Адаптированная программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» для обучающейся 4 класса (VIII вид)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский






Адаптированная программа учебного предмета

«Чтение и развитие речи»

для обучающейся 4 «д» класса (VIII вид)

2014 - 2015 учебный год

Учитель: Яркова Лилия Федоровна

Квалификационная категория: первая Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013.

Количество часов по учебному плану на 2014-2015 учебный год: 136 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28» августа 2014г.

г. Советский

2014 г.

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Программами Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/под редакцией В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2013. Учебник: З.С. Смирнова, Г.М. Гусева, «Книга для чтения» 4 класс. - М.: Просвещение, 2005. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Изучение предмета направлено на достижение следующих целей: - развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; - овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; - воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Изучение предмета нацелено на решение следующих основных задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; - формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; -создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Бунькова Ольга, обучающаяся 4 «д» класса, решением районной ПМПК выведена на обучение по адаптированной основной образовательной программе VIII вида для детей с умственной отсталостью. Индивидуальные особенности обучающейся: низкий уровень наглядно-образного мышления, низкий уровень развития памяти, испытывает затруднения при запоминании. У детей с умственной отсталостью отмечается замедленный темп восприятия. Умственно отсталым детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картинку, текст и т. п.). Умственно отсталые дети с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями, персонажами и пр. Поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью. Эти особенности при обучении проявляются в замедленном темпе узнавания, а также в том, что учащиеся часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию звуки, слова и т. п. Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они часто не замечают своих ошибок. У умственно отсталых детей более чем у их нормальных сверстников, выражены недостатки внимания:

  • малая устойчивость,
  • трудности распределения внимания,
  • замедленная переключаемость.
Исходя из особенностей обучающейся в рамках предмета решаются специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
  • развитие артикуляционной моторики;
  • формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

Общая характеристика учебного предмета Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у учащихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. На всех годах обучения читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа. Учитель в процессе обучения чтению должен уделить особое внимание работе с иллюстративным материалом как одним из эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции недостатков их развития. Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в младших классах в зависимости от сложности текста используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.

Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся по чтению и развитию речи:

Проверку навыков чтения проводят на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по учебнику путем специального опроса по чтению, пересказу пли комбинированного опроса.

С целью выявления отдельных умений и навыков по чтению может проводиться текущая проверка и оценка знаний.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов на уроке. Такая форма опроса может быть использована, в основном, на обобщающих уроках. Намеченных педагогом учеников (3-4 человека) в процессе фронтальной работы вызывают чаще других, их ответы должны быть более или менее полными, а оценка - мотивированной.

В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 35-40 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. Оценка «5» ставится ученику, если он: 1) читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; 2) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с незначительной помощью учителя; 3) делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; 4) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; 5) отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; 6) твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: 1) читает, в основном, правильно, бегло; 2) допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; 4) допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; 5) называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; 6) допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправляемые ошибки; 7) читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится ученику, если он: 1) читает недостаточно бегло, некоторые слова - по слогам; 2) допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 - в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; 3) выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; 4) делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; 5) затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; 6) отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; 7) обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с учебным планом общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ на 2014-2015 уч. год (приказ ДОиМП ХМАО-Югры от 27.08.2014 г. № 1138) на изучение предмета «Литературное чтение» для детей с умственной отсталостью в 4 классе отводится 4 часа в неделю, то есть 136 часов в год.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей. Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой). Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей. Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности. Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам. Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству. Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Учащиеся должны уметь:

Базовый

Минимальный

  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы по содержанию;
  2. Читать текст вслух целыми словами (по слогам трудные по семантике и структуре слова);
  3. Активно участвовать в анализе произведения;
  4. Пересказывать содержание рассказа по частям близко к тексту с опорой на картинный план;
  5. Высказывать свое отношение к поступку героя, к событию после проведенного анализа произведения;
Выразительно читать наизусть 5-7 стихотворений.
  1. Слушать чтение произведения учителем, отвечать на вопросы информационного плана («Как зовут героя рассказа?», «Куда он пошел?», «Что делал?»);
  2. Правильно читать текст вслух по слогам с постепенным переходом на чтение целым словом часто встречающихся двусложных слов;
  3. Соотносить иллюстрацию с определенным отрывком текста;
  4. Пересказывать содержание части текста по вопросам учителя или по картинно-символическому плану к каждому предложению;
Выразительно читать наизусть 3-4 небольших стихотворения.

Содержание программы

4 класс (136 ч)


Техника чтения Правильное чтение вслух целыми словами. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением: соблюдение пауз между предложениями, логического ударения, необходимой интонации. Понимание читаемого Выделение главной мысли произведения, осознание по­следовательности, причинности и смысла читаемого. Деле­ние текста на законченные по смыслу части по данным за­главиям. Придумывание заглавий к основным частям тек­ста, коллективное составление плана. Объяснение выделен­ных учителем слов и оборотов речи. Подведение учащихся к выводу из произведения, сравнение прочитанного с опытом детей и ранее прочитанным. Выделение главных действующих лиц, оценка их поступков; выбор в тексте слов, выражений, характеризующих героев, события, картины природы. Развитее устной речи Самостоятельный полный и выборочный пересказ, рас­сказ по аналогии с прочитанным. Заучивание наизусть стихотворений, басен. Внеклассное чтение Чтение доступных детских книг из школьной библиотеки и детских газет, журналов; называние заглавия прочитанной книги, ее автора; ответы на вопросы по содержанию; рас­сказывание отдельных эпизодов из прочитанного. Примерная тематика Практические грамматические упражнения, правописа­ние и развитие речи. Чтение произведений устного народного творчества в обработке русских писателей. Рассказы и стихотворения о героизме народа во время войны. Общественно полезные дела школьников. Чтение рассказов и стихотворений русских и зарубежных классиков о природе, жизни животных, занятиях взрослых и детей в разные времена года. Практические грамматические упражнения, правописа­ние и развитие речи.

Тематическое планирование

п/п

Тема урока


Количество часов

Коррекционно-развивающая направленность

Что такое хорошо

16 Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных методов обучения. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

« Уж небо осенью дышало…»

16 Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, наглядных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении

«Народные сказки»

10 Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении.

«О труде и трудолюбии»

6 Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с планом, алгоритмом, опорной схемой.

«Произведения русских и зарубежных писателей»

19 Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

«Идет волшебница зима»

14

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании

Коррекция мышления на основе упражнений в анализе, синтезе и обобщении

планом, алгоритмом, опорной схемой.

«Люби все живое»

12

Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, , практических методов обучения.

«В стране чудес»

9

Формирование умения планировать и контролировать свою деятельность через работу с

«Весна идет»

20

Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

«Лето наступило»

14 Развитие умения концентрировать и удерживать внимание через чередование словесных, практических методов обучения. Развитие мышления на основе упражнений в обобщении.

ИТОГО:

136 часов


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Список литературы:

  1. Воронкова В.В. Программы: специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. - М: Просвещение, 2013. - 191 с.

  2. Учебник: Чтение. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных

учреждений VIII вида. Автор: З.Н. Смирнова, Г.М. Гусева. М.: «Просвещение» 2005г.

Технические средства:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.


© 2010-2022