно усваивает зрительные образы движения и позы, которые в дальнейшем закрепляются в процессе самостоятельно выполненных движений и действий по показу взрослого, по памяти, по образцу-схеме, по словесной инструкции.
Формированию умения прослеживать взглядом движущиеся объекты и одновременно оценивать их положение в пространстве способствуют настольные игры «Хоккей», «Баскетбол», «Футбол», «Бильярд», «Городские дороги» и др.
Подчеркнем, что навыком наблюдения за несколькими движущимися объектами дети овладевают благодаря многократному выполнению специально подобранных упражнений. Сначала организуется наблюдение за двумя объектами (Где мышка? Куда убежал зайка? В какую сторону поехала грузовая машина, а в какую пожарная? И т. д.), постепенно количество объектов возрастает и более разнообразным становится направление их движения.
Самым сложным для зрительного восприятия детей является определение расстояния, протяженности до объекта, объемности, глубины пространства, выделение соотношения и перемещения различных деталей (предметов) на воспринимаемом пространстве, изменение их положения. Важно научить детей соизмерять объекты в пространстве, определять собственное местонахождение, моделировать различные пространственные ситуации. С этой целью используются упражнения для развития глазомера:

Определить, сколько шагов до парты, до куклы, до перекрестка (на улице) и т. д.; кто дальше сидит: Коля или Марина; кто выше: Саша или Толя и т. д.

Подобрать на глаз предметы, находящиеся между собой в таком же соотношении по величине, как в образце (две матрешки контрастного размера).

Показать соотношение двух предметов по высоте с помощью столбиков (полосок).

Разделить круг, квадрат, прямоугольник на 2, 4, 3 равные части.

Разрезать ленточку на равные части.
По мере овладения детьми способами измерения расстояния с помощью метра можно усложнить задания, предлагая определить на глаз расстояние в сантиметрах, метрах.
Оптимальное сочетание объема словесной и наглядной информации, многократно выполняемые упражнения по каждой из перечисленных выше позиций стимулируют и совершенствуют зрительное восприятие детей. При этом вербализация производимых действий способствует закреплению полученных представлений.
Развивая зрительное восприятие дошкольников и младших школьников, обеспечивается база для формирования математических представлений и основа для развития всех операций мышления.



19


© 2010-2022