Рабочая программа по математике

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Аннотация

рабочей программы . дисциплины «Математика 3 класс»

УМК «Школа России» ФГОС

1.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина «Математика» включена в инвариантную часть учебного плана образовательной области «Математика».

Материал курса полностью соответствует примерной программе НОО с учетом требований ФГОС НОО.

2.Цели изучения дисциплины.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-математическое развитие младших школьников

-формирование системы начальных математических понятий

-воспитание интереса к математике, к умственной деятельности

3.Стуктура дисциплины.

.3класс

Наименование разделов

Содержание разделов

1

Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание.

Устные и письменные приемы вычисления. Решение уравнений. Задания творческого и поискового характера.

2

Табличное умножение и деление.

Связь умножения и деления. Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок. Зависимость между пропорциональными дисциплинами. Таблица умножения и деления с числами 4,5,6,7,8,9. Таблица Пифагора. Единицы площади. Доли.

3

Внетабличное умножение и деление.

Умножение суммы на числа. Деление с остатком.

4

Числа от 1 до 1000. Нумерация.

Натуральная последовательность трехзначных чисел. Устная и письменная нумерация. Задания творческого и поискового характера.

5

Числа от 1 до 1000.

Сложение и вычитание.

Приемы устного сложения и вычитания в пределах 1000. Алгоритмы письменного сложения и вычитания в пределах 1000.Логические задачи повышенной трудности.

6

Числа от 1 до 1000.

Умножение и деление.

Приемы устных вычислений. Прием письменного умножения и деления на однозначное число. Знакомство с калькулятором.

7

Повторение. Приёмы письменных вычислений.

Что узнали, чему научились в 3 классе.

4.Основные образовательные технологии.

В процессе изучения дисциплины используются: самостоятельная и исследовательская работа, тестирование.

Работа в парах, группах, индивидуальная работа.

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок

5.Требования к результатам освоения дисциплины

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

-развитую мотивацию учебной деятельности, творческий подход к выполнению заданий

-рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия, управлять ими

-наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат

Метапредметные результаты:

-способность находить средства на достижение целей

-овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера

-умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия

-готовность слушать собеседника, вести диалог

-умение работать в материальной и информационной среде

Предметные результаты:

-умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и выражениями

-решать текстовые задачи

-работать с таблицами, схемами

-использование приобретенных знаний в учебном процессе

-приобретение первоначальных навыков работы на компьютере

6.Общее количество часов. На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. В1 классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).

7.Формы контроля

На уроках. используются такие виды контроля: тестирование, самостоятельная работа, математический диктант, беседа, выполнение познавательных заданий

Запланированы входящий контроль в виде контрольных работ, промежуточный контроль:

8.Составитель: учитель начальных классов: Нарайкина Л.В., 3 «В» класс.

Математика

Пояснительная записка Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни. Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  • Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:
  • формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  • развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  • формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.




Общая характеристика учебного предмета Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён арифметический, геометрический и алгебраический материал. Содержание обучения представлено в программе разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией». Основа арифметического содержания - представления о натуральном числе и нуле, арифметических действиях (сложение, вычитание, умножение и деление). На уроках математики у младших школьников будут сформированы представления о числе как результате счёта, о принципах образования, записи и сравнения целых неотрицательных чисел. Учащиеся научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с целыми неотрицательными числами в пределах миллиона; узнают, как связаны между собой компоненты и результаты арифметических действий; научатся находить неизвестный компонент арифметического действия по известному компоненту и результату действия; усвоят связи между сложением и вычитанием, умножением и делением; освоят различные приёмы проверки выполненных вычислений. Младшие школьники познакомятся с калькулятором и научатся пользоваться им при выполнении некоторых вычислений, в частности при проверке результатов арифметических действий с многозначными числами. Программа предусматривает ознакомление с величинами (длина, площадь, масса, вместимость, время) и их измерением, с единицами измерения однородных величин и соотношениями между ними. Важной особенностью программы является включение в неё элементов алгебраической пропедевтики (выражения с буквой, уравнения и их решение). Как показывает многолетняя школьная практика, такой материал в начальном курсе математики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует более глубокому осознанию взаимосвязей между компонентами и результатом арифметических действий, расширяет основу для восприятия функциональной зависимости между величинами, обеспечивает готовность выпускников начальных классов к дальнейшему освоению алгебраического содержания школьного курса математики. Особое место в содержании начального математического образования занимают текстовые задачи. Работа с ними в данном курсе имеет свою специфику и требует более детального рассмотрения. Система подбора задач, определение времени и последовательности введения задач того или иного вида обеспечивают благоприятные условия для сопоставления, сравнения, противопоставления задач, сходных в том или ином отношении, а также для рассмотрения взаимообратных задач. При таком подходе дети с самого начала приучаются проводить анализ задачи, устанавливая связь между данными и искомым, и осознанно выбирать правильное действие для её решения. Решение некоторых задач основано на моделировании описанных в них взаимосвязей между данными и искомым. Работа с текстовыми задачами оказывает большое влияние на развитие у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, углубляет понимание практического значения математических знаний, пробуждает у учащихся интерес к математике и усиливает мотивацию к её изучению. Сюжетное содержание текстовых задач, связанное, как правило, с жизнью семьи, класса, школы, событиями в стране, городе или селе, знакомит детей с разными сторонами окружающей действительности; способствует их духовно-нравственному развитию и воспитанию: формирует чувство гордости за свою Родину, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру, природе, духовным ценностям; развивает интерес к занятиям в различных кружках и спортивных секциях; формирует установку на здоровый образ жизни. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей. Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль). В содержание включено знакомство с простейшими геометрическими телами: шаром, кубом, пирамидой. Изучение геометрического содержания создаёт условия для развития пространственного воображения детей и закладывает фундамент успешного изучения систематического курса геометрии в основной школе. Программой предусмотрено целенаправленное формирование совокупности умений работать с информацией. Эти умения формируются как на уроках, так и во внеурочной деятельности - на факультативных и кружковых занятиях. Освоение содержания курса связано не только с поиском, обработкой, представлением новой информации, но и с созданием информационных объектов: стенгазет, книг, справочников. Новые информационные объекты создаются в основном в рамках проектной деятельности. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия и реализовывать планы, вести поиск и систематизировать нужную информацию. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи. Большое внимание в программе уделяется формированию умений сравнивать математические объекты (числа, числовые выражения, различные величины, геометрические фигуры и т. д.), выделять их существенные признаки и свойства, проводить на этой основе классификацию, анализировать различные задачи, моделировать процессы и ситуации, отражающие смысл арифметических действий, а также отношения и взаимосвязи между величинами, формулировать выводы, делать обобщения, переносить освоенные способы действий в изменённые условия. Знание и понимание математических отношений и взаимозависимостей между различными объектами (соотношение целого и части, пропорциональные зависимости величин, взаимное расположение объектов в пространстве и др.), их обобщение и распространение на расширенную область приложений выступают как средство познания закономерностей, происходящих в природе и в обществе. Это стимулирует развитие познавательного интереса школьников, стремление к постоянному расширению знаний, совершенствованию освоенных способов действий. Изучение математики способствует развитию алгоритмического мышления младших школьников. Программа предусматривает формирование умений действовать по предложенному алгоритму, самостоятельно составлять план действий и следовать ему при решении учебных и практических задач, осуществлять поиск нужной информации, дополнять ею решаемую задачу, делать прикидку и оценивать реальность предполагаемого результата. Развитие алгоритмического мышления послужит базой для успешного овладения компьютерной грамотностью. В процессе освоения программного материала младшие школьники знакомятся с языком математики, осваивают некоторые математические термины, учатся читать математический текст, высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, задавать вопросы по ходу выполнения заданий, обосновывать правильность выполненных действий, характеризовать результаты своего учебного труда и свои достижения в изучении этого предмета. Овладение математическим языком, усвоение алгоритмов выполнения действий, умения строить планы решения различных задач и прогнозировать результат являются основой для формирования умений рассуждать, обосновывать свою точку зрения, аргументировано подтверждать или опровергать истинность высказанного предположения. Освоение математического содержания создаёт условия для повышения логической культуры и совершенствования коммуникативной деятельности учащихся. Содержание программы предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе. Формированию умений распределять роли и обязанности, сотрудничать и согласовывать свои действия с действиями одноклассников, оценивать собственные действия и действия отдельных учеников (пар, групп) в большой степени способствует содержание, связанное с поиском и сбором информации. Программа ориентирована на формирование умений использовать полученные знания для самостоятельного поиска новых знаний, для решения задач, возникающих в процессе различных видов деятельности, в том числе и в ходе изучения других школьных дисциплин. Математические знания и представления о числах, величинах,
геометрических фигурах лежат в основе формирования общей картины мира и познания законов его развития. Именно эти знания и представления необходимы для целостного восприятия объектов и явлений природы, многочисленных памятников культуры, сокровищ искусства. Обучение младших школьников математике на основе данной программы способствует развитию и совершенствованию основных познавательных процессов (включая воображение и мышление, память и речь). Дети научатся не только самостоятельно решать поставленные задачи математическими способами, но и описывать на языке математики выполненные действия и их результаты, планировать, контролировать и оценивать способы действий и сами действия, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность. Освоение курса обеспечивает развитие творческих способностей, формирует интерес к математическим знаниям и потребность в их расширении, способствует продвижению учащихся начальных классов в познании окружающего мира. Содержание курса имеет концентрическое строение, отражающее последовательное расширение области чисел. Такая структура позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании сложности учебного материала, создаёт хорошие условия для углубления формируемых знаний, отработки умений и навыков, для увеличения степени самостоятельности (при освоении новых знаний, проведении обобщений, формулировании выводов), для постоянного совершенствования универсальных учебных действий. Структура содержания определяет такую последовательность изучения учебного материала, которая обеспечивает не только формирование осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, но и доступное для младших школьников обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание связей между рассматриваемыми явлениями. Сближенное во времени изучение связанных между собой понятий, действий, задач даёт возможность сопоставлять, сравнивать, противопоставлять их в учебном процессе, выявлять сходства и различия в рассматриваемых фактах.




Описание места учебного предмета в учебном плане На изучение математики в каждом классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 552 ч: в 1 классе - 132 ч (33 учебные недели), во 2-4 классах - по 140 ч (35 учебн. нед. в каждом классе).


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования: ·формирование основ гражданской идентичности личности на базе: - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества; - восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа; ·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: - доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - уважения к окружающим - умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; ·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: - принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им; - ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой; ·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: - развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); ·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации: - формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; - развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты; - формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; - формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих

Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-4-м классах является формирование следующих умений:

  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

  • В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Математика» в 3-ем классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

  • Учиться, совместно с учителем, обнаруживать и формулировать учебную проблему.

  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.




Предметными результатами изучения курса «Математика» в 3-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь: - использовать при решении учебных задач названия и последовательность чисел в пределах 1 000 (с какого числа начинается натуральный ряд чисел, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении учебных задач единицы измерения длины (мм, см, дм, м, км), массы (кг, центнер), площади (см2, дм2, м2), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и соотношение между единицами измерения каждой из величин;
  • использовать при решении учебных задач формулы площади и периметра прямоугольника (квадрата);
  • пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией;
  • читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000;
  • представлять любое трёхзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • выполнять устно умножение и деление чисел в пределах 100 (в том числе и деление с остатком);
  • выполнять умножение и деление с 0; 1; 10; 100;
  • осознанно следовать алгоритмам устных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении трёхзначных чисел, сводимых к вычислениям в пределах 100, и алгоритмам письменных вычислений при сложении, вычитании, умножении и делении чисел в остальных случаях;
  • осознанно следовать алгоритмам проверки вычислений;
  • использовать при вычислениях и решениях различных задач распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число), сочетательное свойство умножения для рационализации вычислений;
  • читать числовые и буквенные выражения, содержащие не более двух действий с использованием названий компонентов;
  • решать задачи в 1-2 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • находить значения выражений в 2-4 действия;
  • использовать знание соответствующих формул площади и периметра прямоугольника (квадрата) при решении различных задач;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий при решении уравнений вида а ± х = b; ах = b; а : х = b;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник и квадрат по заданным длинам сторон;
  • сравнивать величины по их числовым значениям; выражать данные величины в изученных единицах измерения;
  • определять время по часам с точностью до минуты;
  • сравнивать и упорядочивать объекты по разным признакам: длине, массе, объёму;
Предметными результатами изучения курса «Математика» в 4-м классе являются формирование следующих умений. Учащиеся должны уметь:
  • использовать при решении различных задач название и последовательность чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • объяснять, как образуется каждая следующая счётная единица;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность разрядов в записи числа;
  • использовать при решении различных задач названия и последовательность первых трёх классов;
  • рассказывать, сколько разрядов содержится в каждом классе;
  • объяснять соотношение между разрядами;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о количестве разрядов, содержащихся в каждом классе;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о том, сколько единиц каждого класса содержится в записи числа;
  • использовать при решении различных задач и обосновании своих действий знание о позиционности десятичной системы счисления;
  • использовать при решении различных задач знание о единицах измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношении между ними;
  • использовать при решении различных задач знание о функциональной связи между величинами (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • выполнять устные вычисления (в пределах 1 000 000) в случаях, сводимых к вычислениям в пределах 100, и письменные вычисления в остальных случаях, выполнять проверку правильности вычислений;
  • выполнять умножение и деление с 1 000;
  • решать простые и составные задачи, раскрывающие смысл арифметических действий, отношения между числами и зависимость между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа);
  • решать задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях;
  • решать задачи в 2-3 действия на все арифметические действия арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и другие модели);
  • осознанно создавать алгоритмы вычисления значений числовых выражений, содержащих до 3−4 действий (со скобками и без них), на основе знания правила о порядке выполнения действий и знания свойств арифметических действий и следовать этим алгоритмам, включая анализ и проверку своих действий;
  • осознанно пользоваться алгоритмом нахождения значения выражений с одной переменной при заданном значении переменных;
  • использовать знание зависимости между компонентами и результатами действий сложения, вычитания, умножения, деления при решении уравнений вида: a ± x = b; x - a = b ; a ∙ x = b; a : x = b; x : a = b;
  • уметь сравнивать значения выражений, содержащих одно действие; понимать и объяснять, как изменяется результат сложения, вычитания, умножения и деления в зависимости от изменения одной из компонентов
  • выделять из множества треугольников прямоугольный и тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;
  • строить окружность по заданному радиусу;
  • распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус);


Тематическое планирование по математике


№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося

Из них

Теоретичекое обучение

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Проверочные работы (проекты)

Практические работы,

1

Числа от 1до 100.Сложение и вычитание

9

8

1

2

Табличное умножение и деление

55

50

4

1

3

Внетабличное умножение и деление

29

26

2

1

4

Числа от 1 до 1000.Нумерация

13

12

1

5

Числа от 1 до 1000.Сложение и вычитание

12

10

1

1

6

Числа от 1 до 1000.Умножение и деление

5

5

0

7

Приемы письменных вычислений

13

12

1

Итого:

136

123

10

3

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3-й класс

(4 часа в неделю, всего - 136 ч) Числа и операции над ними. Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (продолжение) (8ч). Устные и письменные приёмы сложения и вычитания . Умножение и деление чисел в пределах 100 (83ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 100. Распределительное свойство умножения и деления относительно суммы (умножение и деление суммы на число). Сочетательное свойство умножения. Использование свойств умножения и деления для рационализации вычислений. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Проверка деления с остатком. Изменение результатов умножения и деления в зависимости от изменения компонент. Дробные числа. Доли. Сравнение долей, нахождение доли числа. Нахождение числа по доле. Числа от 1 до 1 000. Нумерация (13ч) Сотня. Счёт сотнями. Тысяча. Трёхзначные числа. Разряд сотен, десятков, единиц. Разрядные слагаемые. Чтение и запись трёхзначных чисел. Последовательность чисел. Сравнение чисел. Сложение и вычитание чисел (10ч). Операции сложения и вычитания над числами в пределах 1 000. Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100. Письменные приёмы сложения и вычитания трёхзначных чисел. Умножение и деление чисел в пределах 1000 (12ч). Операции умножения и деления над числами в пределах 1000. Устное умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 100. Письменные приёмы умножения трёхзначного числа на однозначное. Запись умножения «в столбик». Письменные приёмы деления трёхзначных чисел на однозначное. Запись деления «уголком». Величины и их измерение. Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Соотношения между единицами измерения времени. Календарь. Длина. Единицы длины: 1 мм, 1 км. Соотношения между единицами измерения длины. Масса. Единица измерения массы: центнер. Соотношения между единицами измерения массы. Скорость, расстояние. Зависимость между величинами: скорость, время, расстояние. Текстовые задачи. Решение простых и составных текстовых задач. Элементы алгебры. Решение уравнений вида: х ± а = с ± b; а - х = с ± b; х ± a = с ∙ b; а - х = с : b; х : а = с±bх = с±b : х = с ∙ b и т.д. Занимательные и нестандартные задачи. Логические задачи. Итоговое повторение.(10ч)

Календарно-тематическое планирование

№ п.п

Наименование разделов и тем


Вид занятия



Кол-во час


Виды самостоятельной работы


Дата проведения

план

Факт.

1

Числа от1 до 100. Сложение и вычитание.

9 ч.

1.1 1.2

Устные и письменные приемы сложения и вычитания.

Комбинированный

2

Решение текстовых задач

1.3

Выражения с переменной.

Комбинированный

1

Арифметический диктант.

1.4

1.5

Решение уравнений.

Урок введения нов знаний.

1

Решение уравнений

1.6

Решение уравнений. Обозначение геометрических фигур буквами.

Урок введения новых знаний

1

Решение уравнений

1.7

Странички для любознательных.

Урок-урок

1

- выполнение заданий для развития мышления

1.8

Входная контрольная работа «Повторение : сложение и вычитание» №1

Урок введения новых знаний

1

нахождение значения выражений

1.9

Анализ контрольной работы. Повторение и закрепление изученного.

Урок контроля

1

Выполнение заданий контрольной работы


Табличное умножение и деление

55 ч.

2.1

Связь умножения и сложения.

Урок введения новых знаний

1

Выполнение арифметических действий в пределах 100;

- решать текстовые задачи

2.2

Связь умножения и деления

Урок открытия нового.

1

- решение примеров с применением знаний связи умножения и деления

2.3

Четные и нечетные числа

Урок -игра.

1

Решение текстовых задач арифметическим способом

2.4

Таблица умножения и деления с числом 3

Интегрированный

1

Решение примеров с проверкой

2.5

Связь между величинами: цена, кол-во, стоимость.

Знакомство с новым.

1

- вычисление периметра многоугольника

2.6

Связь между величинами: масса одного предмета, кол-во предметов, масса всех предметов

Знакомство с новым.

1

Решение текстовых арифметическим способом

2.7-2.9

Порядок выполнения действий.

Скобки

Комбинированный

3

- нахождение значения числовых выражений со скобками и без них

2.10

Контрольная работа№2

Урок контроля

1

выполнять задания ,проверять вычисления

2.11

Анализ работы. Решение задач.

Комбинированный

1

Решение задач

2.12

Таблица умножения и деления с числом 4.

Знакомство с новым.

1

Составление таблицы

2.13

Таблица Пифагора.

Знакомство с новым.

1

Нахождение периметра многоугольника

2.14

2.15

Задачи на увеличение числа в несколько раз.

Знакомство с новым.

2

применение свойств сложения на конкретных примерах

2.16

2.17

Задачи на уменьшение числа в несколько раз.

Знакомство с новым.

2

нахождения значения числовых выражений со скобками и без них;

- решать текстовые задачи арифметическим способом

2.18

Таблица умножения и деления с числом 5

Знакомство с новым.

1

Сравнение величины по их числовым значениям;

- выражать данные величины в различных единицах

2.19

Задачи на кратное сравнение чисел.

Урок введения новых знаний

1

решение задач

2.20

2.21

Задачи на кратное и разностное сравнение чисел

Урок введения новых знаний

2

решение задач

2.22

Таблица умножения и деления с числом 6

Комбинир.

1

Нахождение значения выражений

2.23

Закрепление.

Решение задач.

Комбинир.

1

Решение задач

2.24

2.25

Задачи на нахождение четвертого пропорционального

Урок введения новых знаний

2

Решение уравнений

2.26

Таблица умножения и деления с числом 7

Комбинир.

1

Составление таблицы

2.27

Контрольная работа №3

контроль

1

выполнять задания ,проверять вычисления

2.28

Анализ работы. Проект

исследование

1

Сбор материала

2.29

Площадь фигур.

Комбинированный

1

Решение задач арифметическим способом



2.30

Единица площади- кв.см

Комбинированный

1

вычисление значение числового выражения;

- проверять правильность выполненных вычислений.



2.31

Площадь прямоугольника

Комбинированный

1

- вычислять значение числового выражения;

- проверять правильность выполненных вычислений;




2.32

Таблицы умножения и деления с числом 8

Комбинированный

3

- Нахождение площади и периметра прямоугольника



2.33

Закрепление изученного

Урок- закрепление

1

Индивидуальная работа по карточкам



2.34

Решение задач

Урок-закрепление

1

Работа над тестами



2.35

Таблицы умножения и деления с числом 9

Комбинированный

1

Нахождение площади и периметра прямоугольника



2.36

Квадратный дециметр.

Комбинированный

1

Вычисление значения числового выражения;

- проверять правильность выполненных вычислений



2.37

Сводная таблица умножения

Комбинированный

1

Решение текстовых задач.



2.38

Закрепление. Решение задач

урок-сказка

1

решать текстовые задачи арифметическим способом



2.39

Квадратный метр

Комбинированный

1

Работа в парах




2.40

Решение задач. Закрепление изученного.

Комбинированный

1

Нахождение площади и периметра прямоугольника



2.41

Странички для любознательных.

Урок-игра

1

Работа в парах, выполнение заданий на развитие мышления



2.42

Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление»№4

контроль

1

выполнять задания,

проверять вычисления



2.43

Анализ работы.

Умножение на 1

Комбинированный

1

Решение задач




2.44

Умножение на 0

Комбинированный

1

- выполнять арифм. действия над числами в пределах сотни

2.45

Деление вида а:1 и а:а

Знакомство с новым

1

проверять правильность выполненных вычислений;



2.46

Деление нуля на число

Комбинированный

1

Решение уравнений



2.47

Закрепление. Решение задач

Комбинированный

1

решать текстовые задачи арифметическим способом



2.48

Доли

Комбинированный

1

.- записывать и читать буквенные выражения;



2.49

Окружность. Круг.

Комбинированный

1

Чертить окружность



2.50-

2.51

Диаметр окружности(круга)

Комбинированный

2

- отличать уравнение от других математических записей



2.52-

2.53

Единицы времени. Сутки.

Комбинированный

2

Сравнение единиц времени



2.54

Контрольная работа№5

контроль

1

выполнять задания ,проверять вычисления



2.55

Анализ работ. Странички для любознательных.

Комбинированный

1

- вычислять значение числового выражения;



Внетабличное умножение и деление.

29 ч.




3.1

Умножение и деление круглых чисел.

Комбинированный

1

- выполнять письменные вычисления



3.2

Приемы деления вида 80:20

Комбинированный

1

проверять правильность выполненных вычислений



3.3

3.4

Умножение суммы на число

Комбинированный

2

нахождение периметра



3.5-3.6

Умножение двузначного числа на однозначное.

Комбинированный

2

- решать текстовые задачи арифметическим способом



3.7

Решение задач на нахождение четвертой пропорциональной величины.

Комбинир.

1

составление обратных задач



3.8

Выражения с двумя переменными.

Комбинированный

1

нахождение значений выражений



3.9-3.10

Деление суммы на число

Комбинированный

2

- представлять число в виде суммы двух слагаемых;



3.11

Контрольная работа№6

Урок контроля

1

выполнять задания ,проверять вычисления



3.12

Анализ работы. Деление вида:69:3,78:2

Комбинированный

1

- распознавать углы в многоугольниках



3.13

Связь между числами при делении

Комбинированный

1

работа по карточкам



3.14

Проверка деления

Комбинированный

1

проверять деление умножением



3.15

Деление вида 87:29,66:22

Изучение нового

1

решение уравнений



3.16

Проверка умножения

Комбинир.

1

решение задач, примеров



3.17-3.18

Решение уравнений

Комбинированный

2

- выполнять письменные вычисления,

- проверять правильность выполненных вычислений



3.19-3.23

Деление с остатком

Комбинир

5

решение задач, примеров



3.24

Деление меньшего числа на большее

Комбинированный

1

Выполнение вычислений на деление с остатком



3.25

Проверка деления с остатком

Комбинированный

1

Выполнение вычислений с проверкой

3.26

Контрольная работа по теме «Деление с остатком»№7

Контроль

1

выполнять задания, проверять вычисления



3.27

Анализ работы. Проект

«Задачи-расчеты»

Исследование

1

работа в группах



3.28

Закрепление изученного

Урок-закрепление

1

Индивидуальная работа по карточкам



3.29

Обобщение изученного

Урок-обобщение

1

Работа в парах: нахождение значений выражений




Числа от1 до 1000.Нумерация.

13

4.1

Устная нумерация

Комбинированный

1

деление с остатком



4.2

Образование трёхзначных чисел

Комбинированный

1

называть трёхзначные числа



4.3

Разряды счётных единиц

Урок изучения нового материала

1

чтение и запись трехзначных чисел



4.4

Натуральная последовательность трёхзначных чисел

Комбинированный

1

составление задач по выражениям



4.5

Увеличение и уменьшение числа в 10,100раз

Комбинированный

1

решение уравнений



4.6

Замена числа суммой разрядных слагаемых

Комбинированный

1

замена чисел суммой разрядных слагаемых



4.7

Сложение и вычитание, основанные на десятичном составе чисел в пределах 1000

Комбинированный

1

замена чисел суммой разрядных слагаемых



4.8

Сравнение трёхзначных чисел

Комбинированный

1

решение уравнений



4.9

Определение общего числа единиц в числе

Комбинированный

1

проверочная работа,с.68-69



4.10

Единицы массы. Грамм.

Урок введения новых знаний.

1

взвешивание предметов



4.11

Закрепление изученного.

Урок-обобщение

1

Работа с тестами



4.12

Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000»№8

контроль

1

выполнять задания ,проверять вычисления



4.13

Анализ работы. Решение задач

Комбинированный

1

Решение задач



Числа от1 до 1000. Сложение и вычитание 12 ч.


5.1-5.3

Приёмы устного сложения и вычитания в пределах1000.

3

решение задач,

примеров



5.4

Приёмы письменных вычислений

Комбинированный

1

решение примеры в столбик



5.5

Алгоритм сложения трёхзначных чисел

Комбинированный

1

решение примеры в столбик



5.6

Алгоритм вычитания трёхзначных чисел

Комбинированный

1

решение примеров с проверкой



5.7

Виды треугольников

Комбинир

1

проверочные работы с.74,75



5.8

Закрепление. Сложение и вычитание.

Комбинированный

1

нахождение ошибок в вычислениях



5.9

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»№9

контроль

1

выполнять задания,

проверять



5.10

Анализ работ. Закрепление

Комбинир

1





5.11

5.12

Обобщение изученного.

Урок-обобщение

2

Работа в группах



Числа от 1 до 1000. Умножение и деление.

5 ч.




6.1

Приемы устного умножения и деления в пределах1000

Урок введения новых знаний

1

магические квадраты



6.2

6.3

Приемы устных вычислений

Урок-закрепления

2

Нахождение значения выражений



6.4

Виды треугольников

Комбинированный

1

нахождение ошибок в вычислениях



6.5

Обобщение изученного

Урок-обобщение

1

Работа в парах



Приемы письменных вычислений 13ч.

7.1

Приемы письменного умножения трехзначных чисел на однозначное

Комбинированный

1

решение примеров



7.2-7.3

Алгоритм письменного умножения трехзначных чисел на однозначное

Урок введения новых знаний

2

решение примеров




7.4

Приемы письменного деления трехзначных чисел на однозначное

Комбинированный

1

решение примеров



7.5

Алгоритм письменного деления трехзначных чисел на однозначное

Урок введения новых знаний

1

решение уравнений



7.6

Проверка деления

Комбинированный

1

решение примеров с проверкой



7.7

Повторение. Нумерация чисел от 1до 1000

Закрепление

1

Нахождение значения числовых выражений со скобками и без них

7.8

Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 .Знакомство с калькулятором.

Урок введения новых знаний

1

Выполнение вычислений с помощью калькулятора;

7.9

Закрепление изученного

по теме «Решение задач»

Урок-закрепление

1

решение задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями;

7.10

Закрепление изученного по теме «Решение уравнений»

Урок-закрепление

1

- решение уравнений,

- решение задач, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;



7.11

Закрепление изученного по теме «Числа от 1 до 1000 »

Урок-обобщение

1

Решение примеров на правила порядка выполнения действий в числовых выражениях.



7.12

Итоговая контрольная работа №10

контроль

1

-выполнять задания, проверять вычисления

7.13

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение задач

Урок коррекции

1

- решать текстовые задачи арифметическим способом;

- проверять правильность выполненных вычислений

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция

М.И.Моро. и др. Математика. Программа: 1-4 классы. Учебники 1. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика: Учебник: 1- 4 класс: В 2 ч.: Ч.2. Рабочие тетради 1. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.1.

2. Моро М.И., Волкова С.И. Математика: Рабочая тетрадь: 1-4 класс: В 2 ч.: Ч.2. Проверочные работы

1. Волкова С.И. Математика: Проверочные работы: 1-4 класс. Тетради с заданиями высокого уровня сложности 1. Моро М.И., Волкова С.И.

Для тех, кто любит математику: 1-4 класс. Методические пособия для учителя

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика: Методическое пособие: 1-4 класс.
Дидактические материалы 1. Волкова С.И. Математика: Устные упражнения: 1-4 класс. Пособия для факультативного курса

Волкова С.И., Пчелкина О.Л. Математика и конструирование: 1-4 класс.

Печатные пособия Разрезной счётный материал по математике (Приложение к учебнику 1 класса). Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Комплект таблиц для начальной школы: 1-4 класс.

Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Электронные учебные пособия:
Электронное приложение к учебнику «Математика»

(Диск CD-ROM), авторы С.И Волкова, М.К. Антошин, Н.В. Сафонова.
Технические средства

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
2. Магнитная доска.
3. Персональный компьютер с принтером.
4. Ксерокс.

5. Фотокамера.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Наборы счётных палочек.
2. Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Набор предметных картинок.
4. Наборное полотно.
5. Строительный набор, содержащий геометрические тела.
6. Демонстрационная оцифрованная линейка.
7. Демонстрационный чертёжный треугольник.
8. Демонстрационный циркуль

7


© 2010-2022