КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий по теме: «Человек - изобретатель». Кружок «ТРИЗ»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хандыгская средняя общеобразовательная школа


КОНСПЕКТ

занятия с использованием ТРИЗ-технологий

по теме: «Человек - изобретатель»



Кружок «ТРИЗ»







Учитель: Томтосова Надежда Афанасьевна

учитель начальных классов








Хандыга 2011 год

Тема: «Человек - изобретатель»


Цель: 1. Обогатить знания о мире открытий и изобретений, видах транспорта. 2. Познакомить с замечательным изобретателем механиком-самоучкой Иваном Петровичем Кулибиным. 3. Развивать воображение, речь, фантазию, конструкторско-технические умения учащихся. 4. Воспитывать доброжелательность, стремление помогать друг другу, умение слушать других. Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, колесо. Дидактический материал: предметные картинки, макет велосипеда. У учащихся: цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.
  2. Работа по теме занятия.
  1. Введение в тему занятия. Игра «Да-нетка».
- У меня в коробке лежит предмет, а какой, вам надо догадаться. (Дети задают вопросы, по которым можно угадать предмет) - Правильно, у меня колесо. (слайд с изображением колеса) Первые колеса известны в Азии с незапамятных времен. Именно отсюда колесные средства транспорта начали распространяться на восток. Первые колеса, найденные при раскопках, представляли цельный кусок дерева или камня, имеющий округлую форму. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? (Предположения детей)
  1. Беседа о транспорте.
- Сегодня мы с поговорим о транспорте. Какие виды транспорта вы знаете? - У кого же учился человек? Кто был его главным учителем? (Природа). - С давних времен человек был близок к природе. Изобретатель был очень любопытным, любил наблюдать за природой. Изобретатель - такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. - Чему мог научиться человек, глядя на летающих птиц? Да, человеку тоже очень хотелось летать. Сначала он решил сделать себе крылья, как у птицы. Забирался на вершину горы и прыгал с такими крыльями вниз. Но в результате только ломал себе руки и ноги. Однако пытливый человек не успокаивался и придумал-таки диковинную птицу с неподвижными крыльями. Как называется эта чудо-птица? (Самолет). Самолет - это хорошо, но есть у него один недостаток: чтобы взлететь, ему нужна большая взлетная полоса. Это не всегда удобно. Однажды присмотрелся человек к стрекозе. Сидит она на цветке и вдруг сразу без разбега взлетает вверх. И придумал человек машину, которая сразу поднимается вверх и летит по небу. Что же это за машина, похожая на стрекозу? (Вертолет). - А что изобрел человек, глядя вот на это растение? (Показывает на одуванчик). (Ответы детей). - Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики). - Как вы думаете, что человек придумал, наблюдая за рыбами? (ответы детей). Их обтекаемая форма помогла создать подводные лодки. Наблюдая за рыбьим хвостом, человек сделал ласты. (Прилагаются слайды). И таких примеров очень много. В природе можно найти много интересного, она остается первым мудрым учителем для человека. Природу надо любить, беречь и очень внимательно наблюдать и изучать. Если кто-нибудь из вас еще найдет сходство чего-либо в природе с изобретениями человека, обязательно расскажет об этом всем нам.
3. Игра «Теремок». Цель игры: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Реквизит: рисунки разных видов транспорта.
Ход игры: У каждого ребенка рисунок. Выбирается хозяин теремка, остальные подходят по очереди к теремку и проводят с хозяином диалог: - Тук-тук, кто в теремочке живет? -Я, (называет себя). А ты кто? - А я - (называет себя). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем на меня похож, то пущу. (Гость сравнивает оба рисунка, выявляет общие признаки. После этого заходит в теремок и т.д. Если кто-то затрудняется, другие помогают). Итог игры.
4.Знакомство с изобретателем И.П.Кулибиным. - Когда-то в нашей стране жил знаменитый мастер, изобретатель по Иван Кулибин. Он изобрел много умных технических устройств, механизмов. И хотя это было более 200 лет тому назад, мы помним об этом человеке. Иван Кулибин был трудолюбивым, аккуратным, целеустремленным человеком. Над некоторыми своими изобретениями он трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать их лучше и полезнее для людей. Он много знал, много умел, всему учился самостоятельно, обращался за советами к ученым. Он оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений. Найдя правильные ответы на загадки, мы с вами узнаем, какие изобретения принадлежат И.Кулибину.
Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса, Сядь верхом и мчись на нем, Только лучше правь рулем. (Велосипед). Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит, И горят в глазах жука Два блестящих огонька. (Автомашина). - А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей). - А теперь давайте пофантазируем. Что мы можем сказать о человеке-изобретателе? Каким он был? (Перенос признака на велосипед) Детям предлагается игра «Усовершенствуй велосипед». (Картинки с изображением велосипеда). Дети дорисовывают интересные детали, удобные для разных случаев жизни, рассказывают о своем изобретении. (Подрисовывают лыжи, крылья, подсветки, багажник, тент, парашют и т.д.).
  1. Подведение итогов.
- Что узнали нового? - Какие чувства испытывали?

5


© 2010-2022