Рабочая программа по внеурочной деятельности Художественное творчество

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности « Художественное творчество» для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы курса «Художественное творчество» Н, А, Цирулик, Т. Н. Просняковой.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают задачи художественного воспитания, развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы «Художественное творчество» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиции своего и других народов;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда);
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
  • ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов).
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников сказано: «Если гражданин лишён духовно-нравственных основ уже потому, что никто их в нем не воспитывал, то и законы исполняться не будут». Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических, эстетических знаний, трудовых умений и навыков в программе «Художественное творчество» выделены приоритетные направления:
  • интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
  • формирование информационной грамотности современного школьника;
  • развитие коммуникативной компетентности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • использование знаково-символических средств, представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие обучающихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусмотрены тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира). Данная программа ориентирует на уровень ближайшего развития детей, способствует освоению школьниками как опорного учебного материала (исполнительская компетентность), так и выполнению заданий повышенной сложности в режиме дифференциации требований к обучающимся. Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, в программе «Художественное творчество» предусмотрено большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время. В программе уделено внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала. Передача учебной информации различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса содержит задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники. Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире. Значительное внимание уделяться повышению мотивации. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий Задача занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого обучающегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы. Интеграция предметных областей необходима для формирования целостной картины мира. Новый образовательный стандарт позиционирует технологию, как комплексный интегративный учебный предмет, осуществляющий реальное взаимодействие, практически, со всеми предметам - с математикой, окружающим миром, русским языком, литературным чтением и изобразительным искусством. В данной программе предусмотрены линии взаимосвязи с данными курсами на разных уровнях - создание образов живой природы, ознакомление с их основными особенностями, с интересными фактами. Математический анализ необходим для расчётов, вычислений, построения чертежей. При создании художественных образов необходимо использовать те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО. Задания предполагают разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах и больших группах, коллективный творческий проект, коллективные игры.

Данная программа позволяет решить ряд дидактических и развивающих задач:

Развивающие:

  • Развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность учащихся к самоутверждению через труд.

  • Выявлять и развивать индивидуальные способности учащихся.

  • Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • Развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Обучающие:

  • Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • Обучение различным приемам работы с бумагой.

  • Применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства и других, для создания композиций.

  • Учить изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала.

  • Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

Воспитательные:


  • Формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию, воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.

  • Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

  • Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

  • Расширение коммуникативных способностей детей.

  • Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.

Формы и методы обучения В процессе занятий используют различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
• репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
• частично-поисковый ( участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с учителем)

исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный
• групповой - организация работы в группах

Дети самостоятельно выбирают не только вариант работы, но и способ её выполнения: путём эксперимента, по схеме или по выкройке. Дети учатся самостоятельно оценивать свои действия по различным показателям: чувства, которые вызывает работа, количество изделий, новые идеи (творчество), аккуратность, способ действия, сложность, композиция. Занимаясь самоанализом, дети глубже осознают процесс учения. Все виды работ можно выполнять как индивидуально, так и коллективно. Выполнение заданий направлено на отработку основных операционных навыков - вырезание, складывание, гофрирование, надрезание, склеивание и проч. Развивается мелкая моторика руки и, как следствие, улучшается письмо, чтение и речь.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Содержание программы представлено на 68 часов - 2 часа в неделю.

Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Аппликация и моделирование (10 часов)

Аппликация: Аппликация по образцу и составление собственных композиций. Аппликация из простейших геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал. Вырезание и вырывание фигур из бумаги. Составление мозаики.

Объемная аппликация Составление композиций из моделей оригами на основе базовых форм. Цветы из бумаги. Составление букетов и цветочных композиций. Изготовление рамки из чертежной бумаги для оформления изделий.

Виды работ из бумаги и картона. Свойства бумаги: (легко режется, мнется, хорошо склеивается.) Художественные приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги сложенной гармошкой, срезать ненужные части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.

О гофрированной бумаге. Основные приемы работы. Изготовление поделок. Техника изготовления из гофрированной бумаги. Работа с пластическими материалами (10 часов)

Изготовление плоских и объемных изделий путем переплетения полосок бумаги. Плетение из газетной бумаги. Плетеные вазы. Оплетение предметов. Покраска готового изделия.

Тесто и пластилин - прекрасные пластические материалы, позволяющие

учащимся лепить объемные предметы. Обучение приемам наблюдения натуры, приемам лепки из целого куска, приемам лепки процарапыванием, рельефной лепки. Секреты бумажного творчества (19 часов) Обрывная аппликация. Скручивание в жгут. Скатывание в комок. Моделирование из полос. Изготовление сюжетных композиций.

Модульное оригами (16 часов) Термины, принятые в оригами. Приемы складывания. Условные обозначения, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги. Понятие «базовой формы». Изучение видов базовых форм, складывание изделий на их основе. Виды складок. Работа с инструкционными картами, демонстрирующими процесс складывания.

Изготовление модулей разных видов. Технология соединения модулей. Сборка изделий и составление композиций. Комбинирование модулей.


Планируемые результаты изучения программы

В результате обучения по данной программе учащиеся:

  • научатся различным приемам работы с бумагой;

  • будут знать основные геометрические понятия;

  • научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

  • Создавать изделия пользуясь инструкционными картами и схемами;

  • будут создавать композиции из бумаги;

  • разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности, фантазию;

  • познакомятся с разными видами работы с бумагой;

  • овладеют навыками культуры труда;

  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.


Первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни Ребенок учится работать руками, учится оценивать результат труда, чувствует себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, умеет оценить труд коллектива и чувствует потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

Второй уровень - формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Требования к прогнозируемым результатам зависят от этапа развития творческой личности, ориентированной на культурные ценности. Развивается художественный, эстетиче­ский вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и, что самое главное, творить эту красоту своими руками.

Третий уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим, подчиняя собственные интересы задачам коллектива, а также культуры поведения в коллективе, оказывают помощь младшим воспитанникам. Учащийся владеет практическими навыками и умениями, которые позволяют уму быть социально защищенным в обществе, применять свое ремесло в течении всей своей жизни.

Для решения образовательных задач программы необходим комплекс, включающий методы, приемы, содержание, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успеха творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успеха творческой деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру

необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

- устанавливать аналогии;

- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской

задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность

  • развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
  • расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
  • познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;
  • формировать систему универсальных учебных действий;
  • формировать навыки работы с информацией.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

1.

Аппликация и моделирование

23

2.

Работа с пластическими материалами

10

3.

Секреты бумажного творчества

19

4.

Модульное оригами

16


ИТОГО:

68

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

Корректировка

даты

Теория

Практика





Раздел 1.

Аппликация и моделирование. 23 часа





1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе. Из истории аппликации.

1




2

Аппликация из птичьих перьев


1



3

Аппликация из кружев



1



4

Аппликация из накрахмаленной ткани.



1



5

Из истории оригами.

1




6

Складывание из квадрата.


1



7

Композиция к стихотворению К. Чуковского «Путаница».


1



8

Оригами. Складываем из ткани.


1



9

Изделие» Салфетка для праздничного стола».


1



10

Мозаика из ватных комочков. Изделие «Ягода-малина».


1



11

Мозаика из ватных комочков. Изделие «Барашек».


1



12

Прорезная аппликация


1



13


Гофрированные цепочки


1



14

Объемная мозаика из газетных комочков. Изделие « Филин».


1



15

Складывание приёмом гофрирования деталей в форме круга, овала, квадрата. Изделие «Бабочка».


1



16

Складывание гармошкой



1



17

Выпуклая мозаика из плотной бумаги


1



18

Моделирование из картона. Рамочка



1



19

Моделирование объёмного изделия из гофрокартона


1



20

Моделирование из гофрированной бумаги


1



21

Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки.


1



22

Многослойное торцевание на плоскости.


1



23

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги










Раздел 2.

Работа с пластическими материалами. 10 часов



1



24

Из истории лепки. Рисунок на пластилине «Аквариум»


1



25

Раскатывание пластилина.


1



26

Обрубовка пластилина. Изделие «Цветок».


1



27

Выпуклая аппликация из пластилина. Изделие « Робот».


1



28

Выпуклая аппликация из пластилина. Изделие « Цветок».


1



29

Торцевание на пластилине.


1



30

Пластилиновая живопись.


1



31

Сграффито.


1



32

Коллективная работа по изготовлению изделия « Древний мир».


1



33

Разрезание слоёного пластилина.


1



34

Лепка из соленого теста.


1



35

Пластический способ лепки из солёного теста. Изделие «Собачка».



1




Раздел 3.

Секреты бумажного творчества.

19 часов.





36

Обрывная аппликация.

Изделие « Забавные животные».


1



37

Скручивание в жгут. Аппликации.


1



38

Скатывание в комок. Мозаика.


1



39

Гофрированный конструктор.


1



40

Моделирование из полос.



1



41

Плетение из бумаги. Аппликация.


1



42

Аппликация из скрученной бумаги.


1



43

Жгутики из бумаги.


1



44

Мозаика из объёмных деталей оригами. Коллективная работа


1



45

Коллективная работа « Дерево настроения»


1



46

Мозаика из плоских деталей оригами.


1



47

Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости.


1



48

Объёмная композиция. Коллективная работа из деталей оригами.


1



49

Оригами из кругов.



1



50

Оригами из кругов. Изделие « Филин на ветке».


1



51

Соединение различных техник в одной работе.


1



52

Выставка поделок «На суше, на воздухе».


1





Раздел 4.

Модульное оригами.

16 часов. «Забавные фигурки. Модульное оригами».






53

Понятие о модульном оригами.

1




54

Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу.


1



55

Объёмные цветы из модуля «Трилистник».


1



56

Объёмные цветы из модуля «Трилистник».


1



57

Треугольный модуль оригами. Сказочные образы


1



58

Оригами. Модульная змея.


1



59

Треугольный модуль. Лебедь.


1



60

Игрушки объёмной формы. Изделие « Медвежонок».


1



61

Игрушки объёмной формы. Изделие « Птичка».


1



62

Художественные образы объёмной формы.

1




63

Объемная форма « Ночь. Домик в лесу».


1



64

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа.


1



65

Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа.


1



66

Изготовление открытки в технике модульного оригами.


1



67

Подготовка к уроку-празднику.


1



68

Урок-праздник по художественному творчеству.


1













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

.

1. «Уроки творчества», Н.А.Цирулик, Т.Н.Проснякова. Учебник для 2 класса.

2. «Волшебные секреты», Т.Н. Проснякова. Рабочая тетрадь для 2 класса.

3. Методические рекомендации для учителя. 2 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А.Мухина.

4 С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

5. Т.Н. Проснякова Творческая мастерская - Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.

6. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги-Ярославль: Академия развития, 2006.

Мультимедийный проектор, ПК.





© 2010-2022