- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока для начальных классов «Заглавная буква в именах собственных»
Конспект урока для начальных классов «Заглавная буква в именах собственных»
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дитятева М.И. |
Дата | 14.10.2013 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Урок составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Великовисочное» Дитятева М.И.
Тема: Заглавная буква в именах собственных.
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Заглавная буква в именах собственных», познакомить с новыми словарными словами.
2. Способствовать развитию у детей внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления, устной речи учащихся. Расширять кругозор и словарный запас детей.
3. Содействовать воспитанию интереса к изучению русского языка, активности на уроке.
4. Следить за соблюдением санитарно-гигиенических требований при посадке, при письме.
Оборудование:
У учителя: маршрут путешествия, предметные картинки ( автобус, птицы, озеро, мост); фотографии
У учащихся: «путевой» лист, карточки с заданиями.
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
продолжительность урока: 45 минут
План урока:
I Организационный момент.
Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок!
- Урок русского языка.
II Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы отправимся в путешествие по Стране Больших Букв.
-Вспомните, когда вы впервые познакомились с большой буквой и что о ней узнали?
(ответы детей)
-Итак, кто сформулирует тему урока?
- А на чем мы отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
Что за чудо синий дом,
Окна светлые кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
-Правильно, это автобус. (на доске прикрепляю рисунок автобуса, в окошках которого вставлены фотографии учащихся). Но, чтобы автобус начал свое движение, нужно провести каллиграфическую минутку.
III Каллиграфическая минутка.
-Напишите целую строчку букву Аа по образцу. (у доски работаю со слабыми)
- На следующей строчке запишем новое словарное слово:автобус. Поставим ударение, подчеркнем безударную гласную. (1 ученик работает у доски)
-На следующей строчке запишите имена на букву А.
(Алена, Арина, Аня, Андрей, Артем, Алина…)
-Как записали все эти слова?
IV Обобщение и систематизация знаний учащихся.
-Итак, мы в автобусе. Заняли свои места.
-Кто водитель? Представься. (ученик, чья фотография на месте водителя автобуса представляется)
-Ребята, как нужно вести себя в автобусе?( не вставать с места, не ходить, громко не разговаривать, не отвлекать водителя, не мусорить…)
- А вот и наш маршрут (т.е. путь следования)
-Наш автобус отходит от школы. Мы проезжаем по селу.
-Как называется наше село? (Великовисочное)
Игра «Юнкор»
-Ребята, придется сделать остановку. У вас хотят взять интервью.
Ученица с микрофоном в руке проходит между рядов и задает вопросы учащимся.
Ученица: -Здравствуйте, я , специальный корреспондент программы «Хочу все знать!». Разрешите задать вам несколько вопросов.
-Как Ваше имя?
-Какая у вас фамилия?
-Назовите свое отчество?
-Как называется Ваше село?
-Есть ли у Вас домашние животные?
-Как зовут Вашу кошку?
-Как зовут Вашу собаку?
-На какой улице Вы живете?
-В каком районе находится Ваше село?
-В какой республике?
-Как называется Ваша страна?
-Итак, давайте подведем итог: все названные вами слова являются именами…(собственными)
-Повторите еще раз для наших телезрителей - какие слова пишутся с большой буквы?
-Спасибо за интервью. До следующих встреч.
Учитель:
-А теперь у вас у каждого на парте лежит «путевой» лист. Нужно его заполнить.
Моё имя___________ .
Моя фамилия______________ .
Село _____________________________ .
Река _______________________ .
Город _______________________ .
(ученики заполняют по ходу урока лист, образец на доске)
Валеопауза.
Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей,
Удивимся - что такое?
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну а дальше - будь здоров!
-Едем дальше. Что у нас на пути?
Над рекой, поперек
Великан врастяжку лег.
Через реку, по спине,
Он ходить позволил мне. (мост)
-Мы проезжаем по мосту через реку… (Край - Яму)
-Что вы знаете о реке Печоре? (ответы детей)
-Как пишется название реки? (заполняется «путевой» лист)
-Едем дальше. По пути нашего следования встречается озеро… ()
-Посмотрите, сколько здесь птиц!
Загадки:
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый…(гусь)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочкой. (утка)
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (цапля)
(на доске появляются рисунки птиц)
-А вот и город. Как называется город - наш районный центр? (Нарьян -Мар)
-Кто из вас бывал в Нарьян - Маре?
-А кто был в музее?
Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением памятников истории)
Какие музей нашего округа вы знаете?
-А теперь мы возвращаемся домой, в родную школу. Но пока мы едем, вы выполните задание на ваших «путевых» листах.
(индивидуальное дифференцированное задание)
-Кому понравилось путешествие? Нарисуйте на своих листах настроение.
V Развитие речи.
Поднимите руку, кто знает сказку «Колобок».
Придумаем продолжение сказки.
Жили - были, бабушка и дедушка.
- Не было у них Ф.И.О.
- Придумаем Ф….. И…. О…..
- А где они жили: в городе или в деревне? А кто думает, что в городе жить лучше? Почему?
- А кто думает, что в деревне жить лучше? Почему?
- К ним приезжает в гости внук . Как его звали?
- Когда он приезжает?
- В каникулы. А когда лучше: на каникулах или в школе? Докажите…
А какие это были каникулы? Зимние, летние? А какие лучше?
Дожил он до конца каникул и уехали к себе в город. Дедушке с бабушкой стало скучно. Решила бабушка испечь колобка и отправить его в город внуку.
А дед ей говорит:
- Что ты, старая! Первого Колобка лиса съела, и второго съест.
Давайте придумаем как можно отправить Колобка?
(отправить почтой, вооружить, заковать в доспехи, отправить с сопровождающим дедушкой, перебросить через лес на самолете).
- Испекла бабушка Колобка, и покатился он в город. Сначала катился через лес по тропинке, а потом по дороге. А где катится лучше?
И вдруг видит… слона. - Откуда в нашем лесу мог взяться слон? Из зоопарка, из цирка, слон-турист, был завезен по заказу какого-то богатея, а потом сбежал или его выгнали, а, может, действие происходило в Африке или в Индии - Сказку вы закончите на следующем уроке. А дома нарисуйте встречу Слона и Колобка. О домашнем задании вам напомнит Колобок, которого я вам подарю.
6. Закрепление. Экскурсия в Санкт - Петербург
Презентация.
V Итог урока.
-Что повторили на уроке?
-Чему учились на уроке?
-Что нового узнали?
-А теперь, в заключении, у меня для вас сюрприз. У вас у каждого на лепестках написано, что обозначает ваше имя. Прочитайте их и запомните. А теперь из ваших лепестков составим общий цветок, который украсит наш класс.
-Спасибо за урок. Урок окончен.