- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательский проект по ОРКСЭ на тему Священники в годы Великой Отечественной Войны 4 класс
Исследовательский проект по ОРКСЭ на тему Священники в годы Великой Отечественной Войны 4 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Башкирова О.Н. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конкурс проектов
учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Основы православной культуры
Номинация конкурса: исследовательский проект
Священники в годы
Великой Отечественной войны
Автор: Попов Максим
НОУ «Нефтеюганская православная гимназия»
4 класс
Руководитель:
Башкирова О.Н.
2015 год Я люблю читать. И очень много прочитал об истории Государства Российского. Во время Первой мировой войны, все случаи, свидетельствующие о помощи Божией русским воинам, подробно документировались военным духовенством. В Великую Отечественную войну полковых священников и флотского духовенства просто не существовало. И мне захотелось узнать о роли священников в великой победе.
Цель:показать подвиг русского духовенства в годы Великой Отечественной войны
Задачи:
-
Изучить свидетельства очевидцев, опубликованные в различных православных, а иногда и светских изданиях.
-
Рассмотреть положение церкви накануне войны.
-
Проследить, какова была реакция русской православной церкви на начало военных действий.
-
Найти примеры участия духовенства в военных событиях.
-
Разработать бюллетень для опроса гимназистов.
-
Выяснить, что знают учащиеся православной гимназии о роли священников в деле победы.
-
Рассказать о помощи священников на фронте, в тылу и на оккупированной территории.
Своё исследование я начал с изучения свидетельств очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну. Умолчать о том, что происходило с людьми в духовном плане нельзя. Чтобы сегодня, в период открытой духовной агрессии против России, ясно глядеть вперёд, надо уметь, анализировать то время - время высшего напряжения всех сил народа и, прежде всего, его духовных сил. Для анализа нужны достоверные, не выдуманные знания происходившего. Что помогло выстоять России в той войне, сохранить и возродить веру православную - разве не мужество воинов, пролитая кровь защитников Отечества, подвиг народа в тылу,отвага партизан? Их подвиг бессмертен, в том не может быть никаких сомнений. Преклоним головы наши перед вечной памятью всех павших в той войне за землю русскую. Надо лишь помнить, что во всех многочисленных войнах России против захватчиков за свободу во все века русские люди всегда молитвенно обращались за помощью к Богу. Чьим заступничеством была семьдесят лет назад спасена Россия? Кто, где и как молился в то время за наше Отечество? Изучая свидетельства и рассказы очевидцев, я понял непреложный закон бытия нашего народа. А он состоит в том, что за преступления против Закона Божия грядёт неминуемая кара, за покаяние и обращение вновь к Богу - помилование и процветание. В своей работе я представлю исторические свидетельства которые произвели на меня сильное впечатление.
Русская православная церковь накануне Великой Отечественной войны. [4] Отход от Православия в России начался еще задолго до революции 1917 года. Святитель Феофан Затворник одним из первых сред духовных пастырей России с глубочайшей скорбью отмечал ещё во второй половине 19 века отпадение русских людей от веры отцов и отравление их душ материализмом, неверием и безбожием. В одном из своих писем он писал: [1] «…Матерь Божия отвратилась от нас: ради Ея и Сын Божий, а Его ради, Бог Отец и Дух Божий. Кто же за нас, когда Бог против нас?! Увы!!» Но все же Пречистая Матерь Божия не до конца отняла за богоотступничество у русского народа от него чудесный покров Свой. В день подписания Императором Николаем II текста отречения чудесно явилась в селе Коломенском икона Божией Матери «Державная». На ней Царица небесная держит в одной руке скипетр, а в другой - державу. Считается, что Богородица Сама взяла в Свои руки верховную царскую власть в России, когда обезумевшие русские люди отвергли своего Государя - помазанника Божия. Гонения на Русскую Православную Церковь к 1941 году достигли таких масштабов, что само её существование казалось проблематичным. [2]Наиболее масштабная волна закрытия молитвенных зданий и гонений на духовенство всех исповеданий пришлась на 1937-1941 года. Так, в 1937 году были арестованы 136 900 православных священно- и церковнослужителей, из них расстреляны 85 300; в 1938 году арестованы 28 300 клириков, расстреляны - 21 500; в 1939 году арестованы 1500 представителей православного духовенства, расстреляны - 900; в 1940 году арестованы 5100 клириков, расстреляны - 1100; в 1941 году арестованы 4 тысячи священно- и церковнослужителей, расстреляны 1900. Только в 1937 году было закрыто более 8 тысяч православных храмов, ликвидировано 70 епархий и викарств, расстреляны около 60 архиереев. В РСФСР к 1940 году было зарегистрировано 950 общин, однако реально действовали около 100 храмов, находившихся в основном в крупных городах. Русская православная церковь в начале Великой Отечественной войны. [3] "Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря (Валаам в то время принадлежал Финляндии) было три видения во время службы в храме: 1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию". 2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию". 3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...". Когда началась Великая Отечественная война, Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи России. Очень немного истинных друзей оставалось у нашей страны тогда. Были великие молитвенники и на Руси, такие, как иеросхимонах Серафим Вырицкий. Тысячу дней и ночей стоял он на молитве о спасении страны и народа России в тяжелейшие годы, когда страну терзали враги. Но Промыслом Божиим для изъявления воли Божией и определения судьбы страны и народа России был избран друг и молитвенник за нее из братской Церкви - Митрополит гор Ливанских Илия (Антиохийский Патриархат). Он знал, что значит Россия для мира; знал, и поэтому всегда молился о спасении страны Российской, о просветлении народа. После обращения Александра III Митрополит Илия стал еще горячее всем сердцем молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.
- "Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и тюрем, должны начать служить.
- Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда, - сдавать нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город.
- Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России.
- Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена".
Участие церкви в Великой Отечественной войне. Проявления патриотической деятельности Русской Церкви в годы Великой Отечественной войны были очень многообразны.
- Священники в рядах красной армии.
- Участие священнослужителей в партизанском движении.
- Молитвенный подвиг русской православной церкви.
Рассмотревсвидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну я решил выяснить, что знаютучащиеся НОУ «Нефтеюганская православная гимназия» об участии русской православной церкви в Великой Отечественной войне. С этой целью я провел анкетирование по следующим вопросам:
-
Знаете ли вы о роли церкви в годы Великой Отечественной войны?
-
Знаете ли вы по именам и фамилиям священников участвовавших в Великой Отечественной войне?
- Знаете ли вы случаи помощи Божией Матери солдатам в сражениях и битвах в годы Великой Отечественной войны?
Мною были опрошены 46 учеников НОУ «Нефтеюганская православная гимназия». Опрос показал, что 57 % читали о роли церкви в годы Великой Отечественной войны. Однако 57% опрошенных не знают о священниках, которые воевали, а 28% хотели бы узнать больше.
Я подумал, что можно исправить сложившуюся ситуацию и показать ученикам гимназии подвиг русского духовенства в годы Великой Отечественной войны. Я показал презентацию и рассказал о помощи священников на фронте, в тылу и на оккупированной территории в годы Великой Отечественной войны. И еще раз обратился к учащимся гимназии с вопросом: «Знаете ли вы по именам и фамилиям священников участвовавших в Великой Отечественной войне и о их помощи в деле победы?»
Многие клирики Русской православной церкви в годы войны получили государственные награды. Но среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть имена, которые остались безвестными.
Хочется верить, что совместными трудами историков, краеведов, журналистов со временем удастся восстановить имена всех служителей Церкви и мирян - тех, кто в тяжелейшие военные годы трудился для Победы.
Список литературы: 1. Феофан Затворник. Собрание писем. Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. М. 1900. Вып. 7. С.206. Письмо №1182.
2.Дамаскин (Орловский), игум. Гонения на Русскую Православную Церковь в советский период.
3.Протоиерей Василий Швец. Отрывок из публикации "Чудеса от Казанской Иконы Божией Матери". Опубликовано в книге "Россия перед вторым
пришествием".
4.Спаси и сохрани. Свидетельства очевидцев о милости и помощи Божией России в Великую Отечественную войну.-М.: «Ковчег», 2005. - 320 с.