Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс 2015-2016 уч.г. УМК «Школа России» учитель: Гогулева Л.В.

«Изобразительное искусство» Искусство всюду вокруг нас.

I. Пояснительная записка.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2012 года, примерных программ Министерства образования России, программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. «Искусство всюду вокруг нас»: учебник для 3 класса. Одна из основных идей программы - «От родного порога - в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда - с далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников - Мастеров Изображения, Украшения, Постройки - в создании среды жизни человека. В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира - дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей. Настоящий курс рассчитан на 35 часов школьных занятий. 1 час в неделю. Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства. В программу включены экскурсии, беседы, посещение выставок. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Цель: третьего года обучения - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний , раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Воспитание гражданственности патриотизма. Задачи: Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни; Фантазии, т.е.способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО; Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях; Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме; Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями

II. Общая характеристика учебного предмета.

Учебно-тематический план

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Практические работы

Уроки

контроля (обобщающие)

I четверть

Искусство вокруг нас, искусство в твоем доме.

9

8

1

1-2

Твоя игрушка.

2

2

-

3-4

Твоя посуда.

2

2

-

5

Мамин платок.

1

1

-

6

Обои, шторы, в твоем доме.

1

1

-

7

Твоя книжка.

1

1

-

8-9

Поздравительная открытка (декоративная закладка). Обобщение темы четверти.

2

1

1

II четверть

Искусство на улицах твоего города.

7

6

1

10

Наследие предков: памятники архитектуры.

1

1

-

11

Витрины на улицах.

1

1

-

12

Парки, скверы, бульвары.

1

1

-

13

Ажурные ограды.

1

1

-

14

Фонари на улицах и в парках.

1

1

-

15 - 16

Транспорт (обобщение темы).

2

1

1

III четверть

Художник и зрелище.

10

9

1

17

Художник в театре.

1

1

-

18

Образ театрального героя.

1

1

-

19 - 20

Театральные маски.

2

2

-

21

22

Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм.

2

2

-

23

Театральный занавес.

1

1

-

24

25

Афиша.

2

2

-

26

Художник и цирк. Праздник в городе.

1

1

IV четверть

Художник и музей.

9

8

1

27

Музеи в жизни города.

1

1

-

28

Изобразительное искусство: картина - пейзаж.

1

1

-

29 - 30

Картина - натюрморт.

2

2

-

31 - 32

Картина - портрет.

2

2

-

33

Картины исторические и бытовые.

1

1

-

34

Скульптура в музеях и на улицах.

1

1

-

35

Художественная выставка, (обобщение темы четверти).

1

1

ВСЕГО

35

31

4

Ученики должны знать:

  • основные виды и жанры изобразительных искусств;

  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

  • названия наиболее крупных художественных музеев России;

  • названия известных центров народных художественных ремесел России.

Ученики должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;

  • применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:

  • для самостоятельной творческой деятельности;

  • обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;

  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;

III. Место предмета в учебном плане.

Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1 - 4 класса начальной школы.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс - 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год, во 2-4 классах - 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Приоритетная цель художественного образования в школе -духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира, качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка - главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания через сказки, притчи, ситуации из жизни, литературный и музыкальный ряд.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

V. Результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  1. чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  2. уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  3. понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  4. сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  5. сформированность эстетических потребностей - потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  1. овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  2. умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  3. умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности

универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  2. овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  3. использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  4. умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  5. умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  6. осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  2. знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  3. понимание образной природы искусства;

  4. эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  5. применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  6. способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  7. умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;

  8. усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  9. умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  10. способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  11. способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно шение к природе, человеку, обществу;

  12. умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  13. освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  14. овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  15. умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  16. умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  17. изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  18. умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  19. способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории;

  20. умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  21. выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  22. умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека

VI. Содержание учебного предмета.

I ЧЕТВЕРТЬ ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (9 ч.)

Мастера ведут ребенка по его дому и выясняют, что же каждый из них «сделал» в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Тема. Твоя игрушка. (2 часа) Игрушки, т. е. какими им быть, придумал художник. Создание игрушки тоже искусство. Над каждой игрушкой работают все три наших волшебных Мастера - Изображения, Постройки и Украшения. Их совместная работа - это три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение. Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Задание: лепка игрушки из пластилина или глины, роспись по белой грунтовке. Вариант задания: создание игрушки из любых подручных материалов.Материалы: пластилин или глина, гуашь, водоэмульсионная краска для грунта, кисти маленького размера, тампоны; солома, кусочки меха, деревянные брусочки, кусочки ткани, природные материалы. Зрительный ряд: разнообразные игрушки с ярко выраженным художественным образом; народная игрушка (дымковская, городецкая, филимоновская, каргопольская, богородская), игрушки из подручного материала - упаковок, ткани, меха. Литературный ряд: пословицы, поговорки, русские народные сказки.

Тема. Твоя посуда. (2 часа) Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Работа Мастеров Постройки, Украшения и Изображения по изготовлению посуды: конструкция - форма, украшение, роспись. Посуда из различных материалов.Задание: лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке. Вариант задания: придумать и изобразить на бумаге сервиз из нескольких предметов. При этом обязательно подчеркнуть назначение посуды (для кого она, для какого случая). Материалы: пластилин, глина, водоэмульсионная краска, кисть; гуашь, тонированная бумага.Зрительный ряд: образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы).

Тема. Мамин платок. (1 час) Знакомство детей с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков и их разнообразие. Выражение в художественном образе платка его назначения: праздничный или повседневный, для молодой женщины или пожилой. Расположение росписи на поле платка, ритмика росписи. Роль Мастера Постройки. Растительный или геометрический характер узора. Колорит платка как средство выражения. Задание: создание эскиза платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). Материалы: гуашь, кисти, белая и цветная бумага. Зрительный ряд: яркие примеры росписи платков и тканей (слайды и натурный фонд); женские образы в произведениях искусства; фотографии, кадры из фильмов; природные мотивы в росписи платков; образцы детских работ по этой теме.

Тема. Обои, шторы, в твоем доме. (1 час) Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа будущей комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, или гостиная, или комната для работы. Роль цвета обоев в настроении комнаты. Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы и их превращение в орнамент для украшения комнаты. Задание: создание эскизов обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение (спальня, гостиная, детская). Задание можно выполнить и в технике набойки с помощью трафарета или штампа. Материалы: гуашь, кисти, клише, бумага или ткань. Зрительный ряд: фотографии художественно разработанных интерьеров, отобранные образцы обоев, художественные эскизы, детские работы по теме.

Тема. Твоя книжка. (1 час) Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. Художники детской книги. Создание художником формы книги. Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг. Роль обложки. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров при создании книги. Задание: разработка детской книжки-игрушки с иллюстрациями. Вариант задания (сокращение): иллюстрация выбранной сказки или конструирование обложки для книжки-игрушки. Материалы: для учащихся - гуашь или мелки, белая или цветная бумага, ножницы; для учителя - степлер. Зрительный ряд: детские книги с хорошими иллюстрациями, книжки-игрушки, различные по назначению и форме взрослые книги; иллюстрации разных авторов к одной и той же сказке. Литературный ряд: текст выбранной сказки.

Тема. Поздравительная открытка (декоративная закладка). (2 часа) Создание художником поздравительных открыток и другой мелкой тиражной графики. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания. Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии. Задание: создание эскиза открытки или декоративной закладки. Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии. Материалы: плотная бумага маленького формата, графические материалы по выбору учителя. Зрительный ряд: лучшие образцы печатных и самодельных открыток; старинные открытки, которые иногда берегут в семье на добрую память; произведения тиражной графики, различные по технике; детские работы по теме.

В создании всех предметов в доме принимал участие художник. В любой работе ему помогали наши волшебные Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Понимание роли каждого из них. Форма предмета и его украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке детских работ, выполненных в течение четверти. «Ведут беседу» три Мастера. Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни и есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники. Понимание того, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, должно стать итогом четверти и одновременно открытием.

Учебная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ за период четверти.

II ЧЕТВЕРТЬ ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (7ч)

Все начинается с порога родного дома. II четверть и посвящена этому порогу. И Родины нет без него. Не просто Москва или Тула, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Тема. Наследие предков: памятники архитектуры. (1 час) Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Художник-архитектор придумывает дома, определяет, какими им быть. Лучшие произведения архитектуры - это достояние народа, их надо беречь и охранять; это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Задание: изучение и изображение одного из архитектурных памятников своих родных мест. Материалы: восковые мелки или гуашь, кисти, тонированная или белая бумага. Литературный ряд: материалы, связанные с выбранным архитектурным памятником.

Тема. Витрины на улицах. (1 час) Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины. Реклама на улице. Задание: создание проекта оформления витрины любого магазина (по выбору детей). При дополнительном времени дети могут сделать объемные макеты (по группам). Материалы: белая и цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: фотографии и слайды с изображением оформленных витрин; детские работы предыдущих лет.

Тема. Парки, скверы, бульвары. (1 час) Архитектура садов и парков. Художник-архитектор придумывает не только здания, но и парки. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Рассмотреть, как построены парки и сады, там где мы живем. Задание: изображение парка, сквера (возможен коллаж). Вариант задания: построение игрового парка из бумаги (коллективная работа). Материалы: цветная и белая бумага, гуашь или восковые мелки, ножницы, клей. Зрительный ряд: слайды садов и парков разных эпох; видовые фотографии и слайды; изображения садов и парков в искусстве.

Тема. Ажурные ограды. (1 час) Чугунные ограды в Санкт- Петербурге и Москве; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе, деревянный ажур наличников. Задание: создание проекта ажурной решетки или ворот - вырезание из сложенной цветной бумаги (решетки и ворота могут быть вклеены в композицию на тему «Парки, скверы, бульвары»). Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: старинные ограды в Москве и Санкт- Петербурге; современные декоративные решетки и ограды в различных городах (слайды).

Тема. Фонари на улицах и в парках. (1 час) Художественные образы фонарей. Форму и украшение фонарей тоже создает художник. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Фонари на улицах городов, в парках. Фонари - украшение города. Старинные фонари Москвы и Санкт- Петербурга, других городов. Задание: графическое изображение или конструирование формы фонаря из бумаги. Материалы: тушь, палочка, белая и цветная бумага, ножницы, клей.

Тема. Транспорт. (2 часа) Роль художника в создании машин. Разные формы автомобилей. Украшение машины. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник. Задание: придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). Материалы: графические материалы, белая и цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: фотографии транспорта; слайды старинных машин. (Обобщение темы). Опять должен возникнуть вопрос: «Что было бы, если бы наши Братья-Мастера ни к чему не прикасались на улицах нашего города?» На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков. Здесь можно разместить ажурные ограды и фонари, транспорт. Дополняется панно фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно провести игру в экскурсоводов и журналистов. Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города. Задание: создание коллективного панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации. Беседа о роли художника в создании облика города.

III ЧЕТВЕРТЬ ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10ч)

Зрелище - неотъемлемая часть жизни человека. Какой тусклый и однообразный был бы мир без праздника! В цирке, на концерте или в театре нас встречает праздничное и красочное зрелище, созданное художником. Игровая природа зрелища позволяет учителю в конце четверти продемонстрировать творческие работы детей в виде театрализованного представления или спектакля.

Тема. Художник и театр. (1 час) Спектакль - вымысел и правда театральной игры. Художник - создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. Задание: театр на столе - создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль. Материалы: картонная коробка, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы. Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников. Литературный ряд: выбранная сказка.

Тема. Образ театрального героя. (1 час) Мир театра, мир условности, мир игры. Театр кукол как пример видового разнообразия кукол. Задание: создать эскиз кукольного персонажа. Материалы: картон, разноцветная бумага, краски, клей, ножницы, формат А4. Зрительный ряд: слайды эскизов театральных художников. Литературный ряд:выбранная сказка.

Тема. Театральные маски. (2 часа) Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов. Маска как образ персонажа. Искусство маски в театре и на празднике. Задание:конструирование выразительных и острохарактерных масок. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: фотографии масок разных народов и театральных масок.

Тема. Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. (2 часа) Многообразие мира театра кукол. Театр Петрушки, перчаточные и тростевые куклы, марионетки. Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Задание: создание куклы к кукольному спектаклю. Материалы: пластилин, бумага, ножницы, клей, куски ткани, нитки, мелкие пуговицы. Зрительный ряд: слайды с изображением театральных кукол, репродукции из книг о кукольном театре, диафильм.

Тема. Театральный занавес. (1 час) Задание: создание эскиза театрального занавеса. Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата. Зрительный ряд: театральные и цирковые занавесы.

Тема. Афиша. (2 часа) Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт. Задание: создание эскиза плаката-афиши к спектаклю или цирковому представлению. Материалы: гуашь, кисти, клей, цветная бумага большого формата. Зрительный ряд: театральные и цирковые афиши.

Тема. Художник в цирке. Праздник в городе. (1 час) Роль художника в цирке. Цирк - образ радостного, искрометного и волшебного зрелища. Искусство цирка - искусство преувеличения и праздничной красочности - веселая тема детского творчества. Задание: выполнение рисунка или аппликации на тему циркового представления.Материалы: мелки, гуашь, кисти, цветная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: фотографии, слайды и видеофрагменты циркового представления. Заключительный урок четверти предоставляет учителю различные возможности для его проведения. Это может быть театрализованное представление или спектакль с использованием сдеданных на занятиях масок, кукол и т. д. или же дети как Мастера Изображения, Украшения и Постройки могут украсить класс или школу, превратив их в место для праздника.

IV ЧЕТВЕРТЬ ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (9 ч). Три четверти учебного года были посвящены прикладным видам деятельности художника. Познакомившись с ролью художника в нашей повседневной жизни, в IV четверти мы обращаемся к станковым видам изобразительного искусства. Речь пойдет о картине и скульптуре, будет дано представление о жанрах изобразительного искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторический жанры) и разных по назначению видах скульптуры. Лучшие произведения искусства хранятся в музеях, и люди специально приходят, чтобы увидеть их. Многие города могут гордиться своими музеями. Музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России - хранители великих произведений мирового и русского искусства. К этим шедеврам каждый ребенок должен прикоснуться и научиться гордиться тем, что именно его родной город хранит такие великие произведения. В Москве есть музей - святыня русской культуры - Третьяковская галерея. О ней в первую очередь нужно рассказать. Огромно значение Эрмитажа и Русского музея в Петербурге - центров международных художественных связей. И есть также много небольших интересных музеев, выставочных залов. Однако тема «Художник и музей» шире. Существуют самые разные музеи, но всегда в их организации принимает участие художник, который помогает сделать музейную экспозицию. Бывают художественные, литературные, исторические музеи, музеи науки и т. д. и даже домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи. Может быть домашний музей игрушек, марок, археологических находок, просто личных памятных вещей.

Тема. Музеи в жизни города. (1 час) Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей; музей родного города. Рассказ учителя и беседа. Задание:«Мы в музее» - изображение музейного интерьера с фигурами зрителей. Материалы: гуашь или графические материалы; бумага. Зрительный ряд: слайды и фотографии зданий и интерьеров крупнейших музеев и музеев местного значения, фрагменты видеофильмов с экскурсиями по музеям. Рекомендуется посещение художественного музея (экскурсия).

Тема. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. (1 час) Что такое картина? Картина-пейзаж. Пейзаж - изображение природы, жанр изобразительного искусства. Смотрим знаменитые пейзажи И, Левитана, А. Саврасова, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета в пейзаже. Задание: изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный, мрачный и тоскливый, нежный и певучий. Дети на этом уроке повторяют понятия «холодный и теплый цвета», «звонкий и глухой цвета» и «разный характер красочного мазка». Материалы: гуашь, кисти или пастель, белая бумага. Зрительный ряд: знаменитые живописные пейзажи с ярко выраженным настроением И. Левитана, А. Саврасова, А. Рылова, А. Куинджи, Н. Рериха, К. Коро, В. Ван Гога.

Тема. Картина-натюрморт. (2 часа) Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Натюрморт как рассказ о человеке. Выражение настроения в натюрморте. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. Задание: создание радостного, праздничного или тихого, грустного натюрморта (изображение натюрморта по представлению с выражением настроения). Материалы: гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: знаменитые натюрморты с ярко выраженным настроением и ясным для детей сюжетом Ж.-Б. Шардена, К. Пе-трова-Водкина, П. Кончаловского, М. Сарьяна, П. Кузнецова, В. Стожарова, В. Ван Гога и др.

Тема. Картина-портрет. (2 час) Знакомство с жанром портрета. Знаменитые картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете. Задание: создание портрета кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей - одного из родителей, друга, подруги или автопортрета (по представлению). Материалы: гуашь, кисти или пастель, или акварель по рисунку восковыми мелками, бумага. Зрительный ряд: живописные портреты Ф. Рокотова, В. Серова, И. Репина, В. Тропинина; портреты эпохи Возрождения.

Тема. Картины исторические и бытовые. (1 час) Изображение в картинах событий из жизни людей. Большие исторические события в исторических картинах. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Учимся смотреть картины. Задание: изображение сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображение яркого общезначимого события. Материалы: акварель (гуашь) по рисунку восковыми мелками или гуашь, кисти, бумага. Зрительный ряд: дается общее представление об исторической картине так, чтобы не требовалось глубокого разбора сюжета на уроке (картины П. Уччелло, Пьеро делла Франчески и русских художников начала XX века, например, А. Рябушкин. Свадебный поезд). Бытовой жанр: Ж.-Б.Шарден. Молитва перед обедом; З.Серебрякова. За обедом; произведения В.Перова, А. Пластова.

Тема. Скульптура в музеях и на улицах. (1 час) Учимся смотреть скульптуру. Скульптуру надо обходить с разных сторон. Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Разнообразие скульптурных материалов: камень, металл, дерево, глина. Задание: лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. Материалы: пластилин, стеки, подставка из картона. Зрительный ряд: известные скульптурные памятники; парковая скульптура, разная по характеру и материалу; скульптурные произведения разных эпох из экспозиций центральных музеев.

Тема. Художественная выставка. (1 час) Организация выставки лучших работ за год - обобщение темы «Искусство вокруг нас». Выставка - это всегда событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей. Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека?

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины

  2. Кроссворды

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

  4. Тестирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Оценка "5"

·учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

· правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

· верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

· учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

· гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

· умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

Оценка "3"

· учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

· допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

·учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

·не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

· учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Критерии и система оценки творческой работы. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  1. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  2. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося

VIII. Материально - техническое обеспечение.

ОБОРУДОВАНИЕ

• Учебные столы, зкран, компьютер, мультимедийный проектор

• Доска большая универсальная

• Стеллажи для хранения работ, художественных материалов, методического фонда.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Образцы работ обучающихся

  • Методические таблицы с изображением этапов работы (по темам программы)

  • Фотографии проектов обучающихся

  • Иллюстративный (фото-, видео-) материал работ.

Информационные источники и средства обучения.

Для учителя:

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по изобразительному искусству / Творческий центр Сфера, Москва, 2007.-156с.

2.Аранова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического - СПб.: КАРО, 2004. - 176с.: ил.

3. Ельченко Н.Ю., Бобкова Л.Г. разработка рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» методические рекомендации для учителей изобразительного искусства 4. Ельченко Н.Ю. Оценочная деятельность на уроках изобразительного искусства / 5. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство «Ты и искусство» учебник для второго класса (2010 год).

6. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы / Москва , «Просвещение», 2007.-141с.

7. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2010г.

8 Сокольникова Н.М. Изобразительное искусства и методика его преподавания в начальной школе. /Москва, Издательский центр «Академия», 1999.-364с.

Для обучающихся:

1. Конышев Н.М. Искусство Энциклопедия. Москва «РОМСЕН» 2011.

2. Платонова Н. Искусство энциклопедия:. Москва «Ромсэн» 2012.

school.univertv.ru/ - видеоуроки

ped-sovet.ru/

rusedu.ru/

metodisty.ru/

proshkolu.ru/

openclass.ru/

forum.in-ku.com/

zavuch.info/

artandphoto.ru/themes.php?id=4&page=30 - репродукции

torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=832959 - видео по изо

koob.ru/books/draw/ по ИЗО - репродукции.

shatiskusstvo.ucoz.ru/ - школьникам о живописи





VII. Календарно - тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе.

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий: Неменская Л.А. Изобразительное искусство. «Искусство всюду вокруг нас»: учебник для 3 класса Настоящий курс рассчитан на 34 часа школьных занятий. 1 час в неделю.

Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства. В программу включены экскурсии, беседы, посещение выставок.

№ п/п

Тема урока

Дидактическая модель обучения

Дата

план.

Дата

фак.

Цель урока ,

вид деятельности

Планируемые результаты

Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация

Индивидуальная, групповая, парная

Личностные Познавательные

УУД УУД

Коммуникативные Регулятивные

УУД УУД

Раздел № 1. Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме. - 8 часов.

1

Осенний вернисаж

02.09.

Учить рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки; способствовать воспитанию у них любви и интереса к изобразительной деятельности.

Закрепление с учащимися приемов рисования кистью.

-Знать понятия «цвет, нюанс и контраст»

-Уметь создавать собственную композицию

-Знать понятия «натюрморт», «свет и форма»
-Уметь экспериментиро

вать с цветом
-Уметь читать композиционные схемы

2

Красота букетов из Жостова. Твоя посуда

09.09.

Ознакомить детей с предметами, которые постоянно используются в доме, - посудой (ее формой, декором, силуэтом); определить зависимость формы и декора от назначения посуды; развивать художественный вкус; ознакомить с одним из художественных промыслом - «жостовским».

Уч-ся должны формировать понятия об орнаменте и его элементах; развивать образные представления, навыки деления на равные части.

-Знать понятие «русские лаки»

-Знать этапы послойного Жостовского письма

-Уметь создавать собственную композицию

-Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи

3

Мамин платок

16.09.

Познакомить с работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаменов; определить, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

Уч-ся должны воспитывать художественный вкус; развивать творческие способности, изобразительные навыки.

Познакомиться работой художника по тканям - художника декоративно-прикладного искусства, с принципами росписи платков (симметричная, асимметричная), видами орнаментов; определять, какие платки носят молодые и пожилые женщины, какие на праздник, а какие в будни.

4

Обои и шторы в твоем доме

23.09.

Обратить внимание детей на связь цвета и настроения, на роль цвета в интерьере, необходимость учета его воздействия на восприятие человека (яркий и веселый - для детской комнаты, столовой; строгий - для кабинета).

Уч-ся должны овладеть способом «набивки» по шаблону, трафарету.

Уметь: разработать эскиз обоев для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением (детская, спальня).

5

Твои игрушки (озорной товар)

30.09.

Дать начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства дымковские, богородские, каргопольские, филимоновские игрушки. Использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков; развивать творческие способности детей.

Уч-ся должны творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи.

-Уметь выполнять зарисовки народных деревянных игрушек

Знать образцы игрушек Дымково, Филимонова, Хохломы, Гжели. Матрешка.

6

Декоративная закладка.

07.10.

Познакомит с цветным кругом, контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; дать представление об элементах орнамента, его видах;

Знать отличие литографии от линогравюры. Уметь выполнить эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам) самостоятельно.

Знать виды графических работ.

Уметь выполнить простую графическую работу.

7

Иллюстрация твоей книжки

14.10.

Показать детям все многообразие форм и видов книг, их конструкции (книжки - раскладущки, гармошки); объяснить несколько трактовок одного и того же сюжета разными художниками-иллюстраторами, обратив внимание на разные выразительные решения иллюстраций одного и того же произведения разными художниками.

Уч-ся должны иметь представление о роли обложки, ее отличии от иллюстраций.


Знать: термин «книжная иллюстрация».

Уметь: конструировать из бумаги макеты детских книжек, использовать художественные материалы (гуашь, фломастеры).

8

Иллюстрирование русских народных потешек. Обобщающий урок четверти.

21.10.

Обобщить знания детей о дымковской игрушкеи дать представление о русской потешке; ознакомить с понятием «фриз»; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

Уч-ся должны научиться выполнять иллюстрации к русским потешкам и изготовить книжку-раскладушку.

Уметьь рисовать по памяти, передавать впечатления, полученные в жизни; развивать воображение, творческую фантазию, глазомер, графические навыки;

Искусство на улицах твоего города. - 7 часов.

9

Букет цветов

28.10.

Дать представление об искусстве составления букетов и ознакомить с иллюстрациями с изображением цветов; выполнить совместную работу по теме урока; развивать творческие способности и эстетический вкус; воспитывать чувство прекрасного и умение восхищаться окружающим миром.

Уч-ся должны формировать умения использовать выразительные средства в изображении предметов.

Уметь подбирать правильную цветовую гамму букета,

10

Декор русской избы. В мире народного зодчества

11.11.

Рассказать об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида изобразительного искусства и формах (объемной и плоской); формировать навыкивладения графическими материалами; учить рисовать по представлению; развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности.

Уч-ся должны учиться выполнять в своих работах постоянного соотношения размеров и цвета изображаемых деталей.

-Знать понятия «причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупен»

-Уметь выполнять эскиз полотенца

-Уметь создаватьсвой терем для сказочных героев

11

Транспорт в городе

18.11.

Познакомить с городским транспортом, машинами; учить анализировать формы сложного объекта (техники) до простейших форм, его составляющих; дать представление о синтезе постройки, изображения, украшения в работе художника-дизайнера; развивать у детей фантазию.

Уч-ся должны учиться умению рисовать сложный объект по уменьшенной модели.

Знать разные виды транспорта.

Уметь

выполнять моделированиефантастических машин, применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

12

Парки, скверы, бульвары, города

25.11.

Познакомить с планированием и созданием парков; дать представление об эмоционально-образном характере парков разного назначения; ознакомить с составляющими парка по плану: дорожки, деревья, газоны, клумбы, фонтаны, памятники, ограды, мостики,ворота, фонари; развивать воображение детей, творческую фантазию, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость.

Знать, что такое ландшафтная архитектура, что работа художника-архитектора - работа целого коллектива.

Уметь изобразить детскую площадку или «бульвар раздумий»

Уметь работать с бумагой (складывание в несколько слоев, прорезание ажурных узоров).

Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги в объеме.

13

Витрины магазинов

02.12.

ознакомить с разнообразием декоративно оформленных витрин магазинов на улицах городами ролью художника-дизайнера в городской среде; дать представление о соответствии художественного вкуса и стиля в оформлении витрин профилю магазина, облику здания, улицы.

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные по назначению витрины и оформлению.

.Знать о роли художника в создании облика города.

Уметь составить проект оформления витрины.

14

Образ театрального героя. Эскиз куклы

09.12.

Познакомить с кукольным театром, работой художника в нем; дать представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.

Уч-ся учится рисовать по представлению и фантазии.

Познакомиться кукольным театром, работой художника в нем; иметь представление о кукле - маске актера, помогающей выражать задуманный образ, о спектакле как зрелище, созданном творческим коллективом театра, о главном его назначении.

15

Наследие предков: памятники архитектуры.

16.12.

Знать основные памятники города, места ихнахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн

Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников.

Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею

Знать основные памятники села, места их нахождения.

Уметь изобразить один из памятников.

Художник и зрелище. - 11 часов.

16

Образ театрального героя. Силуэт загадка

23.12.

Познакомить с театром кукол (одной из разновидностей театра), который существует с давних времен у всех народов мира, теневым театром; овладеть графическими материалами.

Уч-ся должны учиться умению определять персонажи по силуэтному профилю.

Иметь представление об истоках театра; понятие о карнавальных древних ритуалах; рассказаыватьь о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержаниеспектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;

17

Театр кукол (голова и костюм куклы)

13.01.

Систематизировать знания: о работе художникав театре, разнообразии его профессий (гример, костюмер, сценограф, осветитель); развивать воображение, творческую фантазию детей, глазомер; воспитывать трудолюбие, усидчивость, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.

Знать, что такое перчаточная кукла.

Уметь изготовить голову перчаточной кукле.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра, виды кукол.

Уметь выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

18

Карнавальные маски

20.01.

Дать представление об истоках театра; датьпонятие о карнавальных древних ритуалах; рассказать о специфике работы художника в театре - помочь актеру раскрыть содержаниеспектакля; показать на примерах усиление эмоционального состояния в маске - контрастность, яркую декоративность;

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маски (трагические и комические) из бумаги.

19

Театральный занавес

27.01.

Дать общие сведения о кукольном театре, оспособах изготовления кукол; рассказать о работе художника в театре (художник-костюмер, художник-гример, художник-сценограф); ввести элементы и приемы эмоциональной разрядки; воспитывать взаимную вежливость, дисциплину; прививать аккуратность.

Знать устройство театра.

Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра.

Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного.

Уметь изобразить эскиз театрального занавеса.

20

Сувенирная кукла

03.02.

Познакомить с традиционными русскими игрушками, с символикой их образов; развивать творческие способности, художественную и общую культуру, наблюдательность, зрительную память.

Уч-ся продолжают учиться рисовать по памяти и воображению.

Понимать, что такое сувенирная кукла, знать её назначение.

21

Парад военной техники (к 23 февраля)

10.02

Выполнение групповой работы по оформлению праздничной газеты и открыток.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.

Представить свою работу на выстаку к 23 февраля

22

Афиша, плакат к спектаклю

17.02.

Познакомить с плакатом как видом графики и сработой художника-графика в жанре афишного плаката; объяснить возможности использования художественных средств выразительности для создания своего варианта плаката.

Уч-ся должны учиться понимать назначение, художественный язык плаката;

понимать значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише.

Знать о назначении афиши.

Уметь создать эскиз афиши к спектаклю.

23

Цирковое представление. Художник и цирк

24.02.

Познакомить с элементами оформления зрелища, созданными художником в цирке (костюмы, грим, детали общего оформления); развивать у детей творческое воображение и пространственное представление, умение передавать смысловую связь между предметами и пространственные отношениямежду ними; формировать умение компоновать целую группу людей, связанных единым сюжетом

Знать истоки циркового искусства.

Уметь изобразить сцену циркового представления с животными.

Знать различные виды циркового искусства.

Уметь создать аппликацию на тему циркового представления.

24

Открытка для мамы (к 8 марта).

02.03.

Уч-ся должны развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы.

Уметь выполнить эскиз открытки самостоятельно, используя различные художественные техники и материалы.

25

Музей искусств (интерьер музея)

09.03.

Познакомить с некоторыми музеями искусств, их архитектурой, интерьером залов, расположением экспонатов, с видами музеев; продолжить работу по овладению навыками рисования по представлению и по памяти;воспитывать чувство гордости за национальные произведения искусства и бережное отношение к ним.

Развитие художественно-эстетического вкуса учащихся на основе духовных ценностей русского народа.

Уметь выразить свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

26

Народные мастера: хохломская роспись. Обобщающий урок четверти.

16.03.

Обобщить знания детей о хохломской росписи идать представление об основных элементах орнамента; развивать творческие способности и умение работать в коллективе; формировать интерес к изобразительному искусству.

Уч-ся должны научиться выполнять орнамент в традициях мастеров Хохломы.

Знать, чем отличается Гжель, от Хохломы (цвета).

Художник и музей. - 9 часов.

27

Натюрморт. В музеях хранятся картины натюрморты

30.03.

Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт); ознакомить с сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирования деталей; развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности; развивать умение рисовать с натуры или по представлению.

Уч-ся должны формировать графические навыки в изображении объемных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «теплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности, верной передачи особенностей натуры.

Знать, что такое натюрморт, основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы; передавать в тематических рисунках пространственные отношения; правильно разводить и смешивать акварельные или гуашевые краски

28

Красота российских далей. Картины - пейзажи.

06.04.

Ознакомить с жанром живописи - пейзажем, его разновидностями, законами композиции; обобщить впечатления учащихся от экскурсий по родному городу, селу; учить строить пейзажное пространство с учетом знаний элементов перспективы и законов композиции; совершенствовать изобразительные навыки, тренировать зрительную память, глазомер.

Уч-ся должны учиться изображать природу в различных состояниях.

Знать, что такое пейзаж, о роли цвета

в пейзаже.

Уметь изображать природу в разных состояниях; выполнять коллективную творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы, передавать в рисунках пространственные отношения.

29

Портрет друга. Картины- портреты.

13.04.

Ознакомить с жанром портрета, его разновидностями, с творчеством отдельных художников-портретистов, с изображением человека в жанровых, исторических картинах; рассказать о парадном портрете как разновидности жанра, применении парадного портрета в разные исторические периоды; развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение, художественный вкус.

Уч-ся должны показать отражение пропорций и мимики лица в портрете.

Знать, что такое портрет,

основные жанры произведений изобразительного искусства.

Уметь изображать образ человека и его характер, используя цвет; выполнять творческую работу; самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

30

Скульптуры известных мастеров

20.04.

Расширить представления о работе скульптора;развивать умение уловить пластику человеческого тела в объеме, компоновать части в единое целое; формировать умение смотреть с разных точек зрения на скульптур

Знать разнообразие материалов, особенности парковой скульптуры.

Уметь лепить фигуру человека или животного в движении.

Уметь передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела.

31

Музеи архитектуры

27.04.

Систематизировать знания об архитектуре, музеях; дать понятия «гармония» и «агрессивность» архитектуры; формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительную память и художественное воображение.

Закреплять у уч-ся рисование по памяти и воображению.

Представить творческую презентацию по теме, выбранной группой

32

Лоскутный коврик. Коллаж.

04.05.

Познакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеями декоративно-прикладного искусства народов Севера, их экспозицией; расширять кругозор детей о художественных народных промыслах, народных умельцах.

Уч-ся должны развивать образное воображение, художественный вкус.

Знать понятие «орнамент».Уметь: в доступной форме подчеркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей.

33

Музеи народного искусства

11.05.

Ознакомить с одной из разновидностей художественных музеев - музеем декоративно-прикладного искусства гжели, их экспозицией; расширять кругозор о художественных народных промыслах, народных умельцах.

Уч-ся должны развиватьглазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус.

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства; ведущие художественные музеи России.

Уметь высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства.

34

Картины исторические и бытовые.

Художественная выставка. Обобщающий урок года.

18.05.

Обобщить темы четверти, сделать вывод о том. что музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих предков для нас;формировать понятие о важноти музеев как хранилищ культурного наследия человечества.

Знать понятие выставка, формировать умения рисовать по представлению, анализировать и преображать форму; развивать зрительнуюпамять и художественное воображение.

Уч-ся должны сделать выводы по пройденным темам учебного года.

Знать, что такое выставка.

Уметь готовить лучшие работы к выставке.

Уметь использовать художественные материалы; высказывать простейшие суждения о картинах; передавать свои наблюдения и переживания в рисунке; передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Программа выполнена в полном объеме 34 часа, в связи с этим необходимо выполнить корректировку расписания 25.05.16г.



© 2010-2022