Конспект урока для начальных классов «Заглавная буква в именах собственных»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Великовисочное» Дитятева М.И.

Тема: Заглавная буква в именах собственных.

Цели:

1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Заглавная буква в именах собственных», познакомить с новыми словарными словами.

2. Способствовать развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, устной речи учащихся. Расширять кругозор и словарный запас детей.

3. Содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка, активности на уроке.

4. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований при посадке, при письме.

Оборудование:

У учителя: маршрут путешествия, предметные картинки ( автобус, птицы, озеро, мост); фотографии

У учащихся: «путевой» лист, карточки с заданиями.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

продолжительность урока: 45 минут

План урока:

I Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -

Ведь прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее -

Начнём скорей урок!

- Урок русского языка.

II Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Больших Букв.

-Вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?

(ответы детей)

-Итак, кто сформулирует тему урока?

- А на чем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом.

Носит обувь из резины

И питается бензином.

-Правильно, это автобус. (на доске прикрепляю рисунок автобуса, в окошках которого вставлены фотографии учащихся). Но, чтобы автобус начал свое движение, нужно провести каллиграфическую минутку.

III Каллиграфическая минутка.

-Напишите целую строчку букву Аа по образцу. (у доски работаю со слабыми)

- На следующей строчке запишем новое словарное слово:автобус. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную. (1 ученик работает у доски)

-На следующей строчке запишите имена на букву А.

(Алена, Арина, Аня, Андрей, Артем, Алина…)

-Как записали все эти слова?

IV Обобщение и систематизация знаний учащихся.

-Итак, мы в автобусе. Заняли свои места.

-Кто водитель? Представься. (ученик, чья фотография на месте водителя автобуса представляется)

-Ребята, как нужно вести себя в автобусе?( не вставать с места, не ходить, громко не разговаривать, не отвлекать водителя, не мусорить…)

- А вот и наш маршрут (т.е. путь следования)

-Наш автобус отходит от школы. Мы проезжаем по селу.

-Как называется наше село? (Великовисочное)

Игра «Юнкор»

-Ребята, придется сделать остановку. У вас хотят взять интервью.

Ученица с микрофоном в руке проходит между рядов и задает вопросы учащимся.

Ученица: -Здравствуйте, я , специальный корреспондент программы «Хочу все знать!». Разрешите задать вам несколько вопросов.

-Как Ваше имя?

-Какая у вас фамилия?

-Назовите свое отчество?

-Как называется Ваше село?

-Есть ли у Вас домашние животные?

-Как зовут Вашу кошку?

-Как зовут Вашу собаку?

-На какой улице Вы живете?

-В каком районе находится Ваше село?

-В какой республике?

-Как называется Ваша страна?

-Итак, давайте подведем итог: все названные вами слова являются именами…(собственными)

-Повторите еще раз для наших телезрителей - какие слова пишутся с большой буквы?

-Спасибо за интервью. До следующих встреч.

Учитель:

-А теперь у вас у каждого на парте лежит «путевой» лист. Нужно его заполнить.

Моё имя___________ .

Моя фамилия______________ .

Село _____________________________ .

Река _______________________ .

Город _______________________ .

(ученики заполняют по ходу урока лист, образец на доске)

Валеопауза.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей,

Удивимся - что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно.

Ну а дальше - будь здоров!

-Едем дальше. Что у нас на пути?

Над рекой, поперек

Великан врастяжку лег.

Через реку, по спине,

Он ходить позволил мне. (мост)

-Мы проезжаем по мосту через реку… (Край - Яму)

-Что вы знаете о реке Печоре? (ответы детей)

-Как пишется название реки? (заполняется «путевой» лист)

-Едем дальше. По пути нашего следования встречается озеро… ()

-Посмотрите, сколько здесь птиц!

Загадки:

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь -

Чистоплотный серый…(гусь)

Пестрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочкой. (утка)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат. (цапля)

(на доске появляются рисунки птиц)

-А вот и город. Как называется город - наш районный центр? (Нарьян -Мар)

-Кто из вас бывал в Нарьян - Маре?

-А кто был в музее?

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением памятников истории)

Какие музей нашего округа вы знаете?

-А теперь мы возвращаемся домой, в родную школу. Но пока мы едем, вы выполните задание на ваших «путевых» листах.

(индивидуальное дифференцированное задание)

-Кому понравилось путешествие? Нарисуйте на своих листах настроение.

V Развитие речи.

Поднимите руку, кто знает сказку «Колобок».

Придумаем продолжение сказки.

Жили - были, бабушка и дедушка.

- Не было у них Ф.И.О.

- Придумаем Ф….. И…. О…..

- А где они жили: в городе или в деревне? А кто думает, что в городе жить лучше? Почему?

- А кто думает, что в деревне жить лучше? Почему?

- К ним приезжает в гости внук . Как его звали?

- Когда он приезжает?

- В каникулы. А когда лучше: на каникулах или в школе? Докажите…

А какие это были каникулы? Зимние, летние? А какие лучше?

Дожил он до конца каникул и уехали к себе в город. Дедушке с бабушкой стало скучно. Решила бабушка испечь колобка и отправить его в город внуку.

А дед ей говорит:

- Что ты, старая! Первого Колобка лиса съела, и второго съест.

Давайте придумаем как можно отправить Колобка?

(отправить почтой, вооружить, заковать в доспехи, отправить с сопровождающим дедушкой, перебросить через лес на самолете).

- Испекла бабушка Колобка, и покатился он в город. Сначала катился через лес по тропинке, а потом по дороге. А где катится лучше?

И вдруг видит… слона. - Откуда в нашем лесу мог взяться слон? Из зоопарка, из цирка, слон-турист, был завезен по заказу какого-то богатея, а потом сбежал или его выгнали, а, может, действие происходило в Африке или в Индии - Сказку вы закончите на следующем уроке. А дома нарисуйте встречу Слона и Колобка. О домашнем задании вам напомнит Колобок, которого я вам подарю.

6. Закрепление. Экскурсия в Санкт - Петербург

Презентация.

V Итог урока.

-Что повторили на уроке?

-Чему учились на уроке?

-Что нового узнали?

-А теперь, в заключении, у меня для вас сюрприз. У вас у каждого на лепестках написано, что обозначает ваше имя. Прочитайте их и запомните. А теперь из ваших лепестков составим общий цветок, который украсит наш класс.

-Спасибо за урок. Урок окончен.

© 2010-2022