- Преподавателю
- Начальные классы
- Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Педагогические ценности чтения художественных произведений
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Педагогические ценности чтения художественных произведений
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Карпова И.А. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме:
«Педагогические ценности чтения художественных произведений»
Перенасыщенность информацией через телевидение, Интернет ослабила интерес детей к книге. Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности. Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Цель рабаты по данному направлению:
- мотивировать и формировать интерес к чтению детских книг Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, программа может и должна готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи, поставленные перед обучающимися:
-
формировать у детей интерес к книге через чтение художественных произведений, их обсуждение в классе и дома с родителями
-
зарождение традиций домашнего чтения, чтения в кругу семьи, тихое чтение перед дома сном, «Прочитай мне, мама, книжку»
-
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст
-
учить отвечать на вопросы по содержанию
-
учить пересказу
-
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков
-
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла"
-
познакомить с библиографическими понятиями, терминами
-
учить подбирать книги на заданную тему
-
учить выполнять проекты
Пути достижения
-
Знакомство с творчеством Н. Абрамцевой
-
подбор материала о ее жизни, судьбе, творчестве
-
чтение произведений
-
иллюстрирование произведений
-
написание отзывов по книгам
-
обращение в фонд ее имени
-
обращение к маме Н. Абрамцевой
-
Знакомство с библиотеками
-
посещение школьной библиотеки
-
экскурсия в Приморскую детскую библиотеку
-
экскурсия в Приморскую городскую библиотеку
-
поездка в межпоселенческую детскую библиотеку г. Выборга
-
поездка в библиотеку им. Аалто г. Выборг
-
знакомство с библиографическими понятиями
-
практические занятия в библиотеке: работа с каталогами, словарями, энциклопедиями
-
знакомство с фондом библиотек
-
подбор книг на заданную тему из фонда библиотеки
-
Чтение книг по теме
-
Беседа, обсуждение, рассуждение о прочитанном произведении
-
Подбор пословиц, поговорок о чтении, книгах
-
Подбор и разучивание песен о книгах
-
Иллюстрирование произведений
-
Инсценировка отрывков
-
Написание отзывов о прочитанном произведении и о поездках
-
Совместное чтение и обсуждение произведений дома с родителями
-
Ведение читательских дневников
-
Выступление на конференции: гипотеза, рассказ, выводы, промежуточные итоги творчества
-
Зарождение традиций домашнего чтения, чтения в кругу семьи, тихое чтение перед дома сном, «Прочитай мне, мама, книжку»
-
Проведение классного часа совместно с родителями
Невероятно важно - прививать любовь к чтению с самого раннего возраста ребенка. Можно начинать с чтения сказки на ночь, что я рекомендую делать родителям учеников своего класса. Опыт, полученный при прослушивании, пригодиться ребенку в дальнейшем. Это, своего рода, защитная оболочка для ребенка от негативных воздействий, от беспокойства, также - это создание благоприятного эмоционального фона для ребенка, развитие воображения, памяти. Если сравнить чтение с другими современными развлечениями, как например, просмотр кинофильмов, увлечение музыкой, игра в компьютерные игры, то его преимущество состоит, хотя бы в неоспоримой пользе для развития мыслительных способностей. Дети и подростки, часто читающие литературу, имеют IQ более высокий, чем те, кто пренебрегает этим полезным занятием. Более того, многие известные люди, добившиеся в жизни успехов, признаются, что ни на что не променяют свои библиотеки и возможность почитать любимую книгу. Известно, что чтение продуцирует умственную деятельность, стимулирует развитие глазных мышц, что повышает и концентрацию, и способность к наблюдению. Кроме того, чтение предполагает полную концентрацию читателя на процессе, улучшает коммуникативные навыки. При чтении мы находим такие точные и меткие фразы, которые очень уместны в повседневной жизни - то есть развитие словарного запаса налицо! Только читая, можно, не вставая с удобного дивана, побывать в самых экзотических странах, понять образ мышления их жителей, а самое главное - пропустить всю информацию через свою душу. Читая, дети становятся более чуткими, отзывчивыми.