Родительское собрание по теме: Почему ребёнок не может читать. Дислексия

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Смольникова Н.Г., учитель МКОУ «СОШ № 7» г. Аши Челябинской области Почему ребёнок не может читать?
Дислексия - нарушение чтения.
Дислексия выявляется, когда дети начинают учиться чтению.
Она включает трудности - называть буквы - читать слова и предложения - узнавать написанные слова, даже после того, как они были озвучены. - ошибки в чтении по буквам - плохая кратковременная память на серии чисел и математических действий - трудности в развитии мелкой моторике - замедлено развитие в речи раннего возраста
Интеллект у таких детей может быть с общим уровнем. Дислексические трудности снижают способности связывать зрительные символы с вербальными звуками, такие дети имеют дефицит внимания, иногда в сочетании с гиперактивностью.
Причины дислексии - гипоксия в родах, трудные роды - позже нормы (в полтора года) начинают говорить - фразовая речь развивалась только в 2,5 года, в 3 г - трудности в моторном развитии - речь невнятная, косноязычная - поздно научился ползать, ходить, сам одеваться
Такие дети лучше воспринимают информацию на слух.
Им трудно - копировать текст - ручку держат необычно - почерк неразборчив, меняется - путают верх - низ, лево - право - пишут зеркально - решать математические задачи - с трудом определяют время
Встречаются дети «с поведенческими проблемами», в роли « клоуна». Имеют низкую самооценку, импульсивны, плохая память на слова, последовательность событий лучше развито образное, мышление слабо - вербально - логическое, трудно выражать мысли в словах. Легко отвлекаются, неправильно произносят длинные слова или переставляют фразы, слова, слоги. Нарушение у таких детей в замедлении проводимости слуховых импульсов, больше с левой стороны, низкая скорость переработки фонологического кода языка. Мозг воспринимает речь медленно. Снижена скорость переработки информации и способности быстро, выявлять различия в ней. При дислексии встречаются сопутствующие расстройства. Одно из наиболее частых - центральное нарушение переработки звуков - вызывает нарушения слуховой памяти и переработки быстрых серий слуховых сигналов. Имеются формы дислексии, при которых нарушается способность соединять слова с их значением на письме и в речи. Формы дислексии О сложности проблемы дислексия говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексия, данном Р.И. Лалаевой: «Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе чтения». Для дифференциальной диагностики нарушений чтения необходимо, прежде всего, уточнить представления о механизмах и симптоматике дислексия. Вопрос о механизмах нарушения самый сложный для всех речевых нарушений. Чаще всего механизмы рассматриваются в двух аспектах: - психологическом - психолингвистическом
В психологическом аспекте дислексия понимается как нарушение, вызванное неформированостью психических функций, осуществляющих процесс чтения в норме. Выделяются следующие механизмы:
1. Недоразвитие, нарушение зрительного гнозиса (узнавания): - нарушение зрительного восприятия - нарушение зрительного представления нарушение зрительного анализа и синтеза 2. Нарушение пространственных ориентировок проявляется в рисовании, при составлении целого из частей при конструировании, в неспособности воспроизведения заданной формы. Выявляется и задержка правой и левой частей тела. 3. Нарушение мнестических процессов. Может нарушаться память различных видов (зрительная, слуховая, тактильная). Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом последующего образования.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения.
Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания. Не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Всё негативное, отрицательное отношение к процессу чтения.
Для детей, испытывающих трудности в формировании навыка чтения, можно использовать следующие задания и упражнения. Построенные в игровой форме, которые направлены на коррекцию и развитие пространственного и зрительного восприятия; зрительной и слуховой памяти, способности схватывать целостные образы слов, различать похожие по написанию слова и буквы на коррекцию навыка чтения.
Упражнения, направленные на коррекцию навыка чтения, что дают положительную динамику ребёнка.
  • Чтение текста «верх ногами», уточнение содержания прочитанного.
  • Складывание слов из половинок.

  • Составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках. Чтение таблицы, слов «наоборот» по буквам.

  • Чтение текста из книги с прикрытой нижней половиной строки.

  • Составление предложения из слов, написанных на отдельных карточках.

  • Чтение составленного предложения обычным способом и, наоборот, по буквам. Запись предложения в тетрадь.

  • Чтение текста через слово.

  • Чтение текста из книги, развёрнутой по 90*, т.е. строчки ставятся столбиком.

  • Классификация, слов по группам, по какому - либо признаку.

  • Отделение слов от псевдослов.

  • Чтение текста, в котором есть ошибки.
Основные принципы, используемые при реализации программы развития учащихся (7 вида) .
  • Принцип учёта актуального уровня развития учащихся. (Подбор упражнений строится на основе из уровня развития зоны ближайшего развития, также осуществляется индивидуальный подход).

  • принцип учёта динамики дефектов.

  • принцип занимательности формы проведения занятий.

  • Принцип эмоциональной окрашенности занятий. (Необходимо чтобы успех учениками переживался как радость, от успеха радости способствует оценка, формирование ценностей учащихся).

  • Принцип демократичности (отношение учителя и ученика, отсутствие повелительного тона, недопускание жёсткого порицания за неудачу).

Принцип самооценивания (самооценивания оно позволяет, более спокойно относится к результату своей деятельности). Это дети, у которых отсутствие неадекватности. ЗПР - вариант нарушенного развития проявляющийся в снижении нормального темпа созревания и развития психической сферы ребёнка. Правильно воспитать самооценку у ребёнка это значит, он сам сможет контролировать себя.
Принцип психопрофилактике (коррекционные занятия, позволяют, способствуют переводу ребёнка в общеобразовательный класс, построению индивидуального взаимодействия с ребёнком сопровождение его для успешной адаптации в новом коллективе сверстников, успешному усвоению учебного материала стабилизации волевой сферы и формирование навыка, контролирующее своё поведение) Для развития познавательных процессов необходимо выполнять следующие условия:
  • Недопускать перевыполнений и учебных перегрузок
Избегать в преподавании монотонность, будничность и опираться на личный опыт ребёнка.
  • Использовать стимуляцию познавательных процессов.
  • Специально обучать приёмам умственной деятельности, использовать поисковые методы обучения.
  • Стимулировать многообразием приёмов познавательных интересов (кроссворды, сценки, обыгрывание рассказов).
Учителю необходимо помнить:
прежде чем объяснить необходимо, заинтересовать ребёнка
прежде чем заставить действовать, надо подготовить действовать (чёткая инструкция, последовательность)
прежде чем сообщить что - либо новое, надо сделать так, чтобы ребёнок это новое ожидал (оно должно быть востребовано)

Рекомендации по формированию и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках.
  • Основа активности учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках,
  • адаптация приспособление детской психологии к созданным на уроке условиям, всех спрашивать на уроке, не выбрасывать из адаптации,
  • стимулировать деятельность учащихся, опираться на опыт детей « молния» объясни опасность,
  • преодоление противоречий между познавательными и практическими заданиями, выдвигаемыми в ходе урока.

Результат активности познавательной деятельности школьников зависит от уровня развития его памяти, внимания, мышления, поэтому необходимо помнить:
  • о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка

  • о развитии мыслительных особенностях познавательной деятельности учеников

  • необходимо знать, что процесс познания идёт в первую очередь через чувственное (образное) и только потом через логическое (абстрактное) мышление).

Поэтому подбирать систему самостоятельных работ для осуществления дифференцированного подхода к обучению, разнообразить форму домашних заданий. Создавать эмоционально положительное отношение к уроку, использовать разнообразные формы поощрения, оказывать своевременную помощь, поддержку слабоуспевающим ученикам.

© 2010-2022